Главные вкладки

    Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме:"Измерение площади. Табличные случаи умножения с числом 7".
    план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

    Саксонова Мария Александровна

    "Измерение площади. Табличные случаи умножения с числом 7". 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: Измерение площади. Табличные случаи умножения с числом 7.                                                                                                                   27.09.18

    Цели: Учиться сравнивать площади с помощью мерок. Рассмотреть и усвоить табличные случаи 7·7, 7·5, 7·3.

    Задачи:

    1. Образовательная:
    • Закреплять знания изученных таблиц умножения и умение решать задачи изученных видов.
    • Продолжать знакомить детей с площадями фигур, их сравнением с помощью мерок.
    • Запоминание трёх новых случаев табличного умножения: 7 • 7, 7 • 5, 7 • 3, решение равенств и неравенств с ними.
    1. Развивающая:
    • развивать вычислительные навыки, умение решать задачи;
    •  формировать умение самостоятельно применять имеющие знания;
    • развивать память, логическое мышление, математическую речь обучающихся;
    • развивать общеучебные умения, формировать умение работать в паре, группе, коллективе и самостоятельно.
    1. Воспитательная:
    • Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы, чувство ответственности, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу;
    • Прививать интерес к предмету математика, расширять кругозор обучающихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

    Планируемые результаты.

    • Личностные: освоить:  определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
    • Метапредметные (формирование УУД):
    • -регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,    учиться работать по предложенному учителем плану.
    • -познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
    • -коммукативные: донести свою позицию до других,  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения),
    • Предметные: научиться сравнивать площади фигур с помощью мерок, усвоить таблицу умножения на 7.

    Ход урока:

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    1. Организационный момент

    Цель: мотивация, подготовить учащихся к работе. Создать положительную эмоциональную атмосферу.

    2.Сообщение темы и целей урока.

    Цель: сообщение темы и целей урока.

    3.Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Устный счёт.

    Цель: создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

    1. Работа по теме урока.

    Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий с использованием имеющихся знаний о площади.

    Физкультминутка. На выбор: музыкальная или по данному тексту.

    Физкультминутка. На выбор: музыкальная или по данному тексту.

    5 Итог урока. Рефлексия.

    Цель: зафиксировать новое содержание урока, неразрешенные затруднения.

    - организовать самооценку.

    6 Домашнее задание

    - Встало солнышко давно,

    Заглянуло к нам в окно,

    На урок торопит нас –

    Математика сейчас.

    - Добрый день, ребята, садитесь! Сегодня урок математики у вас буду проводить я, меня зовут Анастасия Вячеславовна!

    -Закройте глаза, положите правую руку на сердце.

    -Почувствуйте, как оно бьётся и посылает нам импульсы добра и счастья.Давайте эти импульсы пошлём друг другу, чтобы в нашем классе все любили друг друга, совершали только добрые поступки и были всегда счастливы.

    - Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга. На уроке нас ждут удачи, которым мы будем рады, а также могут быть и неудачи, с которыми мы, конечно – же справимся вместе! Вы все приготовились к уроку. У всех хорошее настроение. Начинаем работать.

    - Сегодня мы будем продолжать работать со сравнением площадей с помощью мерок. А также познакомимся с таблицей умножения на 7.Слайд 1.

    - Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся в волшебный лес, во владения доброй феи. А помогать нам во время путешествия будет Сова - умная голова.

    - Чтобы войти в волшебный лес, мы должны выполнить задание Совы. (Слайд 2)

    1) На слайде - числа: 68, 48, 97, 44, 20, 24, 6, 46.

    • Какое число лишнее? (6)
    • Почему 6?

    • Назови числа в порядке возрастания.

    • Какое число является предыдущим для числа 24? (23)
    • Какое число является последующим для числа 68? (69)
    • Посмотрите на наш ряд чисел и скажите, в каком числе количество десятков и количество единиц одинаково? (44)
    • Какое число больше 90 на 7? (97)
    • В каком числе количество единиц отсутствует? (20)
    • Посмотрите внимательно на ряд чисел, и скажите, в каком числе сумма цифр равна 12? (48)

    - Молодцы, ребята! Мы справились с заданием Совы и можем войти в волшебный лес.

    - Мы с вами отправляемся по лесным тропам. Кто нас встречает в лесу? Отгадайте загадку.

               С ветки на ветку,

               Быстрый, как мяч,

               Скачет по лесу

               Рыжий циркач.

               Вот на лету он шишку сорвал,

               Прыгнул на ствол

               И в дупло убежал.   (Белка)

    Слайд № 3.  Сова - умная голова предлагает вам выполнить ещё одно задание, выполнив его, вы узнаете кое-что новое.

    Посмотрите на экран. «Белка с бельчатами».

    -  Решите цепочку примеров и вы узнаете, когда бельчата впервые начинают грызть орехи и шишки.

    34+6-10+2+9-1+20+12 – 32 = 40

    2) Работа в тетрадях.

    - Ребята, откройте тетради, вспомним правила посадки при письме. Запишите дату, классная работа.

    1) Следующее задание Совы! Сейчас я попрошу двух учеников поработать у доски по карточкам. Кто желает?

    2 · 9 = ?                                  3 · 8 = ?

    4 · ? = 36                               8 · ? = 40

    ? · 9 = 54                              ? · 7 = 63

    3 · 5 = ?                               3 · 4 = ?

    (208 – 200) ·1 = ?              (508 – 500) · 1 = ?

    - Остальные ребята работают со мной. Слайд 4 и 5.

    Мы с вами поиграем в игру «Молчанка». Я вам буду показывать числа по порядку, а вы их должны умножать на то число, которое записано в середине, а в тетради записывать только ответы, а затем мы их вместе проверим.

    - Встаньте те, ребята, у кого нет ошибок. Молодцы! Садитесь.

    - А сейчас проверим работу ребят на доске. Приготовьте сигнальные карточки. Если число вставлено верно, то показываем зеленую карточку, если неверно, то красную.

    1. Фронтальный опрос.

    - Сегодня мы продолжаем тему прошлых уроков, т.е. будем сравнивать площади с помощью мерок.

    - Вспомните, с каким главным правилом при измерении площадей фигур вы познакомились на прошлом уроке?

    - Ребята, Сова просит нас вспомнить, что такое площадь?

    - А как можно сравнивать фигуры?

    1. Практическая работа

    Слайд 6

    - Посмотрите на фигуры. Какие это фигуры? Как их сравнить? (Наложением)

    - Что можно сказать про площади фигур?

    -  Почему?

    Слайд 7

    - Как можно сравнить квадрат и треугольник? (На глаз, а можно наложением)

    - Что можно сказать о площади этих фигур? Почему?

    Слайд 8

    - Можно ли сравнить данные фигуры? Как?

    - Девочки подсчитают число клеток у зелёной фигуры, а мальчики подсчитают число клеток у синей фигуры.

    - Сколько получилось клеток у зелёной фигуры?

    - Сколько получилось клеток у синей фигуры?

    - Что можете сказать про площади фигур?

    1. Работа по учебнику
    • - Откройте учебник на стр.34. Задание № 108. Прочитаем задание.

    - Ребята, нам нужно начертить в тетради точно такие – же фигуры. Скажите, что это за фигуры?

    - Что мы можем сказать о прямоугольниках?

    - В чём их отличие?

    - Чертим точно такие-же фигуры, не забываем, что чертим, начиная с точек! Потом точки соединяем!

    - Верно ли утверждение, что площади этих фигур одинаковы?Что нужно сделать для того, чтобы узнать, так ли это?

    - Есть ли у нас неполные квадратики?

    - Какой меркой вы воспользуетесь для доказательства своего ответа?

    - Ребята, закрасьте мерки.

    - А сейчас, ребята, Сова – умная голова предлагает нам отдохнуть! Все встаем на физкультминутку!

    Вы устали, засиделись?

    Вам размяться захотелось?

    Отложите вы тетрадки,

    Приступаем мы к зарядке.

    Динамическая пауза:

    Только в лес мы все зашли, появились комары.
    Руки вверх - хлопок над головой, руки вниз - хлопок другой.
    Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
    Руки за голову кладём и вразвалочку идём.
    Вдруг мы видим: у куста выпал птенчик из гнезда.
    Тихо птенчика берём и назад в гнездо кладём.
    Зайчик быстро скачет в поле, хорошо ему на воле.
    Подражаем мы зайчишке - непоседы-ребятишки.

    • Ребята, переходим к заданию №109.

    - Прочитаем задание. Давайте проанализируем рисунки, скажите мне, пожалуйста, какой формы эти фигуры?

    - Я предлагаю рассмотреть фигуры под цифрой 1.

    Какую мерку для сравнения площадей мы возьмём?

    - Верно, давайте подсчитаем площадь каждой фигуры.

    (На доске записываю –

    1. Прямоугольник слева – 20 клеток, прямоугольник справа – 21 клетка.
    2. Прямоугольник слева – 24 клетка, прямоугольник справа – 24 клетки.)

    - Можем ли мы ответить на вопрос, для какой пары прямоугольников будет верным высказывание?

    (Для первой пары верным будет первое высказывание (площадь прямоугольника слева меньше площади прямоугольника справа), а для второй пары верным является второе высказывание (площади прямоугольников одинаковы)).

    - Ребята, смотрим следующий вопрос нашего задания. К какому прямоугольнику соответствует каждое выражение и что оно обозначает?

    (Но, пользуясь новым понятием, лучше сказать так: «Выражения, записанные под фигурами, обозначают площади фигур, если площадь каждой измерять меркой в 1 клетку. Для прямоугольников первой пары это будут выражения 4 · 5 и 3 · 7, а для прямоугольников из второй пары – 8 · 3 и 12 · 2.

    - Ребята, давайте найдём значение этих выражений.

    (Учащиеся находят значения данных выражений, представляя каждое произведение в виде суммы одинаковых слагаемых).

    - Как мы будем решать выражения?

    - Вопрос «Как можно проверить полученный результат?» я предлагаю вам обсудить в паре.

    (Как показывает практика, многие дети уверенно заявляют, что нужно подсчитать количество мерок-клеток в каждой фигуре.)

    - Молодцы, ребята!

    Работа по усвоению таблицы умножения с числом 7.

    - Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работать с умножением.

    (Для выполнения этих заданий следует обратиться к определению умножения (смысл действия), переместительному свойству умножения и к вычислениям с заменой данных произведений суммой одинаковых слагаемых). Слайд 9, 10, 11.

    - В учебнике смотрим задание № 111. Прочитаем задание.

    Записываем в тетради номер задания. Выполняем задание под цифрой 1, списываем сначала первый столбик, пропускаем одну клеточку справа и списываем второй столбик.

    - А теперь попробуйте самостоятельно поставить знаки «больше» или «меньше», не вычисляя значений выражения, я думаю, это не составит труда, вы сами догадаетесь, какой знак нужно поставить. 2 минутки вы поработаете самостоятельно.

    - Ребята, заканчиваем, а теперь скажите мне, на что вы опирались, когда ставили знаки? Давайте разберём первое неравенство.

    - Молодцы, а теперь давайте проверим свои ответы, вычислим значения выражений справа и слева.

    (42) 7 · 6 < 7 · 8 (56);

    (56) 8 · 7 ˃ 6 · 7 (42);

    (42) 7 · 6  < 7 · 8 – 7 (56 – 7 = 49);

    (21) 7 · 3  <7 · 5 – 7 (35 – 7 = 28);

    (35) 7· 5< 7 ·8 (56).

    - Молодцы, ребята. Переходим к заданию №112. Прочитайте задание. Записываем в тетради номер задания, списываем под номером 1.

    - Как вы думаете, ребята, чтобы найти значение выражения 7 · 6, что нужно сделать, если выше нам известно, что 7 ·5 = 35?

    - Молодцы, списываем задание под цифрой 2.

    - Работаем по аналогии.

    - Под цифрой 3. Ребята, в учебнике опечатка, вместо 7 должно стоять 3, т.е. равенство должно выглядеть таким образом: 3 ·7 = 21.

    - Молодцы!

    (В результате проведённой работы учащимся даётся установка (задание 113) на запоминание трёх новыхслучаев табличного умножения: 7 · 7, 7 · 5, 7 · 3.

    - Ребята, давайте посмотрим на задание 113 в учебнике.

    1) 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 4 = 28

    5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 4 = 20

             28 ˃20

    2) 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 5 = 15

    7 + 7 + 7 = 7 · 3 = 21

            15 < 21

    Слайд 12. Ребята, посмотрите на экран!

    - И вот перед нами лесная фея. Она решила проверить, что вы запомнили на уроке.            

    -Давайте еще раз вспомним, что такое площадь?

    - Как можно сравнивать площади фигур?

    - А как легче сравнить фигуры?

    - Показалось ли вам что- то на уроке трудным?

    - Что было интересно выполнять?

    №110, 111 (2). Слайд № 13

    - Сегодня на уроке все работали замечательно. Мы преодолели все трудности, встретились с доброй волшебницей и можем собой гордиться. Вы были активны и успели выполнить много различных заданий. Пусть ваши знания будут крепкими. Ребята, все встали, урок окончен. Спасибо за работу!

    - Слушают.

    - Слушают.

    - Слушают.

    - число 6.

    - лишнее 6, потому что, из всех перечисленных чисел 6 – является однозначным, а все остальные – двузначные.

    - 6, 20, 24, 44, 46, 48, 68, 97.

    - 23.

    - 69.

    - 44.

    - 97.

    - 20.

    - 48.

    - слушают.

    - Белка.

    - На 40 день после рождения.

    1. 18, 9, 6, 15, 8.
    2. 24, 5, 9, 12, 8.

    - два ученика работают у доски.

    - умножают и записывают в тетради ответы.

    Умножение на 8: 24, 40, 48, 32, 16, 72.

    Умножение на 9: 18, 54, 36, 72, 27, 81.

    - При измерении площадей фигур мерки должны быть одинаковые!!! Если мерки разные, площадь фигур измерять нельзя!!!

    - Площадь - это место, которое занимает фигура на плоскости.

    - На глаз, наложением, разбить фигуру на одинаковые маленькие фигуры и посчитать их, т.е. с помощью мерок.

    - это круги, сравнить наложением.

    - они одинаковые, потому что обе занимают одинаковое пространство.

    - На глаз, а можно наложением.

    - Площади этих фигур разные, можно на глаз определить, что они занимают разные площади.

    - Можно. Нужно подсчитать количество мерок в каждой фигуре. Мерка в данном случае – клетка.

    - 12 кл.

    11 кл.

    Площадь зеленой фигуры больше синей на один квадратик.

    - прямоугольники.

    - это четырёхугольники, у них 4 угла.

    - Они разной формы.

    - Чтобы доказать, верно ли утверждение, нужно воспользоваться меркой.

    - Есть, чтобы получить целую клетку, нужно соединить 2 половинки клетки.

    - Квадратик – это одна клетка. Половина клетки.

    - Мерка – клеточка

    - Закрашивают клетку и половину клетки.

    - Все фигуры прямоугольники. У всех одинаковая форма.

    - Одну клеточку.

    - Можем. Для первой пары верным будет первое высказывание (площадь прямоугольника слева меньше площади прямоугольника справа), а для второй пары верным является второе высказывание (площади прямоугольников одинаковы).

    - выражения, записанные под фигурами, обозначают число клеток в каждой из них.

    - 1) 4 · 5 и 3 · 7

    2) 8 · 3 и 12 · 2

    - ответы учащихся.

    12 · 2 = 12 + 12 = 24;

    5 · 4 = 5 + 5 + 5 + 5 =20; 3 · 7 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21; и тд.

    - нужно подсчитать количество мерок-клеток в каждой фигуре.

    - смотрят, слушают.

    - списывают.

    - работают самостоятельно.

    - В первом неравенстве мы 7 · 6 и 7 · 8. 6 <8, значит неравенство будет выглядеть так:

    7 · 6<7 · 8.

    - считают.

    7 + 7 + 7 + 7 +7 =  7 · 5 = 35

    1)7· 6 = 35 + 7 = 42.

    2)6 · 7 = 49 – 7 = 42.

    3) 4 · 7 = 21 + 7= 28.

    - выполняют.

    - отвечают на вопросы.

    - записывают д.з.

    Личностные: самоопределение;

    Регулятивные: целеполагание (нацеливание на успешную деятельность);

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Коммуникативные УУД:

    Оформлять свои мысли в устной форме 

    Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний

    Регулятивные УУД:

    Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

    ПредметныеУУД:расширять кругозор учащихся, развивать логическое мышление.

    ПредметныеУУД: Формировать умение выполнять выполнять задания по сравнению площадей. Познавательные УУД :

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт;

    Регулятивные:

     Выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату

    Коммуникативные :

    адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок

    Регулятивные:

    Адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

    Коммуникативные:  формулировка собственного мнения и позиции


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока математики з класс по теме "Сравнение трехзначных чисел"

    На этом уроке учащиеся научатся сравнивать трёхзначные числа; решать задачи изученных видов, анализировать и делать выводы. Много интересных приемов помогут учащимся более глубоко усвоить материал....

    Технологическая карта урока математики 2 класс по теме "Волшебная таблица" УМК "Планета Знаний"

    В данном файле представлена подробная технологическая карта урока математики по УМК "Планета Знаний"...

    Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

    В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

    Технологическая карта урока математики 1 класс по теме: "Пространственные отношения: "слева", "справа", "сверху", "внизу". (в соответствии с ФГОС)

    На данном уроке   в ходе практической работы и наблюдений выявляются умения учащихся ориентироваться в пространстве и соотносить понятия:"слева", "справа", "сверху", "внизу"...

    Методическая разработка технологической карты урока математики 2 класс по теме "Умножение и деление на 2"

    Технологическая карта урока включает подробное описание содержания деятельности как учителя, так и обучающегося на уроке математики. Урок включает в себя задания на повторение и обощение таблицы умнож...

    Технологическая карта урока математики 2 класс на тему: Название компонентов и результата умножения

    конспект урока математики 2 класс -Название компанентов и результата умножения...