Технологическая карта: «Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями».
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Цель - Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся при закреплении приёмов письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

«Математика»

Учитель

Фёдорова Елена Владимировна

Образовательное учреждение

МОУ «СОШ № 9», город Воскресенск, Московская область

Класс

4 «А»

Тема II триместра:

«Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение)»

Тема урока

«Письменные приёмы умножения на числа, оканчивающиеся нулями»

Место данного урока в учебном плане

11-й урок по теме

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Технология построения урока

  1. 1) Организационный этап: создание учебно-игровой ситуации, проведение инструктажа, распределение ролей.
  2. 2) Самоопределение к деятельности.
  3. 3) Актуализация знания: совершенствование навыков табличного и внетабличного деления и умножения.

4) Практическая деятельность учащихся.

5) Физкультминутка.

6) Продолжение практической деятельности учащихся.

7) Рефлексия (самооценка)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Подведение итогов урока.

Цель урока

Создание условий для проявления познавательной активности и развития творческой индивидуальности обучающихся при закреплении приёмов письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями.

Задачи урока

  1. Личностные: воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к выполняемой работе, умение оценивать свой труд, воспитывать активную личность.
  2. Предметные: закрепить знания  письменного приёма умножения на числа, оканчивающиеся нулями; углублять знания детей в выбранной предметной области; формировать информационную культуру учащихся; развивать правильную математическую речь, творческие способности, логическое мышление учащихся; развивать познавательные процессы.
  3. Метапредметные:

Познавательные: поддерживать научно-исследовательский интерес; учить использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач; учить осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; учить осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме;

Регулятивные: учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; учить самостоятельному учёту выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале; обучать навыкам самоконтроля, самооценке; научить учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Основные термины и понятия

Умножение, деление, скорость, время, расстояние.

Форма проведения

Клуб “Интеллектуальная академия”, участники которого – ученики, 2 команд:  “умники” (мальчики) и “умницы” (девочки), профессор академии – учитель (Умнейшая Елена Владимировна).

Планируемые результаты

Личностные УУД: формирование устойчивого познавательного интереса к предмету; способности  к организации самостоятельной учебной деятельности, адекватного понимания причин успешности или не успешности в своей оценке.

Регулятивные УУД: постановка учащимися учебной задачи, использование на уроке уже известных способов действия и имеющихся знаний, оценка результатов своей работы, самопроверка.

Коммуникативные УУД: умение работать в паре,  группе, согласованно выполнять совместную деятельность, взаимный контроль, выражать в речи свои мысли и чувства.

Познавательные УУД: строить логические рассуждения;

произвольно и осознанно владеть общими умениями (решение примеров, задач).

Материалы и инструменты

2 таблицы с числовыми результатами;

конверт с карточками по количеству детей, на лицевой стороне которых часть рисунка, а на обороте – пример;

памятки “Правила работы в группах”;

карточки с логическими задачами.

Приемы и методы

Активное восприятие, творческая деятельность; метод мотивации учебно – познавательной деятельности: контроля и самоконтроля, практический; метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся; метод стимулирования и мотивации; методы проблемного обучения: частично – поисковый, исследовательский метод.

Ожидаемый результат

Предметные:

В конце урока ученики:

1.Знают алгоритм письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

2.Умеют письменно умножать на числа, которые оканчиваются нулями.

Метапредметны

1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Используемые современные технологии

  1. Информационные и  коммуникативные технологии.
  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся).
  3. Здоровьесберегающие технологии.
  4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа) .
  5. Технология развития критического мышления (маркировочная таблица).
  6. Технология игрового обучения.

УМК

«Школа России»

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая.

Межпредметные связи

Русский язык

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска.
  2. Мультимедийная презентация «Интеллектуальная академия».
  3. Для каждого ученика: бейджи с надписями “умник” (по количеству мальчиков) и “умница” (по количеству девочек), 2 буквы “У” (умник) – красная и синяя.
  4. Диплом для награждения.
  5. Для учителя: бейдж с надписью “Елена Владимировна”.
  6. На двери класса надпись “Интеллектуальная академия” из разрезных букв.
  7. Карточки с названиями команд “умники”, “умницы”.

Интернет ресурсы

Сеть творческих учителей, сообщество  - ИКТ  в начальной  школе,  «Электронные физкультминутки», автор физкультминутки для глаз  - Галкина И.А. учитель начальных классов, Арзамасский район, Нижегородской области.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1) Организационный этап: создание учебно-игровой ситуации, проведение инструктажа, распределение ролей.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 1 («Интеллектуальная академия»)

- Мне очень приятно приветствовать каждого из вас в клубе “Интеллектуальная академия”. Сегодня на уроке я предлагаю вам проверить свои математические способности, проявить всю смекалку, рассудительность, доказав самим себе, что вы достойны быть приняты в “Интеллектуальную академию” и получить гордое звание академиков. Вы согласны попробовать свои силы в испытаниях, которые для вас уготованы?

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 2

- Девиз урока:

Смело иди вперёд,

Не стой на месте,

Чего не сделает один,

Сделаем вместе!

- Для того чтобы нам пройти все испытания, мы разделимся на две команды.

- А теперь, будущие академики, получите свои опознавательные знаки.

- Теперь займите свои места, согласно таблицам на столах («Умники», «Умницы»).

- Давайте вспомним правила работы в группах. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 3 (Правила работы в группе)

(Входя в класс, дети замечают на двери надпись “Интеллектуальная академия”).

(Стоят полукругом.

Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог).

- Да.

(Читают девиз вместе с учителем)

(Учащиеся делятся на две команды: мальчики и девочки).

(Учащиеся получают бейджики  “умник” — для мальчиков и “умница” — для девочек).

(Учащиеся занимают места, согласно таблицам  с надписью).

(Дети перечисляют известные им правила):

- Уважать позицию товарища.

- Не обижать и не обижаться.

- Слушать и слышать друг друга.

- Участвовать всем.

- Быть внимательным.

- Соблюдать тишину.

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

 - настроить обучающихся на позитивную деятельность.

2) Самоопределение к деятельности: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне.

- Прежде, чем начать нашу игру, мы должны определить тему сегодняшнего нашего заседания.

- Для этого приготовьте карточки.

- Что вы видите на карточках?

- Ваша задача: расставить порядок действий, вычислить результат по действиям, найти букву, с соответствующим результатом.

- Когда вы вычислите все результаты, из букв, лежащих у вас на столе, вы сможете прочитать тему нашего урока.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 4 24 x 20 – 200 : 5 x 6 : 10 –18 x 10 – 100 : 10 x 20 = 76 «Закрепление»).

- И так, тема нашего сегодняшнего заседания «Закрепление».

- Чему мы будем учиться?

(-Числовое выражение на порядок действия).

(Ученики решают всю цепочку примеров и  открывается слово «Закрепление»). 24 x 20 – 200 : 5 x 6 : 10 –18 x 10 – 100 : 10 x 20 = 76.

- Будем учиться закреплять наши знания по теме «Внетабличное умножение и деление».

Личностные:

- самоопределение темы урока.

 - Регулятивные:

 - научить строить речевые высказывания в устной форме;

 - формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.

Коммуникативные:

 - научить формулировать собственное мнение и позицию.

3). Актуализация знания: совершенствование навыков табличного и внетабличного деления и умножения.

- Итак, сейчас вам пригодятся ваши знания таблицы умножения, потому что испытание, с которым вам нужно справиться — это примеры на умножение и деление.

- Инструкция. Обе команды получают конверт, в котором для каждого из вас есть карточка с примером. Вы устно решаете свой пример и выходите к доске, чтобы прикрепить свою карточку к ответу, который необходимо отыскать в таблице. Задание на скорость, выполняем его быстро, правильно и организованно. В результате правильного решения примеров вы сможете узнать названия своих команд. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 5 (Слова: «интеллект» и «логика» с последующим их значением).

- Кто может объяснить лексическое значение названий ваших команд?

(Ученики работают индивидуально. Решают пример,  находят ответ в таблице, выходят к доске и прикрепляют свой пример к найденному в таблице ответу).

(Учащиеся узнают названия своих команд: «Умники» - «Интеллект», «Умницы» - «Логика»).

(Ученики высказывают свои мнения).

Познавательные, коммуникативные, предметные УУД:

 - закрепление навыка логического мышления;

 - проводить сравнение по заданным критериям;

 - освоение способов решения проблем поискового характера;

 - овладение навыком анализа объектов с выделением существенных признаков при работе с текстом;

 - умение работать в группе;

 - самостоятельное создание способов решения проблем;

 - осуществлять анализ учебного материала;

 - овладение навыком работы с источником информации.

4). Практическая деятельность учащихся:

a) самостоятельное решение примеров с объяснением;

b) решение составной задачи в четыре действия;

- Для того чтобы выдержать следующее испытание, нам нужно вспомнить правило умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

- Вам необходимо решить числовые выражения. Верхнюю строку числовых выражений решают умники, а нижнюю – умницы. (В тетрадях).

 НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 6 (Проверка).

- Итог: что важно помнить при решении примеров такого вида?

- Мы продолжаем преодолевать испытания. Вспоминаем, как нужно решать задачи о взаимосвязанных величинах, которые вы назовете, прослушав условие задачи. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 7 (От двух городов, расстояние между которыми 340 км, одновременно навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один из них ехал со скоростью 80 км/, другой – 90 км/ч. Через сколько часов они встретились? Какое расстояние до встречи проехал каждый автомобиль?)

- О каких величинах идет речь в задаче?

- Какого характера представлено движение в задаче?

 - Что нам известно?

- Зная скорость и расстояние что можно узнать?

- Сделайте к задаче чертёж и запишите решение задачи в тетрадях. Два представителя от каждой команды решают задачу у доски, потом сверяем решения.

- Итог: что необходимо знать для того, чтобы не ошибиться при решении задачи о таких величинах, как время, скорость, расстояние?

(Отвечают на вопросы, анализируют, ищут пути решения проблемы,

строят речевые высказывания в устной форме, вспоминают пройденный материал).

(Один представитель от каждой команды объясняет решение любого примера, остальные результаты просто называются).

- Правило умножения на числа, оканчивающиеся нулями и хорошо знать таблицу умножения.

(Работают по содержанию задачи).

- Скорость, время, расстояние.

- Навстречу друг другу.

- Расстояние и скорость.

- Время.

 (Делают чертёж, решение записывают в тетрадь. Проводят самоанализ своей работы).

- Формулы.

Регулятивные УУД:

 - строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

 - овладевать умением прогнозировать свою будущую работу;

- определять последовательность своих действий на уроке;

- воспитание способности высказывать свою точку зрения;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5). Физкультминутка.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 8 (Физминутка).

(Ученики выполняют движения под музыку и образец движений мультипликационных героев).

6). Продолжение практической деятельности учащихся:

c) решение логических задач, их групповое обсуждение;

d) решение примеров с остатком;

 e) решение примеров разного уровня сложности;

- Продолжаем наше заседание.

- Следующее задание: решение задач на логическое мышление.

- Каждой команде я раздам карточки с текстом задачи, а вы группой постараетесь их решить, аргументируя свой ответ. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 8 (Проверка).

- Следующее задание: вспомним деление с остатком.

- А сейчас я предлагаю вам поработать индивидуально: решить примеры, выбрав карточки разного уровня сложности, записывая их в тетрадь, потом сверяем решения. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 9 (Проверка).

(Работают в группе, оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, строят речевые высказывания в устной форме, аргументируют свой ответ).

 

(Умницы решают на стр. 20 - № 8 – 1,2 примеры; а умники № 8 – 3, 4 примеры).

(Учащиеся  выбирают карточки разного уровня сложности, решают примеры, записывая их в тетрадь, сверяют решения.)

Коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД:

- осуществлять отбор необходимой информации, выделять главное;

- работать в группе;

 - осуществлять анализ учебного материала;

 - строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;

 - слушать и понимать речь других; 

 - осуществлять самоконтроль;

 - рационально строить самостоятельную деятельность.

 Личностные УУД:

 - создать условия для формирования логического мышления.

7.  Рефлексия (самооценка).

- Мне бы хотелось знать, как каждый оценивает сегодня свой труд, свои старания.

- Может кто-то считает, что он поработал сегодня очень хорошо, потому что у него замечательное настроение, или потому что задания были несложные, или потому что вам было интересно сегодня.

- А кто-то, возможно, подумает немножко и решит, что сегодня он занимался, не так усердно, как обычно, потому что нет настроения, или слегка болит голова, или задания были сложными.

- У каждого из вас на столе лежат 2 буквы “У” (умник) — красная и синяя. Красная – занимались хорошо, лучше обычного, а синяя – занимались хорошо, но можете гораздо лучше. Поднимите ту букву, на которую вы оцениваете сегодня себя.

(Ученики дают оценку деятельности,  показывают сигнальные карточки, ставят отметку своей работе).

Регулятивные УУД контроля (самоконтроля), коммуникативные УУД:

- определять критерии оценивания выполнения  работы;

- анализировать свою  деятельность;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам.

 

8).  Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 (Учитель даёт информацию о домашнем задании, проводя инструктаж по его выполнению).

- Домашнее задание у вас будет разного уровня сложности.

- Ваша задача: выбрать подходящий для вас вариант сложности.

(Ученики обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по выполнению работы дома).

Регулятивные:

- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- умение структурировать знания.

9).  Подведение итогов урока.

 - Вспомним тему нашего заседания.

- Чему вы научились на уроке?

- В интеллектуальную академию я принимаю всех: и умников, и умниц.

- Поздравлю всех и благодарю за помощь в проведении заседания. НА ЭКРАНЕ СЛАЙД № 9 (Спасибо всем!)

( Учащиеся вспоминают тему заседания, подводят итог,  говорят о проблемах, возникших в ходе урока, как справлялись с ними в ходе урока, кто помогал в трудных ситуациях).

Регулятивные, коммуникативные УУД:

 - оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - формулировать собственное мнение и позицию;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Приложение.  

Для умниц

Для умников

23 х 2 =

88 : 2 =

13 х 4 =

18 х 2 =

14 х 4 =

48 х 2 =

72 : 2 =

41 х 2 =

48 : 2 =

75 : 5 =

54 : 2 =

36 х 2 =

24 х 3 =

15 х 6 =

56 : 2 =

21 х 4 =

88 : 2 =

12 х 5 =

60 : 5 =

22 х 3 =

14 х 5 =

90 : 6 =

33 х 3 =

100 : 4 =

 

Ответы :

Для умниц

46

44

52

36

82

24

72

90

28

12

66

70

Для умников

36

56

96

25

27

72

84

44

60

15

99

25

По 12 квадратов

 Практическая деятельность учеников (для мальчиков 9 шт., для девочек 11 шт.)

2400 х 30=

450 х 600=

80 х 926=

4200 х 90=

640 х500=

956 х 400=

Ответы:

2400 * 30= 72000

450 * 600=270 000

80 * 926= 74 080

4200 * 90=37 800

640 *500= 320 000

956 * 400=382 400

 Логические задачи.

Для умников: “Кто выше?” ( 9 шт.)

Учились в одном классе три товарища – Сережа, Толя, Юра. По росту они немного отличались друг от друга, поэтому на уроке физкультуры в одной шеренге они стояли так: один первым, другой вторым, самый низкий из них – третьим. Сережа был не ниже Толи, а Юра был не выше Толи. Кто же из них был ниже всех? Кто был средним по росту? А кто выше всех? (Самый высокий – Сережа, потом – Толя, а самый маленький по росту – Юра).

Для умниц: “Спрятанные игрушки”. (11 шт.)

Играя, каждая из трех подруг – Катя, Галя и Оля, — спрятали одну их игрушек: медвежонка, зайчика, слоника. Известно, что Катя не прятала зайчика, Оля не прятала ни зайчика, ни медведя… Кто какую игрушку спрятал? (Оля – слоника, Катя – медвежонка, Галя – зайчика).

Примеры разного уровня сложности. (20 шт.)

1 уровень

Запиши в столбик и реши.

800 x 60

120 x 70

220 x 60

1250 x 50

2 уровень

Запиши в столбик и реши.

2400 x 500

110 x 400

1320 x 300

35200 x 40

3 уровень

Запиши в столбик и реши.

1240 x 60

90 x 7200

410340 x 20

600 x 80700

Задание на дом. (20 шт.)

Для слабых:

1. На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Сколько литров молока надоили от коров на ферме за два месяца?

2. Реши:

43236:6 + 7021*30

Для сильных:

1. На ферме было 15 пятнистых и 12 рыжих коров. От каждой пятнистой коровы получали по 500 литров молока в месяц, а от каждой рыжей коровы – по 600 литров. Поставь вопрос и реши задачу.

2. Запиши и реши уравнение: уменьшаемое 200100, вычитаемое – неизвестное число, разность равна произведению чисел 564 и 300).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями»

Технологическая карта урока математикиТема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями». Познавательные УУД:- постановка и формулирование проблемы;- поиск и выделение необходимой инфор...

Технологическая карта урока с УУД. "Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями". 4 класс

Технологическая карта урока с УУД. "Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями". 4 класс....

4 класс УМК «Школа России» Математика Технологическая карта "Деление многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями "

Деление многозначных чисел  на числа, оканчивающиеся  нулями Метапредметные уменияПознавательные умения:- определять десятичный состав двухзначных и трёхзначных чисел и обосновать своё ...

Технологическая карта урока математики в 4 классе "Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями"

Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями"....

Технологическая карта урока математики: «Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями»

Урок математики,  по теме: «Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями»УМК «Гармония» 4 класс. Учебник математики Истомина Н.Б.- См.: Ассоциация XXI в, 2013г....

Технологическая карта.Урок математики "Деление на числа,оканчивающиеся нулями"

4 класс.Технологическая карта.Урок математики "Письменное деление на числа,оканчивающиеся нулями"....

Урок математики в 4 классе по теме «Закрепление письменных приёмов деления на числа, оканчивающиеся нулями»

Конспект урока по математике в 4 классе по теме «Закрепление письменных приёмов деления на числа, оканчивающиеся нулями». Интегрированный урок: математика – экология....