Адаптированная рабочая программа для умственно отсталого обучающегося 2 класса
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Ксензова Елена Васильевна

Программа предназначена учителю, который работает с умственно отсталым учеником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_2_klass.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рассмотрено на метод совете

__________________

 «    »                           г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

 УВР  МБОУ «НСШ»

________

«»                                     г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Новомитропольская СШ» ______________

«    »                  г.  

Приказ №

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету «математика»

для 2 класса

основного общего образования

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

 учитель Ксензова Елена Васильевна

с. Новомитрополька

Рабочая программа

По предмету «Математика» для обучающейся Валуевой Марии.

Основание: заключение ПМПК № 4 от 14.10.2016г.

Планирование составлено на основе  

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).

Алышева Т.В., Математика: Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательного учреждения 8 вида. В 2 частях- 5-е издание. - М.,«Просвещение», 2013 год.

Класс: 2.

Количество часов по учебному плану и календарному графику МБОУ «НСШ», утверждённому на 2017-2018 учебный год 50 часов, в неделю 1,5 часа.

 

Пояснительная записка 

Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучения на дому по индивидуальным учебным планам разработана на основе:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.  

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

4) Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

5) Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

       Цель программы: 

-Обеспечение доступного и качественного образования;

-формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества;

-формирование у учащихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

- овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Задачи программы: 

1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 
2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования. 
3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Формы организации учебного процесса.

 

Программа предусматривает проведение традиционных уроков.

Используется индивидуальная работа.

Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля.

Методы обучения: наблюдение, беседа, объяснение, повторение, сравнение, работа с учебником, дидактические игры.

  Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению предмета.

Уроки   проводятся с применением таких современных образовательных технологий, как:

  1. Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела).
  2. Игровые технологии асширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. Учащийся лучше усваивает материал в игре, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
  3. Сказкотерапия – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру; это способ передачи ему необходимых моральных норм и правил. Такая информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ученика развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.  
  1. Проблемное обучение (например, отгадывание темы урока) – создание в учебной деятельности проблемной ситуации и организация активной самостоятельной деятельности учащегося по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Адресность программы.

 Индивидуальная образовательная программа разработана для ученицы 2 класса Валуевой Марии, обучающейся по адаптированной образовательной программе   для детей с ОВЗ (ДЦП, смешанная форма, спастический тетрапарез, гиперкинетический синдром с выраженными двигательными нарушениями, псевдобульбарный синдром, когнитивные нарушения).

 У Марии знания, умения и навыки не соответствуют возрасту; несформированность всех средств языка; уровень психического развития ниже возрастной нормы. Данные психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности.  

Данная программа ставит своей задачей вовлечение ребёнка в длительный коррекционно – диагностический процесс, для более точного определения коррекционного воздействия и разработки рекомендаций по оптимальным методам и формам коррекционной работы.

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимся.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащегося формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер). В процессе измерений ученик выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений).

 Обучающийся использует простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием.  

 В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения. Ученик учится ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

     Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988года №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимся из учебного плана МБОУ «Новомитропольская СШ», составлен на

основе Федерального базового учебного плана. Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:

-на обеспечение базового образования;

-на реализацию системы развивающего обучения.

На изучение курса отводится 50 часов из расчёта 1,5 часа в неделю.

 Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

На втором году обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимся следующих личностных и предметных результатов.

Личностные результаты.

У учащегося будут сформированы:

- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

- умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);

- умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;

-элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);

-уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

-интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;

-первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;

-потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

Предметные результаты.

Числа и величины

Учащийся научится:

-образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;

-сравнивать числа и записывать результат сравнения;

-упорядочивать заданные числа;

-заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

-выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;

-устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

-группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

-читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;

-читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты.

Учащийся получит возможность научиться:

-группировать объекты по разным признакам;

-самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

-воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;

-выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;

-называть и обозначать действия умножения и деления;

-использовать термины: уравнение, буквенное выражение;

-заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;

-умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;

-читать и записывать числовые выражения в 2 действия;

-находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);

-применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

Требования к уровню подготовки учащегося по курсу «Математика» к концу второго года обучения.

Учащийся должен знать:

  • счёт в пределах 20 по единице;
  • математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
  • различие между прямой, лучом, отрезком;
  • виды углов;
  • элементы четырёхугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства.

Учащийся должен уметь:

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода и с переходом через десяток по числовому ряду;
  • решать простые арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов;
  • узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый – на нелинованной бумаге;
  • чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
  • определять время по часам с точностью до 1 часа.

Примечания.

  • Решаются только простые арифметические задачи.
  • Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.

Содержание учебного предмета

   Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20.

Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Величины и единицы их измерения. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Единицы стоимости (рубль, копейка). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.

Таблица сложения.

Арифметические действия с числами 0 и 1.

Взаимосвязь арифметических действий.

Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка слагаемых).

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на ...», «меньше на ...».

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

     Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше - ниже, слева - справа, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.)

     Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование чертежных документов для выполнения построений.

     Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр).

Работа с данными (изучается на основе содержания всех разделов математики).

 Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин; фиксирование результатов сбора.

Таблица: чтение и заполнение таблицы.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№п\п

Темы разделов

Виды   деятельности

Количество часов

1

Первый десяток.

Слушание учителя.

Название, последовательность и запись чисел от 1 до 20.  Решение примеров и простых задач.

5

2

Сравнение чисел

Запись двузначных чисел, их сравнение.

Работа со счётами и абаком. Решение задач и примеров

5

3

Второй десяток.

Счёт предметов. Название, последовательность и запись чисел второго десятка, таблица сложения. Решение примеров и задач.

10

4

Меры длины: дециметр

Сравнение и упорядочение объектов по длине. Единицы длины. Соотношение между ними. Решение  примеров и задач.

2

5

Увеличение числа на несколько единиц.

Читать и записывать числа, увеличенные на несколько единиц. Решение  примеров и простых задач.

3

6

Уменьшение числа на несколько единиц.

Читать и записывать числа, уменьшенные на несколько единиц. Решение  примеров и простых задач.

3

7

Прямая линия. Луч. Отрезок.

 Работа с геометрическим материалом.

2

8

Сложение и вычитание без перехода через разряд

Решение задач и примеров на сложение и вычитание без перехода через разряд

10

9

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение примеров и выражений.

10

Итого

50


п/п

Темы уроков

Количество часов  

Дата проведения урока

Первый десяток.

5 часов

1

Первый десяток. Ориентирование в пространстве и во времени

1

 

2

Состав чисел 6,7

1

 

3

Состав чисел 8,9

1

 

4

Переместительное свойство сложения

1

 

5

Числовой ряд

1

 

Сравнение чисел

5 часов

6

Сравнение чисел

1

7

Сравнение чисел

1

8

Состав числа 10.

1

9

Сравнение отрезков по длине

1

10

Проверочная работа по теме: «Сравнение чисел. Отрезок».

1

Второй десяток.

10 часов

11

Второй десяток. Нумерация.

1

12

Нумерация.

Письмо чисел 11, 12, 13

1

13

Сравнение чисел второго десятка.

1

14

Числа 14, 15, 16

1

15

Числа, предыдущие числа и последующие за числом.

1

16

Числа 17, 18, 19.

1

17

Натуральный ряд чисел второго десятка.

1

18

Сложение и вычитание в пределах 20

1

19

Число 20.

1

20

Проверочная работа «Числа второго десятка»

1

Меры длины: дециметр

2 часа

21

Меры длины: дециметр

1

22

Меры длины: дециметр

1

Увеличение числа на несколько единиц.

3 часа

23

Увеличение числа на несколько единиц.

1

24

Увеличение числа на несколько единиц.

1

25

Увеличение числа на несколько единиц.

1

Уменьшение числа на несколько единиц.

3 часа

26

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

27

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

28

Проверочная работа «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

1

Прямая линия. Луч. Отрезок.

2 часа

29

Прямая линия. Луч. Отрезок.

1

30

Прямая линия. Луч. Отрезок.

1

Сложение и вычитание без перехода через разряд

10 часов

31

Сложение двузначного числа с однозначным числом.

1

32

Вычитание однозначного числа из двузначного числа

1

33

Получение суммы 20

1

34

Вычитание из 20

1

35

Вычитание из 20

1

36

Вычитание двузначного числа из двузначного числа.

1

37

Вычитание двузначного числа из двузначного числа.

1

38

Сложение с числом 0.

1

39

Закрепление изученного.

1

40

Проверочная работа « Сложение и вычитание без перехода через разряд»

1

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

10 часов

41

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

1

42

Сравнение чисел, обозначающих длину.

1

43

Сравнение  чисел, полученных при измерении массы.

1

44

Меры времени.

1

45

Решение примеров и задач с мерой времени  - час

1

46

Проверочная работа « Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин»

1

47

Угол. Виды углов

1

48

Прямоугольники.

1

49

Треугольник.

1

50

Повторение изученного.

1

 Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).

  • Алышева Т.В., Математика: Учебник для 2 класса специальных        (коррекционных) образовательного учреждения 8 вида.

В 2 частях- 5-е издание. - М.,«Просвещение», 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

Адаптированная рабочая программа для умственно отсталого обучающегося 2 класса

Программа предназначена учителю, который работает с умственно отсталым учеником....

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для умственно отсталых детей «Устаревшие слова»

Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Устаревшие слова»Цель: совершенствование навыков лингвистического анализа учащихся, повышение уровня языкового развития.Задачи: познакомить уча...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 2 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (инте...