Конспект урока математики в 1 классе
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Апанасенко Екатерина Николаевна

Урок математики в 1 классе по теме "Слагаемые, сумма"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_matematiki_v_1_klasse_slagaemye_summa.doc397.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение для детей дошкольного  и  

младшего  школьного  возраста  начальная  общеобразовательная школа - детский  сад д.Алферово городского округа Павловский Посад  Московской  области

УРОК МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ

 

«СЛАГАЕМЫЕ, СУММА»

                                                         

                                                      Учитель: Апанасенко Е.Н.

                                                                                       

                                                                                     

2017-2018 уч.  г.

Урок математики в 1 классе

Тема: Слагаемые, сумма.

Цель: создать условия для ознакомления с математическими терминами

         «слагаемые», «сумма», использования этих терминов при чтении

         равенств, закрепления навыков счёта, развития логического                          мышления,  математической речи.

Планируемые результаты: учащиеся знают как называют числа при сложении, умеют читать равенства, используя математическую терминологию «слагаемые», «сумма».

УУД:

  • Личностные:

- формирование положительного отношения к учению;

- оценивать себя, границы своего знания и незнания;

- проявлять   интерес к математике,

- уметь организовывать свое рабочее место.

  • Предметные:

- знать названия чисел при сложении;

- уметь употреблять новые понятия;

- совершенствовать вычислительные навыки;

- формировать умение решать простые задачи;

- выбирать различные способы чтения математических выражений.

Метапредметные:

  • Регулятивные:

- производить контроль своих действий;

- определять цель учебной задачи;

- согласованно работать в паре.

  • Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение правильно выражать свои мысли;

- умение контролировать и корректировать действия других обучающихся;

- умение оформление своей мысли в устной форме.

  • Познавательные:

- использование имеющихся знаний

- исследование учебной задачи

- установление логических, причинно-следственных связей

Тип урока:  открытие новых знаний.

Оборудование: карточки с цифрами, математические веера, кубик с цифрами,         раздаточный материал, таблички с математическими терминами«слагаемые», «сумма», рисунки цирковых героев.

                                Ход урока

        І. Организационный момент.

          -  Приветствие гостей

         - Прозвенел звонок весёлый

           Вы начать урок готовы?

           Будем слушать, рассуждать

           И друг другу помогать.

        ІІ. Самоопределение к деятельности.

  • Возьмём на урок хорошее настроение.

     Улыбнитесь друг другу.

-  Мы сегодня поиграем, посчитаем, в цирке с вами побываем, много

   нового узнаем.

    А встречает нас весёлый клоун

(он принёс таблички со словами «слагаемые», «сумма»)

  • Давайте прочитаем

-   Знакомы нам эти слова?   (нет)

Задача нашего урока – узнать,  что обозначают эти слова.

Девиз нашего урока:

   Не просто смотреть – а видеть,

   Не просто слушать  - а слышать,

   Работать, помогать друг другу.    

        Итак, мы отправляемся открывать новые слова.

        ІІІ. Актуализация опорных знаний.

           1. Каллиграфическая минутка.

        - Наше цирковое представление открывает цифра «акробатка»

        - Какая это цифра?  

          Если вверх ногами станет – в тот же миг шестёркой станет. (9)

        Подготовили тетрадь, дети хором:

                «Я тетрадь свою открою

                    и с наклоном полежу.

                  Я, друзья, от всех не скрою,

                   ручку я вот так держу.

                  Сяду прямо, не согнусь,

                  за работу я возьмусь.

  • С чего начинаем писать 9? (с овала)
  • С чего начинаем писать 6? (с хвостика)

                 Прописывают в тетради   96  96

            2. Устный счет

        

            - Весёлый клоун приготовил волшебный кубик

         Правила игры вам знакомы:

        - назвать следующее число;

        - назвать предыдущее число;

        - назвать соседние числа;

        - увеличить на 1;

        - уменьшить на 1.

            3.

        - Какой же цирк без дрессированных животных, которые умеют танцевать, петь, считать.

        Они принесли нам новое задание и предлагают сыграть в игру «Молчанку»

                8-1                4-2                7+2                5-1

        Дети ответы показывают математическими веерами.

        - Найдите лишнее выражение.

        - Объясни свой выбор.

        На доске остаётся только равенство

                                7+2=9

        - Прочитайте по-разному равенство.

                1.   7 плюс 2 равно 9

                2.   к 7 прибавить 2 получится 9

                3.   7 увеличить на 2 получится 9

                4.   7 да 2 будет 9

        - А как еще можно прочитать?

                5.   ?

        - Почему не получается? (Не хватает знаний)

          - Значит, какая цель урока? (Познакомиться с новыми математическими  терминами, узнать, как  по-новому прочитать числовое равенство.)

          - Открыть 5-й способ помогут цирковые артисты.

        Чтобы разобраться надо быть очень внимательным.

        А проверит ваше внимание фокусник.

                ІV. Открытие нового знания.

  1. На арену цирка выходит фокусник с волшебным колпаком.

               Из правого кармана он взял 2 красных кубика и положил в колпак, а из левого - 3 зеленых кубика и тоже положил в колпак.

  • Что делал фокусник с кубиками? (складывал в колпак)
  • Какие действия он выполнял? (сложение)
  • Сколько красных кубиков? (2)
  • Сколько зеленых кубиков? (3)
  • Как можно записать действия фокусника с помощью цифр и знаков? (2+3)
  • Что делали с числами? (складывали)

        В древнерусском языке слово «слагать» означало «соединять». Люди слагали стихи, песни, т.е. соединяли слова, а мы соединяем «слагаем» числа.

            - Кто догадался, как называются числа, которые складывают?

            -Числа, которые складываем на математическом  языке называются слагаемыми.

        - Какие числа складывали?

                2              +               3                            - к цифрам прикрепляю слова

    первое слагаемое         второе слагаемое

        - Назовите І слагаемое, ІІ слагаемое

        - Сколько кубиков в колпаке? (5)

          Дополним запись  2+3=5

        - Как можно назвать число 5?  (ответ, результат того, что получилось)

        В математике соединённые вместе числа называются суммой.

(к числу 5 прикрепляем слово «сумма»).

                Два слагаемых в ряд

                Друг за дружкою стоят

                Вслед за ними знак равно

                Он известен нам давно

                Что в итоге получаем

                Словом «сумма» называем

        - Запишем  это равенство в тетрадь.

Давайте прочитаем его, используя новые слова.

                        (хором)

                   девочки       мальчики

        - Но суммой называется не только результат сложения, но и само выражение

                        2   +   3  =   5

                            сумма     сумма

                Слева сумма – выражение

                Справа сумма – результат

        Запись можно прочитать и по-другому:

        «Сумма чисел 2 и 3 равна 5»  (повтор хором)

        Еще раз читаем:  І слагаемое – 2, ІІ слагаемое – 3, сумма – 5

                

2. Решение проблемы.

        - У нас была задача – открыть 5 способ, с помощью которого можно прочитать равенство     7+2=9

        - Мы открыли новые знания?  Узнали как называются числа при сложении?

          Прочитаем по-новому равенство  (7+2=9)

                        Физкультминутка

                        Поработали ребятки,

                        А теперь все на зарядку!

                Топнуть надо столько раз – 3 (показываю цифру)

                Хлопнуть надо столько раз - 5

                Вы присядьте столько раз - 2

                Наклонитесь вы сейчас - 6

                Прыгать надо ровно столько – 4

                Ай-да счёт! Игра и только.

                1-2, 1-2  - вот и кончилась игра

                1-2, 1-2 – и за парты нам пора.

                        V. Закрепление

                    Закрепим наши открытия.

                        1. Работа в парах

              - Вспомним правила дружной работы:

* внимательно слушай товарища

* говори в полголоса

* исправляй товарища так, чтобы не обидеть

              - А сейчас вы будете дрессировщиками птиц.

                  У каждой пары своя математическая арена и птички в коробочках.

                Каждый выбирает птиц по цвету (договоритесь об этом)

              - Посадить своих птиц на полочки.

              - Птицы слева – это одна часть

              - Птицы справа – вторая часть

        Соедините обе части птиц в целую стаю и выпустите на арену цирка.

              - Какое действие выполнили?  (сложение)

Работаем со схемой.

              Какими геометрическими фигурами заменили птиц на правой и левой полочке?

              Какой фигурой заменили всех птиц (целую стаю)?

              Так в математике          (части) – это слагаемые

                                                    (целое) – это сумма.

        Фигуры заменили числами:  1-й       2;    2-й         -1;    0 – 3

        Запишем это равенство в нашу схему.

                                      2  +  1  =  3

        Слагаемые – это части, из которых состоит сумма.

        Сумма – это целое, оно состоит из 2-х частей, как и стая состоит из отдельных групп птиц.

              - Скажите сумма будет больше или меньше слагаемых? (больше, т.к. целое состоит из 2-х частей.

              - Прочитайте полученное равенство

                                2  +  1  =  3

                       І слагаемое         ІІ слагаемое            сумма

                             часть                     часть                   целое

                   2. Работа по учебнику ( с.86 №1) – фронтально

                    1) Целое состоит из кружков.

                        Какие____ в І части?  (синие) – сколько их?  (4)

                        Какие____ во ІІ части? (жёлтые) – сколько их?  (2)

                     - Как называем части? (слагаемые)

                     - Чему равна сумма (целое) -  6

                        Прочитать: І слагаемое - 4

                                         ІІ слагаемое - 2

                                         С у м м а      - 6

        1 ученик у доски записывает и читает, (остальные записывают в тетрадь).

         2) и 3) – по аналогии

                    Физкультминутка для глаз.

                        - Как часы идут?

                          Вот так: тик-так, тик-так.

                              - Как летает мотылек?

                          Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. (моргают)

                        - Как по небу солнце ходит?

                          То заходит, то выходит, то заходит, то выходит.

                           Мы от солнца жмуримся, жмуримся и щуримся.

                     3. Пропедевтика темы «Задача» (с.87 №3).

- Пока вы делали зарядку, намело большой сугроб. Что это за обозначения на нем?

(Условие, вопрос, решение, ответ. Это задача.)

- Что такое условие? Вопрос?

Один из учащихся читает задачу 3 (с. 87 учебника).

– О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно? (Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.)

– Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.)

– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Сложение.) Почему так считаете? (Потому что книг у Васи стало больше.)                               

                        - Что обозначают зеленые_____? Желтые____?

                        - Как найти целое?

                - Составим выражение к этому рассказу

                             6 + 2 = 8 (к)

      - Запишем.

        

Аналогично разбирается задача 4 (с. 87 учебника).

                

                           VІ. Самостоятельная работа по карточке.

Как называется число, закрытое кругом: сумма или слагаемое. Соедините стрелочкой.

3+      = 5                  

    + 2 = 7                            слагаемое

4 + 1 =                              сумма

6+      = 8                  

                       VII. Рефлексия

                     - Чему учились сегодня на уроке?

                       (учились читать слова новым способом)

                        Проверим как вы это поняли

                     - Прочитать выражение (№5 с.87).

                     - Какие новые слова узнали? (слагаемые, сумма)

                     - Наша задача была узнать, что обозначают новые слова?

                     - Как называют части?

                     - Как называются целые?

                 -Мы выполнили свою задачу? (да)

                     - Ребята, давайте оценим свою работу. Кому на уроке было комфортно, всё понятно, получили новые знания- рисуем улыбающееся солнышко;

                     - кому не совсем понятно, кто затруднялся- солнышко, но оно не улыбается

                    -  кому трудно было на уроке- тучку.

                   (Учитель подводит итог урока, раздаёт детям улыбающиеся смайлики, а на  обратной стороне смайлика написаны термины: слагаемое, слагаемое, сумма.)

                Наше цирковое представление подошло к концу.

                

                Урок наш окончен,

                     И выполнен план.

                     Спасибо, ребята,

                     Огромное вам!!!

                

             

                     

             

                 

 

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 2 класс по программе «Школа России». Тема урока: "Площадь. Единицы площади".

Конспект урока соответствует  тебованиям  ФГОС. Игровая форма  и  данные  по теме "Космос" способствует  активизации познавательной деятельности учащихся....

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

Конспект урока математики 2 класс Образовательная система “Школа 2100” Учитель Долгова И.А.Тема урока: Цена. Количество. Стоимость.

Тема урока:  Цена. Количество. Стоимость.Тип урока: урок введения нового знанияЦель: развитие личности учащегося на основе усвоения предметных знаний.Задачи:1) образовательная (предметн...

Конспект урока математики 4 класс "Таблица единиц времени"(обобщающий урок)

Конспект урока математики "Таблица единиц времени" (обобщающий урок)...

Конспект урока математики 2 класс Тема урока: "Письменные вычисления с натуральными числами. Запись сложения столбиком"

Технология проблемно-диалогического обучения в соответствии с деятельностным методом. Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока:обучить алгоритму письменного вычисления двузначных чисел и...