Главные вкладки

    Рабочая программа по математике
    рабочая программа по математике (3 класс) на тему

    Рабочая программа составлена на основании примерной программы по  математике к учебно-методическому комплексу «Школа России». Авторы учебника – М.И. Моро, М.А. Бантова,  Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_matematike_3_klassa.docx105.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приложение к основной образовательной программе

    начального общего образования

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Излучинская общеобразовательная начальная школа»

    Рассмотрено на педагогическом совете школы

    Протокол от 26.05.2017г. № 5

    УТВЕРЖДАЮ

    Директор

    МБОУ «Излучинская ОНШ»

    _____________Е.В. Шагвалеева

    Приказ

    от 07.06.2017 г. № 342

                                                                                                             

                                                                                                                   

    Рабочая программа

    Михайловой Елены Николаевны

    по математике

    3 класс

    2017 – 2018 учебный год

                                   

                                         

                               

                                   

                               

    пгт. Излучинск

    2017 г

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования   по предметным областям «Математика и информатика» и используется для обучения учащихся МБОУ «Излучинская ОНШ» по программе четырехлетней начальной школы.

    Рабочая программа составлена на основании примерной программы по  математике к учебно-методическому комплексу «Школа России». Авторы учебника – М.И. Моро, М.А. Бантова,  Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова.

            Цели учебного предмета «Математика»  в области формирования системы знаний, умений:

    - математическое развитие младших школьников;

    - формирование системы начальных математических знаний;

    - воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

            Задачи, решаемые при реализации рабочей программы: 

    - формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

    - развивать основы логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

    - развивать пространственное воображение;

    - развивать математическую речь;

    - формировать систему начальных математических знаний и умений, и применять их для решения учебно-познавательных и практических задач;

    - формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

    - формировать первоначальные представления о компьютерной грамотности;

    - развивать познавательные способности;

    - воспитывать стремление к расширению математических знаний;

    - формировать критичность мышления;

    - развивать умение аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

            Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

    - сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);

    - рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;

    - система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях.

            Коррекционно-развивающие задачи:

    - формировать и корректировать начальные временные, пространственные, количественные представления, которые помогут учащимся в дальнейшей трудовой деятельности;

    - повышать уровень общего развития учащихся, корректировать и развивать познавательную деятельность и личностные качества;

    - воспитывать трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать  умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

    - обогатить кругозор детей, формировать отчетливые разносторонние представления о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал;

    - формировать социально-нравственное поведение (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.);

    - формировать учебную мотивацию;

    - развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности;

    - формировать умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;

    - формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.);

    - корректировать индивидуальные отклонения;

    - охранять и укреплять соматическое и психическое здоровье школьников;

    - организовать благоприятную социальную среду.

    1.  Планируемые  результаты освоения учебного  предмета

    Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Личностные результаты

    - Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

    - Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

    - Целостное восприятие окружающего мира.

    - Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

    - Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

    - Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

    - Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

    Метапредметные результаты

    Регулятивные УУД:

    • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
    • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
    • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
    • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
    • Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
    • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
    • Слушать и понимать речь других.
    • Вступать в беседу на уроке и в жизни.
    • Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

    - Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

    - Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

    - Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    - Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

    - Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

    - Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

    - Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    - Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

    - Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    - Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

    - Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

    - Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

    Предметные результаты

    - Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

    - Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

     - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

    - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

    - Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

    - Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

    - Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

    - Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

    - Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

    - Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

    2. Содержание начального общего образования по учебному предмету

    3 класс – 132 часа (4 часа в неделю)

    Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

    Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление  пройденного материала. Решение задач.

    Табличное умножение и деление

    Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий  в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов,  масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника.  Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).  Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки.

    Внетабличное умножение и деление

    Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78 : 2, 69 : 3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.

    Числа от 1 до 1000. Нумерация

    Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.

    Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

    Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000. Виды треугольников: равносторонний, равнобедренный, равносторонний.

    Числа от 1 до 1000. Умножение и деление

    Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.

    Итоговое повторение

    Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, табличное и внетабличное умножение, деление,  устные и письменные приемы.  Решение задач изученных видов.

       Виды и типы уроков, которые используются в реализации данной программы: комбинированный урок; открытие новых знаний; урок закрепления; обобщающий урок;

    • нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра,

    традиционный урок, обобщающий урок, урок-проект;

            Формы организации учебного процесса:

    - индивидуальная;

    - индивидуально-групповая;

    - интерактивная;

    - фронтальная;

    - работа в парах;

    - работа в группах.

            Приемы обучения: 

    - наглядно-образные опоры (схемы, чертежи, рисунки);

    - опорные таблицы с выделением ключевых слов правила;

    - обобщающие таблицы по темам (условные обозначения);

    - памятки;

    - работа с инструктивными предписаниями, алгоритмами - работа по образцу;

    - дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка.

    Виды и формы контроля

            Одним из существенных моментов в организации обучения является контроль  знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен существенно зависит содержание работы на уроке, как всего класса в целом, так и отдельных учащихся. Вся система контроля знаний и умений учащихся планируется таким образом, чтобы охватывались все обязательные результаты обучения для каждого ученика. Одновременно в ходе контроля всем учащимся предоставляется возможность проверить себя на более высоком уровне, проверить глубину усвоения материала. В ходе изучения темы учитель проверяет результаты обучения путем проведения текущих самостоятельных работ, устного опроса, контрольных работ и других форм контроля.

    Формы контроля

            В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

    - внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);      

    - взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

    - самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью):

            Виды контроля:

    1. Устный самоконтроль.

    2. Индивидуальный и фронтальный опрос.

    3. Индивидуальная работа по карточкам.

    4. Работа в паре, в группе (взаимо и самооценка).

    5. Диктант (математический).

    6. Срезовая работа (тест).

    7. Самостоятельная работа.

    8. Контрольная работа.

    9. Комбинированная контрольная работа.


    3. Календарно-тематическое планирование по математике

    3 класс

    (4 ч в неделю, всего136  ч)

    Раздел програм

    мы

    Программное содержание

    Характеристика деятельности учащихся

    Тема урока

    № уро

    ка

    Кол-во ча

    сов

    Дата проведения

    По плану

    Факт

    Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. (10 часов)

    «Числа от 1 до 100. Сложение и вычита-

    ние»

    (10 часов)

    Познакомить учащихся с новой учебной книгой «Математика. 3 класс». Сравнивать разные приемы вычислений, выбирать целесообразные. Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.

    Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметических действий сложения и вычитания.

    Моделировать изученные арифметические зависимости. Конструировать модели геометрических фигур. Выполнять краткую запись задачи разными способами. Планировать решение задачи. Объяснять выбор арифметических действий

    Систематизировать знания.

    Использовать ЗУН, полученные на уроках при выполнении заданий различного уровня.

    Выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100.

    Решать уравнения на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при вычитании.

    Обозначать геометрические фигуры буквами.

    Выполнять задания творческого и поискового характера.

    Устные и письменные приемы сложения и вычитания

    1

    1

    Устные и письменные приемы сложения и вычитания

    2

    1

    Выражения с переменной

    3

    1

    Решение уравнений с неизвестным слагаемым

    4

    1

    Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым

    5

    1

    Решение уравнений с неизвестным вычитаемым

    6

    1

    Обозначение геометрических фигур буквами

    7

    1

    Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.»

    8

    1

    Контрольная работа №1 по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание».

    9

    1

    Анализ контроль ных работ. Странички для любознательных.

    10

    1

    Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (29 часов)

    Анализ контролработ. Сотня.

    17

    1

    Повторение

    (5 ч).

    Зависимости между пропорцио

    нальными величинами   (11 часов).

    Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7. Таблица Пифагора

    (13 ч)

     

    Уточнить и закрепить знания о действиях умножения и деления; совершенствовать навыки решения текстовых задач.

    Уточнить и закрепить знания о связи между компонентами и результатом умножения.

    Уточнить знания о геометрических фигурах

    Уточнить и закрепить знания таблицы умножения и деления на 2

    Дать понятия чётные и нечётные числа

    Уточнить и закрепить знания таблицы умножения и деления на 3

    Уточнить и закрепить знания о связи между компонентами и результатом деления.

    Составить таблицы умножения на 4, 5, 6, 7, рассмотреть соответствующие случаи деления

    Раскрыть смысл слов «больше в 2(3,4,…)раза»; познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.

    Уточнить понятия «равенство» и «неравенство»

    Познакомить с решением простых задач на уменьшение числа в несколько раз.

    Познакомить с правилами порядка выполнения арифметических действий без скобок и со скобками.

    Учить решать задачи на кратное сравнение

    Познакомить с задачами на нахождение четвёртого пропорционального числа

    Развивать умение решать составные задачи, делать схематический чертёж.

    Проверить уровень сформированности вычислительных навыков учащихся, умение решать составные задачи, знание учащимися геометрических величин.

    Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений. Вычислять значения числовых выражений в два-три действия со скобками и без скобок. Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе в табличной форме. Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действий для решения. Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения. Составлять план решения задачи. Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану. Пояснять ход решения задачи. Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении ее условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в ее решении. Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими. Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2, 3, 4, 5, 6, 7. Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений. Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного. Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры. Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов. Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов. Собирать и классифицировать информацию. Работать в паре. Оценивать ход и результат работы.

    Умножение. Связь умножения и деления.

    11

    1

    Четные и нечетные числа

    12

    1

    Таблица умножения и деления с числом 3

    13

    1

    Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость

    14

    1

    Решение задач на нахождение зависимости между пропорциональными величинами

    15

    1

    Порядок выполнения действий

    16

    1

    Порядок выполнения действий

    17

    1

    Порядок выполнения действий. Математический диктант №1

    18

    1

    Повторение  пройденного «Что узнали. Чему научились».

    19

    1

    Повторение  пройденного «Что узнали. Чему научились».

    20

    1

    Проверим и оценим свои достижения.

    Тест №1

    21

    1

    Таблица умножения и деления с числом 4

    22

    1

    Таблица Пифагора

    23

    1

    Задачи на увеличение числа в несколько раз

    24

    1

    Задачи на увеличение числа в несколько раз

    25

    1

    Задачи на уменьшение числа в несколько раз

    26

    1

    Задачи на уменьшение числа в несколько раз

    27

    1

    Таблица умножения и деления с числом 5

    28

    1

    Задачи на кратное сравнение

    29

    1

    Задачи на кратное сравнение

    30

    1

    Задачи на кратное сравнение

    31

    1

    Таблица умножения и деления с числом 6

    32

    1

    Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз.

    33

    1

    Решение задач на нахождение четвертого пропорционально

    го

    34

    1

    Таблица умножения и деления с числом 7

    35

    1

    Проект «Математические сказки». Странички для любознательных.

    36

    1

    Повторение  пройденного «Что узнали. Чему научились».

    37

    1

    Контрольная работа №2 по теме «Табличное умножение и деление».

    38

    1

    Анализ контроль ных работ.

    39

    1

    Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (28 часов)

    Увеличение и уменьшение числа на 1. Измерение длины отрезков.

    Таблица умножения и деления с числами 8, 9

    (17 ч)

    Доли (11 ч)

    Познакомить понятием «площадь», с разными способами вычисления площади фигуры.

    Познакомить с единицами площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр.

    Составить таблицы умножения на 8 и 9, рассмотреть соответствующие случаи деления.

    Закрепить знания таблицы умножения.

    Рассмотреть таблицу Пифагора и правила работы.

    Познакомить с правилами умножения на единицу и нуль. Закрепить знание правила умножения на 1 и 0. Познакомить с правилом, что делить на нуль нельзя. Рассмотреть, как образуются, называются и записываются доли

    Познакомить с новым видом составных задач, на нахождение числа по его доле. Познакомить с текстовыми задачами в три действия. Сформировать представление об окружности, центре, радиусе и диаметре окружности. Научить пользоваться циркулем при вычерчивании круга.

    Сформировать представления о годе, месяце, неделе, знакомство с табелем-календарём. Сформировать представление о сутках, закрепить представление о временной последовательности событий.

    Разработать наиболее типичные ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения учащихся решать задачи изученных видов, находить площадь прямоугольников; выполнять умножение и деление, опираясь на знание таблицы; развивать мышление учеников.

    Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующих случаев деления. Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений. Сравнивать геометрические фигуры по площади. Вычислять площадь прямоугольника разными способами. Умножать числа на 1 и на 0. Выполнять деление 0 и на число, не равное 0. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости. Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации. Находить долю величины и величину по ее доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величин времени. Переводить одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Выполнять задания творческого и поискового характера. Дополнять задачи – расчеты недостающими данными и решать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию. Работать (по рисунку) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.     Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

    Площадь. Способы сравнения фигур по площади.

    40

    1

    Единица площади: квадратный сантиметр.

    41

    1

    Нахождение площади прямоугольника

    42

    1

    Таблица умножения и деления с числом 8

    43

    1

    Решение задач и примеров на  умножение и деление

    44

    1

    Решение задач и примеров на  умножение и деление

    45

    1

    Таблица умножения и деления с числом 9

    46

    1

    Единица площади: квадратный дециметр.

    47

    1

    Сводная таблица умножения.

    48

    1

    Решение задач и примеров на  умножение и деление. Математический диктант №2

    49

    1

    Единица площади: квадратный метр.

    50

    1

    Решение задач и примеров на  умножение и деление

    51

    1

    Повторение  пройденного «Что узнали. Чему научились».

    52

    1

    Проверим и оценим свои достижения.

    Тест №2. 

    53

    1

    Умножение на 1.

    54

    1

    Умножение на 0.

    55

    1

    Деление вида а : 1, а : а.

    56

    1

    Деление нуля на число

    57

    1

    Текстовые задачи в три действия.

    58

    1

    Доли.

    59

    1

    Окружность. Круг.

    60

    1

    Диаметр окружности (круга)

    61

    1

    Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле.

    62

    1

    Единицы времени: год, месяц, часы.

    63

    1

    Единицы времени: сутки. Странички для любознательных

    64

    1

    Повторение  пройденного «Что узнали. Чему научились».

    65

    1

    Контрольная работа №3 по теме «Табличное умножение и деление».

    66

    1

    Анализ контрольной работы. Странички для любознательных.

    67

    1

    Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление  (27 ч)

    Приемы умножения для случаев вида 23х4,

    4х23 (6 ч)

    Приемы деления для случаев вида 78:2, 69:3 (9 ч)

    Деление с остатком

    (12 ч)

    Познакомить учащихся с приёмами умножения и деления двузначных чисел, оканчивающихся нулём на однозначное число. Рассмотреть новый случай деления вида 80: 20. Познакомить с различными способами умножения суммы двух слагаемых на какое-либо число. Научить умножать и делить двузначное число на однозначное. Познакомить с различными способами деления суммы на число, каждое слагаемое которой делится на это число. Сформировать умение делить двузначное число на однозначное. Научить выполнять проверку деления умножением. Научить выполнять проверку умножения делением. Научить делить двузначное число на двузначное способом подбора. Познакомить с конкретным смыслом деления с остатком. Подвести к выводу, что при делении остаток всегда меньше делителя.  

    Проверить уровень сформированности вычислительных навыков учащихся, умение решать составные задачи. Разработать наиболее типичные ошибки, допущенные в контрольной работе; закреплять умения учащихся решать задачи изученных видов; выполнять умножение и деление двузначных чисел на однозначное или двузначное способом подбора; решать уравнения, выполняя проверку; развивать мышление учеников.

    Выполнять внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами. Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. Использовать разные способы для проверки выполненных действий умножения и деления. Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результат. Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя. Разъяснять текстовые задачи арифметическим способом. Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотношения рисунка с высказываниями, содержащими логические связки: «если не…, то», «если не…, то не..»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям. Составлять и решать практические задачи с жизненными сюжетами. Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их. Составлять план решения задачи. Работать в парах, анализировать и  оценивать результат работы. Оценивать результаты освоения темы, проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

    Приемы умножения и деления для случаев вида 20х3, 3х20, 60:3

    68

    1

    Случаи деления вида 80:20

    69

    1

    Умножение суммы на число

    70

    1

    Умножение суммы на число

    71

    1

    Приемы умножения для случаев вида 23х4, 4х23.

    72

    1

    Умножение двузначного числа на однозначное

    73

    1

    Решение задач и примеров на  умножение и деление

    74

    1

    Выражения с двумя переменными вида а+b, c-d

    75

    1

    Деление суммы на число

    76

    1

    Деление суммы на число

    77

    1

    Приемы деления для случаев вида 78:2, 69:3

    78

    1

    Взаимосвязь между компонентами деления

    79

    1

    Проверка деления. Математический диктант №3

    80

    1

    Приемы деления для случаев вида 87:29, 66:22

    81

    1

    Проверка умножения

    82

    1

    Решение уравнений

    83

    1

    Решение уравнений

    84

    1

    Повторение  пройденного «Что узнали. Чему научились».

    85

    1

    Деление с остатком

    86

    1

    Деление с остатком

    87

    1

    Деление с остатком способом подбора

    88

    1

    Задачи на деление с остатком

    89

    1

    Случаи деления, когда делитель больше делимого

    90

    1

    Проверка деления с остатком

    91

    1

    Повторение  пройденного «Что узнали. Чему научились».

    92

    1

    Проект «Задачи-расчеты». Проверим и оценим свои достижения.

    Тест №3

    93

    1

    Контрольная работа №4 по теме «Внетабличное умножение и деление».

    94

    1

    Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 ч)

    Нумерация  (13 ч)

    Познакомить учащихся с новой счётной единицей. Познакомить с таблицей классов, научить выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Научить записывать и читать числа в пределах 1000. Познакомить с числами натурального ряда от 100 до 1000. Сформировать представление о соотношении единиц массы. Закрепить представление о единицах массы.

    Читать и записывать трехзначные числа. Сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения. Заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию. Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними. Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их. Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел. Читать записи, представленные римскими цифрами, на циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков. Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.    

    Устная нумерация чисел в пределах 1000

    95

    1

    Письменная нумерация чисел в пределах 1000

    96

    1

    Письменная нумерация чисел в пределах 1000. Разряды счетных единиц.

    97

    1

    Натуральная последователь

    ность трехзначных чисел.

    98

    1

    Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз

    99

    1

    Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых

    100

    1

    Сравнение трехзначных чисел. Математический диктант №4

    101

    1

    Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе

    102

    1

    Странички для любознательных. Обозначение чисел римскими цифрами

    103

    1

    Единицы массы – грамм.

    104

    1

    Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.»

    Тест №4

    105

    1

    Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.»

    106

    1

    Контрольная работа №5 по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация»

    107

    1

    Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 ч)

    Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000

    (3 ч)

    Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000

    (7 ч)

    Научить решать примеры вида: 300±200; 400·2; 600:3. Формировать умения применять устные вычисления. Познакомить с письменным сложением трёхзначных чисел с одним переходом через десяток (разряд). Познакомить с письменным сложением трёхзначных чисел с двумя переходами через разряд. Познакомить с письменным вычитанием трёхзначных чисел без перехода через разряд. Познакомить с письменным вычитанием с одним переходом через разряд. Формировать навыки письменных приёмов сложения и вычитания. Познакомить с видами треугольников: разносторонний, равнобедренный, равносторонний.

    Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Применять алгоритм письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000. Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений. Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – разносторонние) и называть их. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения одноклассника.

    Приемы устных вычислений

    108

    1

    Приемы устных вычислений

    109

    1

    Приемы устных вычислений  для случаев вида 470 + 80

    110

    1

    Приемы устных вычислений  для случаев вида 260 + 310, 670 – 140

    111

    1

    Приемы письменных вычислений трехзначных чисел

    112

    1

    Алгоритм письменного сложения в пределах 1000

    113

    1

    Алгоритм письменного вычитания в пределах 1000

    114

    1

    Виды треугольников.

    115

    1

    Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.»

    116

    1

    Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.»

    117

    1

    Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. (13 ч)

    110

    1

    Приёмы устных вычислений (4 ч)

    Приём письменного умножения и деления на однозначное число (9 ч)

    Закреплять умение применять изученные приёмы устных вычислений умножения и деления.

    Познакомить с видами треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Познакомить с письменными приёмами умножения и  деления трёхзначного числа на однозначное. Изучить алгоритм письменного умножения и деления трехзначного числа на однозначное.

    Использовать различные приемы для устных вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. Различать треугольники: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах. Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора.

    Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

    Приёмы устного умножения и деления

    118

    1

    Приёмы устного умножения и деления

    119

    1

    Приёмы устного умножения и деления

    120

    1

    Виды треугольников

    121

    1

    Приемы письменного умножения на однозначное число

    122

    1

    Приемы письменного умножения на однозначное число

    123

    1

    Приемы письменного умножения на однозначное число

    124

    1

    Приемы письменного деления на однозначное число

    125

    1

    Приемы письменного деления на однозначное число

    126

    1

    Приемы письменного деления на однозначное число

    127

    1

    Знакомство с калькулятором. Математический диктант №5

    128

    1

    Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились.»

    129

    1

    Контрольная работа №6 за год

    130

    1

    Повторение за год (6 ч)

    Обобщить и систематизировать знания обучающихся за год.

    Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

    Нумерация чисел от 1 до 100. Сложение и вычитание.

    131

    1

    Умножение и деление.

    132

    1

    Решение изученных видов задач

    133

    1

    Решение изученных видов задач

    134

    1

    Проверим и оценим свои достижения.

    135

    1

    Геометрические фигуры и величины.

    136

    1


    Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

               Особенности организации контроля по математике

    Текущий контроль по математике осуществляется как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

    Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

    Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

    Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

    При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    Оценивание письменных работ

    В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

    Ошибки:

    • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
    • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
    • неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
    • не решенная до конца задача или пример;
    • невыполненное задание;
    • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
    • неправильный выбор действий, операций;
    • неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
    • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
    • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
    • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.

    Недочеты:

    • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
    • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
    • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
    • нерациональный прием вычислений.
    • недоведение до конца преобразований.
    • наличие записи действий;
    • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
    • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

    Оценивание устных ответов

    В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правильность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.

    Ошибки:

    • неправильный ответ на поставленный вопрос;
    • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
    • при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

    Недочеты:

    • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
    • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
    • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
    • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
    • неправильное произношение математических терминов.

    За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

    За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

    Характеристика цифровой оценки (отметки)

    «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

    «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

    «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

    «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

    Оценка письменных работ по математике

    Работа, состоящая из примеров

    • «5» – без ошибок.
    • «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.
    • «3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
    • «2» – 4 и более грубых ошибки.

    Работа, состоящая из задач

    • «5» – без ошибок.
    • «4» – 1 – 2 негрубые ошибки.
    • «3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.
    • «2» – 2 и более грубых ошибки.

    Комбинированная работа

    • «5» – без ошибок.
    • «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
    • «3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
    • «2» –  4 грубых ошибки.

    Контрольный устный счет

    • «5» – без ошибок.
    • «4» – 1 – 2 ошибки.
    • «3» – 3 – 4 ошибки.
    • «2» – более 3 – 4 ошибок.

    Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

             Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

            Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

       Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

    Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

    Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

    Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

    Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

    Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

    Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

    Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

    Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

    Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...