Урок математики в 3 классе УМК «Школа России». Тема урока: «Письменный приём сложения трехзначных чисел с переходом через разряд вида 356+272»
методическая разработка по математике (3 класс) на тему

Раздел: Числа от 1 до 1000. Письменный приём сложения и вычитания Тип урока: урок открытия нового знания Цель урока: Формирование умения письменно складывать трехзначные числа с переходом через разряд вида 356+272. Задачи: 1. Составить алгоритм сложения трехзначных чисел с переходом через разряд. 2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь. 3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре и группе. Методы работы: практический, словесный, частично – поисковый, метод контроля. Формы работы: коллективная, групповая, работа в парах, самостоятельная. Данный урок формирует умения (способности) учащегося: • складывать трехзначные числа с переходом через разряд; • самостоятельно осуществлять деятельность учения; • ставить учебные цели; • составить алгоритм сложения трехзначных чисел с переходом через разряд; • находить и использовать необходимые средства и способы достижения цели; • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_3klasse.docx924.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

УМК «Школа России».

Тема урока: «Письменный приём сложения трехзначных  чисел с переходом через разряд  

                          вида 356+272»

Раздел: Числа от 1 до 1000. Письменный приём сложения и вычитания                            

Тип урока: урок открытия нового знания    

 Цель  урока:  Формирование умения  письменно складывать трехзначные  числа с  

                          переходом через разряд вида 356+272.

Задачи:

 1. Составить алгоритм  сложения трехзначных чисел с переходом через разряд.

 2. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,   математическую  речь.

3. Формировать навыки самоконтроля, умение работать в паре и группе.

Методы работы: практический, словесный, частично – поисковый, метод контроля.

Формы работы: коллективная, групповая, работа в парах, самостоятельная.      

   

Данный урок  формирует  умения (способности) учащегося:

  • складывать трехзначные числа с переходом через разряд;
  • самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  • ставить учебные цели;
  • составить алгоритм  сложения трехзначных чисел с переходом через разряд;
  • находить и использовать необходимые средства и способы достижения цели;
  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • презентация в программе Power Point;
  •  учебник «Математика» М.И.Моро, 3класс ,часть 2, 2011г.
  • карточки с заданием, лист самооценки

        

Этапы урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности (1 – 2 мин).
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в   пробном действии (5 – 6 мин).
  3. Выявление места и причины затруднения (1 мин).
  4. Построение проекта выхода из затруднения (1-2 мин).
  5. Реализация построенного проекта (8 – 10 мин).
  6. Первичное закрепление во внешней речи (4 – 5 мин).
  7. Физкультминутка (1-2 мин).
  8.  Самостоятельная работа  с  самопроверкой по эталону   (4 – 5 мин).
  9. Включение в систему знаний и повторения (4 – 5 мин).
  10.  Рефлексия учебной деятельности (1 – 2 мин).      
  11. Домашнее задание (1 – 2 мин).

Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Задача: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа  высказывания.

- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.

   Тот, кто хочет много знать,

   Должен сам всё  постигать!

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.)

- А можно ли заставить кого-то учиться?

 (Нет, он должен сам этого захотеть.)

- Я уверена, что вы хотите учиться.  Желаю вам на этом уроке многому научиться.

- Давайте вспомним, какую тему  проходили на предыдущем уроке? (Приемы письменных вычислений).

- Эти умения помогут вам открыть новое знание.

       В гостях у нас веселый человечек – Смайлик.                   C:\Documents and Settings\comp\Рабочий стол\ю.jpg

  - Какие два шага мы должны пройти, чтобы открыть новые знания?

            C:\Documents and Settings\comp\Рабочий стол\Копия ПРКЛЮЧЕНИЯ СМАЙЛИКА\I ШАГ\ШАГ 1 К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.jpg                                   C:\Documents and Settings\comp\Рабочий стол\Копия ПРКЛЮЧЕНИЯ СМАЙЛИКА\II ШАГ\ШАГ 2 К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.jpg                                                                                Шаги.

                 

- Вы готовы к работе? Тогда в путь.

 Пожелайте друг  другу удачи!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений     в пробном действии.

Задача:  актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.

1.  Даны числа:

18, 11, 51, 40, 60, 35, 111, 17

- Составьте такие выражения, чтобы сумма двух чисел равнялась третьему. (Работа на планшетах).

- Какие выражения получились?

- Проверьте себя. (Самопроверка).

Самооценка

Самопроверка

18+17=35

11+40=51

51+60=111

-Ребята, возьмите на парте   лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то поставьте в листе самооценки плюс, если возникли трудности, то поставьте знак вопроса.  

Лист самооценки.

Ф.И._____________________________

Задание

№ 1

Задание № 2

Задание

№ 3

Задание

№ 4

Задание

№ 5

Задание

№ 6

Итого.

«+» - выполнил задание правильно;

«?» - при выполнении задания возникли трудности.

Твоя оценка: _____

Оценка учителя: _____

2. Работа на карточке в парах.

  - Назовите правила работы в парах и группе (можно использовать алгоритм на доске).

  • Убедись, что в разговоре участвует каждый.
  •  Говори спокойно, ясно и по делу.
  •  Дайте возможность высказаться каждому.

- Подчеркните только те числовые выражения, сумма которых  больше 100.

 64+38      44+66     77+17      50+35      92+14

21+68      70+29      84+42      71+52      19+82

- Проверьте себя. Самопроверка.

- Оцените себя на листе самооценки.

Образец для самопроверки

64+38      44+66     77+17      50+35      92+14

21+68      70+29      84+42      71+52      19+82 

3.Работа в парах.
- Выполните задание с комментированием по алгоритму. Проверьте себя и оцените.

Задание на карточке.                                  

+ 213              + 524

   446                  353                              

Эталон.( на доске)

+ 213              + 524

   446                  353

   659                  877

   - Обобщите, какие знания мы повторили?

   (Сложение двузначных чисел, сложение трехзначных чисел в столбик, алгоритм сложения в столбик).

Алгоритм сложения трехзначных чисел.

  • Пишу единицы под единицами, десятки под десятками
  • Складываю единицы: число единиц пишу под единицами.
  •  Складываю десятки: число десятков пишу под десятками.
  • Складываю сотни: число сотен пишу под сотнями.
  •  Ответ…

 

  - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

    - Эти знания нам будут  необходимы.

    - Что будет дальше?

    (Задание для пробного действия).

Пробное действие

        - Вам известно, что в задании для пробного действия, обязательно есть что-то новое.  Я предлагаю вам в ходе выполнения понять это самим.

-  Найдите значение выражения. (на планшете)        

                            + 356

                               272

- Какой результат получили?

(Учитель фиксирует на доске варианты ответов).

III. Выявления места и причины затруднения.

Задачи: создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.

- Что показало ваше пробное действие?  

(Мы не все смогли правильно найти  сумму чисел 356 и 272)

- Удалось ли вам самим выяснить, что в примере было для вас новым?

(Мы раньше не решали примеры, когда при сложении десятков получается больше 10).

- Молодцы! Такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд.

- В чем у вас возникло затруднение?

(Не знаем способ , с помощью которого можно  выполнить вычисления).

IV. Построение проекта выхода из затруднения
Задачи: сформулировать конкретную цель, составить план будущих учебных действий.

  - Сформулируйте цель урока.

C:\Documents and Settings\comp\Рабочий стол\ж.jpg Узнать  способ сложения трехзначных чисел с переходом через разряд.

  - Какова будет  тема урока?

    Тема: Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд.

  Как вы будете действовать?                                

  (Составим план)

C:\Documents and Settings\comp\Рабочий стол\з.jpg

1. Решим этот же пример в столбик, опираясь на знания алгоритма сложения двухзначных чисел.

2. Построим алгоритм решения таких примеров.

Давайте определим уровень своих знаний на «лесенке знаний».

V. Реализация построенного проекта

Задачи:  построить новый способ решения примеров на сложение трехзначных чисел с переходом через разряд путём достраивания известного алгоритма, зафиксировать новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

- Следующее задание  мы будем выполнять в группах.                          

- Действуйте по плану.  С чего начнете?   (Вспомним алгоритм сложения двухзначных чисел с переходом через десяток.)

      1        

   + 3 7          

      2 5           

      6 2

-Какой  вывод можем сделать?

(Если при сложении двузначных чисел сумма единиц больше 10, то из неё надо выделить десяток и добавить его к десяткам ).

 -Дальше по плану? (Записать решение примера в столбик.)

  376

+272

-Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в имеющийся алгоритм.

-Проговорите полученный алгоритм  сложения трехзначных чисел с переходом через десяток.

 (В итоге алгоритм должен принять такой вид).

Алгоритм

сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

1. Пишу…    (единицы под единицами, десятки под десятками)

2.Складываю единицы. 

3.Складываю десятки.(число десятков суммы - пишу под десятками, а 1сот. запоминаю)

4. Складываю сотни: … и увеличиваю количество сотен  на 1. Результат пишу под сотнями.

5. Ответ: …

Подведение итогов этапа реализации построенного проекта.

-Какое открытие мы сделали?                

 (Если при сложении десятков получается больше 10, то 1 сотню мы прибавляем к сотням)

-Какой следующий шаг в нашем уроке?  

(Потренироваться в  решении примеров  с помощью алгоритма)

VI. Первичное закрепление во внешней речи
Задача: создать условия для выполнения типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.

1. Работа по учебнику.

- Пользуясь алгоритмом,  найдите сумму чисел.

           456         528           690         246

        + 252       +190        +188       +  85

(Учащиеся выходят к доске и выполняют задание с комментированием)  

2. Работа в парах.

- Решите выражения в столбик, комментируя ход  решения друг другу.

  23 + 338              84 + 276    

(Проверка по эталону)

Образец для самопроверки.

        1                 11

      338               276

    +  23              +84

       361              360                

- Кто допустил ошибку? В чём она?      

(Забыли добавить десяток или сотню).

- Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

 - Кто выполнил всё верно? Сделайте вывод.

(Мы поняли, как  складывать трехзначные числа с переходом через разряд).

 - Как в этом убедиться?

(Нужно выполнить самостоятельную работу).

Физминутка.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Задачи: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение способа сложения трехзначных чисел с переходом через разряд; проверить уровень усвоения нового алгоритма сложения.

- Решите выражения, записывая их в столбик.

482 + 224

546 + 273

(Самопроверка).

Проверка по образцу.( возможно по записи на  доске или решение двух ребят у доски)

   1             1

  482          546

+224       +273

   706        819

- Сравните свой ответ с эталоном. Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с заданием знак «?» и исправьте свои ошибки.

- Кто выполнил задание правильно, поставьте  себе «+».

  •  Кто понял и исправил свою ошибку? Молодцы.
  •  Зафиксируйте результат  самостоятельной работы  в листе самооценки .

VIII. Включение в систему знаний и повторения
Задачи: включить новые знания в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное.

  • Работа с учебником:  № 3 стр.59.  

    - Прочитайте задачу.

  • Что нужно найти в задаче?  
  •  Заполните таблицу, вставьте недостающие данные ( их можно оговорить) и  запишите решение задачи .

 - Решение сверьте с эталоном.

Самопроверка.  

цена

количество

стоимость

Тетради

           р.

3 шт.

Альбом

           р.

2 шт.

1) 12 • 3 = 36 (р.) – стоимость трех тетрадей.

2). 36 • 2 = 72 (р.) – стоимость двух  альбомов.

3)   36

   + 72

    108 (р.) – стоимость всей покупки.

Ответ: 108 рублей стоит вся покупка.

     

- Кто допустил ошибку в вычислении? Исправьте. В чём она?

(Учащиеся называют свои ошибки).

 - Какую задачу ставите перед собой?

 (Нам необходимо  потренироваться в вычислениях).

- Кто выполнил решение верно?

 - Какие знания помогли  найти значения   выражения?

(Знание алгоритма сложения двузначных  чисел  с переходом через разряд).

- Оцените себя на листе самооценки.

- При выполнении, каких заданий вы можете использовать новый способ?    

Задание на карточке.

 - Реши примеры. Что надо записать в последнем столбике?   Проверьте себя  по  эталону.

4

8

4

4

8

4

4

8

4

4

8

4

4

8

4

+

2

3

5

+

2

4

5

+

2

5

5

+

2

6

5

+

.

.

.

- Сравните решение с эталоном и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?» в листе самооценки.

 - Кто допустил ошибки при выполнении задания?

 - В чём причина? Что вам поможет их исправить?

 -У кого все верно? Молодцы.

IX. Рефлексия учебной деятельности
 Задачи: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности ; зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления.

- Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

  • Расскажите алгоритм решения примеров нового типа.                

 -Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями? Как?    

Самооценка учебной деятельности

-    Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто доволен своей работой?

- Кто считает, что лучше мог поработать?  Укажите на «лесенке знаний»  как сегодня продвинулись в своих знаниях.

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Положите перед собой листы  самооценки. Подсчитайте знаки,  выставьте себе отметки.  Если у вас пять знаков  «+», то у вас отметка «5», если  четыре «+» ,то отметка  - «4»

Что нам необходимо сделать для улучшения результата?

- Поэтому дома потренируйтесь в примерах подобного вида.  

Домашнее задание

 (комментирует учитель)

1.  № 5  стр. 59    (по желанию придумать два примера на новый способ)

2.  Задача  № 4.

Улыбнемся друг другу. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс УМК: «Школа России»Тема урока: «Нумерация чисел от 1 до 10» (закрепление)

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:1.Образовательные: - закрепление знания о нумерации чисел в пределах 10, о сложении и вычитании  в пределах 10;- формирование  умения анализировать арифм...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

Конспект урока математики,3 класс, УМК "Школа России" Тема: «Приемы письменных вычислений»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы письменных вычислений»  Цели урока:  формирование умения работать с приемами письменных вычислений; закрепление вычислительных навыков.П...

Конспект урока математики. 3 класс. УМК «Школа России» Тема урока: Площадь. Единицы площади.

Цель   урока:  формирование  представления  о   площади  и...

Конспект урока математики. 3 класс. УМК «Школа России» Тема урока: Таблица умножения и деления на 8.

Цель урока: Создание условий для составления таблицы умножения и деления с числом 8.Тип урока: урок усвоения нового знаний....