Развитие наблюдательности у учащихся начальных классов на уроках математики.
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Макарова Ирина Борисовна

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдение в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».

Умение наблюдать необходимо каждому человеку. Наблюдательность – важная черта личности, позволяющая понимать, усваивать новое и на этой основе проявлять творчество. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления, интерес к учению. Умение это необходимо развивать на всех уроках и, особенно на уроках математики.

Для этой цели можно использовать различные упражнения. Первоклассники с большим интересом выполняют, например, такие упражнения:

1.     На доске выставлены круги разной величины и цвета и один треугольник. Задание: рассмотри выставленные фигуры и покажи, какая фигура лишняя. Почему она лишняя?

2.     Даны различные геометрические фигуры одного цвета. Вопрос: что общего в этих  фигурах?

3.     Игровая ситуация «Что изменилось?». Даны фигуры, разные по форме и цвету. Задание: рассмотри фигуры, закрой глаза (в это время учитель убирает или переставляет одну из фигур). А теперь посмотри, что изменилось.

4.     Даны фигуры, разные по форме и размеру. Задание: назови, после какой фигуры стоит самый большой круг.

Можно также предлагать задания-вопросы из окружающей жизни, например:

1.     Сколько этажей в нашей школе?

2.     Сколько классов на нашем этаже?

3.     Сколько ёлок растёт около нашей школы?

Ответы учеников интересно потом проверить.

Выполнение таких упражнений можно назвать «наблюдательные разминки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irina1.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Даны числа:

23    74    41    14

40    17    60    50

Какое число лишнее в каждой строке? (В первой строке лишнее 74, у остальных чисел сумма цифр равна 5; во второй строке лишнее число 17, в записи остальных чисел есть 0).

  1. Что общего в записи каждой строки:

12    24    20    22

30    37    13    83

(В записи чисел первой строки использована цифра 2 , а второй - цифра 3).

  1. По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его:

10    30    50…

14    34    54…

(Числа в первой и во второй строках записаны через 20).

  1. По какому признаку записаны столбики примеров:

27+5     76+20     44+2

39+5     56+30     34+5

29+4     35+40     32+6

(Основу классификации составляет вычислительный приём).

  1. Чем похожи между собой записанные в каждом столбике примеры, и чем они отличаются?

60-6     32-11

60-16    32-13

  1. Придумай к каждому данному примеру похожий пример:

12+6=18

16-4=12

(При составлении таких примеров учащиеся должны указать тот признак, на который они ориентируются, например вычислительный приём).

  1. Найди ошибки и исправь решение примеров:

43-11=43-(10+1)=33+1=34

60-17=60-(10+7)=50+7=57

В III классе можно предложить математические задания более сложные, которые также требуют от учащихся наблюдательности, например:

  1. Найди (устно) значение выражения:

7*13+7*12+25*13

  1. Найди значение неизвестного в равенствах:

23*х=17*23

100:х=100: (2*2)

  1. Какие значения может принимать а?

а+100<а+101

Вычисли. Найди лишнее выражение:

65-35

47-27

54-4

38-18

79-11

Как из каждого числа первой строки  получено записанное под ним число во второй строке? Продолжи второй ряд чисел.

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
  2. 7, 10, 13, 16, 19, 22, … , … ,

Сравни уравнения каждой пары и, не вычисляя, скажи, в каком из  них значение х будет больше:

19*х=57                         40: х=4                         х: 3=18

19*х=76                        40:  х=8                         х: 3=24

В результате работы над развитием наблюдательности на уроках математики у учащихся повышается интерес к предмету, дети лучше и быстрее усваивают новый материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

Развитие наблюдательности у учащихся начальных классов на уроках математики.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдение в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».Умение наблюдать...

Развитие и становление интереса учащихся начальных классов к урокам математики.

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности- задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты ...

Развитие мыслительных операций у учащихся начальных классов на уроке математики как средство формирования познавательных УУД

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, выска...

Упражнения на развитие внимания у учащихся начальных классов на уроках русского языка и математики

В материале представлены упражнения на развитие внимания у учащихся начальной школы на уроках русского языка и математики, которые могут использовать педагоги (логопеды, дефектологи, учителя начальных...

Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов на уроках математики

Начальное звено образования - фундамент школьной учебы, поэтому очень важно именно в начальных классах  развить умение использовать математические знания на практике...

Развитие и становление интереса учащихся начальных классов к урокам математики.

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности- задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя....