Изучение геометрических преобразований в процессе ознакомления с узорами.
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему

Татьяна Анатольевна Косырева

В данной статье представлен материал по формирования геометрических представлений в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение геометрических преобразований в процессе ознакомления с узорами

        Новое содержание курса математики начальной школы предполагает, и новые приемы и методы обучения и влечет за собой значительное расширение арсенала учебных средств, с помощью которых осуществляется формирование геометрических представлений и понятий, выработка необходимых навыков.

        Изучение геометрии невозможно без овладения определенными графическими умениями и выполнения умственных операций анализа и синтеза.

        Решение геометрических задач требует от учащихся эстетически привлекательного и точного выполнения рисунков и чертежей. Постепенное усложнение графических заданий ведет к формированию умений построить фигуру с заданными свойствами с помощью чертежных инструментов.

        Приемы умственной деятельности наиболее полно проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственной каждой из них.

        Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, узоров и бордюров. Выполняя такие задания, учащиеся закрепляют знания о геометрических фигурах, преобразовывают их в предметы, устанавливают закономерности и выполняют мыслительные операции анализа и синтеза, закрепляют полученные умения и навыки работы в тетради в клетку, развивают внимание и мышление.

        Начинать работу нужно с рисования по клеткам. При выполнении такого вида заданий дети учатся ориентироваться на листе бумаги, приобретают умение соотносить образец и свои рисунки, учатся сравнивать, находить и исправлять ошибки. Затем задания постепенно усложняются, что может послужить толчком для их собственного творчества.

        В процессе изучения геометрических преобразований в процессе ознакомления с узорами используются следующие приемы:

  1. Работа с моделями геометрических фигур:
  • Найди закономерность и продолжи рисунок;
  • Продолжи ряд;
  • Придумай свой рисунок.
  1. Изучение элементов.

Детей знакомят с элементами орнаментов, отрабатывают их, рисуя по клеточкам (см. приложение 3). Работа усложняется, когда элементы собираются в красивые узоры, забавных животных, сказочных персонажей. Дети выполняют данные задания с большим интересом.

Чтобы сохранить интерес учащихся к заданиям, нельзя стоять на месте. Для этого используют задания более сложного вида.

  • Каждый рисунок рисуется в квадратике 2х2 клетки. Попробуй и ты.
  • Каждый рисунок рисуется в квадратике 3х3 клетки.
  • Каждый рисунок рисуется в квадратике 4х4 клетки.
  • Каждый рисунок рисуется в квадратике 5х5 клетки.
  • Обведи штриховые линии.
  • Придумай свой рисунок из данных элементов.

Рисование по клеткам учит ребенка ориентироваться на листе бумаги, приобретать умение соотносить образец и свой рисунок, сравнивать, находить и исправлять ошибки.

  1. Работа с чертежными инструментами:
  • Дорисуй узоры;
  • Перенеси узор в пустые клетки симметрично;
  • Восстанови рисунок и раскрась его (см. приложение 4).

В процессе работы с чертежными инструментами младших школьников знакомят с паркетом (см. приложение 5).

  1. Наблюдение за объектами из окружающей действительности.

Выполняя все те же элементы, учащихся можно познакомить с точкой, отрезком, лучом, линией. Дети находят эти элементы в предметах и дорисовывают картинки (см. приложение 6). Выполняя задания такого типа, школьники знакомятся с геометрическими фигурами и телами, составляют из них рисунки, анализируют и устанавливают закономерность.

        К большому сожалению, в школах практически не используются задания такого характера. Но только на интересных и творческих уроках легко запоминается даже самый сложный материал.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение геометрической линии (в частности симметрии и преобразование фигур) в курсе математике Л.Г. Петерсон, по программе «Школа 2000».

Математика… выявляет порядок, симметрию и определенность, а это – важнейшие виды прекрасного.Аристотель...

статья Применение мастерских в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в 1 классе

Творческие мастерские способствует активизации знаний, умений и навыков учащихся, стимулирует потребность ребенка к самореализации в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реа...

Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала

Работа-обобщение опыта по теме самообразования "Развитие пространственного мышления на уроках математики."Программа «Начальная школа ХХIвека» предполагает глубокое и всестороннее изучение младши...

IT - урок геометрии в 4 классе по теме "Геометрические преобразования фигур"

IT-урок геометрии содержит современные образовательные технологии, главные из которых интерактивные и информационные. Класс работает на ноутбуках. Задание разноуровневые. Используются активные приемы ...

Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала

Развитие пространственного мышления в процессе изучения геометрического материала...

Исследовательский проект "Развитие геометрической зоркости у детей младшего школьного возраста в процессе изучения геометрического материала"

Геометрическая зоркость –это умственная деятельность учащихся, которая включает в себя последовательность взаимосвязанных умений:умение узнавать и видеть геометрические фигуры;умение строить гео...

Использование практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обучающихся первого класса

В статье раскрываются вопросы, связанные с использованием практических работ в процессе изучения геометрического материала на уроках математики как средство развития пространственного мышления у обуча...