Главные вкладки

    Развитие и становление интереса учащихся начальных классов к урокам математики.
    статья по теме

       Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности- задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие и становление интереса  учащихся                    начальных классов к урокам математики

       Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности- задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.

       Развитие ребят, писал  Л. В. Занков ,- это не  только рост их прирожденных способностей, но и в большей мере результат целенаправленной и системати-ческой работы учителя над развитием своих питомцев.

       Средствами, позволяющими организовать целенаправленную и систематичес-кую  работу над  развитием учащихся в процессе обучения математики, являются учебные занятия. Для того, чтобы ребенок учился именно  потому, что ему хочет-ся учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения необходимо побуждение таких мотивов обучения, которые лежали бы в самом процессе обучения.

        Очень часто, мы, взрослые, спешим  что- то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но это не всегда оправданно. Набор готовых знаний не формируют потребности в процессе познания, стремления к преодолению трудностей, к са-мостоятельному поиску решений и достижению целей. На многие вопросы ре-бенок может сам найти ответ и неважно, что только путем  проб и ошибок. Вызвать интерес у ребенка к математике, помочь ему  самостоятельно искать от-веты на поставленные вопросы, сделать занятия увлекательными можно посред-ством игры. Игра - один из основных видов деятельности в жизни маленьких уче-ников. Существует многообразие различных видов игр, которые используются в качестве одного из способов обучения различным   учебным предметам в началь-ной школе.

          Для успешного обучения математики посредством игровых упражнений не-обходимо применять как предметы, окружающего мира, так и модели изучае-мого материала.  Известно, что усвоение ребенком знаний начинается с мате-риального действия с предметами или их рисунками, моделями, схемами.

     Практические действия переходят в словесное описание. В результате осущест-вляется связь между материальной  и внешнеречевой  формами действий. Постепенно опора на действия с предметами или их моделями сокращается. Проговаривание игровых действий переносится во внутренний план (действия в уме). Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешне-речевая форма предполагает рассуждения, и ,наконец, умственная форма дейст-вия (проговаривание про себя) осуществляется тогда, когда, когда у детей уже сформированы представления или понятия. При изучения каждого раздела мате-матики необходимо, чтобы дети усвоили все формы действия.

        Математические развлечения: задачи- шутки, загадки, головоломки, лабирин-ты, игры на пространственное преобразование и др. не только вызывают интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждать детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Разнообразные  логические игры, задачи, упражнаения: «Найти недостающую фигуру», «Чем отличается», «Отгадай число» и др. способствуют развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Для решения этих задач необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи , в итоге требуется применение математического умозаключения.

        Дидактические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Соблюдение правил, являющиеся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно-волевых качеств (организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и др). в процессе занятий дидактической игры формируются умения работать  самостоятельно, осуществлять контроль и самоконтроль, согласовывать свои действия и соподчинять их.

     Математические игры по составлению плоскостных фигур- силуэтов из геометрических фигур используется с давних времен. Наиболее популярными из этих игр являются « Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». Такие игры часто называют «Геометрическим конструктором» или « головоломкой». Они вызывают  интерес у детей необычность и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сооразительности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательных способностей учащихся начальных классов на уроках математики.

    В своей работе я описываю пути развития познавательного интереса и способностей на уроке математики....

    Развитие наблюдательности у учащихся начальных классов на уроках математики.

    Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдение в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».Умение наблюдать...

    Пути формирования и развития орфографической зоркости у учащихся начальных классов на уроках русского языка

    Орфография - это один из противоречивых разделов науки о языке. С одной стороны, орфография «обращена» к широким кругам пишущих и читающих. Этим определяется ее социальный аспект. С друго...

    Развитие познавательных УУД у учащихся 1 класса на уроках математики с использованием информационно-коммуникативных технологий

    В данной работе рассмотрена проблема познавательного интереса в психолого-педагогической литературе. Затем проведена опытно – экспериментальная работа по изучению влияния работы с компьютером на урове...

    Развитие письменной речи у учащихся начальных классов на уроках основного цикла.

    Работа по развитию речи начинается с самых первых дней пребывания ребенка в школе и продолжается на протяжении всех лет школьного обучения. В начальных классах закладывается фундамент для успешного ра...

    Развитие наблюдательности у учащихся начальных классов на уроках математики.

    Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Надо обязательно формировать у детей умение зорко наблюдать, правильно сводить наблюдение в одну мысль и верно выражать эту мысль словами».Умение наб...

    Развитие мыслительных операций у учащихся начальных классов на уроке математики как средство формирования познавательных УУД

    Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, выска...