Работа с одарёнными детьми при изучении математики в начальной школе
методическая разработка по математике

Куулар Аида Алдын-ооловна

Работа с одарёнными детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odar_deti.docx66.4 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2 им.Т.Б.Куулар пгт Каа-Хем Кызылского кожууна

                               МАСТЕР-КЛАСС


«РАБОТА  С ОДАРЕННЫМИ      ДЕТЬМИ   В  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ  ПРИ  ИЗУЧЕНИИ  МАТЕМАТИКИ»

                                                                 учитель нач. классов

Куулар Аида Алдын-ооловна

Пгт Каа-Хем-2019

      1.Одаренные дети - наше достояние. 

  Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, нестандартно мыслящего, коммуникабельного и конкурентоспособного.

Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача.

     Выявление, поддержка, развитие одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования, поскольку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства в целом.

 2. У каждого ребенка есть способности и таланты. Поэтому среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий.   Работе с одарёнными детьми большое внимание уделял  В.А. Сухомлинский. Вот одно из его высказываний:

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат»

 Толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова объясняет слово  "талантливый" следующим образом  "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями". Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Учитель должен верить, что каждый его подопечный по-своему одарён.

      3. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»

   Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

   Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

                     

     4. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одарённости посредством только процедуры тестирования не совсем верно. Тесты креативности, тесты интеллекта и т. п. не могут дать чёткого верного ответа. Высокие показатели по тесту не всегда можно считать показателем одарённости, а полученные низкие значения ещё не доказательство её отсутствия. Так же следует учитывать, что на результат тестирования может влиять эмоциональное состояние ребёнка в данный момент, ситуация тестирования и другие факторы.

   

5. Виды одаренности:

  • В практической деятельности-одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  • В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
  • И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

    Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришли к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из наших учеников.

6. Задачи педагога в работе с одарёнными детьми:

-создание ситуации успеха;

-конструктивное выстраивание отношений со сверстниками и взрослыми;

-повышение  интеллектуальной нагрузки;

-подбор интегрированных заданий и предложение заданий на выбор;

-организация интеллектуальных конкурсов;

-организация внешкольной занятости;

-развитие социальных и коммуникативных навыков.

 

7. Система работы на уроках математики с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

-Изучение новых материалов, выходящих за рамки школьной программы по математике;

 -Развитие логического мышления и интуиции учащихся при решении задач и примеров;

-Знакомство с различными способами решения задач;

-Вовлечение учащихся в серьёзную самостоятельную работу по предмету.

8. Занимательность  на уроках математики

  • творческие задания
  • нестандартные задачи
  • задачи в стихах
  • задачи- шутки
  • задачи-смекалки
  • задачи-головоломки
  • дидактические игры
  • математические фокусы
  • ребусы

    Рассмотрим некоторые из представленных.

Самостоятельное приобретение учащимися новых знаний – творческий процесс.

    Поэтому на уроках математики наиболее эффективно для достижения поставленной цели использовать творческие задания, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их знания по предмету.

9. Задания креативного плана (творческие задания):

  • составление задач по схемам, уравнениям
  • конструирование обратных задач
  • сочинение математических сказок, стихов (герои-числа, геометрические фигуры)
  • составление узоров по клеткам
  • изготовление моделей, математических фигур, геометрического сада
  • составление кроссвордов, ребусов, викторин
  • подбор пословиц, поговорок, загадок
  • создание презентаций, тестов, игр
  • аппликации из геометрических фигур, рисунки
  • доклады, рефераты
  • проекты

   Известно, что подобные задания в математике, да и в жизни. являются самыми трудными, так как для них нет определенного, широко известного алгоритма, и трудны они потому, что требуют от ученика (в отличие от многих других школьных задач) видения данных объектов и закономерностей между ними.

    Большинство же школьных заданий решается по определенному алгоритму, и быстрое их решение зависит от знания учеником формул и умелого их применения, что достигается решением большого числа однотипных задач. Многие этапы решения заданий у учеников приобретают автоматический характер, и они не задумываются над каждым из них. Отсюда нерациональное, а иногда и неправильное решение задачи.

    Особое место отводится решению нестандартных задач.

10. Задача 1

Оксана нашла один гриб, Катя – два, Наташа – три. Мама дала им 18 конфет и предложила разделить их по заслугам. Сколько конфет должна получить каждая девочка?

Решение:

  • Наташа собрала половину всех грибов, поэтому она должна получить половину конфет - 9. Катя должна получить вдвое больше конфет, чем Оксана, потому что она собрала вдвое больше чем Оксана грибов, следовательно, Оксана должна получить 3 конфеты, а Катя 6.
  • Ответ: Наташа – 9, Катя – 6, Оксана – 3.

Задача 2  «6 спичек и 8 треугольников»

Из 6 одинаковых спичек необходимо составить 4 треугольника. Спички ломать нельзя!

Условие задачи 6 спичек 4 треугольникаРешение задачи 6 спичек и 4 треугольника

У Вас есть четыре спички, а необходимо получить три. Как? ????????????????

Задача 3 «Чётырёхугольник, линия и 4 треугольника»

Начертить четырехугольник и провести  прямую линию таким образом, чтобы получить 4 треугольника.

(Сложность задачи заключается в том, что мы, в силу стереотипного мышления, склонны при слове «четырёхугольник», представлять прямоугольники, квадраты… и в крайнем случае трапеции, ромбы, параллелограммы).

Решение задачи чётырёхугольник, линия и 4 треугольника

Синим цветом обозначен четырёхугольник (он обязательно должен быть в форме «галки»).
Чёрным цветом — разделяющая линия.

Задача 4 

В стакане чая растворили 10 г сахара. Маша выпила полстакана. Сколько сахара выпила Маша?

Решение. Так как сахар растворен в стакане чая, то можно считать, что в равных количествах чая содержатся равные количества сахара. Поэтому в половине стакана содержится половина всего сахара, то есть 5 г.

Ответ: 5 г.

   Такие уроки, занятия проходят всегда оживленно, даже слабые ученики могут себя проявить и у них не теряется интерес к предмету.

11. Взаимообмен заданиями

Методика предназначена для первичного изучения разных типовых задач за счет работы учащихся в парах сменного состава. Ученикам необходимо один тип решения задач получить за счет работы с учителем, остальные типы – за счет совместной работы с другими учениками. Для этой методики необходимо осуществить «запуск». Учитель работает индивидуально с каждым учеником: используя карточку с двумя задачами одного типа, он объясняет способ решения этой задачи и дает необходимые теоретические знания. При этом он записывает в тетрадь ученика способ решения первой задачи. Вторую задачу ученик решает самостоятельно, комментируя свои действия.

Можно вводить третье задание такого же типа – для самостоятельного выполнения без наблюдения со стороны партнёра. После выполнения задание проверяется партнёром.

Далее необходимо организовать взаимодействия учащихся между собой. В паре ученики обучают друг друга своему типу задачи, при этом алгоритм работы тот же, что и при работе учителя с учеником (первая задача объясняется, вторая решается самостоятельно). В следующей паре ученик должен уже передавать тип задачи, полученный в предыдущей паре. Следовательно, ученик должен передать все полученные типы задач.

Для работы по этой методике необходимо подготовить специальный дидактический материал. Это карточки, которые содержат  два однотипных упражнения, задачи или вопроса по определённой теме.

Ведущим видом работы в парах является взаимообучение.

Заключение

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые способности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то  к 14 годам 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов, по моему мнению, должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Еще Ш. Амонашвили своим примером убеждал, что учитель должен даже в слабом троечнике искать искорку таланта, не бояться в преподавании отходить от официальной программы и не роптать на тяжкий хлеб.

   

     «…Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, дать  все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод...»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одарёнными детьми на уроках математики

Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы, и особенно начальной. Этот процесс пронизывает все этапы развития л...

«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)

Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....

Статья на тему: "Работа с одарёнными детьми на уроках математики."

Данная статья призвана помочь учителю организовать работу с одарёнными детьми на уроках.Развивать эрудицию детей, расширять их кругозор....

Работа с одарёнными детьми на уроках математики в начальной школе.

Одаренные, талантливые дети - это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться. В этой связи работа с одаренными детьми является крайне необходимым....

Инновационные подходы к изучению математики в начальной школе.

материал адапирован для работы с детьми \\овз...

Работа с одарёнными детьми. Олимпиада по математике 2 класс

Олимпиадные задания помогут выявить одарённых детей, развивать из познавательные УУД....