Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме:"Измерение площади. Табличные случаи умножения с числом 7".
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Саксонова Мария Александровна

"Измерение площади. Табличные случаи умножения с числом 7". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Измерение площади. Табличные случаи умножения с числом 7.                                                                                                                   27.09.18

Цели: Учиться сравнивать площади с помощью мерок. Рассмотреть и усвоить табличные случаи 7·7, 7·5, 7·3.

Задачи:

  1. Образовательная:
  • Закреплять знания изученных таблиц умножения и умение решать задачи изученных видов.
  • Продолжать знакомить детей с площадями фигур, их сравнением с помощью мерок.
  • Запоминание трёх новых случаев табличного умножения: 7 • 7, 7 • 5, 7 • 3, решение равенств и неравенств с ними.
  1. Развивающая:
  • развивать вычислительные навыки, умение решать задачи;
  •  формировать умение самостоятельно применять имеющие знания;
  • развивать память, логическое мышление, математическую речь обучающихся;
  • развивать общеучебные умения, формировать умение работать в паре, группе, коллективе и самостоятельно.
  1. Воспитательная:
  • Воспитывать коммуникативные умения, навыки коллективной работы, чувство ответственности, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь, доброжелательное отношение друг к другу;
  • Прививать интерес к предмету математика, расширять кругозор обучающихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты.

  • Личностные: освоить:  определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
  • Метапредметные (формирование УУД):
  • -регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя,    учиться работать по предложенному учителем плану.
  • -познавательные: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • -коммукативные: донести свою позицию до других,  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения),
  • Предметные: научиться сравнивать площади фигур с помощью мерок, усвоить таблицу умножения на 7.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

Цель: мотивация, подготовить учащихся к работе. Создать положительную эмоциональную атмосферу.

2.Сообщение темы и целей урока.

Цель: сообщение темы и целей урока.

3.Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся. Устный счёт.

Цель: создать условия для фиксации учащимися возникшего затруднения в выполнении пробного действия.

  1. Работа по теме урока.

Цель: создать условия для выполнения учащимися типовых заданий с использованием имеющихся знаний о площади.

Физкультминутка. На выбор: музыкальная или по данному тексту.

Физкультминутка. На выбор: музыкальная или по данному тексту.

5 Итог урока. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новое содержание урока, неразрешенные затруднения.

- организовать самооценку.

6 Домашнее задание

- Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Математика сейчас.

- Добрый день, ребята, садитесь! Сегодня урок математики у вас буду проводить я, меня зовут Анастасия Вячеславовна!

-Закройте глаза, положите правую руку на сердце.

-Почувствуйте, как оно бьётся и посылает нам импульсы добра и счастья.Давайте эти импульсы пошлём друг другу, чтобы в нашем классе все любили друг друга, совершали только добрые поступки и были всегда счастливы.

- Мне бы хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга. На уроке нас ждут удачи, которым мы будем рады, а также могут быть и неудачи, с которыми мы, конечно – же справимся вместе! Вы все приготовились к уроку. У всех хорошее настроение. Начинаем работать.

- Сегодня мы будем продолжать работать со сравнением площадей с помощью мерок. А также познакомимся с таблицей умножения на 7.Слайд 1.

- Сейчас, ребята, мы с вами отправляемся в волшебный лес, во владения доброй феи. А помогать нам во время путешествия будет Сова - умная голова.

- Чтобы войти в волшебный лес, мы должны выполнить задание Совы. (Слайд 2)

1) На слайде - числа: 68, 48, 97, 44, 20, 24, 6, 46.

  • Какое число лишнее? (6)
  • Почему 6?

  • Назови числа в порядке возрастания.

  • Какое число является предыдущим для числа 24? (23)
  • Какое число является последующим для числа 68? (69)
  • Посмотрите на наш ряд чисел и скажите, в каком числе количество десятков и количество единиц одинаково? (44)
  • Какое число больше 90 на 7? (97)
  • В каком числе количество единиц отсутствует? (20)
  • Посмотрите внимательно на ряд чисел, и скажите, в каком числе сумма цифр равна 12? (48)

- Молодцы, ребята! Мы справились с заданием Совы и можем войти в волшебный лес.

- Мы с вами отправляемся по лесным тропам. Кто нас встречает в лесу? Отгадайте загадку.

           С ветки на ветку,

           Быстрый, как мяч,

           Скачет по лесу

           Рыжий циркач.

           Вот на лету он шишку сорвал,

           Прыгнул на ствол

           И в дупло убежал.   (Белка)

Слайд № 3.  Сова - умная голова предлагает вам выполнить ещё одно задание, выполнив его, вы узнаете кое-что новое.

Посмотрите на экран. «Белка с бельчатами».

-  Решите цепочку примеров и вы узнаете, когда бельчата впервые начинают грызть орехи и шишки.

34+6-10+2+9-1+20+12 – 32 = 40

2) Работа в тетрадях.

- Ребята, откройте тетради, вспомним правила посадки при письме. Запишите дату, классная работа.

1) Следующее задание Совы! Сейчас я попрошу двух учеников поработать у доски по карточкам. Кто желает?

2 · 9 = ?                                  3 · 8 = ?

4 · ? = 36                               8 · ? = 40

? · 9 = 54                              ? · 7 = 63

3 · 5 = ?                               3 · 4 = ?

(208 – 200) ·1 = ?              (508 – 500) · 1 = ?

- Остальные ребята работают со мной. Слайд 4 и 5.

Мы с вами поиграем в игру «Молчанка». Я вам буду показывать числа по порядку, а вы их должны умножать на то число, которое записано в середине, а в тетради записывать только ответы, а затем мы их вместе проверим.

- Встаньте те, ребята, у кого нет ошибок. Молодцы! Садитесь.

- А сейчас проверим работу ребят на доске. Приготовьте сигнальные карточки. Если число вставлено верно, то показываем зеленую карточку, если неверно, то красную.

  1. Фронтальный опрос.

- Сегодня мы продолжаем тему прошлых уроков, т.е. будем сравнивать площади с помощью мерок.

- Вспомните, с каким главным правилом при измерении площадей фигур вы познакомились на прошлом уроке?

- Ребята, Сова просит нас вспомнить, что такое площадь?

- А как можно сравнивать фигуры?

  1. Практическая работа

Слайд 6

- Посмотрите на фигуры. Какие это фигуры? Как их сравнить? (Наложением)

- Что можно сказать про площади фигур?

-  Почему?

Слайд 7

- Как можно сравнить квадрат и треугольник? (На глаз, а можно наложением)

- Что можно сказать о площади этих фигур? Почему?

Слайд 8

- Можно ли сравнить данные фигуры? Как?

- Девочки подсчитают число клеток у зелёной фигуры, а мальчики подсчитают число клеток у синей фигуры.

- Сколько получилось клеток у зелёной фигуры?

- Сколько получилось клеток у синей фигуры?

- Что можете сказать про площади фигур?

  1. Работа по учебнику
  • - Откройте учебник на стр.34. Задание № 108. Прочитаем задание.

- Ребята, нам нужно начертить в тетради точно такие – же фигуры. Скажите, что это за фигуры?

- Что мы можем сказать о прямоугольниках?

- В чём их отличие?

- Чертим точно такие-же фигуры, не забываем, что чертим, начиная с точек! Потом точки соединяем!

- Верно ли утверждение, что площади этих фигур одинаковы?Что нужно сделать для того, чтобы узнать, так ли это?

- Есть ли у нас неполные квадратики?

- Какой меркой вы воспользуетесь для доказательства своего ответа?

- Ребята, закрасьте мерки.

- А сейчас, ребята, Сова – умная голова предлагает нам отдохнуть! Все встаем на физкультминутку!

Вы устали, засиделись?

Вам размяться захотелось?

Отложите вы тетрадки,

Приступаем мы к зарядке.

Динамическая пауза:

Только в лес мы все зашли, появились комары.
Руки вверх - хлопок над головой, руки вниз - хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём и вразвалочку идём.
Вдруг мы видим: у куста выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём и назад в гнездо кладём.
Зайчик быстро скачет в поле, хорошо ему на воле.
Подражаем мы зайчишке - непоседы-ребятишки.

  • Ребята, переходим к заданию №109.

- Прочитаем задание. Давайте проанализируем рисунки, скажите мне, пожалуйста, какой формы эти фигуры?

- Я предлагаю рассмотреть фигуры под цифрой 1.

Какую мерку для сравнения площадей мы возьмём?

- Верно, давайте подсчитаем площадь каждой фигуры.

(На доске записываю –

  1. Прямоугольник слева – 20 клеток, прямоугольник справа – 21 клетка.
  2. Прямоугольник слева – 24 клетка, прямоугольник справа – 24 клетки.)

- Можем ли мы ответить на вопрос, для какой пары прямоугольников будет верным высказывание?

(Для первой пары верным будет первое высказывание (площадь прямоугольника слева меньше площади прямоугольника справа), а для второй пары верным является второе высказывание (площади прямоугольников одинаковы)).

- Ребята, смотрим следующий вопрос нашего задания. К какому прямоугольнику соответствует каждое выражение и что оно обозначает?

(Но, пользуясь новым понятием, лучше сказать так: «Выражения, записанные под фигурами, обозначают площади фигур, если площадь каждой измерять меркой в 1 клетку. Для прямоугольников первой пары это будут выражения 4 · 5 и 3 · 7, а для прямоугольников из второй пары – 8 · 3 и 12 · 2.

- Ребята, давайте найдём значение этих выражений.

(Учащиеся находят значения данных выражений, представляя каждое произведение в виде суммы одинаковых слагаемых).

- Как мы будем решать выражения?

- Вопрос «Как можно проверить полученный результат?» я предлагаю вам обсудить в паре.

(Как показывает практика, многие дети уверенно заявляют, что нужно подсчитать количество мерок-клеток в каждой фигуре.)

- Молодцы, ребята!

Работа по усвоению таблицы умножения с числом 7.

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем продолжать работать с умножением.

(Для выполнения этих заданий следует обратиться к определению умножения (смысл действия), переместительному свойству умножения и к вычислениям с заменой данных произведений суммой одинаковых слагаемых). Слайд 9, 10, 11.

- В учебнике смотрим задание № 111. Прочитаем задание.

Записываем в тетради номер задания. Выполняем задание под цифрой 1, списываем сначала первый столбик, пропускаем одну клеточку справа и списываем второй столбик.

- А теперь попробуйте самостоятельно поставить знаки «больше» или «меньше», не вычисляя значений выражения, я думаю, это не составит труда, вы сами догадаетесь, какой знак нужно поставить. 2 минутки вы поработаете самостоятельно.

- Ребята, заканчиваем, а теперь скажите мне, на что вы опирались, когда ставили знаки? Давайте разберём первое неравенство.

- Молодцы, а теперь давайте проверим свои ответы, вычислим значения выражений справа и слева.

(42) 7 · 6 < 7 · 8 (56);

(56) 8 · 7 ˃ 6 · 7 (42);

(42) 7 · 6  < 7 · 8 – 7 (56 – 7 = 49);

(21) 7 · 3  <7 · 5 – 7 (35 – 7 = 28);

(35) 7· 5< 7 ·8 (56).

- Молодцы, ребята. Переходим к заданию №112. Прочитайте задание. Записываем в тетради номер задания, списываем под номером 1.

- Как вы думаете, ребята, чтобы найти значение выражения 7 · 6, что нужно сделать, если выше нам известно, что 7 ·5 = 35?

- Молодцы, списываем задание под цифрой 2.

- Работаем по аналогии.

- Под цифрой 3. Ребята, в учебнике опечатка, вместо 7 должно стоять 3, т.е. равенство должно выглядеть таким образом: 3 ·7 = 21.

- Молодцы!

(В результате проведённой работы учащимся даётся установка (задание 113) на запоминание трёх новыхслучаев табличного умножения: 7 · 7, 7 · 5, 7 · 3.

- Ребята, давайте посмотрим на задание 113 в учебнике.

1) 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 4 = 28

5 + 5 + 5 + 5 = 5 · 4 = 20

         28 ˃20

2) 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 · 5 = 15

7 + 7 + 7 = 7 · 3 = 21

        15 < 21

Слайд 12. Ребята, посмотрите на экран!

- И вот перед нами лесная фея. Она решила проверить, что вы запомнили на уроке.            

-Давайте еще раз вспомним, что такое площадь?

- Как можно сравнивать площади фигур?

- А как легче сравнить фигуры?

- Показалось ли вам что- то на уроке трудным?

- Что было интересно выполнять?

№110, 111 (2). Слайд № 13

- Сегодня на уроке все работали замечательно. Мы преодолели все трудности, встретились с доброй волшебницей и можем собой гордиться. Вы были активны и успели выполнить много различных заданий. Пусть ваши знания будут крепкими. Ребята, все встали, урок окончен. Спасибо за работу!

- Слушают.

- Слушают.

- Слушают.

- число 6.

- лишнее 6, потому что, из всех перечисленных чисел 6 – является однозначным, а все остальные – двузначные.

- 6, 20, 24, 44, 46, 48, 68, 97.

- 23.

- 69.

- 44.

- 97.

- 20.

- 48.

- слушают.

- Белка.

- На 40 день после рождения.

  1. 18, 9, 6, 15, 8.
  2. 24, 5, 9, 12, 8.

- два ученика работают у доски.

- умножают и записывают в тетради ответы.

Умножение на 8: 24, 40, 48, 32, 16, 72.

Умножение на 9: 18, 54, 36, 72, 27, 81.

- При измерении площадей фигур мерки должны быть одинаковые!!! Если мерки разные, площадь фигур измерять нельзя!!!

- Площадь - это место, которое занимает фигура на плоскости.

- На глаз, наложением, разбить фигуру на одинаковые маленькие фигуры и посчитать их, т.е. с помощью мерок.

- это круги, сравнить наложением.

- они одинаковые, потому что обе занимают одинаковое пространство.

- На глаз, а можно наложением.

- Площади этих фигур разные, можно на глаз определить, что они занимают разные площади.

- Можно. Нужно подсчитать количество мерок в каждой фигуре. Мерка в данном случае – клетка.

- 12 кл.

11 кл.

Площадь зеленой фигуры больше синей на один квадратик.

- прямоугольники.

- это четырёхугольники, у них 4 угла.

- Они разной формы.

- Чтобы доказать, верно ли утверждение, нужно воспользоваться меркой.

- Есть, чтобы получить целую клетку, нужно соединить 2 половинки клетки.

- Квадратик – это одна клетка. Половина клетки.

- Мерка – клеточка

- Закрашивают клетку и половину клетки.

- Все фигуры прямоугольники. У всех одинаковая форма.

- Одну клеточку.

- Можем. Для первой пары верным будет первое высказывание (площадь прямоугольника слева меньше площади прямоугольника справа), а для второй пары верным является второе высказывание (площади прямоугольников одинаковы).

- выражения, записанные под фигурами, обозначают число клеток в каждой из них.

- 1) 4 · 5 и 3 · 7

2) 8 · 3 и 12 · 2

- ответы учащихся.

12 · 2 = 12 + 12 = 24;

5 · 4 = 5 + 5 + 5 + 5 =20; 3 · 7 = 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 21; и тд.

- нужно подсчитать количество мерок-клеток в каждой фигуре.

- смотрят, слушают.

- списывают.

- работают самостоятельно.

- В первом неравенстве мы 7 · 6 и 7 · 8. 6 <8, значит неравенство будет выглядеть так:

7 · 6<7 · 8.

- считают.

7 + 7 + 7 + 7 +7 =  7 · 5 = 35

1)7· 6 = 35 + 7 = 42.

2)6 · 7 = 49 – 7 = 42.

3) 4 · 7 = 21 + 7= 28.

- выполняют.

- отвечают на вопросы.

- записывают д.з.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание (нацеливание на успешную деятельность);

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Коммуникативные УУД:

Оформлять свои мысли в устной форме 

Познавательные УУД: Ориентироваться в системе знаний

Регулятивные УУД:

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

ПредметныеУУД:расширять кругозор учащихся, развивать логическое мышление.

ПредметныеУУД: Формировать умение выполнять выполнять задания по сравнению площадей. Познавательные УУД :

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт;

Регулятивные:

 Выполнять учебные действия и осуществлять контроль по результату

Коммуникативные :

адекватно воспринимать предложения товарищей по исправлению ошибок

Регулятивные:

Адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Коммуникативные:  формулировка собственного мнения и позиции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики з класс по теме "Сравнение трехзначных чисел"

На этом уроке учащиеся научатся сравнивать трёхзначные числа; решать задачи изученных видов, анализировать и делать выводы. Много интересных приемов помогут учащимся более глубоко усвоить материал....

Технологическая карта урока математики 2 класс по теме "Волшебная таблица" УМК "Планета Знаний"

В данном файле представлена подробная технологическая карта урока математики по УМК "Планета Знаний"...

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

Методическая разработка технологической карты урока математики 2 класс по теме "Умножение и деление на 2"

Технологическая карта урока включает подробное описание содержания деятельности как учителя, так и обучающегося на уроке математики. Урок включает в себя задания на повторение и обощение таблицы умнож...

Технологическая карта урока математики 2 класс на тему: Название компонентов и результата умножения

конспект урока математики 2 класс -Название компанентов и результата умножения...

Технологическая карта урока математики 4 класс по теме "Среднее арифметическое число"

Данный урок составлен в технологии "Задачная форма обучения" для 4 класса по УМК "Начальная школа 21 век"...