Конспект урока по математике в 1 классе «Решение задач на сложение и разностное сравнение»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Фадеева Ольга Алексеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_1_kl.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 36 им. А.М. Городнянского

г. Смоленска

КОНСПКТ  УРОКА

по математике

«Решение задач на сложение и разностное сравнение»

по учебнику М.И. Моро, С.И. Волковой

1 класс

Составитель

Фадеева Ольга Алексеевна

Цели урока:

1. Познавательные. а)  Закрепить представление о составных частях задачи: условие, вопрос, решение, ответ.

б) Совершенствовать умение осознанно решать задачи на  нахождение суммы и  разностное  сравнение, умение  преобразовывать один вид задач в другой, умение  самостоятельно формулировать вопрос к данному условию и условие к данному решению.

2. Развивающие. а) Развивать коммуникативные умения: слушать учителя, товарищей в группе, отвечать на вопросы, формулировать собственное высказывание, доказывать свою точку зрения, совместно с товарищами  решать творческие задачи.                                                                                                        б) Развивать логические УУД: операции анализа, синтеза.                                                    в) Развивать творческие способности.                                                                                     г) Развивать знаково-символическую функцию.

3.Воспитывающие.  Воспитывать любовь к родной природе, уважительное   и доброжелательное отношение к людям.

               Этапы урока:

I. Вводный  этап.                                                                                                    1. Устный счет.                                                                                                                        2. Определение темы и цели урока.                                                                                                                                           II. Основная часть урока.                                                                                                             1.  Работа с текстом задачи.                                                                                                а) Анализ текста задачи.                                                                                                            б) Работа в группах. Рисование условия задачи.                                                                                        в) Решение задачи на сложение                                                                                              2. Решение задачи на сравнение                                                                          а) Проблемная ситуация                                                                                           б) Моделирование условия задачи                                                                                     в) Решение задачи                                                                                                                         3. Творческая работа в группах                                                                                      4. Работа с учебником

III. Подведение итогов урока                                                                                                                                  

ФОРМЫ РАБОТЫ:  основная форма – работа в группах.                                                                     Фронтальная,  индивидуальная формы работы.

Оборудование: 1.  Карточки:   Условие

                                                        Вопрос

                                                        Решение

                                                        Ответ

2. На столах большие листы для работы в группах.

3. Подставки с цветными карандашами

                                                     

                                                   

                                                   

                                         Ход урока.

  1. Вводный  этап.

Задачи. а) Развитие личностных  УУД: учебно-познавательной мотивации, нравственно-этической ориентации.

    б) Развитие регулятивных УУД: умение выделить, сформулировать тему     урока, его цели; умения контролировать свою деятельность, корректировать ее, провести самоанализ.

 - Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: открытый. Мы приветствуем в нашем классе  наших гостей. Давайте улыбнемся  друг  другу и пожелаем  удачи. Все у нас получится наилучшим образом!

 - Прежде, чем мы начнем, скажите, пожалуйста, любите ли вы школьный предмет «математику». Почему? Для чего мы ее изучаем?

1. Устный счет

Задачи. а) Развитие познавательных УУД: повторение состава чисел в пределах 10.

              б) Развитие регулятивных УУД: развитие умений самоконтроля, самооценки; формулирование темы и цели урока,.

 - «Устный счет» сегодня мы проведем в виде математического диктанта. Кто заметит, что общего будет во всех заданиях, сможет сформулировать тему нашего урока.

1.Два снегиря и шесть синиц, ребята, сколько всего птиц?              

2.Группа  малышей-утят плавать и нырять хотят. Два нырнули глубоко, семь уплыли далеко.  Сосчитать я не могу: сколько всех утят в пруду?

3. В гнезде у синиц лежат пять яиц. Мама-синичка положила еще два яичка.      Сколько  яиц в гнезде у синиц?

4. Сколько ушей у трех мышей?

5.Сколько лап у двух медвежат

6.На  березе три толстые ветки, на каждой толстой – по три тоненьких  веточки. На  каждой  тоненькой ветке – по  одному  яблочку. Сколько всего яблок?

Проверка. Учащиеся сравнивают свои ответы с ответами на доске, исправляют ошибки, оценивают свою  работу.                                                                 2.  Определение темы и цели урока.

- Итак, что общего во всех заданиях диктанта? (Во всех стихотворениях  говорится о животных.)

- Молодцы! Живой мир привлекает нас, удивляет, радует. Он нуждается в нашей любви и защите.

- Как можно одним словом назвать все задания. (Задачи)

- Сформулируйте тему и цель нашего урока. (Решение задач)

II. Основная часть урока.

Задачи. Формирование логических  УУД: умение анализировать текст, выделяя признаки задачи; умение синтезировать, восстанавливать часть (условие, решение)  до целого (задачи). Знаково-символическая  деятельность.

  1. Работа с текстом задачи.

Недавно мы с вами были на экскурсии. Помните, мы видели, как грачи строили себе гнезда. Прочтите текст, который я составила для нашего урока.  Текст  записан  на доске:

 На одном дереве грачи свили 5 гнезд, а на другом -  9 гнезд.                                         а) Анализ текста задачи.

- Как можно назвать этот текст?   (Математическая история или условие задачи).

На доске появляется карточка:   УСЛОВИЕ

- Что необходимо  добавить, чтобы  математическая история стала  задачей? (Нужно задать вопрос)

   На доске появляется карточка: ВОПРОС

- Договоритесь в группах, какой вопрос можно задать к данному условию.

Проверка: каждая группа хором называет свой вопрос.

(1.Сколько всего гнезд на двух деревьях?

2. На сколько гнезд больше на втором дереве?)

У нас было одно условие, а мы получили две разные задачи.                       Рассмотрим первую. О чем говорится в условии?

б) РАБОТА В ГРУППАХ. Рисование условия задачи. 

- Нарисуйте, пожалуйста, в своих  группах  гнезда на двух деревьях.

ПРОВЕРКА.  Каждая группа показывает свой рисунок (группы выступают поочередно). Просмотр рисунков, оценка качества с точки зрения правильности, соответствия условию.

в) Решение задачи на сложение.                                                                                                - Что нужно делать дальше?  (Нужно решить задачу, т.е. ответить на вопрос)                                             

На доске появляется карточка:  РЕШЕНИЕ

 Вызванный ученик записывает решение задачи на доске, объясняя выбор действия сложения.

- Мы решили задачу. Что это значит?  (Мы можем ответить на вопрос задачи.)                                              

На доске появляется карточка:   ОТВЕТ

Физкультминутка:  Сейчас я буду называть математические выражения, а вы – находить их значения. Если  результат  будет равен десяти  - вы продолжаете стоять, если меньше десяти – садитесь на корточки, если – больше десяти, вы поднимете руки вверх.

2.  Решение задачи на сравнение

- Рассмотрим вторую задачу. Какой   вопрос был задан? ( На сколько гнезд больше на втором дереве?)

- Что значит  выражение «на сколько больше»? Как нужно решать такую задачу?

а) ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.  Вопрос вызвал затруднение, дети не смогли дать на него ответ.                                                                                                                   – Как нам быть? Договоритесь в группах.

б) Выдвижение гипотез.                                                                                           РАБОТА В ГРУППАХ.  Дети договариваются о способах поиска решения задачи.

в) ПРОВЕРКА.  Одна из групп предлагает показать с помощью детей, построившихся в колонны, на сколько больше гнезд.

- Этот способ  называют моделированием задачи. Что будет обозначать присутствие каждого ребенка в колонне? (Сколько гнезд  было на первом дереве )                                                                                                                                          - А во второй колонне   сколько должно быть  человек? (9)

- Как узнать, на сколько больше гнезд на втором дереве?

 г) Моделирование задачи

 Дети  из разных колонн берутся за руки, образуя пары. Без пары остаются 4 человека. Учащиеся объясняют, что это значит, что на втором дереве на 4 гнезда больше.                                                                                                                                 – Так как нужно решать задачу на сравнение множеств? (Из 9 нужно вычесть 5 – столько же, сколько детей в первой колонне).

д)  Вывод                                                                                                Сформулируйте правило решения задач на сравнение. ( Из большего числа нужно вычесть меньшее.)

Запишите решение и ответ задачи.

3. Творческая работа.

На доске вы видите решение задачи:  10 – 8 = 2 (…)                                                    В группах  вам необходимо придумать задачу  к данному решению. Постарайтесь, чтобы в этой задаче нужно было сравнить два множества.

Проверка. Дети выступают в группах, рассказывая  тексты придуманных ими задач.  Класс анализирует задачи с точки зрения соответствия заданию учителя.

Решение одной из составленных задач.

4. Работа с учебником (с. 104)

- Прочитайте задачи на с.104. Вам нужно выбрать  задачу на сравнение.

Учащиеся читают задачи, советуются друг с другом и выбирают задачу на разностное сравнение. (Задача № 8)

Что помогло вам определить, что это задача на сравнение?

III. Подведение итогов урока.

- Чему научил вас наш урок математики?  

- Что вызвало  вопросы? Что понравилось, что не понравилось?

- Чему  нам нужно  еще научиться?

Спасибо за работу. Урок окончен.

                                                     Источники:

  1. Сборник "Весёлые задачки" для устного счета на уроках математики

http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ 3 КЛАСС "Решение задач"

Цели: закреплять изученные приемы умножения и деления, умения решать задачи и уравнения изученных видов, учить рассуждать и делать выводы....

Конспект урока по математике 3 класс "Решение задач на кратное и разностное сравнение"

Закреплять умение решать задачи на кратное и разностное  сравнение....

Конспект урока по математике 3 класс «Решение задач с помощью уравнений»

Тип урока: урок закрепления, первичной проверки и коррекции знаний и умений....

Конспект урока по математике.2 класс.Решение задач.

Педагогическая цель: создать условия для знакомства учащихся с задачами с альтернативным условием и особенностями их решения....

Конспект урока по математике 4 класс "Решение задач на движение"

Конспект урока по математике 4 класс "Решение задач на движение"...

Конспект урока по математике. 1 класс. Решение задач в два действия.

Конспект урока по математике.1 класс.УМК Школа России....