Конспект урока «Умножение и деление на 10 и на 100»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Немцова Екатерина Алексадровна

Конспект разработан к УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zach_po_mat.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Умножение и деление на 10 и на 100»

2 класс, «Перспектива»

Тип урока - ОНЗ

Цели урока:

  1. дидактические:

- изучить приемы умножения и деления на 10 и на 100;

- повторить и закрепить изученный материал (таблицу умножения на 2-9);

2) развивающие:

- развивать вычислительные навыки, логическое мышление;

- развивать внимание, память, воображение, творчество;

3) воспитательные:

- формировать личностные качества (коллективизм);

- развивать мыслительные операции (аналогия, обобщение);

- воспитывать интерес к математике.

Демонстрационный материал: наглядные пособия (карточки: со знаками действий; на умножение и деление на 10 и на 100 в общем виде); карточка-ключ для №8 (для самопроверки).

План урока:

  1. организационный момент (2 мин);
  2. самоопределение к учебной деятельности (2 мин);
  3. устный счет (математический диктант) (5 мин);
  4. актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин);
  5. постановка учебной задачи (3 мин);
  6. «открытие» нового знания и первичное закрепление (3 мин);
  7. первичное закрепление во внешней речи (5 мин);
  8. физкультминутка (2 мин);
  9. частичная самостоятельная работа (3 мин);
  10. самостоятельная работа с последующей проверкой (5 мин);
  11.  применение знаний в новой ситуации (5 мин);
  12.  подведение итогов урока, домашнее задание (с комментированием), рефлексия (5 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.

- Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать.

- Давайте поприветствуем друг друга и покажем, насколько мы готовы к уроку. Пожалуйста, садитесь.

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности, определить содержательные рамки урока.

- Над какой большой темой мы работали на прошлых уроках? (Таблица умножения на 2-9). Чему мы научились? (Находить взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления). Сегодня мы будем повторять таблицу умножения, а также вы узнаете новый способ умножения и деления.

3. Устный счет (математический диктант)

Цель: проверить знание таблицы умножения на 2-9, понятие взаимосвязи между компонентами и результатами действий.

- Начнем наш урок с устного счета. Для начала повторим действия и их компоненты. («+» - знак сложения, компоненты: первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы; чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. То же самое с остальными действиями). Хорошо. Подготовьтесь к устному счету: откройте маленькие тетради, запишите число и «Классная работа», запишите с новой стоки «М. д.» - математический диктант. Давайте договоримся, что считать вы будете в полной тишине. Ответы записывайте через две клеточки.

Первый множитель равен 9, второй – 4. Чему равно произведение? (36 – «е»)

Сумма чисел равна 69. Первое слагаемое равно 23. Какое второе слагаемое? (46 – «о»)

Произведение равно 20, множитель – 5. Чему равен второй множитель? (4 – «1»)

Разность чисел равна 24, вычитаемое – 37. Чему равно уменьшаемое? (61 – «у»)

На какой число надо умножить 3, чтобы получилось 6? (2 – «0»)

Число разделили на 6, и получилось 8. Какое это число? (48 – «н»)

На сколько число 84 меньше числа 41? (43 – «ж»)

Число умножили на 3, и получилось 27. Какое это число? (9 – «д»)

Какое число одновременно делится и на 3, и на 5? (15 – «и»)

Первое слагаемое 22, второе – 29. Чему равна сумма? (51 – «м» )

Делимое 42, делитель 6. Чему равно частное? (7 – «а»)

Произведение двух одинаковых чисел равно 64. Что это за числа? (8 – «л»)

- На доске указаны ответы. Взаимопроверка.

- Какой вывод вы для себя сделаете? (Нужно учить таблицу умножения, знать компоненты и результаты действий и их взаимосвязь, внимательно слушать задание).

- Посмотрите, каждому числу соответствует определенная буква и две цифры. Расположите свои ответы в порядке убывания. У вас получится тема нашего урока. Прочитайте ее («Умножение и деление на 10 и на 100»).

4. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: повторить ранее усвоенные знания, необходимые для нового учебного материала, создать затруднение в деятельности, зафиксировать это затруднение.

- Посмотрите на доску. Прочитайте, что написано на карточке (1*5). Что обозначает это выражение? (По одному взяли пять раз) (карточка в общем виде). Что написано на этой карточке? (4*1). Какое правило для этого случая мы знаем? (При умножении числа на единицу получается это же самое число) (карточка в общем виде). Как мы можем по-другому записать эти выражения? Почему? (5*1, 1*4; т. к. от перестановки множителей произведение не меняется). Давайте выполним умножение.  

5. Постановка учебной задачи

Цель: ввести понятие «умножить на 10».

- Посмотрите таблицу умножения на обложке вашей маленькой тетради. Подумайте, какие из указанных случаев вы не учили в таблице умножения, данной в учебнике? (Умножение на 1 и на 10). Хорошо. Кто мне повторит правило умножения на единицу? (При умножении числа на единицу получается это же самое число). А как нам быть при умножении на 10? Как вы думаете? (высказывания предположений учеников)  

6. «Открытие» нового знания и первичное закрепление

Цель: закрепить новое понятие.

- Давайте проверим ваши предположения. Умножим 2 на 10. Что значит «умножить 2 на 10»? (По два взяли 10 раз) (расписать). Правда, это долго расписывать? Каким равенством можно заменить это выражение? (10*2). А это что значит? (10+10). Сколько получается? (20).

- Теперь диктуйте мне, как найти значение выражения «6*10». Я буду записывать на доске. (рассуждается и записывается аналогично)

- Ребята, увидели ли вы в этих примерах кое-что интересное? (При умножении числа на 10 к числу приписывается справа один нуль).  

7. Первичное закрепление во внешней речи

- Вы догадались, как можно легко и быстро умножить число на 10. А как вы думаете, как можно умножить число на 100? Давайте будем рассуждать на примере 3*100. (рассуждения учеников) (запись на доске). А как мы будем рассуждать при решении примера 6*100? (рассуждения учеников) (запись на доске). Что в этих примерах вы увидели интересного? (При умножении числа на 100 к числу приписывается справа два нуля).

- Хорошо. Откройте учебник на стр. 54. Сейчас мы выполним №1. Выполняем по заданию. … , прочитай нам, пожалуйста, задание. К доске пойдут выполнять … и … по одному примеру из а) и б). (комментирование у доски). Сделаем вывод: как умножить число на 10? (При умножении числа на 10 к числу приписывается справа один нуль). На 100? (При умножении числа на 100 к числу приписывается справа два нуля).

- Теперь прочитайте правило в рамочке. Совпали ли ваши выводы с данной в учебнике формулировкой? (Да) (карточка).

8. Физкультминутка

Цель: расслабление мышц.   

Буратино потянулся, раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел, видно, ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать.

9. Частичная самостоятельная работа

- Выполняем №3. Попробуйте выполнить его самостоятельно, а потом мы с вами обсудим его решение.

- Кто мне объяснит, как выполняется №3? (ответы учеников) (эталон на отвороте доски). Какой мы сделаем вывод? (Деление – действие, обратное умножению. Значит, при делении на 10 мы может от числа отбросить один нуль справа, а при делении на 100 – два нуля). Хорошо, теперь прочтите под 3-им номером правило в рамочке. Совпал ли ваш ответ с этим высказываем? (Да) (карточка).    

10. Самостоятельная работа с последующей проверкой

- Выполняем №2, 4, 5 самостоятельно. Кто сделает задания, тихо поднимет руку.

- Теперь поменяйтесь, пожалуйста, вашими книгами – взаимопроверка. Посмотрите, на доске даны ответы к этим номерам (на отворотах). Если нет ни одной ошибки, то ставим рядом «+» (к каждому номеру).

- Итак, какой мы сделаем вывод? (При умножении числа на 10 к числу приписывается справа один нуль. При умножении числа на 100 к числу приписывается справа два нуля. При делении на 10 мы можем от числа отбросить один нуль справа, а при делении на 100 – два нуля).  

11. Применение знаний в новой ситуации

Цель: закрепить изученный материал.

- №6 а), б) (с комментированием у доски)

- №7 1-е и 2-е уравнения (с комментированием у доски)

(доп. задание: №8. Манускрипт – древняя рукопись, книга на папирусе, пергаменте или бумаге)

12.  Подведение итогов урока, домашнее задание (с комментированием), рефлексия

Цель: выявление уровня усвоения материала, объяснение домашнего задания, самоанализ урока учащимися. 

 - Ребята, как называлась тема нашего сегодняшнего урока? (Умножение и деление на 10 и на 100). Какое правило умножения на 10 вы узнали? (При умножении числа на 10 к числу приписывается справа один нуль). Какое правило умножения на 100 вы узнали? (При умножении числа на 100 к числу приписывается справа два нуля). Как поделить на 10? (При делении на 10 мы можем от числа отбросить один нуль справа). Как поделить на 100? (При делении на 100 мы можем от числа отбросить два нуля справа).  

- Какие задания в работе вызвали затруднение? Над чем еще необходимо будет поработать дома? (ответы учащихся) 

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: стр. 54 (выучить правила), №6 в), г) (решать аналогично); №7 два последних уравнения (не забудьте проверку).

- Поднимите, пожалуйста, руки, кто все понял и остался доволен своей работой. Поднимите руки те, кто не совсем все понял. И поднимите руки те, кто совсем ничего не понял.

- Ребята, вы сегодня молодцы. Я очень довольна вашей работой. Урок окончен.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Умножение и деление на 5. Закрепление пройденного"

План - конспект  урока–путешествия по математике во 2 классе по учебнику Рудницкой В.Н. и др. (УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой). Разработка поможет учителям начальных клас...

Конспект урока "Умножение и деление чисел", 2 класс

Тип урока: комбинированный. Цели:Закрепить смысл действия умножения, закрепить знание таблицы умножения на 2,3,4,5 составить таблицу умножения и деления на 6.Способствовать развитию умения решать...

Конспект урока "Умножение и деление на 7" 3 класс

Конспект урока "Умножение и деление на 7"...

Конспект урока Умножение и деление на 100 3 класс

Конспект урока содержит методы, формы и приемы соответствующие ФГОС....

Конспект урока "Умножение и деление на двузначное число"

Конспект урока математики "Умножение и деление на двузначное число". 4 класс. Программа "Школа России"....

Конспект урока по математике. Тема урока: «Умножение и деление» УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- Закрепление навыков решения примеров умножения и деления.Планируемые результатыПредметные:- уметь выполнять умножение и деление;- совершенствовать вычислительный устный нав...