Моя педагогическая технология
статья на тему

Алексеева (Шишко) Татьяна Сергеевна

В работе представлено описание технологии, примененной на уроке математики во 2 классе по теме "Периметр многоугольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методические рекомендации24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Шишко Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3 г. Амурска

Описание исследовательской технологии, примененной  на уроке математики во 2б классе.

Тема урока: Периметр  многоугольника

Цель урока: научиться находить периметр многоугольника

Обоснованность выбора исследовательской  технологии.

Учебно-исследовательская деятельность – это научная деятельность, основанная на познавательной творческой работе обучающихся.[1]

В соответствии с требованиями ФГОС  начальная школа должна подготовить мыслящего, умеющего  и желающего учиться  выпускника.  В основе детского  желания учиться лежит любознательность, жажда новых знаний. Поддержать эту любознательность, развить ее и реализовать позволяет организация исследовательской работы, когда ребенок не получает знания в готовом виде, а сам добывает их, причем практическим опытным путем. Организовать исследование со всеми  учащимися второго класса  вне урока очень сложно, поэтому я применяю исследовательскую технологию на уроках.

Практическая деятельность на уроке привлекает учащихся, активизирует их,  ребенок сразу видит результат своего труда, в случае необходимости, может его изменить, корректировать.  

Для большинства моих учеников характерна безынициативность,  медлительность действий и рассуждений, неумение  формулировать ответ с применением уже изученной научной терминологии.  Некоторые ученики просто ждут, пока им выдадут готовое решение или правильный ответ.  Пробудить в них желание действовать,  мне помогает организация исследования на уроке.

Следует отметить, что  временные ограничения (40 минут) не позволяют в данный момент организовать исследование в полном объеме. Поэтому  на данном уроке  тему исследования, цель исследования и задачи, я определила сама и познакомила с ними учащихся.  Ребята  выполняли практическую часть (получение двух четырехугольников,  измерение сторон каждого четырехугольника, получение периметра математическим путем, сравнение полученных  периметров),  формулировали вывод  на основе сравнения,  применяли полученные знания в новых учебных ситуациях.

Актуальность проблем,  решаемых путем использования исследовательской технологии.

А. И. Савенков говорит, что «решение это выглядит удивительно просто – обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики…строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания». [2]

Данная технология помогает мне решить проблемы, прежде всего,  личностного характера.  Организуя исследование, связанной с изменением периметра  многоугольника, я ставлю каждого  ученика в условия обязательной практической  научной деятельности: получить четырехугольник из проволоки,  измерить его стороны, найти периметр.  Никто не остается в стороне, более того, у ребят получаются разные результаты, но они тоже принимаются, потому что  находили периметр по правилу, но допустили недочеты при построении фигуры.  Каждый ребенок ощущает небольшую победу (он действовал правильно)  и в то же время, понимает, в чем он ошибся (поторопился, был неточен). Следовательно, что бы быть успешным учеником, успешным человеком, нужно не только получать и демонстрировать знания,  но развивать свои личностные качества (внимание, внимательность, обязательность, точность выполнения инструкции и т.д.).  

Результативность образовательного процесса при организации учебной деятельности в технологии исследования напрямую связана с систематичностью  занятий. У меня и моих второклассников опыт  работы  недостаточный. Поэтому не все получается.  На данном уроке математики  некоторые ребята  нарушили  инструкцию,  допустили  неточность в практической работе: наложили  концы проволоки, таким образом, периметр получился неодинаковый, хотя проволока у всех детей была одинакового размера.  Поэтому, когда укоротили проволоку на 2 см и согнули другой четырехугольник, сложно было коллективно провести сравнение  двух периметров.  Возникла необходимость индивидуализации  процесса сравнения, что в  рамках урока  сделать очень сложно. Поэтому  прозвучал только общий вывод: в связи с уменьшением длины  проволоки  форма четырехугольника изменилась и периметр уменьшился. Планируемый вывод: в связи с уменьшением длины  проволоки  на 2 см, форма четырехугольника изменилась,  и периметр уменьшился на 2 см,  претерпел корректировку по ходу урока.

На уроке я решаю задачи не только познавательного характера, но направленные на  развитие личностных качеств и развитие метапредметных умений учащихся. Поэтому обязательно ввожу поощрение, стараюсь поддержать  творческое проявление учащихся, стимулирую и мотивирую их деятельность.  Именно поэтому я приняла на уроке все ответы учащихся (прозвучало только общее замечание по поводу неточности выполнения работы).  В начале урока знакомлю детей с критериями оценивания и на протяжении всего урока напоминаю ребятам о необходимости самооценки.  Чтобы оценить свою работу, определить правильность ее выполнения,  учащийся должен  перечитать, воспроизвести, то, что написал. Таким образом, у ребенка формируется навык  анализа своей деятельности, осмысления конкретного действия, полученного результата, что является основой для дальнейшего применения приобретенного умения.

Полученные выводы практической деятельности, подкрепленные теоретической формулировкой (правило в учебнике),  применяем при решении задач. Первая задача направлена на понимание теоретического знания: в опоре на задание учебника, ребятам предлагается прочитать задание со слайда и согласиться или не согласиться с ним. Вторая задача – текстовая, требует применения полученных знаний в новой для учащихся ситуации, зная, как найти периметр, дети должны найти сторону четырехугольника по данному периметру и известным сторонам.

Результативность работы с использованием современной педагогической технологии (практическое применение).

Результатом  организации  исследовательской работы на уроке, я  считаю  индивидуальную самостоятельную работу каждого ученика, стремление и желание достичь положительного результата.  

Данная технология помогла мне организовать деятельность, направленную на формирование у учащихся умения учиться, т.е. универсальных учебных действий.

Блок предметных умений реализован через расширение знаний о периметре четырехугольника, в опоре на знания о периметре треугольника,  формирование умений  находить периметр фигуры, как с помощью измерений, так и оперируя  уже готовыми измерениями. Так же на уроке закрепляются вычислительные навыки учащихся.

Блок  познавательных умений  реализован через формирование умений применять полученные знания в новых ситуациях (задание со слайда, текстовая задача, формирование умений сравнивать объекты и величины, наблюдать, делать выводы, формулировать  правило на основе личных наблюдений).

Хотя основной формой работы на уроке является фронтальная,  создаются условия для формирования коммуникативных умений учащихся.  Не каждый второклассник  может самостоятельно сделать вывод из собственных наблюдений,  интерпретировать  полученные знания. Помощь одноклассников в данном случае незаменима. Умение слушать, слышать, принять ответ, сравнить со своим,   отнестись критически, как к своему ответу, так и ответу товарища, внести коррективы –  на формирование данных умений нацелена фронтальная работа на уроке.  Организация исследования на уроке рассчитана на умение  учащихся прийти на помощь во время практической деятельности.

Так же исследовательская деятельность способствует  формированию регулятивных умений учащихся: проводя исследование, ученик должен помнить  цель  деятельности, действовать по плану, фиксировать полученные результаты и научиться применять их.  К тому же исследовательская деятельность ставит учащихся в условия, при которых формируется умение работать практически, проводить измерения сторон фигуры не только на бумаге, но и в пространстве.

Организация исследования на уроке – сложная задача, так как имеет временные ограничения и  необходимость работать с коллективом (у меня в классе 30 учащихся). Индивидуализировать  исследование в данном случае практически невозможно, но возможно решить задачи, более важные: приобщить каждого ребенка к  самостоятельной  результативной деятельности, в которой  все дети ставятся в одинаковые условия, независимо от способностей каждого к данному  предмету.


[1] Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.

[2] Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. - М.: Академия, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...