Главные вкладки

    Индивидуальный проект Разработка сценария образовательной ситуации в средней группе по теме: «Счёт до шести. Число и цифра 6»
    учебно-методический материал по математике на тему

    Гужикова Лариса Ишхановна

    1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;

    2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя      (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает»;

    3) закрепить счётные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счёт и составление пар;

    4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kurs.rab_._konsp.zanyatiya_po_matematike.docx35.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОУ «Институт системно-деятельностной педагогики»

    Индивидуальный проект

    Разработка сценария образовательной ситуации

    в средней группе

    по теме: «Счёт до шести. Число и цифра 6»

                                                                                                        Выполнила:                                                                         Гужикова Лариса Ишхановна                                                                                            Воспитатель                                                                                                                                     МАДОУ  ЦРР Детский сад №7 «Сказка»                                                                                      городской округ Троицк в городе Москве

    г. Москва  2016 г.

    Тема: СЧЁТ ДО ШЕСТИ. ЧИСЛО И ЦИФРА 6.

    Цель:

    1) сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;

    2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя      (на основе рефлексивного метода), закрепить умение преодолевать затруднение способом «спроси у того, кто знает»;

    3) закрепить счётные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счёт и составление пар;

    4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный: карточки с цифрами от 1 до 6, карточки с изображением фруктов: ананас (1 штука), банан (2 штуки), апельсин (3 штуки), груша (4 штуки), яблоко

    (5 штук), слива (6 штук), запись ритмичной музыкальной композиции.

    Раздаточный: зелёные круги и жёлтые квадраты (по 6 штук), овалы и прямоугольники одного цвета (по 6 штук), карточки с цифрами от 1 до 8.

    Ход занятия:

    1. Введение в игровую ситуацию.

    Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об этикете.

    Дети собираются около воспитателя.

    - Ребята, вы любите ходить в гости?

    - А что вы обычно делаете в гостях?

    - А  к вам часто приходят гости?

    - Как вы готовитесь к приему гостей?

    Воспитатель рассказывает, что Таня пригласила друзей на чай, и она готовится  к приему гостей.

    - Хотите ей помочь?

    - Сможете?

    2. Актуализация знаний.

    Игра «Сервировка стола» (начало).

    Дидактические задачи:

    1. актуализировать счётные умения детей в пределах 5, умение сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар и пересчёта;
    2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление.

    Дети садятся за столы по 4 человека. Перед каждым лежат вперемешку 5 зелёных кругов и 5 жёлтых квадратов.

    Воспитатель рассказывает, что Таня с мамой начали накрывать на стол, постелили скатерть и начали расставлять посуду.

    - Как вы думаете, какую посуду нужно поставить для чаепития? (Блюдца и чашки.)

    - Что можно изобразить зелёным кругом, жёлтым квадратом? (Блюдца и чашки.)

    - Сколько блюдец (чашек) Таня поставила на стол?

    Дети пересчитывают круги (квадраты).

    - Сравните количество блюдец и чашек. (Блюдец - 5, чашек - 5. Их поровну.)

    - Сколько гостей придёт к Тане? (Пятеро.)

    Мама решила помочь Тане в сервировке стола и спросила, поровну ли блюдец и чашек на столе.

    - Что нужно сделать, чтобы мама сразу увидела, что чашек столько же, сколько и блюдец?

    Дети должны расположить круги и квадраты парами.

    Но вот зазвонил телефон. Это Ваня сообщил Тане, что тоже сможет прийти в гости к Тане. Мама сказала, что нужно поставить ещё один комплект посуды на стол. Воспитатель выкладывает на середину стола зелёные круги по числу детей. Дети должны взять по одному.

    - Как вы думаете, блюдец и чашек по-прежнему поровну? (Нет.)

    - Чего больше? (Блюдец.)

    - Почему вы думаете, что блюдец больше? (Потому что у одного блюдца нет пары.)

    3. Затруднение в игровой ситуации.

    Игра «Сервировка стола» (продолжение).

    Дидактические задачи:

    1. создать мотивационную ситуацию для введения числа 6, счёта до шести;
    2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
    3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

    - Таня интересуется, сколько теперь блюдец на столе?

    Дети вместе с воспитателем считают: «1,2,3,4,5…». Так как не все дети умеют считать до 6, то при названии этого числа возникает затруднение.

    - Смогли вы посчитать блюдца для Тани? (Нет.)

    - Почему не смогли? (Потому что не знаем, какое число идёт за числом 5.)

    4. Открытие нового знания.

    Игра «Сервировка стола» (продолжение).

    Дидактические задачи:

    1. закрепить представления детей об образовании последующего числа из предыдущего, сформировать представление о числе шесть, умение считать до шести, сравнивать и уравнивать численность групп, состоящих из шести предметов;
    2. сформировать опыт самостоятельного целеполагания и открытия, эмоционального переживания радости открытия;
    3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

    - Что же нужно сделать, чтобы узнать количество блюдец на столе? (Надо узнать, как считать дальше.)

    - Кто знает, какое число следует при счёте за числом 5?

    Воспитатель выслушивает версии детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Если в группе найдутся дети, которые назовут число 6, воспитатель хвалит их за правильный ответ.

    Затем он просит всех детей посчитать до 6. Дети считают блюдца хором, согласовывая числительные с существительными: одно блюдце, два блюдца, три блюдца, четыре блюдца, пять блюдец, шесть блюдец.

    Если никто из детей не знает счета до 6, то воспитатель задает вопрос:

    - Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает.)

    Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос. Затем дети должны обратиться с вопросом к воспитателю, который рассказывает им, что при счете после числа 5 идет число 6.

    Воспитатель подводит итог: при счёте после 5 идёт 6.

    - Как получилось 6 блюдец? (Было 5, поставили ещё 1, стало 6.)

    - Поровну ли теперь блюдец и чашек? (Нет.)

    - Чего больше блюдец или чашек? (Блюдец.)

    - Как сделать так, чтобы блюдец и чашек стало поровну? (Надо добавить еще 1 чашку или убрать 1 блюдце.)

    - Если уберём 1 блюдце, то для Вани не будет комплекта посуды, поэтому добавим 1 чашку.

    Воспитатель выкладывает  на середину стола жёлтые квадраты по числу детей. Каждый ребенок отсчитывает по одному и кладет рядом с зелёным кругом.

    - Сколько стало чашек? (6 чашек.)

    - Как получилось 6 чашек? (Было 5, добавили ещё 1, стало 6.)

    - Что можно сказать о количестве блюдец и чашек? (Их по 6, поровну.)

    Воспитатель делает вывод: шесть и шесть - поровну.

    5. Затруднение в игровой ситуации.

    Игра «Сервировка стола» (продолжение).

    Дидактические задачи:

    1. создать мотивационную ситуацию для введения новой цифры 6;
    2. сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
    3. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать речь, логическое мышление.

    И тут мама вспомнила, что забыли купить пирожные к столу. Решили послать в магазин за покупкой папу. А чтобы папа не забыл, сколько нужно купить пирожных, надо написать ему записку. Воспитатель кладёт на стол карточки с разными цифрами от 1 до 8, причём карточек с цифрой 6 столько же, сколько детей. Воспитатель предлагает детям помочь Тане записать число 6, то есть выбрать нужную карточку из лежащих на столе карточек с цифрами.

    Так как дети не знают, как записывается число 6, то они могут выбрать разные варианты его записи.

    - Смогли ли вы выполнить это задание? (Нет.)

    - Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число 6.)

    6. Преодоление затруднения.

    Игра «Сервировка стола» (окончание).

    Дидактические задачи:

    1. познакомить детей с цифрой 6, сформировать у них умение распознавать цифру 6 среди других цифр и соотносить её с количеством;
    2. закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
    3. тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать речь.

    - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает.)

    После вопроса детей воспитатель показывает им карточку с цифрой 6 и делает вывод: цифра 6 пишется в том случае, когда имеются шесть предметов.

    7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    Игра «Посуда»

    Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение, актуализировать их знания о названии предметов посуды, её признаках и свойствах.

    Дети собираются около воспитателя.

    - Папа Тани принёс из магазина пирожные, мама заканчивает накрывать на стол, а мы с вами поговорим о посуде.

    - Какая бывает посуда по назначению? ( Кухонная, столовая, чайная.)

    - Назовите предметы кухонной (столовой, чайной) посуды.

    - Так как у Тани сегодня чаепитие, давайте представим, что мы чайная посуда.

    Вот большой стеклянный чайник,               Ставим одну руку на пояс, другую изгибаем,  

    Очень важный, как начальник.                     надуваем  животик.

    Вот фарфоровые чашки,                                Приседаем,  одну  руку  ставим  на  пояс.

    Очень крупные, бедняжки.

    Вот фарфоровые блюдца,                             Кружимся,  «рисуя»  руками  круг.

    Только стукни - разобьются.

    Вот серебряные ложки,                                 Потягиваемся, смыкаем  руки над головой.

    Голова на тонкой ножке.

    Вот пластмассовый поднос,                         Ложимся,  вытягиваемся.

    Он посуду нам принёс.

            

    Дети выполняют действия в соответствии с физминуткой, разученной заранее.

    Игра «Собери бусы»

    Дидактические задачи:

    1. закрепить представления об овале и прямоугольнике, умение различать цифру 6 и соотносить её с количеством, умение видеть и продолжать закономерность;
    2. тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, речь, логическое мышление.

    Дети садятся за столы по 4 человека. На середине стола находятся овалы  и прямоугольники одного цвета и размера, лежащие вперемешку. Воспитатель рассказывает, что после чаепития дети в гостях обычно играют, и предлагает в качестве игры собрать бусы для Тани.

    - Возьмите вот столько (воспитатель показывает детям карточку с цифрой 6) овальных бусин.

    - Возьмите столько же прямоугольных бусин.

    - Таня просит сделать бусы так, чтобы бусинки чередовались по форме.

    - Хотите сделать для Тани бусы? Сможете?

    Детям предоставляется самостоятельность. Если кто-то из детей затрудняется, то воспитатель задаёт ритм: овальная бусинка, прямоугольная, овальная, прямоугольная.

    Игра «Десерт»

    Дидактические задачи: закрепить умение соотносить цифры 1-6 с количеством, развивать внимание, актуализировать знания детей о названии фруктов.

    В группе находится шесть столов, на которых разложено разное количество карточек с изображением одинаковых фруктов: один ананас, два банана, три апельсина, четыре груши, пять яблок, шесть слив.

    Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что после игр  наступает пора десерта. На десерт обычно подают фрукты.

    Воспитатель включает бодрую, веселую музыку, и дети танцуют под неё, двигаясь совершенно произвольно. С остановкой музыки воспитатель показывает детям карточку с цифрой 2 (3, 1, 5, 4, 6). Дети должны собраться вокруг стола, на котором находится соответствующее количество карточек с изображением одинаковых фруктов (2 банана, 3 апельсина, 1 ананас, 5 яблок, 4 груши, 6 слив). Предложить детям назвать фрукты, согласовывая числительное с существительным.

    8. Итог занятия.

    Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, и создать ситуацию успеха.

    Дети собираются около воспитателя.

    - Где вы сегодня побывали?

    - С кем виделись?

    - Кому помогли?

    Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Тане сервировать стол для приёма гостей, помогли папе написать записку для похода в магазин, смогли собрать бусы для Тани, потому что научились считать до 6 и узнали, как пишется цифра 6.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по математике в 1 классе " Число и цифра 6"

    Урок по математике по программе УМК " Перспективная начальная школа"...

    Тема: ЧИСЛО И ЦИФРА 6(урок по ФГОС)

    Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями)Цель урока: научить учащихся распознавать и писать ц...

    Урок математики по теме" Число и цифра 6"

    Данный урок проводился в 1 классе, где обучаются дети с различными нарушениями зрения. Он содержит коррекционные физминутки для глаз, специальные дидактические материалы....

    Проект: "Весёлый счёт. Число и цифра 6".

    Проект - одна из форм системно - деятельностного подхода. Проект: "Весёлый счёт" - совместный проект родителей и учеников....

    Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме "Анализ структуры трехзначного числа. Понятие цифра и число. Разрядное слагаемое"

    Данный урок формирует понятия у учащихся "трехзначные числа", "разрядный состав трехзначных чисел". Этот материал позволяет ученикам запомнить  разрядный состав трехзначного числа, научиться чита...

    Конспект урока по математике в 1 классе "Число и цифра 6"

    Цель урока: формирование представлений о числе 6...

    Тема урока: Число и цифра 6. Письмо цифры 6.

    познакомить с числом и цифрой 6, научить писать цифру и соотносить цифру и число предметов...