Работа с одарёнными детьми на уроках математики в начальной школе.
статья по математике на тему

Одаренные, талантливые дети - это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться. В этой связи работа с одаренными детьми является крайне необходимым.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одарёнными детьми на уроках математики в начальной школе

Гульчачак Искандеровна Шакирова, учитель начальных классов, МБОУ «Школа №20» Московского района города Казани, 1 квалификационная категория.

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%.

          Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:

- исследовательский;

- частично-поисковый;

- проблемный;

- проектный.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

- классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

- дифференцированные разноуровневые задания;

- творческие задания;

 - дискуссия;

 - игры.

Очень важны для развития одаренности младших школьников:

 - предметные олимпиады;

 - интеллектуальные марафоны;

 - различные конкурсы и викторины;

 - проекты по различной тематике;

 - индивидуальные творческие задания.

       В урочной деятельности развивать математические способности помогают занимательные задачи, задачи повышенной сложности, предложенные в учебнике и в дополнительной литературе. В целях поддержки интереса к предмету, я использую на своих уроках танграммы, ребусы, кроссворды, диаграммы, занимательные вопросы, задачи – шутки, логические задачи на поиск недостающих фигур, способствующие развитию логического мышления, сообразительности, являющиеся приемами активизации умственной деятельности. Развивающие задачи – минутки, математические диктанты, которые предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач отводится не более 1-2 минут, и требую подробного объяснения хода решения задачи. На уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, ее успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания материала, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Использую разноуровневые задания не только на уроках, но и в виде домашнего задания.

       За годы работы в начальной школе у меня накопилась целая методическая копилка заданий для работы с одаренными детьми. Вот некоторые из них.

        Магический квадрат представляет собой квадратную таблицу с числами, построенную так, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и в каждой диагонали равна одному и тому же числу (магическая сумма).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0cd6/00032d9d-33bdebcf/hello_html_m77561b07.png

Из спичек построен дом. Переложить две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.

 

Танграм - старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом. Каждая фигура игры должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться.

Схемы игры танграм

Числовые ребусы.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/573771/img6.gif

Логические игры

https://konspekta.net/lektsiiorgimg/baza13/274695895793.files/image115.png

http://images.myshared.ru/10/1003463/slide_3.jpg

Вывод

        Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

        И в заключение хочется сказать, что олимпиада, как одна из форм выявления одаренных детей, должна не пугать и отталкивать своей сложностью, а привлекать и стимулировать их к дальнейшему развитию своего творческого потенциала. Долгожданная победа! Если ученик стал победителем или призером олимпиады, похвалите его и себя. Важно, чтобы результат очередной олимпиады воспринимался каждым участником как очередная победа, пусть не в сравнении с другими участниками, но в сравнении с самим собой. Такой рост личных достижений требует серьезной и целенаправленной подготовки, а постоянная работа над собой будет способствовать формированию творческой личности и успешной деятельности во всех областях.

Список используемой литературы:

- Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы /З.Н. Бекетова //Завуч. - 2004. - №7. - 123с.

- Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998г. http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/475-belova-scheblanova16

- https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/16/zadachi_na_logiku_1_klass.doc

- Социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках математики

Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития л...

«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)

Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....

Статья на тему: "Работа с одарёнными детьми на уроках математики."

Данная статья призвана помочь учителю организовать работу с одарёнными детьми на уроках.Развивать эрудицию детей, расширять их кругозор....

Сборник материалов школьной предметной методической недели «Работа с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе»

Сборник материалов школьной предметной методической недели «Работа с текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе» (я - методист. 2016г.)...

Мастер-класс "Реализация эффективных форм работы над текстовой задачей на уроках математики в начальной школе"

Материал содержит анализ и эффективность использования традиционных и современных приемов при работе над текстовой задачей в начаьной школе....