Конспект урока математики "Подмножество" 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Машталер Людмила Алексеевна

Тип урока:  открытие новых знаний (ОНЗ).

Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».

Тема: «Подмножество».

Класс: 3

 

Основные цели:

1)   сформировать представление о понятии «подмножество», умение фиксировать подмножества — графически и знаково, читать математическую запись подмножеств;

2)   повторить задание множества разными способами и его графическое изображение с помощью диаграммы Венна;

3)   тренировать вычислительные навыки, умение составлять математические выражения к тексту задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podmnozhestvo_3_klass.docx49.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

Тип урока:  открытие новых знаний (ОНЗ).

Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться».

Тема: «Подмножество».

Класс: 3

Основные цели:

1)        сформировать представление о понятии «подмножество», умение фиксировать подмножества — графически и знаково, читать математическую запись подмножеств;

2)        повторить задание множества разными способами и его графическое изображение с помощью диаграммы Венна;

3)        тренировать вычислительные навыки, умение составлять математические выражения к тексту задачи.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: классификация, обобщение.

Демонстрационный материал:

  1. геометрические фигуры:

        

  1. карточки с числами:

  1. табличка с предложением: «Множество А является частью множества В»;
  2. карточки со словами:

  1. карточки со знаками:

  1. карточки с шагами алгоритма:

              

7)   эталон для самопроверки самостоятельной работы;

Каждый элемент множества М принадлежит

множеству Р.              

Каждый элемент множества девочек D принадлежит

множеству всех учеников в классе Е.

  1. лесенка «успеха»:

Раздаточный материал:

1) карточка  1 (для каждого):

2) чистые листы для опорного конспекта (для каждого);

3) экраны и маркеры (для каждого).

4) «смайлики»

 Ход урока:

1.        Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»);

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Организация учебного процесса на этапе 1:

  • Какой теме были посвящены прошлые уроки математики? (Теме «Множества».)
  • Вам нравится работать с множествами? (…)
  • Хотите узнать о множествах новое? (…)
  • Тогда посвятим сегодняшний урок пополнению своих знаний о множествах.
  • Как вы будете узнавать новое? (…)
  • По какому плану вы будете работать на уроке открытия новых знаний? (…)
  • Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте успехов.

Дети поворачиваются друг к другу лицом, хлопают в ладоши и говорят «Желаю успеха!»

2.        Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Цель:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания: представление о понятии «множества», элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках ∈ и ∉, понятии часть;

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: обобщение, сравнение, классификация;

6) мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»): графическое изображение части множества;

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1)        Актуализация представлений о множестве, элементе множества, способах задания множеств, диаграмме Венна, знаках  и .

На доске геометрические фигуры и карточки с числами (на магнитах).

  • Перед вами математические объекты. — На какие группы их можно разбить? (На геометрические фигуры и числа.)
  • Назовите объекты 1 и 2 групп. (1 группа — прямоугольник, квадрат, треугольник, пятиугольник, пятиугольник; 2 группа — числа: 21, 28, 7, 14.)

Учащиеся называют — учитель разбивает на группы.

У каждого ученика на парте конверт с карточкой  1.

  • Откройте конверты и достаньте карточку. — Перед вами подобные группы.

  • Задайте общим свойством множество фигур, которые вы перечислили. (Множество многоугольников.)
  • Здесь находятся все имеющиеся многоугольники? (Нет, только те, которые расположены на доске.)
  • Каким общим свойством обладает множество чисел, которые вы перечислили? (Числа, кратные семи.)
  • Здесь записаны все числа, кратные 7? (Нет.)
  • Уточните общее свойство этих чисел. (Числа, кратные 7, в пределах 30.)
  • Как изобразить данные множества графически? (Обвести замкнутой линией, с помощью диаграммы Венна.)
  • Выполните это задание на карточках.

Дети работают на карточках, один ученик у доски.

  • Обозначьте множество геометрических фигур изображённых на доске буквой F, а множество чисел в пределах 30, кратные 7 — буквой N и отметьте элементы множеств.
  • Принадлежит ли треугольник множеству F? (Да.)
  • Является число 8 элементом множества N? (Нет.)
  • Сделайте записи.

Ученик записывает у доски, остальные на карточках.

  F, 8  N.

2)        Актуализация понятия «часть».

На доске изображение двух множеств. Учитель подчёркивает цветным мелом прямоугольник во множестве F.

 

  • Как по-другому можно назвать подчёркнутый элемент множества F? (Четырёхугольник.)
  • Есть ли ещё в множестве F четырёхугольник? (Да, это квадрат.)

Учитель подчёркивает квадрат на диаграмме множества F.

  • Можно сказать, что все элементы этого множества являются четырёхугольниками? (Нет.)
  • Значит, во множестве многоугольников на доске есть четырёхугольники. — Можно сказать, что выделенные элементы — это часть данного множества? (Да.)
  • Подчеркните их у себя на карточках.
  • Обратите внимание на множество N.
  • Назовите числа, которые, являясь числами в пределах 30 и кратными 7, обладают ещё одним общим свойством.

Учащиеся могут назвать числа — 14, 28 (как чётные числа) или числа 7, 21 (как нечётные) или 14, 21, 28 как двузначные и 7 как однозначное.

  • Во всех случаях вы правы, но давайте договоримся подчеркнуть все чётные числа этого множества — числа 14 и 28.

Учитель подчёркивает на доске, ученики — на карточках.

  • Можно сказать, что выделенные элементы являются частью множества N? (Да.)

  • Что общего в данных множествах? (В них выделены элементы по какому-то свойству. Эти элементы являются частью множества.)
  • Можно сказать, что элементы, являясь частью множества, образуют множество? (Да.)
  • Обладает ли выделенная часть свойствами множества? Докажите. (Да: все элементы собраны вместе, повторяющихся элементов нет, порядок перечисления элементов значения не имеет.)
  • Что вы сейчас повторили? (понятие множества, элементы множества, части множеств.)
  • Какое задание я вам предложу теперь? (Задание с затруднением.)
  • С какой целью я вам предложу пробное задание? (Чтобы мы могли понять чего мы ещё не знаем, что нового будет сегодня на уроке.)

3)        Пробное действие.

Предложение: «Множество А является частью множества В» — учитель выносит на доску.

  • Вы работали с конкретными множествами, а теперь изобразите графически общий случай: «Множество А является частью множества В».
  • Что в задании нового? (Вы нам предлагаете изобразить общий случай, а не конкретные множества, надо изобразить графически множество, которое является частью другого множества.)
  • Что вы будете делать с новым заданием? (Попробуем его выполнить.)

Учащиеся выполняют задание на экранах. На выполнение задания учитель отводит 1 мин.

  • Покажите свои экраны. — Что получилось?
  • У кого нет результата? (…)
  • Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли изобразить графически множество, которое является частью другого множества.)

Учитель выставляет работы тех детей, у которых разные варианты.

  • Что мы видим? (Кто-то не выполнил задание, получились разные варианты.)
  • Те, кто выполнил задание, вы можете обосновать свои результаты? (Нет.)
  • Чего вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свои результаты при изображении графически множеств, которые являются частью другого множества.)
  • Что будете делать? (Остановимся и разберёмся в причине таких результатов.)

3.        Выявление места и причины затруднения.

Цель:

  1. организовать восстановление выполненных операций;
  2. организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
  3. организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание вы выполняли? (Изображали графически множество А, которое является частью множества В.)
  • Как вы выполняли задание? (…)
  • В каком месте у вас возникло затруднение? (Когда надо было изобразить только часть множества.)
  • Почему возникло такое затруднение? (Нет способа построения части множества.)
  • Какой следующий шаг вы должны сделать? (Мы должны поставить цель, составить план действий.)

4.        Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

  1. учащиеся ставят цель проекта: построить способ изображать часть множества;
  2. учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
  3. учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).
  4. учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Построить способ изображения части множества.)
  • В математике часть множества принято называть «подмножество». — Проговорите этот термин вслух.
  • А вам известно, как обозначается подмножество? (Нет.)
  • Уточните цель урока. (Построить способ изображения подмножества и узнать, как оно обозначается.)
  • Сформулируйте тему урока: «Подмножество. Знаки подмножества».

Учитель фиксирует на доске тему урока.

  • Что вам поможете использовать при открытии нового? (Умение графически изображать множества.)
  • Как вы будете действовать? (Выделить во множестве элементы с заданными свойствами, Объединим их во множество с помощью известного способа. Сформулируем способ изображения подмножеств. Узнаем знаки для обозначения подмножеств.)

5.        Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом;

2) организовать фиксацию нового способа действия в речи;

3) организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона);

4) организовать фиксацию преодоления затруднения;

5) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Итак, посмотрите ещё раз на данные множества. — Каждый подчёркнутый элемент принадлежит множеству? (Да.)
  • Подмножество является множеством? (Да.)
  • Как вы графически изображаете множество? (Замкнутой линией.)
  • Изобразите графически подмножество.

По одному ученику обводят замкнутой линией подмножества на доске, все остальные — у себя на карточках.

         

 

  • Каково же условие, при котором можно сказать, что множество является подмножеством? (Если каждый элемент выделенного подмножества принадлежит множеству.)
  • А теперь составьте схему для общего случая: множество А является подмножеством множества В. — Отложите свои карточки и возьмите чистые листы.

Один ученик записывает у доски, остальные на листах для опорного конспекта.

  • Как же записать с помощью знака, что множество А является подмножеством В? (Посмотреть знак в учебнике.)

Дети смотрят в учебнике, а          учитель прикрепляет карточку с изображением знака на доску вместо таблички «Знаки подмножества».

  • На что он похож? (На перевёрнутую подкову, на знак принадлежит, но без чёрточки посередине.)
  • Этот знак называется «знаком подмножества» или «включения». Он читается: «А является подмножеством В».
  • Запишите с помощью этого знака: множество А является подмножеством В.

Один ученик у доски, остальные на листах для опорного конспекта.

- Посмотрите в учебнике, как ещё можно прочитать эту запись.

Читают про себя, а затем один ученик читает вслух.

  • Предположите, как изменится знак, если А не является подмножеством В? (Знак можно перечеркнуть.)
  • Вы правы. Выглядит этот знак так:

Учитель прикрепляет карточку на доску рядом с предыдущей.

  • Запишите с помощью этого знака, что множество А не является подмножеством В.

Один ученик у доски, остальные на листах.

А  В

  • Посмотрите в учебнике, как ещё можно прочитать эту запись.

Читают про себя, затем один ученик читает вслух.

  • Диаграмма множества А будет расположена внутри множества В? (Нет.)
  • Графически это можно изобразить так.

                                                                                                                                                         

   

  • В множестве А есть элементы, которые не принадлежат множеству В. Или по-другому: когда у множеств А и В вообще нет общих элементов. Но в обоих случаях множество А не является подмножеством В.

Учащиеся фиксируют графические изображения, при которых множество А не является подмножеством В на листах.

  • Постройте алгоритм ваших рассуждений, пользуясь блоками.

На доске готовые блоки алгоритма. Учащиеся выходят к доске по одному и добавляют следующий шаг алгоритма.

  • Молодцы! — Алгоритм и листы с опорными конспектами будет помогать вам в дальнейшей работе.
  • Вы справились с затруднением? (Да.)
  • Что дальше необходимо сделать? (Потренироваться изображать и записывать подмножества.)

  • 6.        Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1)         2 (а, в), стр. 16.

Один ученик читает с места задание.

а)        М — множество грибов, С — множество съедобных грибов.

  • Каждый ли съедобный гриб множества С принадлежит множеству всех грибов М? (Да.)
  • Сделайте вывод. (Множество С является подмножеством множества М: С  М.)

Аналогично учащимися выполняется в парах с комментированием по алгоритму, задания под буквами б, в, г, проверить выполнение задания фронтально.

2)         3 (б), стр. 17.

  • Рассмотрите множества F и K.
  • Каждый ли элемент множества F принадлежит множеству К? (Да.)
  • Сделайте вывод.
  • Множество F является подмножеством множества К: F  K.
  • Рассмотрите множества Е и К, что о них можно сказать? (Элементы множества F не принадлежат множеству К.)
  • Сделайте вывод. (Множество Е не является подмножеством К: Е  К.)

3)         4 (а), стр. 17.

Один ученик комментирует задание с места:

  • Каждый элемент множества отличников В принадлежит множеству учеников школы В. — Значит, множество В является подмножеством множества С.

  • Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.
  • Что теперь необходимо сделать? (Проверить себя, выполнить самостоятельную работу.)

7.        Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Организация учебного процесса на этапе 7:

На доске записано задания:  3 (а), стр. 17;  4 (б), стр. 17

  • Вы поработали вместе, а теперь выполните задания самостоятельно. Я думаю, вы без труда справитесь с ними.
  • Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Самопроверка по эталону Д–7.

  • У кого затруднения? (…)
  • В чем причина?
  • На что нужно обратить внимание?
  • Поставьте знак «?» и исправьте ошибки.
  • Поставьте знак «+» если вы выполнили все правильно.

8.        Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  • тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным: составление выражений по тексту задач, повторить смысл отношений «во сколько», «на сколько».

Организация учебного процесса на этапе 8:

Выполним ещё несколько интересных заданий.

1)         6 (а, б), стр. 17.

Один ученик комментирует с места.

  • Какие элементы принадлежат множеству М, множеству К?
  • Какое множество является подмножеством другого множества? (К  М.)
  • Докажите. (Каждый элемент множества К принадлежит множествам М.)

Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, один ученик выполняет у доски с комментированием: (К  М  диаграмма множества К расположена внутри диаграммы множества М).

 

2)        8, стр. 18.

  • Прочитайте задачу. (Дети читают про себя.)
  • Смысл, каких отношений вам нужно вспомнить перед решением задач? («Во сколько» и «на сколько».)
  • Как узнать во сколько раз одно число больше другого? На сколько? (…)

Анализ задачи:

а)        Известно… Надо найти…

  • Чтобы узнать, во сколько раз одноэтажных домов больше, чем двухэтажных, надо количество одноэтажных домов разделить на количество двухэтажных (по правилу кратного сравнения). (18 : 3 = 6 (раз).)

б)        Известно… Надо найти…

  • Чтобы узнать, сколько квартир в двух домах, надо сложить число квартир в первом доме и во втором доме. (Ищем целое).
  • Число квартир в первом доме известно – 10. Чтобы найти число квартир во втором доме надо  10 ∙ 5. (Ищем большее число.)
  • Затем сложим десять с полученным числом и ответим на вопрос задачи. (10 + 10 . 5 = 60 (к.))

Аналогично рассматриваются остальные задачи. Работа проводится фронтально, по одному ученику работают у доски. Анализ задач выполняется детьми самостоятельно.

Решение:

а) 18 : 3 = 6 (раз);        в) 6 ∙ 7 – 4 ∙ 9 = 6 (к.);

б) 10 + 10 ∙ 5 = 60 (к.);        г) 56 – 56 : 7 = 48 (к.).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

9.        Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Вам удалось решить проблему урока?
  • Что нового узнали из области математики? (Что такое подмножество, как его изображать графически и обозначать с помощью знаков.)
  • Что такое подмножество? (Подмножество это часть другого множества.)
  • В чём вы видите применение нового знания? (В дальнейшей работе по изучению множеств и подмножеств.)
  • Оцените свою работу на «лесенке успеха».

Учащиеся обозначают знаком «+» ту ступеньку на лесенке, на которой по их мнению они оказались к концу урока.

  • У кого остались затруднения?
  • Как будете работать дальше? (Вернёмся к заданиям, где были трудности и постараемся справиться с ними).

Домашнее задание:

                     стр. 16 —      правило в рамочке;

        4 (в, г) стр. 17, № 9 стр. 18;

        5 стр. 17, № 7 стр. 18,  № 10, 11 стр. 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс "Повторение изученного в 1 классе"

В папке содержится конспект урока, материал для учащихся, презентация по теме....

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...