Выражение и его значение, порядок выполнения действий.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Дзеворская Виктория Викторовна

Конспект урока по математике 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока35.47 КБ
Файл конспект урока35.47 КБ

Предварительный просмотр:


ВЫРАЖЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

(учебник, с. 6–7)

Цели деятельности учителя

Создать условия для организации и проведения повторения порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; совершенствовать навык решения задач и примеров, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; определять границы знания и «незнания»; способствовать развитию интереса к предмету «Математика»

Тип урока

Закрепление знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знают порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; владеют навыком решения примеров и задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://narod.ru/disk/60977327001.6a18e44262bd6338f66f5af839aa646c/14364.zip.html

3. http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-29502

4. http://rusfolder.com/32474579

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Порядок действий, выражения со скобками и без скобок

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Моти-
вация

(самоопределение) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Смекай, считай, отгадывай.

Пусть победит смекалка!

Думай, пробуй и ищи,

Будет трудно – не пищи!

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблю-дение за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

Фронтальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из учебных текстов; используют знаково-символические средства для решения практических задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.Р – принимают и сохра-

Наблюдения учителя.

Владение вычислительными навыками
(табличное умножение и деление, сложение и вычитание в пределах 100).

2. Устный счет:

1) Вычисление цепочки примеров и нахождение следующего числа в ряду ответов.

Выполняют задание.

Фронтальная.

2) Арифметический диктант

Читает задачи:

а) В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше. Сколько воды во втором ведре?

(8 – 2 = 6.)

б) В одном ведре 8 л воды, а в другом на 2 л больше. Сколько воды в двух ведрах?
((8 + 2) + 8 = 18.)

в) В ведре было 12 л воды. Из него отлили сначала 2 л, а потом еще 4 л. Сколько литров воды осталось в ведре? (12 – 2 – 4 = 6.)

г) Из ведра отлили 4 л воды, а потом еще 3 л. После этого в нем осталось 2 л. Сколько воды было в ведре вначале? (4 + 3 + 2 = 9.)

д) В одном ведре было 10 л воды, а в другом 8 л. Из них на поливку взяли 6 л. Сколько воды осталось в ведрах? ((10 + 8) – 6 = 12.)

Проводится проверка записанных решений
задач

Записывают решение задачи выражением

Индивидуальная,

фронтальная

няют учебные задачи,

ориентируются в учебнике; планируют, контроли-руют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера
по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью по-

лучения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

Решение текстовых арифметических задач

III. Целеполагание

– Найдите значение выражений.

(Запись на доске: (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4).)

– Что общего в этих выражениях?

– А есть какое-то отличие?

– А почему получились разные ответы?

– Сегодня на уроке мы с вами и будем повторять порядок действий в выражениях

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают

Фронтальная, индивидуальная

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику, в тетради: повторение порядка действий в выражениях.

– Откройте учебник на странице 6. Прочитайте вводную статью.

Открывают с. 103 
и читают правила о порядке выполнения действий в выражениях.

Индивидуальная.

Работа
с учебной статьей.

№ 11.

Проверяет правильность рассуждений уча-щихся:

320 : (60 – 52) · 6

– В этом выражении есть скобки. Значит,
первое действие надо выполнять в скобках,

а затем по порядку слева направо: деление,
а потом умножение.

60 – 52 = 8, 320 : 8 = 40 и 40 · 6 = 240.

Решают с комментированием примеры.

Записывают в тетрадь.

Фронтальная.

Выполнение действий в выражениях со скоб-

ками, знание порядка действий в выражениях со скобками.

230 + (170 + 40 : 2).

– В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках.
Но в скобках два действия: сложение и деление. По правилу сначала надо выполнить
деление, а потом сложение: 40 : 2 = 20,
170 + 20 = 190 и 230 + 190 = 420.

Аналогично объясняют решение еще двух примеров.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение движений согласно инструкции учителя

V. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 13.

1) 5 · 8 = 40 (р.) – составляют 8 монет.

2) 50 + 40 = 90 (р.).

Ответ: 90 рублей всего.

Задачу № 13 решают самостоятельно после совместной записи
условия.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют

Устные ответы, записи
в тетради.

№ 14.

В 1 вагоне

Кол-во
вагонов

Всего мест

Одинаково

2 в.

120 м.

7 в.

? м.

1) 120 : 2 = 60 (м.) – в 1 вагоне.

2) 60 · 7 = 420 (м.).

Ответ: 420 мест в 7 вагонах.

Один учащийся решает задачу с комментированием у доски.

Фронтальная, индивидуальная.

поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); строят логическую цепь рассуждений, доказательство; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – выражают свои
мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют
речевые средства для
решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; исполь-

Решение текстовых арифметических задач.

№ 18 (с. 7).

– Прочитайте задачу. Объясните, что означают выражения.

Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что означают выражения, необходимо сделать краткую запись.

Масса
1 пакета

Количество пакетов

Общая
масса

Астры

5 г

0

250 г

Гвоздики

8 г

?

240 г

1) 250 : 5 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр.

2) 240 : 8 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик.

3) 250 : 5 + 240 : 8 – узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.

– Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус».

– Запишите решение задачи.

Выполняют задания.

– На сколько пакетов
с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик?

Фронтальная, индивидуальная.

2. Индивидуальные разноуровневые задания.

1-й уровень

2-й уровень

13 – 2

25 + 26

108 : 6

98: 14

65 : 5

46 + 47

15 · 9

60 : 15

36 : 2

30 – 18

144 : 9

145 + 38

14 – 3

62 – 45

17 – 6

231 – 68

Выполняют задания.

Индивидуальная.

зуют критерии для обоснования своего суждения

Владение вычислительными навыками (сложение и вычита-

ние в пределах

100
(1000), внетабличное умножение и деление)

3. Задания
из электронного приложения к учебнику

Выполняют задания

Индивидуальная

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Повторите порядок выполнения действий.

– Перечислите типичные ошибки при решении примеров со скобками и без скобок.

– Какие рекомендации можете дать во избежание данных ошибок?

Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес
к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 7, № 20, 21

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Предварительный просмотр:


ВЫРАЖЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

(учебник, с. 6–7)

Цели деятельности учителя

Создать условия для организации и проведения повторения порядка выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; совершенствовать навык решения задач и примеров, умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; определять границы знания и «незнания»; способствовать развитию интереса к предмету «Математика»

Тип урока

Закрепление знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знают порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок; владеют навыком решения примеров и задач.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://narod.ru/disk/60977327001.6a18e44262bd6338f66f5af839aa646c/14364.zip.html

3. http://www.uchportal.ru/load/46-1-0-29502

4. http://rusfolder.com/32474579

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Порядок действий, выражения со скобками и без скобок

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

I. Моти-
вация

(самоопределение) к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Смекай, считай, отгадывай.

Пусть победит смекалка!

Думай, пробуй и ищи,

Будет трудно – не пищи!

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная, индивидуальная

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблю-дение за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

Фронтальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; извлекают необходимую информацию из учебных текстов; используют знаково-символические средства для решения практических задач; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; подводят под понятие; владеют способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями.Р – принимают и сохра-

Наблюдения учителя.

Владение вычислительными навыками
(табличное умножение и деление, сложение и вычитание в пределах 100).

2. Устный счет:

1) Вычисление цепочки примеров и нахождение следующего числа в ряду ответов.

Выполняют задание.

Фронтальная.

2) Арифметический диктант

Читает задачи:

а) В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше. Сколько воды во втором ведре?

(8 – 2 = 6.)

б) В одном ведре 8 л воды, а в другом на 2 л больше. Сколько воды в двух ведрах?
((8 + 2) + 8 = 18.)

в) В ведре было 12 л воды. Из него отлили сначала 2 л, а потом еще 4 л. Сколько литров воды осталось в ведре? (12 – 2 – 4 = 6.)

г) Из ведра отлили 4 л воды, а потом еще 3 л. После этого в нем осталось 2 л. Сколько воды было в ведре вначале? (4 + 3 + 2 = 9.)

д) В одном ведре было 10 л воды, а в другом 8 л. Из них на поливку взяли 6 л. Сколько воды осталось в ведрах? ((10 + 8) – 6 = 12.)

Проводится проверка записанных решений
задач

Записывают решение задачи выражением

Индивидуальная,

фронтальная

няют учебные задачи,

ориентируются в учебнике; планируют, контроли-руют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера
по коммуникации речевые высказывания, задают вопросы с целью по-

лучения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

Решение текстовых арифметических задач

III. Целеполагание

– Найдите значение выражений.

(Запись на доске: (8 – 3) + 4 и 8 – (3 + 4).)

– Что общего в этих выражениях?

– А есть какое-то отличие?

– А почему получились разные ответы?

– Сегодня на уроке мы с вами и будем повторять порядок действий в выражениях

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Внимательно слушают

Фронтальная, индивидуальная

IV. Изучение нового материала

Работа по учебнику, в тетради: повторение порядка действий в выражениях.

– Откройте учебник на странице 6. Прочитайте вводную статью.

Открывают с. 103 
и читают правила о порядке выполнения действий в выражениях.

Индивидуальная.

Работа
с учебной статьей.

№ 11.

Проверяет правильность рассуждений уча-щихся:

320 : (60 – 52) · 6

– В этом выражении есть скобки. Значит,
первое действие надо выполнять в скобках,

а затем по порядку слева направо: деление,
а потом умножение.

60 – 52 = 8, 320 : 8 = 40 и 40 · 6 = 240.

Решают с комментированием примеры.

Записывают в тетрадь.

Фронтальная.

Выполнение действий в выражениях со скоб-

ками, знание порядка действий в выражениях со скобками.

230 + (170 + 40 : 2).

– В этом выражении есть скобки. Значит, первое действие надо выполнять в скобках.
Но в скобках два действия: сложение и деление. По правилу сначала надо выполнить
деление, а потом сложение: 40 : 2 = 20,
170 + 20 = 190 и 230 + 190 = 420.

Аналогично объясняют решение еще двух примеров.

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение движений согласно инструкции учителя

V. Практическая деятельность

1. Решение
задач.

№ 13.

1) 5 · 8 = 40 (р.) – составляют 8 монет.

2) 50 + 40 = 90 (р.).

Ответ: 90 рублей всего.

Задачу № 13 решают самостоятельно после совместной записи
условия.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют

Устные ответы, записи
в тетради.

№ 14.

В 1 вагоне

Кол-во
вагонов

Всего мест

Одинаково

2 в.

120 м.

7 в.

? м.

1) 120 : 2 = 60 (м.) – в 1 вагоне.

2) 60 · 7 = 420 (м.).

Ответ: 420 мест в 7 вагонах.

Один учащийся решает задачу с комментированием у доски.

Фронтальная, индивидуальная.

поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); строят логическую цепь рассуждений, доказательство; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку; волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

К – выражают свои
мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют
речевые средства для
решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию
в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; исполь-

Решение текстовых арифметических задач.

№ 18 (с. 7).

– Прочитайте задачу. Объясните, что означают выражения.

Для учащихся, которые затрудняются объяснить, что означают выражения, необходимо сделать краткую запись.

Масса
1 пакета

Количество пакетов

Общая
масса

Астры

5 г

0

250 г

Гвоздики

8 г

?

240 г

1) 250 : 5 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами астр.

2) 240 : 8 – узнаем, сколько упаковали пакетов с семенами гвоздик.

3) 250 : 5 + 240 : 8 – узнаем, сколько всего пакетов с семенами цветов упаковали.

– Поставьте вопрос к задаче так, чтобы в выражении был знак «минус».

– Запишите решение задачи.

Выполняют задания.

– На сколько пакетов
с семенами астр упаковали больше, чем пакетов с семенами гвоздик?

Фронтальная, индивидуальная.

2. Индивидуальные разноуровневые задания.

1-й уровень

2-й уровень

13 – 2

25 + 26

108 : 6

98: 14

65 : 5

46 + 47

15 · 9

60 : 15

36 : 2

30 – 18

144 : 9

145 + 38

14 – 3

62 – 45

17 – 6

231 – 68

Выполняют задания.

Индивидуальная.

зуют критерии для обоснования своего суждения

Владение вычислительными навыками (сложение и вычита-

ние в пределах

100
(1000), внетабличное умножение и деление)

3. Задания
из электронного приложения к учебнику

Выполняют задания

Индивидуальная

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Повторите порядок выполнения действий.

– Перечислите типичные ошибки при решении примеров со скобками и без скобок.

– Какие рекомендации можете дать во избежание данных ошибок?

Отвечают на вопросы, делают выводы и обобщения

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес
к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

Устные ответы

VII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

С. 7, № 20, 21

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выражение и его значение. Порядок выполнения действий

Конспект урока к учебнику Моро (Школа России)...

Конспект урока « Выражение и его значение. Порядок выполнения действий»

Подробный конспект урока математики в 4 классе к учебнику Моро идр....

Конспект урока по математике в 4 классе "Выражение и его значение. Порядок выполнения действий".

Использование материала на этапе повторения в конце учебного года....

ВЫРАЖЕНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ

Урок по математике на тему "Выражение и его значение. Порядок выполнения действий" в 3 классе...