Адаптированная рабочая программа для умственно отсталого обучающегося 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Ксензова Елена Васильевна

Программа предназначена учителю, который работает с умственно отсталым учеником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рассмотрено на метод совете

__________________

 «    »                           г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

 УВР  МБОУ «НСШ»

________

«»                                     г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«Новомитропольская СШ» ______________

«    »                  г.  

Приказ №

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

для детей с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

по учебному предмету «окружающий мир»

для 2 класса

основного общего образования

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

 учитель Ксензова Елена Васильевна

с. Новомитрополька

Рабочая программа

По предмету «окружающий мир» для обучающейся Валуевой Марии.

Основание: заключение ПМПК № 4 от 14.10.2016г.

Планирование составлено на основе  

 Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).

 С.В.Кудрина. Окружающий мир: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.

 Москва. Владос. 2014 год.

Класс: 2.

Количество часов по учебному плану и календарному графику

 МБОУ «НСШ», утверждённому на 2017-2018 учебный год 34 часа,

 в неделю 1 час.

 

Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучения на дому по индивидуальным учебным планам разработана на основе:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.  

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

4) Письмо Минобразования РФ от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6

 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

5) Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).

       Цель программы: 

-обеспечение доступного и качественного образования,

-формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества,

-формирование у учащихся общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Задачи программы: 

1.Предложение ребенку альтернативных способов получения образования в зависимости от состояния его здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей. 
2.Создание комфортной обстановки для получения учащимися образования. 
3.Организация психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Адресность программы.

 Индивидуальная образовательная программа разработана для ученицы 2 класса Валуевой Марии, обучающейся по адаптированной образовательной программе   для детей с ОВЗ (ДЦП, смешанная форма, спастический тетрапарез, гиперкинетический синдром с выраженными двигательными нарушениями, псевдобульбарный синдром, когнитивные нарушения). У Марии знания, умения и навыки не соответствуют возрасту; несформированность всех средств языка; уровень психического развития ниже возрастной нормы. Данные психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении познавательной деятельности.  

Данная программа ставит своей задачей вовлечение ребёнка в длительный коррекционно – диагностический процесс, для более точного определения коррекционного воздействия и разработки рекомендаций по оптимальным методам и формам коррекционной работы.

 

 

Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его усвоения обучающимися.

Программа обеспечивает активизацию познавательной деятельности и развитии речи на основе непосредственных наблюдений предметов и явлений, близких жизненному опыту обучающегося. Программа позволяет решать связанные воедино образовательные, развивающие, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе ознакомления с миром природы и общества у ребенка развивается наблюдательность, интеллектуальная активность, умение подмечать сходство и различие в наблюдаемом, умение рассуждать, формируются навыки общения. Характерными особенностями содержания программы «Окружающий мир» являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность. При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащегося познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.  Система изучения окружающего мира способствует развитию данных познавательных процессов, у ребёнка с ОВЗ формируется диалоговая речь.  

  Отбор учебного материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимся предметов и явлений близких его жизненному опыту, окружающей действительности, формирования умений обсудить и рассказать о них. Изучение программного материала позволит ученику понять свое место в окружающем мире (в системе человек — природа — общество). Уроки окружающего мира должны развить у ребёнка с ОВЗ способности:

  • вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
  • задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
  • проводить сравнение двух и более предметов с установлением их общих и отличительных признаков;
  • рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего окружения по определенному плану;
  • делать выводы и умозаключения на основе обсуждения под руководством взрослого наблюдаемых событий, явлений, предметов;
  • усвоить навыки правильного поведения и общения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект. Учащийся ведет наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты.

Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно -коммуникативные, проблемно- поисковые, личностно -  ориентированные, дифференцированное обучение.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988года №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».

Совокупность учебных предметов, выбранных для освоения учащимся из учебного плана МБОУ «Новомитропольская СШ», составлен на

основе Федерального базового учебного плана. Индивидуальный учебный план направлен на решение следующих образовательных задач:

-на обеспечение базового образования;

-на реализацию системы развивающего обучения.

На изучение курса отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

 

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»

 во 2-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор.

Предметные результаты.

- Наблюдать за погодой и описывать её.

- Различать изученные группы растений и животных.

- Уважительно относиться к своему здоровью.

- Знать правила питания и гигиены.

Требования к уровню подготовки учащихся

 к концу второго года обучения

Должны уметь практически применять следующие знания

- правильно называть изученные объекты и явления;

- различать 3-4 комнатных растения, части их, осуществлять уход за комнатными растениями;

- различать наиболее распространенные овощи и фрукты, объяснять, где они растут, как используются человеком;

- различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни;

- выполнять элементарные гигиенические правила;

- различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

Содержание учебного предмета.

1. Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года; знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.

2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник. Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш. Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка. Синица, сорока. Появление весной грачей, скворцов. Животные в разные времена года. Лиса, белка, еж. Рыбы зимой.

3. Детские игры; труд человека в разные времена года. Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

II Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

III. Живая природа.

1. Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода.

2. Животные.

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка -рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Использование рыб человеком и охрана рыбных угодий.

3. Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

IV. Повторение.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

- о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

- о растениях сада и огорода, их отличии;

- о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;

- о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

- о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№п\п

Темы разделов

Виды деятельности

Количество часов

  1. Сезонные изменения в природе (20 ч.)

Долгота дня

Слушание объяснений учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Объяснение наблюдаемых явлений.

Анализ проблемных ситуаций.

Работа с раздаточным материалом.

Сбор и классификация коллекционного

материала.

Составление текста по серии сюжетных картинок.

Различение времен года по признакам.

2

Времена года

16

Неживая природа

2

  1. Живая природа (13 ч.)

Мир растений

Слушание объяснений учителя.

Составление рассказа по плану, по картинному плану.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Составление текста по серии сюжетных картинок.

6

Мир животных

3

 2.

Человек

4

3.

Повторение

1

Итого:

34

 

п/п

Темы уроков

Количество часов  

Дата проведения урока

Долгота дня

2 часа

1

Сезонные изменения. Влияние солнца на смену времен года

1

2

Сутки. Долгота дня летом и зимой.

1

Времена года. Осень

4 часа

3

Времена года. Осенние месяцы. 

1

4

Растения осенью.  

1

5

Животные осенью.

1

6

Занятия людей осенью.

1

 

Неживая природа

2 часа

7

Вода.  

1

8

Температура воды. Вода в природе.

1

Мир растений

6 часов

9

Комнатные растения.

1

10

Части растений

1

11

Жизнь растений.

1

12

Огород. Овощи. Овощи в питании человека.

1

13

Сад. Фрукты. Фрукты в питании человека.

1

14

Уход за растениями сада и огорода.

1

Времена года. Зима

4 часа

15

Зима. Зимние месяцы.

1

16

Растения зимой.

1

17

Животные зимой.

1

18

Занятие людей зимой.

1

Мир животных

3 часа

19

Животные. Кошка и рысь. Породы кошек.

1

20

Животные. Собака и волк. Породы собак.

1

21

Рыбы: внешний вид, среда обитания

1

Времена года. Весна

4 часа

22

Весна. Весенние месяцы.

1

23

Растения весной.

1

24

Животные весной

1

25

Занятие людей весной

1

Человек

4 часа

26

Гигиена тела человека.

1

27

Органы пищеварения.

1

28

Питание человека. Правила питания

1

29

Профилактика отравлений.

1

Времена года. Лето

4 часа

30

Лето. Летние месяцы.

1

31

Растения летом.

1

32

Животные летом.

1

33

Занятие людей летом

1

34

Повторение

1

Описание материально – технического обеспечения образовательной деятельности.

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.3.).

  • С.В.Кудрина. Окружающий мир: учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва. Владос. 2014 год.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 5 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 7 КЛАСС (ВАРИАНТ 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ОБУЧЕНИЕ НА ДОМУ

Адаптированная рабочая программа основного общего образования 7 класс (вариант 2) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обучение на дому. Рабочая программа составлен...

Адаптированная рабочая программа для умственно отсталого обучающегося 2 класса

Программа предназначена учителю, который работает с умственно отсталым учеником....

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для умственно отсталых детей «Устаревшие слова»

Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Устаревшие слова»Цель: совершенствование навыков лингвистического анализа учащихся, повышение уровня языкового развития.Задачи: познакомить уча...

Адаптированная рабочая программа по ИЗО для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с:· Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образов...

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с легкой умственной отсталостью

Адаптированная рабочая программа по математике для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)...

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" 2 класс. Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1.

Адаптированная рабочая программа по предмету "Чтение" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (инте...