Урок математики в 1 классе "Задача"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Машталер Людмила Алексеевна

Предмет:  математика          

Класс:  1            

Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». Учебник: 1 класс.

Тема урока:   «Задача».                                      

 Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Основные цели:

1) Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.

2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.

3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadacha.docx59.09 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  математика          

Класс:  1            

Учебник (УМК): «Школа 2000», Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». Учебник: 1 класс.

Тема урока:   «Задача».                                      

 Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ)

Основные цели:

1) Сформировать представление о задаче и ее логических частях (условие, вопрос, выражение, решение, ответ), умение выделять их из произвольных текстов.

2) Формировать умение решать простые задачи на нахождение части и целого, записывать их решения, составлять графические схемы к этим задачам и составлять задачи по схемам.

3) Актуализировать понятия целого, части целого, тренировать вычислительный навык в пределах.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, анализ, обобщение.

Оборудование: демонстрационный материал, раздаточный материал, доска; задания для выполнения на уроке; карточки самооценивания,  задания для домашней работы.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют

• регулятивными УУД:

  • формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов  (2 уровень);
  • преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);

• познавательными УУД:

  • собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя ;

У большинства учащихся не сформированы:

• коммуникативные УУД:

  • высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;

• личностные УУД:

  • осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие «Задача»

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение

умение решать основные типы задач

3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  

Регулятивные

самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном

2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму

планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления

2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними

Познавательные

закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы при решении задач; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания по теме «Задача».

3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля

Личностные

формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.

2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм

Структура и ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в деловой ритм урока.

1

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты.

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

3

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3. Выявление места и причины затруднения

Выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Фиксация места затруднения

Понимание возникновения затруднения

1

Коммуникативные:  учебное сотрудничества с учителем и сверстниками.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми. Построить проект выхода из затруднения: поставить цель проекта, определить средства, сформулировать шаг достижения поставленной цели.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

3

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Реализация построенного проекта.

Организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

Организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

Работают  над открытием нового знания.

15

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6.Физкультминутка

Смена деятельности.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

7. Первичное закрепление во внешней речи

Создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Подвести детей к проговариванию

Проговаривают во внешней речи

4

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выделять логические части задачи.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.

5

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

9. Включение в систему знаний и повторение.

1) Организовать тренинг умения составлять выражения;

2) закрепить знание состава числа 7.

Анализирует уровень усвоения знаний

Учащиеся повторяют, закрепляют знания

3

Личностные:  оценивание усваиваемого материала

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

10. Рефлексия (подведение итогов урока). Информация о домашнем задании

Дать количественную оценку работы учащихся Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Подводит итоги работы групп и класса в целом. Дает комментарий к домашнему заданию

Учащиеся сдают карточки самооценивания. Учащиеся записывают в дневники задание

3

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Ум да разум нынче в чести.

С ними дружбу поведешь -

Так нигде не пропадешь!

-Прочитайте стихотворение. Как вы его понимаете?

  • Как это стихотворение относится к вашей работе на уроке?
  • Как же вы работаете на уроке, когда открываете новое знание?
  • Я вижу, что вы готовы трудиться на уроке. Какую тему мы изучали на прошлых уроках?
  • Какие задания вы выполняли с волшебными цифрами?
  • В математике еще очень много интересного. Сегодня на уроке вы столкнетесь с новыми заданиями. Пожелайте друг другу удачи! В путь!
  • С чего должны начать работу?
  • Все ли вы будете повторять?

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться.

Мы должны сделать два шага: понять, что мы еще не знаем, и самим это узнать.

Мы знакомились с волшебными цифрами. Мы сравнивали волшебные числа, решали примеры.

С  повторения.

Нет, только то, что нам пригодиться сегодня на уроке.

2. Актуализация знаний  и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

  • Сосчитайте от 1 до 9, от 4 до 8, от 7 до 2.
  • Назовите последующее число 8.
  • Расскажите все, что знаете о числе 9.

2) Актуализация взаимосвязи части и целого.

Учитель открывает на доске геометрические фигуры (Д-2):см. приложение №37

  • На какие части можно разбить круги на рисунке?
  • Составьте все возможные равенства.
  • Проверьте, что у вас получилось.

Целесообразно предложить учащемуся, работающему у доски, прокомментировать свой результат. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

  • Какое действие выполняете, когда находите целое?
  • С помощью какого действия находили неизвестную часть?

3) Составления выражения по рисунку.

Учитель открывает на доске задание 3 (Д-3):

см. приложение №37

  • Посмотрите на рисунок. Что можете узнать?
  • Почему? Запишите это выражение и найдите его значение.
  • Сколько же березок?
  • А как проверить рассуждения?

4) Пробное действие.

  • Что вы повторили? Какое задание вы получите? Откройте конверты, достаньте задания.
  • Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу.
  • Что нового для вас в этом задании?
  • Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
  • Как назовете урок?

Учитель открывает тему урока.

  • Попробуйте выполнить это задание.
  • Итак, посмотрите, что у вас получилось.
  • Кто не смог выполнить это задание?
  • Что показало выполнение пробного действия?
  • Кто составил задачу? Прочитайте.
  • Обоснуйте свои результаты.
  • Какой следующий шаг вы должны сделать?

Учащиеся устно и письменно выполняют предложенные задания.

Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях.

Учащиеся выполняют задание на индивидуальных планшетках.

Учащиеся достают карточки из конвертов Р-2, аналогичные карточки учитель открывает на доске Д-4.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учащиеся читают составленные тексты задач

Разобраться в чем возникло затруднение

3. Выявление места и причины затруднения.

  • Какое задание вы выполняли?
  • Чем это задание отличается от предыдущих?
  • В чем же затруднение?
  • Почему же возникло затруднение?

-Мы должны были составить задачу. -Мы не составляли задачи.

-В выборе частей, из которых состоит задача.

-У нас нет эталона, из каких частей состоит задача.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  • Какова же цель дальнейшей деятельности?
  • Что вам может помочь. Какое задание вы выполняли при повторении?
  • Как это задание может помочь? Как же вы можете узнать, из чего состоит задача?

Учащиеся предлагают свои решения. 

Построить эталон, в котором заключается части задачи.

Отвечают на поставленный вопрос  

Формулируют тему и цель урока.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Реализация построенного проекта.

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
  • Выполните план в парах.
  • Как было представлено задание? Как вы думаете, с какой карточки, должна начинаться задача?
  • Прочитайте текст, записанный на этой карточке. (У Тани 4 гриба, а у Саши -2.)
  • Какая карточка похожа на эту? (У Тани 4 гриба.)
  • Почему вы не выбрали эту карточку? (К этому тексту нельзя поставить вопрос.)
  • То, что нам известно – это УСЛОВИЕ.
  • Что же делать с этим условием? Какой должна быть следующая карточка?

  • Найдите эту карточку. Прочитайте текст.

  • То, что вы должны найти – это ВОПРОС.
  • Сколько же частей должно быть в тексте задачи? (2.)
  • Назовите их? (Условие и вопрос.)

В случае организации работы в парах, учитель организует представление парами своих результатов. В своей защите учащиеся показывают карточки, из которых должна состоять задача, и обосновывают сое мнение. Учитель подводит итог, фиксируя карточки УСЛОВИЕ и ВОПРОС на доске.

Далее работа организуется фронтально.

  • Справились ли вы с заданием на повторение?
  • Что помогло?
  • Можем ли вы сделать рисунок к задаче?
  • Нарисуйте столько квадратиков, сколько грибов у Тани и треугольников, сколько грибов у Саши.
  • Как еще вы можете представить условие задачи, кроме рисунка?
  • Постройте схему к данной задаче.
  • Что вы построили для решения задачи?

Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.

  • Как же решить эту задачу? С помощью какого действия?
  • Обоснуйте свой ответ.
  • Составьте выражение к этой задаче.
  • Что вы составили для решения задачи?

Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.

  • Найдите его значение?
  • Полученное равенство называют РЕШЕНИЕМ задачи.

Учитель вывешивает соответствующую карточку на доску.

  • Итак, решили ли вы задачу?
  • Прочитайте вопрос задачи.
  • Ответьте на вопрос.
  • Запишите ответ.
  • Итак, как вы завершаете решение задачи?
  • Учитель вывешивает на доску соответствующую карточку.
  • Сделайте вывод. Из каких частей состоит задача? (Из условия и вопроса.)
  • Что вам помогает решить задачу? (Схема, выражение, решение и ответ.)
  • Проверьте наш вывод.

Учитель раздает учащимся эталоны Р-3.

  • Какой вывод вы можете сделать?
  • Смогли вы преодолеть затруднение?
  • Что позволяет вам открытие?
  • Какой следующий шаг на уроке?

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных заданий.

Учащиеся в парах сопоставляют задание № 3 из этапа актуализации знаний и карточками. В случае возникновения затруднений у учащихся учитель организует подводящий диалог.

Учитель вывешивает на доске карточку с условием.

Учащиеся находят соответствующую карточку, один из учащихся читает текст.

Карточка вывешивается на доске рядом с текстом вопроса.

Один из учащихся делает рисунок на доске, остальные учащиеся в рабочих тетрадях.

 В виде схемы.

Один ученик строит и заполняет схему у доски с комментированием, остальные учащиеся работают на планшетках или в рабочих тетрадях.

Выражение фиксируется на доске и в рабочих тетрадях учащихся (на планшетках)

Один из учащихся с места комментирует решение.

Один из учащихся читает вопрос к задаче. Один из учащихся записывает ответ на доску, остальные учащиеся в свои рабочие тетради.

Закрепить новое знание

6.Физпауза

5. Физкультминутка

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

7. Этап первичное закрепление во внешней речи

1) № 2, стр. 44.

  • Найдите  2 на стр.44.

Учитель заранее выносит задание на доску. Учащиеся выходят по цепочке к доске и соединяют линиями части задачи и их названия. Остальные учащиеся работают в учебнике.

2) Работа в парах.

 3 стр. 44

  • Найдите  3 на этой же странице. Что вы видите?
  • Как вы думаете, что вам надо сделать?
  • Составьте задачу. На одной тарелке 5 яблок, а на другой -2 яблока. Сколько яблок на двух тарелках?
  • Определите в парах части задачи.
  • Назовите условие задачи. (На одной тарелке 5 яблок, а на другой 2 яблока.)
  • Назовите вопрос задачи.
  • Какая составлена схема
  • Какое составлено выражение?
  • Почему?
  • Что еще вы не назвали?
  • Кто из вас допустил ошибки в обозначении частей задачи?
  • В чем ваша ошибка?
  • Исправьте ошибки.
  • А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок?

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач.  

Учащиеся в парах выполняют задание, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места называют части задачи.

Нужно выполнить самостоятельную работу.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 4, стр. 45.

  • Найдите  4 на странице 45. Составьте задачу.
  • Решите эту задачу в учебнике и выделите все части задачи.

На выполнение задания отводится 2 минуты.

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-5, правильность выделения условия и вопроса определяется устно. Далее организуется вербальная поэтапная проверка выделения остальных частей задачи. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

  • У кого есть ошибки? В чем они? Сделайте вывод.
  • Где вы можете это сделать?
  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод.

Задача составляется фронтально. Учащиеся находят, называют и исправляют свои ошибки

9. Включение в систему знаний и повторение

  • В конце урока я предлагаю потренироваться в составлении выражений.

 5, стр. 45 (1,5 рисунки)

  • Найдите номер  5 на странице 45.
  • Рассмотрите первый рисунок.
  • Какое составлено выражение?
  • Что обозначает это выражение? Как представлена первая часть?
  • Как представлена вторая часть? Найдите пятый рисунок.
  • Какое составлено выражение?
  • Что обозначает это выражение? Как представлено целое?
  • Как представлена известная часть?

Работают устно

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Домашнее задание

  • Как вы заканчиваете наш урок? Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли вы цели?
  • Какое открытие вы сделали на уроке? Кому удалось сделать «открытие» самому. Докажите.
  • В чем возникали трудности на уроке?
  • Какие трудности остались на конец урока?
  • Оцените в словах свою работу на уроке.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

  • Какую цель поставите перед собой при выполнении домашней работы?
  • Спасибо за работу  на уроке.

Учащиеся сдают карточки самооценивания. Получают карточки с домашним заданием, читают, задают вопросы.Домашнее задание:

составить задачу на сложение или на  вычитание; найти в них условие, вопрос, нарисовать схемы, записать решение и ответ. 6, стр. 45.

 


1) изображение геометрических фигур для задания 2 (этап 2):

2) задание 3 (этап 2):

3) карточки с текстами на пробное действие (для фиксации на доске):

4) таблички:

5) образец для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

6) карточки на пробное задание в конвертах на каждого учащегося (этап 2):

Карточка самооценивания.

Ф. И. _______________________________________________

Система оценивания:

"+" - справился с заданием без затруднений,

"±" - справился с заданием, но возникали сложности,

"-" - не справился с заданием.

№ задания

Задание

Оценка

1

Устный счет

2

Составление выражения по рисунку

3

№4 стр.45

4

№5 стр.45

5

Итого: ваша оценка за урок

 

Если у вас: 5- 4,5 «+» - ставим d4f17090e41a20b3cad62bdf292d22e9.jpg;

                     4- 3,5  «+» -  ImageCache.jpg;

                     3- 2,5 «+» - sad_smiley_face_sticker-rc2d13639b9b4427784e732d5543dc5e4_v9wth_8byvr_512.jpg .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...