Конспект урока по математике "Треугольник"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Ривман Евгения Александровна

Конспект урока по математике "Треугольник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_treugolnik_-_kopiya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Виды треугольников»

Тип урока: урок-путешествие

Цель: дать представление о таких геометрических фигурах, как треугольники.

Задачи:

     Образовательные:

- научит детей классифицировать треугольники по признаку «длина сторон» (равносторонние, равнобедренные, разносторонние) и «виду углов» (прямоугольные, остроугольные, тупоугольные);

- учить решать задачи на распознавание геометрических фигур в составе более сложных;

- разбивать фигуры на заданные части;

- отработать с учащимися умение решать задачи в 2-3 действия...

     Развивающие:

- продолжить развивать навыки устного счета;

- совершенствовать умение решать задачи и примеры;

- развивать психические процессы – память, мышление, внимание;

- развить познавательный интерес к астрономии.

     Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма;

- воспитать интерес к предмету;

- воспитывать нравственные и эстетические чувства средствами математики;

- воспитывать у ребенка интерес к предмету, познанию мира.

Методы обучения:

*проблемный;

*объяснительно-иллюстративный;

*частично-поисковый.

* словесно-логический

* метод самостоятельной работы учащихся

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

•        фронтальная;

•        индивидуальная.

Ход урока

  1. Организационный момент.

                  Звонок голосистой птицей

Опять пролетел поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру…

Путь этот цветами не выстлан,

Тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить.

                     (С.Горшкова «Начинаем учиться»)

 - Дети, какой сегодня день?  (Слайд )

 - Какое настроение вызывает у вас такая погода?

 - А что сделать, чтобы и на душе стало также тепло и спокойно? (улыбнуться)

 - Порадуйте своей улыбкой тех, кто сейчас находится рядом с вами, улыбнитесь друг другу. У вас такие солнечные улыбки, что от них становится ещё ярче и теплее день.

- Я тоже хочу подарить вам свою улыбку.

 - Я люблю вас и желаю вам удачи.

Слайд 1.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок – мы полетим в космос, на планету треугольников! Проверьте свои рабочие места – для урока нам понадобятся: пенал, дневник, линейка и тетрадь. Вы готовы? Тогда в путь.

Слайд 2.

  1. Формулирование темы.

Слайд 3

- Ой, ребята, посмотрите кто нас встречает! Это житель этой планеты – Зеля.

Зеля: «Здравствуйте, ребята!  Добро пожаловать на планету треугольников! С какой планеты вы прилетели? На нашей планете вас ждет много приключений. Вы готовы?»

(Дети открывают тетради, записывают число и показывают знак готовности: правая рука на локотке, держат ручки)

  1. Чистописание.

Слайд 4.

Зеля: «У нас на планете очень ценится умение красиво писать цифры. Давайте потренируемся!»

- Ребята, давайте вспомним написание этих цифр 3, 6, 9.

(щелчок мышкой – «шарик» показывает последовательность движений при написании цифры)

- Запишите эти цифры в тетрадях, в указанной последовательности.

(Дети прописывают цифры до конца строки)

- А может кто-то скажет, что общего у этих чисел?

- Они кратны 3. (3:3=1, 6:3=2, 9:3=3)

  1. Пальчиковая гимнастика

Руки вытянем вперёд,

А потом свои ладошки

Развернём на оборот

И похлопаем немножко.

А теперь одну ладошку

Развернём на оборот

И похлопаем немножко-

Пусть другая отдохнёт.

  1. Устный счет.

Слайд 5.

Зеля: «Жители нашей планеты живут вот в таких домах. Давайте вместе покатаемся на лифте и восстановим недостающие номера квартир».

Работа по мультимедийной моделе «Умножение на 3 и 6» ведется устно, фронтально.

Слайд 6.

Зеля: «На нашей планете живут вот такие необычные улитки.

Допиши недостающие числа, найдя закономерность. У 1 и 3 улитки – большие по значению, а у 2 и 4 – меньшие».

  1. 21, 24, …(27)
  2. 64, 57, …(50)
  3. 15, 20, …(25)
  4. 36, 32, …(28)

Ученики работают самостоятельно в тетрадях.

- Давайте проверим… (путем нажатия указателем на улитку – метод триггеров)

Слайд 7.

Зеля:  «На нашей планете и грибы очень необычные! Из каких фигур они состоят? Сколько таких фигур в строении каждого грибочка?»

- Они состоят из треугольника и прямоугольника

- Какая часть гриба является треугольником?

- Шляпка.

- Как вы узнали, что это треугольник?

- Имеет 3 угла, 3 стороны и 3 вершины.

Зеля: «Вырастите у себя в тетрадях такие грибочки, но прежде внимательно прочитайте «Правила посадки»!»

(Синий гриб не растет последним на грядке и после жёлтого. Жёлтый гриб растёт только после красного. Зелёный гриб растет последним.)

Ученики «сажают» в тетрадях грибы, через клеточку.

Давайте проверим, что у вас получилось. Ответ: С К Ж З

Слайд 8.

Зеля: «К сожалению, у нас на планете мало растительности. Вы поможете нам посадить космодеревья?»

- Для этого начертите в тетрадях прямоугольник, высота которого будет 8см., а ширина 5см. Это участок планеты, на котором вы будете сажать космодерево. Но есть одна очень важная особенность – так как мы находимся на Треугольной планете, то и деревья на ней растут необычные – они состоят только из треугольников. Нарисуйте такое дерево из треугольников  у себя в тетрадях.

(Ученики приступают к самостоятельной работе).

Зеля: «Вот какие космодеревья получились у меня!»

Слайд 9.

-Ребята, посмотрите, куда мы попали?

- В космозоопарк.

- Кто в нем обитает?

- Черепахи, куропатки, кит.

- Какой еще указатель есть?

- Указатель на место отдыха

- Вам предстоит решить задачи, связанные с жизнью этих животных. Приготовьтесь записывать только решение и пояснение. Помните, каждое решение – с новой строки.

*Далее учитель может вести работу в свободном порядке, пользуясь гиперссылками (слайды 10-13), ученики сами выбирают, куда они дальше отправятся. Несмотря на то, что выбор последовательности действий свободный, желательно, чтобы «Место отдыха» ребята посетили последним.

Слайд 10.

Греческая черепаха откладывает 8 яиц, а болотная – в 2 раза больше. Сколько яиц откладывает болотная черепаха?

(8 * 2 = 16 (яиц) – болотная черепаха)

*Возврат по гиперссылке на слайд 9 (стрелочка)

Слайд 11.

В космическом зоопарке куропатке ежедневно дают 16 г хлеба, а изюма в 4 раза меньше. Сколько граммов изюма дают куропатке?

( 16:4 = 4 (г) – изюм)

*Возврат по гиперссылке на слайд 9 (стрелочка)

Слайд 12.

В желудке кита помещается 3 тонны пищи. Это целый грузовик. Сколько потребуется грузовиков для наполнения желудков 10 таких китов? А сколько тонн пищи?

(10 грузовиков; 3 * 10 = 30 (т) – для 10 китов)

*Возврат по гиперссылке на слайд 9 (стрелочка)

  1. Зарядка для глаз.

Слайд 13.

-Давайте немножко отдохнем. Следите глазами за тем, что будет происходить на экране.

(ученики следят)

- Сколько марсиан вам удалось увидеть? (5)

Нажатие на кнопку – появляются все марсиане.

*Есть возврат по гиперссылке на слайд 9 (стрелочка).

  1. Работа над новой темой.

Слайд 14.

- Жители треугольной страны знают все-все о треугольниках! Этими знаниями они готовы поделиться с нами. Но ведь и нам знакома эта фигура!

Зеля: «Каковы же основные свойства треугольника?»

- У треугольника три угла, три вершины и три стороны.

(Учитель может маркером отобразить)

Зеля: «У треугольников, так же как и у людей, есть имена. Прочитайте имя этого треугольника.»

- АВС

Зеля: «Посмотрите на эти фигуры. Что их объединяет? А чем они отличаются?»

- Это треугольники. Они отличаются…(углами)

- Давайте это проверим. Какой инструмент нам понадобится?

- Угольник.

(На экране выполняется наложение угольника на треугольники, ученики сразу делают выводы о названиях треугольников)

- Тупоугольный, остроугольный и прямоугольный.

Слайд 15.

Зеля: «У вас на столах есть треугольники. Попробуйте распределить на группы».

Ученики выполняют  задание.

Возможно, кто-то из детей уже знает о равнобедренном треугольнике, но будем исходить из общих знаний.

- На какие группы вы разделили треугольники?

- Равносторонние (1, 4) и разносторонние (2, 3, 5)

- Верно. А может кто-то разделил на 3 группы? (если таких учеников нет, учитель сам делает объяснение)

- Из группы разносторонних треугольников можно еще выделить группу- равнобедренные треугольники. Кто скажет, какие это будут треугольники (3 и 2)?

(Возможно, кто-то из учеников сам даст им определение)

- У них равны две стороны, т.е.равные бёдра

Слайд 16.

- Давайте сделаем вывод о видах треугольников.

Если ученики затрудняются в формулировке – учитель помогает.

Равносторонние треугольники- треугольники, у которых стороны равны.

Равнобедренные – треугольники с двумя равными сторонами.

Разносторонние – треугольники с разными сторонами.

  1. Физминутка.

Слайд 17.

- Давайте немного отдохнем и сделаем космическую зарядку.

Мы ногами – топ-топ.

Мы руками – хлоп-хлоп.

Мы глазами – миг-миг.

Мы плечами – чик-чик.

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки к солнышку подняли!

(Можно повторить 2 раза)

  1. Закрепление знаний.

Слайд 18.

Приготовитесь решить Космическую задачу.

«Метеорит массой 131 килограмм после полета в атмосфере частично сгорел и до Земли долетел массой на 50 килограммов меньше. Масса другого метеорита 9 килограммов. Во сколько раз он легче первого?»

- Что такое метеорит?(Ответы детей)

Переход по гиперссылке к 19 слайду.

Зеля: «Метеориты – упавшие на землю астероиды. Астероиды – это маленькие планеты».

- Самый большой – железный метеорит Гоба. Его массы 60 тонн.

(Рассмотрение детьми иллюстраций.)

Возврат к 18 слайду.

- О чем идет речь в задаче?

- О двух метеоритах.

- Что известно о первом?

- Что его масса изначально была 131 килограмм. А после полета в атмосфере он стал меньше на 50 килограммов.

(Отображаем на краткой записи)

- Что известно о втором метеорите?

- Что его масса 9 килограммов.

(Отображаем на краткой записи)

- Каков главный вопрос задачи?

- Во сколько раз второй метеорит легче первого.

(Отображаем на краткой записи)

Итак, мы сделали с вами краткую запись. (Можно попросить кого-то из учеников по краткой записи прочитать задачу)

 - Что нужно знать, чтобы ответить на «главный вопрос» задачи?

- Нужно знать массу 1 и 2 метеоритов.

- Известно ли в задаче, какова масса 1 метеорита?

- Да, но дано ее значение до полета в космос, а после - нет.

- Известно ли в задаче, какова стала масса 1 метеорита после полета в космос?

- Нет, не известно.

- На сколько меньше она стала?

- на 50 кг

- Значит, какова стала масса 1 метеорита после полета в космос?

- 81 кг

- Как нашли?

- 131-50=81

- Запишем первое действие в задаче.

(Ученики записывают)

- Известна масса 1 метеорита после полета в атмосфере?

- Да, 81кг

- Известна масса 2 метеорита?

- Да, 9 кг

- во сколько раз второй метеорит легче первого?

- В 9 раз

- Как узнали?

- 81:9 = 9

- Запишем второе действие.

(Ученики записывают)

- Как прозвучит ответ?

- Ответ: второй метеорит в 9 раз легче чем первый.

- Запишите ответ в тетрадях

  1.  Работа с геометрическим материалом.

Слайд 20.

- На планете треугольников много птиц. Все они живут вот в таких домиках. Какие геометрические фигуры они вам напоминают?

- Треугольники.

- Посмотрите на первый треугольник. Назовем его АВС. О нем известно: АВ=ВС=СВ. Что это значит? Как называется такой треугольник?

 - Равносторонний.

- Посмотрите на второй треугольник КМО. Известно, что КМ=МО. Как назовем такой треугольник?

- Равнобедренный.

- Самостоятельно, найдите периметры этих треугольников.

( Р1 = 4 * 3 = 12 см., Р2 = 8 *2 + 4 = 20 см.)

Слайд 21.

Зеля: «У нас на планете был звездопад! Звезды скрыли ответы в примерах. Помогите их восстановить.»

Ученики решают примеры в тетрадях.

- Давайте проверим.

  1. Итог урока.

Слайд 22.

Зеля: «Ваше пребывание на нашей планете подходит к концу и нам пора расставаться… Но о нашей планете вы не раз еще вспомните! Спасибо, что прилетели к нам в гости!»

Слайд 23.

- Давайте подведем итоги путешествия.

- На какую планету мы летали?

- Что нового мы на ней узнали?

- Что особенно запомнилось?

- Что больше всего понравилось?

- Покажите на кружках ваше настроение:

Мордочка2 Мордочка1 Мордочка3

(Ученики отвечают на вопросы)

Зеля: «На вашей планете тоже есть Волшебное Треугольное место…»

24слайд

- На уроке вы все были внимательны и активны. Молодцы! Я хочу закончить наш урок следующими словами, пусть они станут вашим девизом:

Пусть каждый день и каждый час

                                     Вам новое добудут.

                                     Пусть будет добрым ум у вас

                                     И сердце добрым будет!

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...