Урок математики по теме "Деление с остатком"
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Жеребцова Дарья Александровна

Урок-игра.

К ученикам приходит герой мультфильма-Кот Леопольд и сопровождает их в ходе изучения сложного математического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika._delenie_s_ostatkom.pptx2.14 МБ
Файл matematika._delenie_s_ostatkom.docx47.71 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Желаю вам быть умными и любознательными, жить дружно и делить с друзьями всё поровну.

Слайд 2

Длина ( м ) Ширина (м) S ( м 2 ) 4 м 3 м 12 м 2 3 м 2 м 6 м 2 6 м 3 м 18 м 2 ? ? ?

Слайд 3

6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Слайд 4

Кот Леопольд раздал 8 яблок по 2 яблока каждому ребенку. Сколько детей получили яблоки?

Слайд 5

Кот Леопольд раздал 9 конфет детям, по 2 каждому. Сколько детей получат конфеты?

Слайд 6

Деление с остатком

Слайд 7

Кот Леопольд разложил 14 головок сыра на полках, по 4 на каждой полке. На скольких полках лежит по 4 головки сыра?

Слайд 8

К коту Леопольду пришли друзья. Он поставил на стол вазу с 18 конфетами. Каждому другу досталось по 5 конфет. Сколько друзей пришло к коту Леопольду?

Слайд 11

6 + 2

Слайд 12

12 - 2

Слайд 14

Раздай 7 фломастеров трём ученикам поровну. По сколько фломастеров досталось каждому ученику ?

Слайд 16

Кот Леопольд раздал 15 фломастеров шести ученикам поровну. По сколько фломастеров досталось каждому ученику ?

Слайд 17

ПОДВОДА



Предварительный просмотр:

Муниципльное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №82 им.А.Н.Знаменского

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

(план-конспект)

урока математики для 4 класса

учителя начальных классов

Жеребцовой

Дарьи Александровны

р.п.Каменоломни

2018-2019 учебный год

Целевой блок

Тема урока:

Деление с остатком

Цель урока:

Знакомить учащихся с понятием деление с остатком; учить детей выполнять алгоритм деления с остатком;

Закрепить умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний;

Совершенствовать вычислительные навыки, умение сравнивать числа.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: 

  1. использование начальных математических знаний для объяснения действия деления оценки количественных и отношений;
  2. овладение основами логического и алгоритмического мышления;
  3. применение математических знаний для решения задач;
  4. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом.

Личностные УУД: 

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  3. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  4. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к работе на результат.

Метапредметные УУД:

  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания схем решения задач;
  2. использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  3. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  4. готовность слушать собеседника и вести диалог;
  5. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Инструментальный блок

Тип урока:

Комбинированный урок

Формы, приёмы и методы

Словесный (беседа, рассказ), наглядный (иллюстрация, демонстрация), практический (упражнения), логические (анализ, сравнение, синтез, обобщение)

Образовательные ресурсы:

Учебник, рабочая тетрадь

ТСО (компьютер, проектор, презентация, разработанная учителем)

Доска, мел.

ХОД УРОКА:

Организационное начало урока:

Здравствуйте, ребята. Приготовьте все, что вам необходимо на уроке математики, уберите все лишнее с парт.

Посмотрите на слайд. Какой гость пришел к нам сегодня на урок? (Кот Леопольд) Верно, ребята. Прочтите послание Кота Леопольда (Здравствуйте, ребята.

Желаю вам быть умными и любознательными, жить дружно и делить с друзьями всё поровну).  Кто постоянно докучает Коту Леопольду? (Мыши) И мыши увязались за Котом Леопольдом на наш урок. Думаю, это не к добру, но мы ведь поможем Леопольду, предотвратить их шалости.

Актуализация знаний:

Коту Леопольду нужно узнать, размеры комнат в своем доме. Он знает длину и ширину первой комнаты, но не знает ее площади. Знает длину и площадь второй комнаты, но не знает ширину. Знает ширину и площадь третьей комнаты, но не знает длины. Поможем ему сосчитать.

Длина (м)

Ширина (м)

S (м2)

4 м

3 м

12 м2

3 м

2 м

6 м2

6 м

3 м

18 м2

Как звучит правило нахождения площади прямоугольника?

Молодцы, ребята. Кот Леопольд вам очень благодарен.

Вот и первая шалость мышей! Кот Леопольд отправился проверить свои запасы сыра, но оказалось, что мыши прогрызли некоторые сырные головки и на них теперь нет номеров. Мы поможем нашему гостю восстановить нумерацию.

Покажите карточками, каких номеров не хватает.

Не хватает номеров: 6, 8, 12, 15, 16, 19. Молодцы, ребята.

Покажите карточками наименьшее число в этом ряду, которое делится на 6. (6) Покажите следующее число, которое делится на 6. (12) Покажите  наибольшее число в этом ряду, которое делится на 6. (18) Все ли числа в этом ряду делятся 6? (Нет, не все.) Сколько чисел расположено между двумя числами, делящимися на 6? (5)

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием. Мы помогли Коту Леопольду навести порядок на полках с сыром.

Целеполагание:

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 Ребята, Кот Леопольд дружит с самыми маленькими детьми,  и угощает их яблоками. На улице, где живет Кот Леопольд, живут дети. Кот Леопольд раздал ребятам 8 яблок по 2 каждому. Сколько детей получит яблоки? (Яблоки получат 4 ребенка.) Как ты посчитал? Как получил такой результат?

8 : 2 = 4 (реб.) – получат яблоки.

Мы помогли Леопольду разделить число 8 на 2 нацело, получили значение 4.

Кот Леопольд раздал 9 конфет детям, по 2 конфеты каждому. Сколько детей получили конфеты?

Ребята, делится ли число 9 на 2?

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Запишите слово задача.

Изобразим на рисунке.

II  II  II  II  I

Отделим дугой по две конфеты. Сколько пар конфет получилось? (4) Значит сколько детей получили по две конфеты? (4) Что необычного вы заметили? (Одна конфета осталась.) Верно, ребята. Этот вид деления называется делением с остатком. Записывается это так:

9 : 2 = 4 (ост. 1)

Читается это так: девять разделить на два равно четырём, и один в остатке.  

Чем этот вид деления отличается от деления, с которым вы уже знакомы? (В этом виде деления остается остаток.) Верно. Молодцы.

Мы ответили на вопрос задачи? (Да.) Запишем ответ.

Ответ: 4 ребенка получили по 2 конфеты, 1 осталась.

Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться? (Мы научимся делить с остатком.) Верно, молодцы. Сегодня мы должны учиться делить с остатком.

Работа по теме урока:

Решим еще одну задачу.

Кот Леопольд разложил 14 головок сыра на полках, по 4 на каждой полке. На скольких полках лежит по 4 головки сыра?

Как мы  можем изобразить это на рисунке? (Можно начертить 17 палочек в тетради.) Верно. Изобразим это.

IIII IIII IIII II

Сколько раз мы отделили по 4 палочки? (3 раза.) Что это означает? (Это значит, по 4 головки сыра лежит на 3-х полках.) Верно, молодцы. Есть ли здесь остаток? (Да, осталось две головка сыра.) Как называется этот вид деления? (Деление с остатком.)

Правильно. Молодцы. Запишем действие.

14 : 4 = 3 (ост. 2)

 Мы ответили на вопрос задачи? (Да.) Запишем ответ.

Ответ. На 3 полках, 2 головки сыра осталось.

Решим еще одну задачу. Будьте очень внимательны.

К Коту Леопольду в гости пришли друзья. Он поставил на стол вазу с 18 конфетами. Каждому другу досталось по 5 конфет. Сколько друзей пришло к Коту Леопольду?

Запишите слово задача.

Как мы можем изобразить это на рисунке? (Можно изобразить палочками 18 конфет и разделить их дугами.) Верно. Иди к доске.

IIIII IIIII IIIII III

Сколько раз мы отделили по 5 конфет? (3 раза.) Что это обозначает? (Это значит, что к Коту Леопольду пришло 3 друга.) Есть ли остаток? (Да, есть.) Как называется это деление? (Деление с остатком.)

Верно. Запиши действие с пояснением.

18 : 5 = 3 (ост. 3)

Мы осветили на вопрос задачи? Запишем ответ.

Ответ. 3 друга. 3 конфеты осталось.

Физминутка

Столько раз, друзья, присели, 
Сколько дней у нас в неделе!
Мы подпрыгнем столько раз, 
Сколько у Трёхглазки глаз. 
Столько сделаем наклонов, 
Сколько ёлочек зелёных.
А притопнем столько раз, 
Сколько девочек у нас; 
А прихлопнем столько раз, 
Сколько мальчиков у нас!

Основная часть урока:

Посмотрите, ребята. Кот Леопольд передал нам 7 фломастеров. Их нужно раздать трем ученикам поровну. К доске выходят 4 ученика – один ученик раздает конфеты трем остальным. Итак, давай сначала дадим каждому ученику по одному фломастеру. Остались еще фломастеры? (Да, осталось 4 фломастера.) Раздадим еще по одному. Остались еще фломастеры? (Да, остался один фломастер.)  Можем ли мы его дать кому-нибудь? (Нет, не можем, это будет нечестно, ведь всем нужно дать поровну.)

Верно. Молодец. Так по сколько фломастеров досталось каждому ученику? (По два фломастера.)

Кому непонятно, как это получилось?

Запишем в тетради слово задача, и сразу решение, т.к. мы уже показали действие практически.

7 : 3 = 2 (ост. 1)

Ответ. 2 ученика получили фломастеры, 1 фломастер остался.

Итак, ребята, в чем особенность деления с остатком? (при делении остается остаток) Мы научились делить с остатком? (Да.) Научились записывать действие деления с остатком?

Вы молодцы. Хорошо справились с заданиями, были любознательными и активными.

Чем отличается деление с остатком от деления нацело?

Работа с задачей

А теперь нам нужно решить интересную задачу, которую Кот Леопольд нашел на страницах нашего учебника.

Откройте страницу 36. Прочтите задачу под номером 70.

(Для строительства дома привезли бревна на трёх подводах по 6 бревен в каждой и на грузовике 42 бревна. Сколько всего привезли бревен?) На чем привезли бревна? Кто-нибудь знает, что такое подвода? Подвода – это такая грузовая повозка, в которую запрягали лошадь.

О чём говорится в задаче? (О бревнах.) На скольких подводах были бревна? (На трех подводах.) По сколько бревен было на каждой подводе? (На каждой подводе было по 6 бревен.) Сколько бревен было в грузовике? (В грузовике было 42 бревна.) Что необходимо найти в задаче?

(Сколько всего привезли бревен.)

К доске пойдёт… Все остальные пишут в тетрадях. Записываем слово задача.

Составим краткую запись задачи.

        Задача.

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)

Что необходимо сначала узнать? (Сколько всего бревен привезли на подводах.) Как это узнать? (Нужно количество бревен умножить на количество подвод.)

Решение:

1) 6 * 3 = 18 (б.) – на трех подводах.

Как звучит вопрос задачи? (Сколько всего привезли бревен?) Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? (Да, нужно сложить количество бревен на подводах и в грузовике)

2) 18 + 42 = 60 (б.) – всего привезли.

Ответ. Всего привезли 60 бревен.

Итог урока:

Какую цель мы ставили в начале урока? Мы достигли цели? Какие трудности возникли на уроке? Что получилось успешнее всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики "Проверка деления с остатком" 3 класс "Школа России"

Цель урока: выполнять проверку деления с остатком. На уроке использован фасилитативный метод обучения. Дети учаться применять планшеты в учебных целях....

Технологическая карта урока математики «Проверка деления с остатком» 3 класс

Предмет: математикаКласс: 3-аТема урока: «Проверка деления с остатком» Цель урока: научить выполнять проверку деления с остатком;  применять новое знание деления с остатком.Планируемые резул...

Урок математики "Проверка деления с остатком" 3 класс

Урок математики "Проверка деления с остатком" 3 класс...