Технологическая карта урока по теме «Деление с остатком» 3 класс
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Киселева Ирина Алексеевна

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

 Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают  превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение  реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение.

В соответствии с вышеизложенным разработана технологическая карта урока по теме «Деление с остатком».

Урок интегрированный, проблемный, с элементами исследовательской работы. Подобран увлекательный, доступный материал, что позволяет сделать урок эффективным. В ходе проведения урока используется проблемно - поисковый метод обучения, метод сравнения, сопоставления. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. На уроке использована интерактивная доска, компьютер, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы детей, плакаты. Работа на данном уроке направлена, прежде всего, на формирование у детей интереса к математике. Урок предусматривает познавательную активность детей. Знание не передаётся в готовом виде, а добывается  самими учениками в процессе исследовательской деятельности.

В ходе урока дети сталкиваются с проблемой и находят пути её решения.  На уроке  решается задача обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей. Учащиеся овладевают навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

  • Регулятивные:  формировать  умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели   и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и  сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения;
  • Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять  главное; учить сравнивать  данные; определять  общие  признаки,  соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
  • Личностные: формирование  понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;  развитие познавательных интересов,  учебной мотивации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx41.13 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.:  Киселева Ирина Алексеевна

Место работы: МБОУ г. Владимира «СОШ №13»

Занимаемая должность: учитель начальных классов

Номинация: «Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами завершенной предметной линии «Математика».

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

                                                                                                              Конаржевский Ю.А.

Методические комментарии.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

 Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками. В системе образования начинают  превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение  реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение.

В соответствии с вышеизложенным разработана технологическая карта урока по теме «Деление с остатком».

Урок интегрированный, проблемный, с элементами исследовательской работы. Подобран увлекательный, доступный материал, что позволяет сделать урок эффективным. В ходе проведения урока используется проблемно - поисковый метод обучения, метод сравнения, сопоставления. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. На уроке использована интерактивная доска, компьютер, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы детей, плакаты. Работа на данном уроке направлена, прежде всего, на формирование у детей интереса к математике. Урок предусматривает познавательную активность детей. Знание не передаётся в готовом виде, а добывается  самими учениками в процессе исследовательской деятельности.

В ходе урока дети сталкиваются с проблемой и находят пути её решения.  На уроке  решается задача обеспечить развитие каждого ребёнка с учётом индивидуальных особенностей. Учащиеся овладевают навыками самостоятельной организации, рефлексии и оценки своей деятельности.

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия:

  • Регулятивные:  формировать  умение учиться и  способность  к организации своей деятельности; способность принимать сохранять цели   и следовать ей в учебной деятельности; умение планировать свою деятельности  и  сложность; умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении цели; готовность к преодолению трудностей;
  • Коммуникативные: развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника; учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения;
  • Познавательные: развитие познавательных интересов; готовности к принятию и решению учебных и познавательных задач; умения выделять  главное; учить сравнивать  данные; определять  общие  признаки,  соотносить результаты, полученных на модели, с реальностью (с текстами).
  • Личностные: формирование  понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;  развитие познавательных интересов,  учебной мотивации.

Федеральное агентство по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Технологическая карта урока

по теме «Деление с остатком»

 3 класс

                                                                                                Выполнил: Киселева И.А.,

                                                                                                учитель начальных классов

                                                                                           

 

Владимир, 2015

Тема урока: «Деление  с остатком».

Цель: обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления.

 Задачи урока:

1.Задачи, направленные на достижение  личностных  результатов обучения:

  • развивать мотивы учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, формировать личностный  смысл учения;
  • совершенствовать навык сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности;
  • совершенствовать умение давать нравственную оценку поступкам, воспитывать милосердие, доброту;
  • формировать  уважительное отношение к другому мнению.

2.Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

  • формировать умения принимать и сохранять цель урока и учебные задачи;
  • работать с информацией, представленной в разных формах (рисунок, схема, электронное приложение) под руководством учителя и самостоятельно;
  • формировать способность  принимать участие в диалоге, выполняя правила речевого поведения;
  • формировать умение самостоятельно читать текст учебника и извлекать из него новую информацию;
  • развивать  умения самоконтроля и самооценки по заданным критериям.

3.Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • познакомить с приёмом деления с остатком,
  • формировать практические навыки деления с остатком;
  • совершенствовать вычислительные навыки и навыки умения решать задачи.

Оборудование: мультимедиа проектор, ПК, плакат, листы самоконтроля, дидактический материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты УУД

1.Организационный момент.

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Учитель читает стихотворение:

-Начинается урок!

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку 5.

Учитель обращает внимание детей на доску, где расположены две картинки:

1 – с изображением ясной солнечной погоды;

2 – с изображением пасмурной дождливой погоды.

- Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.

- Так как настроение у большинства из нас хорошее и погоду мы выбрали солнечную, предлагаю в качестве туристов  отправиться в поход за новыми знаниями. Во время путешествия туристы часто ведут личные дневники, куда записывают свои наблюдения и всё, что с ними происходит. У вас тоже будут такие дневники.

 На партах лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать свои достижения во время путешествия. А куда мы отправимся, постарайтесь догадаться сами.

Слушают стихотворение.

Оценивают свой настрой на урок, выбирают картинку.

Знакомятся с листом самооценки.

Личностные:

широкая мотивационная основа учебной деятельности, умение учиться и  способность  к организации своей деятельности

Регулятивные:

Умение осуществлять действия по инструкции учителя,

слушать, когда говорят другие.

Познавательные:

умение осуществлять анализ с целью выделения признаков,

выбор оснований и критериев для сравнения

2.Актуализация знаний.

 

Цель этапа: формирование навыков быстрого устного счёта, основанные на таблице умножения;

активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованности в предстоящей работе.

Блиц - турнир.

Один ученик работает на переносной доске.

1)Белка засушила на одной ветке 32 гриба, а на другой ветке в 4 раза меньше. Сколько грибов засушила белка на второй ветке?

2)Волк весит 45 килограммов, а заяц-беляк весит 5 килограммов. Во сколько раз меньше весит заяц-беляк, чем волк?

3)Винни - Пуху подарили бочонок с мёдом массой 12 килограммов. Восьмую часть всего мёда он съел в день рождения. Сколько килограммов мёда съел Винни – Пух?

4)За 3 дня лисица отыскала 12 мышиных норок. По  сколько норок она находила каждый день?

Учитель организует проверку решения задач (переносная доска)

- Оцените свою работу: если вы легко справились с задачами, решили правильно – поставьте зеленый кружочек; если половина заданий -  желтый, много ошибок - красный.

- Догадались, куда мы  с вами отправимся? Почему вы так решили?

Что нужно взять с собой в поход? (Ответы детей)

Конечно, в  пути нам помогут ваши знания,  смекалка и старание.

Самостоятельно решают задачи, записывают в тетрадях решение.

 

Оценивают свою работу,

делают пометки в листе самооценки.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.

Познавательные:

умение применять имеющиеся знания, построение логической цепи рассуждений,

умение доказывать, умение осознанно строить устные речевые высказывания.

Регулятивные: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

владение диалогической формой речи

3.Введение в тему, целеполагание

Цель:  создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о действии деления,

планирование работы.

1).Выход к учебной проблеме.

2)Решение учебной проблемы.

 Учитель просит детей вернуться к задачам.

 -В чём особенность данных задач? (Все задачи  решаются с помощью действия деления).

-Что вы знаете о делении?

Кто-то из вас догадался, о чём мы будем говорить на уроке  во время путешествия? После детских ответов учитель открывает на доске первую часть названия темы урока: Деление.

-Ребята, а вы хорошо умеете делить? Сейчас мы это проверим. Мы добрались до речки. Есть возможность порыбачить! Но рыбки в этой речке непростые. Они попадутся на крючок в том случае, если вы правильно выполните деление.

Индивидуальная работа.

На партах лежат карточки с изображением рыбок. На рыбках записаны выражения на деление:

36:4; 9:3; 40:5; 5:2; 28:4; 48:6.

Учитель предлагает детям поймать рыбок, т.е. найти значение выражений. Взаимопроверка.

 Оценка проделанной работы.

-Оцените свою работу: если вы легко справились с задачами, решили правильно – поставьте зеленый кружочек; если половина заданий -  желтый, много ошибок - красный.

 Сколько рыбок вы поймали? (5)

-Какую рыбку вам не удалось поймать? В чём затруднение?

Работа в парах.

На партах у детей лежат 5 рыбок (печенье в виде рыбок).

- Разделите эти 5 рыбок между собой.

Сколько рыбок досталось каждому из вас? Какое число вы смогли разделить?

Сколько рыбок осталось? (1)

- Как мы поступим с лишней рыбкой?

Какова же тема нашего урока?

-Тема нашего урока «Деление с остатком».

Учитель открывает на доске вторую половину темы.

-Поставьте цель дальнейшей нашей работы на уроке.
 (Будем учиться находить значение  выражений, познакомимся с новой записью).

Анализируют решение задач, делают вывод.

Воспроизводят имеющиеся знания о делении.

Формулируют тему урока.

Выполняют задания на карточках,

сталкиваются с проблемой.

Оценивают свою работу, делают пометки на листе самооценки.

Определяют причины затруднения.

Работают в парах. Делят между собой рыбок.

Отвечают на вопросы учителя.

Дети высказывают свои предложения, как поступить с лишней рыбкой (Отнести домой котику и т. д.)

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания (Мы должны научиться решать примеры и задачи с остатком.)   

Познавательные:

самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы,

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные:

- целеполагание, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

 

Личностные:

проявление заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем, со сверстниками,  умение вступать в диадог, умение слушать и слышать партнёра.

Личностные:

формирование уважительного отношения к другому мнению,

заботливое отношение к окружающим людям, животным.

4.Работа по теме урока.

 

Цель: Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, знакомство с алгоритмом деления числа с остатком.

1)Объяснение нового материала.

2)Работа по созданию алгоритма действий при делении с остатком.

Физкультминутка.

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации.

3)Первичное закрепление.

Интерактивная доска.

4)Самостоятельная работа по учебнику.

Учитель показывает на доске, как записывают решение таких выражений

5:2=2(ост.1)

-Первое число результата называют неполным частным, а второе – остатком. Как вы думаете, каким должен быть остаток при делении?

-Какой получится остаток при делении на: 5,4,3?

-Сформулируйте вывод.

(Остаток должен быть меньше делителя).

-Мы продолжаем наше путешествие. Но, чтобы  не сбиться с пути, нам нужна маршрутная карта. Такой картой для нас будет «Алгоритм действий при делении с остатком».

Коллективная работа по созданию алгоритма.

Учитель задаёт наводящие вопросы.

На доске заранее приготовлен плакат.

Алгоритм действий:

1)найти наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка;

2)данное число разделить на делитель,

это значение частного;

3)вычитаем данное число из делимого, это остаток.

Учитель просит прочитать полученный алгоритм.

Мы славно поработали. Думаю, теперь самое время искупаться в речке.

Тихо плещется вода.

Мы плывём по тёплой речке.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем.

А теперь глубокий вдох

И садимся на песок.

Учитель читает стихотворение, показывает движения, дети повторяют движения за учителем.

- Чтобы успешно вернуться домой, надо закрепить наши знания.

Работа с интерактивной доской. Слайды.

Учебник, стр.26, №2.

Один ученик решает на скрытой стороне доски.

Проверка.

-Оцените свою работу: если вы легко справились с задачами,  решили правильно – поставьте зеленый кружочек; если половина заданий -  желтый, много ошибок - красный.

Слушают и запоминают.

Формулируют вывод, каким может быть остаток.

Отвечают на вопросы.

Создают алгоритм действий.

Читают на плакате и запоминают.

 

Выполняют движения.

Закрепляют знания с помощью интерактивной доски.

Читают материал в учебнике.

Самостоятельно выполняют деление с остатком (№2).

Осуществляют самопроверку, самооценку.

Делают пометки в листе самооценки.

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение  слушать и запоминать.

Познавательные:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

умение осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания.

Регулятивные:

Умение осуществлять действия по инструкции учителя.

Личностные:

проявление заинтересованности в приобретении и  расширении знаний

Познавательные:

Умение выбрать наиболее подходящий способ решения, исходя из ситуации.

Регулятивные:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные:

- самоопределение

5. Работа над текстовой задачей.

-Давайте подумаем, что мы можем принести с собой из леса?

(ответы детей).

-Итак, начинаем сбор грибов.

Задача.

Ребята нашли в лесу 27 белых грибов и 23 подберёзовика. Все грибы они разложили в корзины по 10 грибов в каждую корзину. Сколько корзин понадобилось ребятам?

Решают самостоятельно с последующей проверкой.

 -Оцените свою работу: если вы легко справились с задачами,  решили правильно – поставьте зеленый кружочек; если половина заданий -  желтый, много ошибок - красный.

- А теперь посмотрите на лист самооценки. Поднимите руки, у кого все квадратики.

Вы сегодня молодцы, получаете «5». А остальным надо подтянуться.

Объясняют

Выполняют задания

Познавательные:

 умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, оценка, осознание качества и уровня усвоения.

6. Рефлексия.

Цель: Создание условий для рефлексии

-Вот мы и вернулись домой. Интересное было путешествие?

Что вам особенно понравилось? Что полезное вы взяли с урока?

- Я на уроке научился…
- Я умею …
- Я могу научить других…

-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам сделать новые открытия на этом уроке.

На доске: Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!

- Прикрепите знак  к той строчке, на которой вы себя ощущаете.

Заканчивают предложения.

Прикрепляют смайлики.

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

7. Домашнее задание.

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание.

Учитель предлагает дифференцированное задание.

-  Дома нам нужно закрепить свои знания, чтобы еще лучше и правильнее считать.

Стр. 24, №  5,  придумать 6 примеров на деление с остатком или своё задание на тему «Деление с остатком».

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Личностные:

проявление заинтересованности в развитии способностей.

Регулятивные:

формирование внутреннего плана действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики «Проверка деления с остатком» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Проверка деления с остатком» Цель урока: научить выполнять проверку деления с остатком;  применять новое знание деления с остатком.Планируемые резул...

Технологическая карта урока математики Тема: «Деление с остатком» (3 класс)

Цель деятельности учителя: закрепление приема деления с остатком, табличных и внетабличных случаев деления, решение задач на части, воспитывать умение давать оценку своей деятельности,  развивать...

технологическая карта урока.4класс Тема Деление на 10,100,100 с остатком.УМК «Школа России» М.И. Моро

технологическая карта урока.4класс Тема Деление на 10,100,100 с остатком.УМК «Школа России» М.И. Моро...

Технологическая карта урока математики. Тема:"Деление с остатком"(3 класс, УМК "Перспектива").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для формирования умения делить число с остатком. Задачи урокаДидактические:Познакомить со способом деления числа с ост...

Технологическая карта урока математики. Тема:"Деление с остатком"(3 класс, УМК "Перспектива").

Тип урока: рефлексия.Цель урока: обобщение и систематизирование знаний о делении числа с остатком. Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о способе деления числа с остатком;Совершенствовать у...