Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Гусева Ирина Валериевна

Программа разработана на основе авторской программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_3b.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Г.ГОРНЯК ЛОКТЕВСКИЙ РАЙОН АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №3»

ПРИНЯТО

Руководитель ШМО

________Жажко Т.Н.

Протокол № ___ от

«____» _____ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора

_________Минаева Г.В.

_____________дата

УТВЕРЖДЕНО

Приказ МБОУ «Гимназия №3»

от ___________________ г.

№_____

Рабочая программа учебного предмета

«Математика»

3 класс, начальное общее образование,

на 2018 - 2019 учебный год

        

Составитель: Гусева Ирина Валериевна, учитель начальных классов,

 высшая категория

2018 год

Содержание:

1

Пояснительная записка

стр.3

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

стр.6

3

Содержание учебного предмета

стр.13

4

Тематическое планирование

стр.15

5

Учебно-методическое обеспечение реализации программы

стр.19

6

Материально-техническое обеспечение реализации программы

стр.19

1. Пояснительная записка

1.1. Рабочая программа разработана на основе календарного учебного графика на 2018 - 2019 учебный год, учебного плана на 2018 - 2019 учебный год, авторской  программы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. с учетом целей и задач основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Гимназия №3" и отражает пути реализации содержания предмета.

1.2. Используемый учебно-методический комплект:

1) Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2013.

2) Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2018.

3) Устные упражнения. 3 класс

4) Волкова С.И. Математика. Контрольные работы 1-4 класс. - М.: Просвещение, 2016.

5) М.И. Моро и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2016.

6) Электронное приложение у учебнику Моро М.И., Бантовой М.А. Математика. 3 класс.

7) Волкова С.И. Математика и конструирование,3 класс. М.: Просвещение, 2015

8) М.И. Моро, С.И. Волкова. Для тех, кто любит математику. 3 класс. М.: Просвещение, 2015

9) Методические рекомендации. 3 класс.

10) Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс

1.3. Срок реализации программы – 1 год.

1.4. Место предмета в учебном плане: в учебном плане МБОУ «Гимназия №3» – 136 часов (из расчѐта – 4 часа в неделю).

1.5. Общая характеристика учебного предмета

Решение поставленных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

         Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой - содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление).

На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел.

 Учащиеся:

 • научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона;

 • узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий;

 • научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия;

• усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением;

 • освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений.

Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

 Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

 Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

 Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения.

Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений:

 • осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи);

 • моделировать представленную в тексте ситуацию;

• видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные;

• составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия;

 • записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение);

 • производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения;

 • самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению.

Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

 При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

 Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

 Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятия.

1.6. Основные цели и задачи

Математическое развитие младших школьников.

 Формирование системы начальных математических знаний.

 Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

 Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

 — формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

 — развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

 — развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

 — формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

 — формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

 — воспитание стремления к расширению математических знаний;

 — формирование критичности мышления;

 — развитие умения аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

1.7. Особенности реализации программы:  2 обучающихся из класса занимаются по адаптированной программе (для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида).

1.8. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы (обучении): индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.

1.9. Методы работы с детьми с ОВЗ:

1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.

2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.

3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».

4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.

5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.

1.10. Формы организации образовательного процесса: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.

1.11. Ведущий вид деятельности: системно - деятельностный.

1.12. Методы и приемы обучения:

-объяснительно-иллюстративный

- репродуктивный

- частично-поисковый

1.13. Формы и способы проверки знаний:

 - контрольные работы;

- проверочные работы;

- тесты

1.14. Нормы и критерии оценки результатов образовательной деятельности обучающихся

Нормы и критерии оценивания по предмету соответствуют нормам и критериям оценивания по предмету, утвержденными локальным актом - «Положением о нормах и критериях оценивания учащихся МБОУ «Гимназия №3» и УМК; «Положение  о системе оценок, формах и порядке проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации освоения АООП НОО обучающихся с задержкой психического развития в МБОУ «Гимназия №3» - для детей ЗПР ФГОС ОВЗ (1-3 класс).

2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.1. Личностные результаты:

у обучающегося будут сформированы:

• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

 • основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;

• положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;

• понимание значения математических знаний в собственной жизни;

• понимание значения математики в жизни и деятельности человека;

• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;

• умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;

• правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;

• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);

• уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.

Учащийся получит возможность для формирования:

 • начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;

 • понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;

• навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

 • интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

2.2. Метапредметные результаты:

2.2.1.Регулятивные

Обучающийся научится:

 понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;

• находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

• проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.

Обучающийся получит возможность научиться:

• самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;

• адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

• самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;

• контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.

2.2.2. Познавательные

Учащийся научится:

  •  устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково – символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
  • проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
  • устанавливать закономерности следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
  • выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
  • делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
  • проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;
  • понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);
  • фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково – символической форме (на моделях);
  • полнее использовать свои творческие возможности;
  • смысловому чтению текстов математического содержания (общие умения) в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;
  • осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково – символические средства для её представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково – творческих заданий.

2.2.3.Коммуникативные

Учащийся научится:

  • строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  • понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;
  • принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умение вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  • принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  • знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  • контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.

Учащийся получит возможность научиться:

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно – познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  • согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  • контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  • Конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон.

2.3. Предметные результаты:

Числа и величины

Обучающийся научится:

• образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;

• сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

• устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

• читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм² = 100 см², 1 м² = 100 дм²; переводить одни единицы площади в другие;

• читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.

Обучающийся получит возможность научиться:

• классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

• самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

Арифметические действия

Учащийся научится:

• выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;

• выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление (в том числе – деление с остатком);

• выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;

• вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

• вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;

• решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

Работа с текстовыми задачами

 Учащийся научится:

• анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

• составлять план решения задачи в 2 - 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

• преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

• составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

• решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

 Учащийся получит возможность научиться:

• сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

• дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

• находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

• решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

• решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

 Пространственные отношения

Геометрические фигуры

Учащийся научится:

• обозначать геометрические фигуры буквами;

• различать круг и окружность;

• чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.

Учащийся получит возможность научиться:

• различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;

• изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;

• читать план участка (комнаты, сада и др.).

Геометрические величины

Учащийся научится:

• измерять длину отрезка;

• вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

• выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), используя соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

• выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

• вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника. Работа с информацией

Учащийся научится:

• анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий, для построения вывода;

• устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по установленному правилу недостающими элементами;

• самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными величинами;

• выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.

 Учащийся получит возможность научиться:

• читать несложные готовые таблицы;

• понимать высказывания, содержащие логические связки («... и ...», «если ..., то ...», «каждый», «все» и др.), определять «верно» или «неверно» приведенное высказывание о числах, результатах действий, геометрических фигурах.

2.4. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития программы коррекционной работы

Результаты освоения программы коррекционной работы отражают сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи;

в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю;

в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрать адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся:

в расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения окружающих в быту предметов и вещей;

в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие;

в адекватной оценке своих возможностей для выполнения определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении брать на себя ответственность в этой деятельности;

в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с другими детьми;

в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома и в школе.

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:

в расширении знаний правил коммуникации;

в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

в освоении культурных форм выражения своих чувств.

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся:

в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (безопасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных достопримечательностей и других.

в расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребёнка;

в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира;

в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и ходом собственной жизни в семье и в школе;

в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

в развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

в умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

в способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:

в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; со знакомыми и незнакомыми людьми;

в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

2.5. Контрольно-измерительные материалы:

1) Волкова С.И. Математика. Контрольные работы 1-4 класс. - М.: Просвещение,2014.

2) Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение,2016

3. Содержание учебного предмета

Числа и величины

Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1000000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр); времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами каждой из величин. Сравнение и упорядочение значений величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства арифметических действий: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения и деления относительно сложения. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).

Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида а+28, 8∙в, с:2; с двумя переменными вида а+в, а-в, а∙в, с:d (d≠0); вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения с 1 и 0 (1∙а=а, 0∙с=0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).

Работа с текстовыми задачами

Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.

Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения больше на (в)…, меньше на (в)… текстовые задачи, содержащие величины, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Решение задач разными способами.

Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.

Пространственные отношения.

Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, , слева – справа, за – перед, между, вверху – внизу, ближе – дальше и др.)

Распознавание и изображение геометрических фигур (точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.). Виды углов: прямой, острый, тупой.

Свойства сторон прямоугольника.

Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).

Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).

Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, пирамида, шар).

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счётом объектов и измерением величин; анализ и представление информации в разных формах (таблица, столбчатая диаграмма). Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.

Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.

Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и т.д. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов (верно/неверно, что…; если…, то…; всё; каждый и др.).

Раздел

учебного предмета

Количество часов

Из них

Контрольные работы

Лабораторные работы

Практические работы

Сложение и вычитание (продолжение)

8

Умножение и деление (продолжение)

28

1

Умножение и деление

28

1

Умножение и деление

28

Нумерация

12

1

Сложение и вычитание

11

Умножение и деление

15

Итоговое повторение (6 часов)

6

1

                             Итого:

136

4

4. Тематическое планирование

№  п.п

дата

Тема урока

план

факт

 ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100

Раздел «Сложение и вычитание (продолжение)» (8 ч)

1

03.09

Повторение: сложение и вычитание, устные приёмы сложения и вычитания

2

04.09

Письменные приёмы сложения и вычитания. Работа над задачей в 2 действия

3

06.09

Решение уравнений способом подбора неизвестного. Буквенные выражения

4

07.09

Решение уравнений

5

10.09

Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым

6

11.09

Решение уравнений с неизвестным вычитаемым

7

13.09

Обозначение геометрических фигур буквами

8

14.09

Что узнали. Чему научились

Раздел «Табличное умножение и деление (продолжение)» (28 ч)

9

17.09

Конкретный смысл умножения и деления

10

18.09

Связь умножения и деления

11

20.09

Чётные и нечётные числа. Таблица умножения и деления с числом 2

12

21.09

Таблица умножения и деления с числом 3

13

24.09

Связь между величинами: цена, количество, стоимость. Решение задач

14

25.09

Связь между величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов

15

27.09

Порядок выполнения действий в числовых выражениях

16

28.09

Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок

17

01.10

Связь между величинами: расход ткани на одну вещь, количество вещей, расход ткани на все вещи

18

02.10

Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения

19

04.10

Таблица умножения и деления с числом 4

20

05.10

Закрепление. Таблица Пифагора

21

08.10

Задачи на увеличение числа в несколько раз

22

09.10

Задачи на увеличение числа в несколько раз на кратное сравнение чисел

23

11.10

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

24

12.10

Задачи на уменьшение числа в несколько раз на кратное сравнение чисел

25

15.10

Таблица умножения и деления с числом 5

26

16.10

Задачи на кратное сравнение чисел.

27

18.10

Задачи на кратное сравнение чисел. Кратное сравнение чисел

28

19.10

Задачи на кратное и разностное сравнение чисел

29

22.10

Таблица умножения и деления с числом 6

30

23.10

Закрепление

31

25.10

Задачи на нахождение четвёртого пропорционального

32

26.10

Контроль и учёт знаний по теме: «Табличное умножение и деление»

33

06.11

Закрепление

34

08.11

Таблица умножения и деления с числом 7

35

09.11

Что узнали. Чему научились

36

12.11

Что узнали. Чему научились. Ознакомление с проектом «Математические сказки»

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100

Раздел «Табличное умножение и деление (продолжение)» (28 ч)

37

13.11

Площадь. Способы сравнения фигур по площади

38

15.11

Единица площади — квадратный сантиметр

39

16.11

Площадь прямоугольника

40

19.11

Таблица умножения и деления с числом 8

41

20.11

Закрепление

42

22.11

Закрепление

43

23.11

Таблица умножения и деления с числом 9

44

26.11

Единица площади — квадратный дециметр

45

27.11

Сводная таблица умножения

46

29.11

Решение задач

47

30.11

Единица площади — квадратный метр

48

03.12

Закрепление

49

04.12

Что узнали. Чему научились

50

06.12

Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения

51

07.12

Умножение на 1

52

10.12

Умножение на 0

53

11.12

Деление вида а : а, 0 : а

54

13.12

Деление вида а : а, 0 : а

55

14.12

Задачи в 3 действия

56

17.12

Доли. Образование и сравнение долей

57

18.12

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)

58

20.12

Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр)

59

21.12

Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле

60

24.12

Единицы времени — год, месяц, сутки

61

25.12

Единицы времени — год, месяц, сутки

62

27.12

Контроль и учет знаний по теме «Табличное умножение и деление»

63

10.01

Что узнали. Чему научились

64

11.01

Что узнали. Чему научились

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 100

Раздел «Внетабличное умножение и деление» (28 ч)

65

14.01

Приёмы умножения и деления для случаев вида 20 · 3, 3 · 20, 60: 3

66

15.01

Приём деления для случаев вида 80: 20

67

17.01

Умножение суммы на число

68

18.01

Решение задач несколькими способами

69

21.01

Приёмы умножения для случаев вида 23 · 4, 4 · 23

70

22.01

Закрепление

71

24.01

Решение задач на нахождение четвёртого пропорционального

72

25.01

Выражение с двумя переменными

73

28.01

Деление суммы на число

74

29.01

Деление суммы на число

75

31.01

Закрепление

76

01.02

Связь между числами при делении

77

04.02

Проверка деления умножением

78

05.02

Приём деления для случаев вида 87 : 29, 66 : 22

79

07.02

Проверка умножения с помощью деления

80

08.02

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления

81

11.02

Решение уравнений на основе связи между результатами и компонентами умножения и деления

82

12.02

Что узнали. Чему научились

83

14.02

Деление с остатком

84

15.02

Деление с остатком

85

18.02

Приёмы нахождения частного и остатка

86

19.02

Приёмы нахождения частного и остатка

87

21.02

Приёмы нахождения частного и остатка

88

22.02

Деление меньшего числа на большее

89

25.02

Проверка деления с остатком

90

26.02

Что узнали. Чему научились

91

28.02

Что узнали. Чему научились

92

01.03

Что узнали. Чему научились. Ознакомление с проектом «Задачи-расчёты»

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1 000

Раздел «Нумерация» (12 ч)

93

04.03

Устная нумерация

94

05.03

Письменная нумерация

95

07.03

Разряды счётных единиц

96

11.03

Натуральная последовательность трёхзначных  чисел

97

12.03

Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз

98

14.03

Замена числа суммой разрядных слагаемых

99

15.03

Сложение (вычитание) на основе десятичного  состава трёхзначных чисел

100

18.03

Сравнение трёхзначных чисел

101

19.03

Определение общего числа единиц (десятков, сотен)  в числе

102

21.03

Единицы массы — килограмм, грамм

103

22.03

Контроль и учёт знаний по теме «Внетабличное умножение и деление»

104

01.04

Что узнали. Чему научились. Проверим себя и оценим свои достижения

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000

Раздел «Сложение и вычитание» (11 ч)

105

02.04

Приёмы устных вычислений

106

04.04

Приёмы устных вычислений

107

05.04

Закрепление

108

08.04

Разные способы вычислений. Проверка вычислений

109

09.04

Приёмы письменных вычислений

110

11.04

Алгоритм письменного сложения

111

12.04

Алгоритм письменного вычитания

112

15.04

Виды треугольников (по соотношению сторон)

113

16.04

Закрепление

114

18.04

Что узнали. Чему научились

115

19.04

Что узнали. Чему научились

Раздел «Умножение и деление» (15ч)

116

22.04

Приёмы устных вычислений

117

23.04

Приёмы устных вычислений

118

25.04

Приёмы устных вычислений

119

26.04

Виды треугольников по видам углов

120

29.04

Закрепление

121

30.04

Приём письменного умножения на однозначное  число

122

06.05

Приём письменного умножения на однозначное число

123

07.05

Приём письменного умножения на однозначное  число

124

13.05

Закрепление

125

14.05

Приём письменного деления на однозначное число

126

16.05

Приём письменного деления на однозначное число

127

17.05

Проверка деления умножением. Закрепление

128

20.05

Проверка деления умножением. Закрепление

129

21.05

Знакомство с калькулятором

130

23.05

Что узнали. Чему научились

Раздел «Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 класс» (5 ч)

Проверка знаний» (1 ч)

131

24.05

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе»

132

27.05

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе»

133

28.05

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе»

134

30.05

Контроль и учёт знаний по теме «Итоговое повторение»

135

31.05

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе»

136

31.05*

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе»

5. Учебно-методическое обеспечение реализации программы

УМК:

1) Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. М.: Просвещение, 2013.

2) Волкова С.И. Математика. Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2018.

3) Устные упражнения. 3 класс

4) Волкова С.И. Математика. Контрольные работы 1-4 класс. - М.: Просвещение, 2016.

5) М.И. Моро и др. Математика. Рабочие программы. 1-4 класс. М.: Просвещение, 2016.

6) Электронное приложение у учебнику Моро М.И., Бантовой М.А. Математика. 3 класс.

7) Волкова С.И. Математика и конструирование,3 класс. М.: Просвещение, 2015

8) М.И. Моро, С.И. Волкова. Для тех, кто любит математику. 3 класс. М.: Просвещение, 2015

9) Методические рекомендации. 3 класс.

10) Поурочные разработки. Технологические карты уроков. 3 класс

Экранно - звуковые пособия:

1. Электронные физминутки;

2. Мультимедийные презентации.

Печатные пособия:

1. Комплект разряды и классы чисел.

2. Комплект наглядных пособий. Умножение учим с увлечением.

3. Математическая пирамида. Умножение.

6. Материально-техническое обеспечение реализации программы

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

2. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

3. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

4. Ноутбук.

5. Экран.

6. Колонки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...