Конспект по математике, 4 класс "Время совместной работы" УМК "ПНШ"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Такиуллина Эмилия Фаязовна

Конспект по математике, 4 класс "Время совместной работы" УМК "ПНШ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 16.03.2018г.

Школа: №95

Класс: 4-5

Кабинет: 305

Учитель: Маркина С.В.

Студент: 33 группы

Такиуллиной Эмилии

Методист: Иванова Н.В.

КОНСПЕКТ УРОКА (математика)

Тема: «Время совместной работы»

Цели урока: формирование понятия время и производительность совместной работы.

Планируемые результаты:

-предметные: уметь определять время совместной работы; уметь решать задачи на производительность.

- личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; проявлять интерес к изучению темы, осознавать собственные достижения, при освоении учебной темы.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование:  учебник (Чекин «ПНШ» 1кл. 2 часть), тетрадь, рабочая тетрадь, компьютер, экран, раздаточный материал, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

1. Этап самоопределения к деятельности

Практический

1 мин

Здравствуйте, ребята! Я студентка Педагогического колледжа №1  Эмилия Федоровна и сегодня я проведу у вас урок математики.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам оно.

Нас оно торопит в класс,

Ждет урок ребята нас!

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть этот урок принесет нам радость общения.

Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Здравствуйте.

Лич.: личностное самоопределение.

2. Актуализация знаний и мотивация

Практический (письменная работа).

 Словесный (беседа)

8 мин.

На слайде представлен треугольник с формулами. Давайте повторим его.

Что значит А? t?  V?

Что изучали на прошлом уроке?

На партах у каждого лежат карточки, определите:

 а) производительность бульдозериста, если он за 2 часа очистил 180 м² площадки для катка;

б) производительность кондитера, если он за 3 часа сделал 150 кг конфет;

 в) производительность фасовщика, если он за 2 дня сделал 180 подарков.

А сейчас сделайте самопроверку, сверяя свой ответ с ответом на слайде. Затем поставьте *** - правильно выполнено 3 задания ,

** - 2 задания,

* - выполнено, верно, только 1 задание. И передайте карточки на первую парту.

- Объем работы, время работы, скорость выполнения работы.

- Производительность работы.

а) 180:2=90-м2\ч

б) 150:3=50-кг\ч

в)180:2=90-п\ч

Р: вносить необходимые

коррективы в действие его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

К.: контролировать действия партнера

3. Постановка учебной задачи

Словесный (беседа)

2 мин.

Ребята, посмотрите на слайд.

Лена пропалывает за 1 ч 2 грядки, а ее сестра за 1 ч 1 грядку.

Лена                                                          сестра

2 грядки за 1 ч                                1 грядка за 1 час

                             3 грядки за 1 ч.

Если они будут работать вместе, сколько они смогут прополоть грядок?

А сколько времени они потратят на эту работу?

- Какая тема нашего занятия?

-Откройте учебник на стр. 57 и прочитайте тему нашего урока.

- Какая цель нашего занятия?

-Откройте тетради и запишите число, классная работа.

-3 грядки.

-1 час.

Время совместной работы

1.Научиться решать задачи на совместную работу;

2. Развивать личностные качества.

П.: ориентироваться на разнообразие способа решения задач.

К.: формулировать собственное мнение и позицию.

Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и уже усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

4. Открытие нового знания

Практический (работа с учебником)

Словесный (беседа)

5 мин.

-Какое слово, в теме для вас новое?

- Ребята, скажите, как вы думаете, что такое совместная работа?

Сейчас откройте учебники на странице 57 номер 181. Рассмотрите таблицу и объясните, что в ней указано.

-читаем вслух по цепочке данные таблицы.

Что значит «зд./год»?

Сколько зданий в год могут построить четыре бригады при совместной работе?

Как можно назвать величину 19 зд.\год

Каким действием получаем производительность совместной работы?

Какие бригады нужно пригласить для работы, если за 1 год необходимо построить 12 зданий?

Как можно назвать величину 12 зданий в год?

Давайте устно ответим на требование задачи.

Сколько месяцев нужно первой бригаде для строительства одного здания?

Самостоятельно найдите и запишите в тетради число месяцев, в течении которых строится одно здание остальными бригадами, и дайте развернутый ответ. Даю вам 3 минуты.

\устная проверка\

Сколько времени потребуется первой бригаде, чтобы самостоятельно построить 12 зданий,  если в год она строит 4 здания?

Остальные случаи самостоятельно в тетради.

Проверяем устно.

Давайте подведем итог:

Вывод: при совместной работе время ее выполнения зависит от производительности каждого участника, и оно всегда меньше, чем то, которое затратит каждый из участников отдельно.

 /видео-физкультминутка/

-Совместной

-  В таблице указано производительность разных бригад каменщиков при строительстве однотипных зданий.

-Зданий в год.

-19 зд.\год

-Производительность совместной работы четырех бригад.

-Действием сложения «индивидуальной» производительности.

-Вторую и третью бригады: 6 зд.\год+ 6 зд.\год=12 зд.\год

-12 зд.\год-совместная производительность второй и третьей бригад.

- Первая бригада: 4 зд.-12 месяцев

                                1 зд.-? месяцев

За 12 месяцев строится 4 здания. На строительство одного здания потребуется в 4 раза меньше времени: 12 мес.: 4=3 мес.

-Вторая (третья)бригады: за 12 месяцев строится 6 зданий. На строительство одного здания потребуется в 6 раз меньше времени: 12 мес.:6=2 мес.

-Четвертая бригада: за 12 месяцев строится 3 здания. На строительство одного здания потребуется в 3 раза меньше времени: 12 мес.:3=4 мес.

-12зд.:4 зд.\год=3 года.

Вторая(третья) бригада:

12зд.: 6 зд.\год=2 года.

Четвертая бригада:

12зд.:3 зд.\год= 4 года.

-Первая бригада построит 12 зданий за 3 года, вторая – 2 года, третья – за 2 года, четвертая- за 4 года. Работая совместно, вторая и третья бригады построят 12 зданий за 1 год, а если к ним присоединятся первая и четвертая бригады, то времени потребуется еще меньше. Подсчитывать его мы не будем, но примерное время строительства 12 зданий всеми бригадами - около 3 месяцев.

Р.: принимать и сохранять учебную задачу.

К.: задавать вопросы.

К.: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5. Первичное закрепление во внешней речи

Практический (работа с учебником)

Словесный (беседа)

10 мин.

В учебнике откройте страницу 57 номер 182 .

Прочитайте условие задачи.

О чем говорится в задаче?

Давайте вместе заполним величины в краткой записи в виде таблицы.

Сколько участников всего?

В чем заключается требование задачи?

Что значит 48 соток?

Что значит за 6 дней?

Что значит 3 дня?

/на слайде появляются величины по одной/

Значит с какими величинами мы будем работать?

Теперь заполните пропуски в краткой записи на карточках, которые лежат у вас на партах.

Можем ли мы сразу ответить на вопрос? Что для этого нужно узнать?

Как найти совместную производительность?

Как найти совместную производительность?

Правильно! Этой формулой мы будем пользоваться

V =V1+V2

Как найти производительность первой бригады?

V1=A1: t.

Как найти производительность второй бригады?

 V2=A2: t

Как найти время совместной работы?

t=A:V

Давайте запишем действия решения задачи .

 Проверяем на доске 

Изменится ли ответ задачи, если площадь участка будет 24 сотки?

- О бригадах.

-Две бригады.

-За сколько дней собрали бы весь урожай с этого участка обе бригады при совместной работе.

- Это объем работы.

Сколько времени потратила первая бригада на сбор урожая

Сколько времени потратила вторая бригада на сбор урожая.

-V-Производительность

t-время

A-объем работы

Участники

Произв-ть V

Время t

Объем работы А

1-я бригада

?

6 дн.

48 сот.

2-я бригада

?

3дн.

48 сот.

1-я и 2-я бриг.

?

?

48 сот.

- Нет. Производительность совместной работы.

1.Для того чтобы найти время совместной работы, необходимо объем работы (48 сот) разделить на совместную производительность, которая неизвестна.

2. Для получения совместной производительности нужно сложить производительность первой и второй  бригад.

3. V1- производительность первой бригады - находится действием деления объема работы на число дней, в течение которых эта работа может выполнена

Объем работы и время известны.

4.V2 - производительность второй бригады - находится действием деления объема работы на число дней, в течение которых эта работа может быть выполнена.

Объем работы и время известны.

5.чтобы найти время совместной работы, нужно объем работы разделить на производительность обеих бригад.

-Ученик у доске:

1) 48 сот.:6дн.=8 сот.\дн.-производительность первой бригады.

2) 48 сот.:3дн.=16 сот.\дн.-производительность второй бригады.

3)8 сот.\дн.+16сот.\дн.=24сот.\дн.-совместная производительность.

4)48сот.:24сот.\дн.=2дня-время совместной работы.

Ответ: за 2 дня совместной работы.

1) 24 сот.:6дн.=4 сот.\дн.-производительность первой бригады.

2) 24 сот.:3дн.=8 сот.\дн.-производительность второй бригады.

3)4 сот.\дн.+8сот.\дн.=12сот.\дн.-совместная производительность.

4)24сот.:12сот.\дн.=2дня-время совместной работы.

Ответ: за 2 дня совместной работы.

 Вывод: время совместной работы не изменилось.

П.: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Р.: адекватно воспринимать оценку учителя.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический

3 мин.

Откройте р.т. на стр.44 номер 75 (1).

Мастер и ученик получили заказ на 72 табурета. Мастер делает по 12 табуретов в день, а ученик - по 6 табуретов в день. Сколько дней потребуется мастеру для того, чтобы выполнить заказ одному? Сколько дней потребуется ученику для того, чтобы выполнить заказ одному? Сколько дней потребуется мастеру и ученику для того, чтобы выполнить заказ вместе?

Ребята, давайте проверим, что у вас получилось.

1.72 : 12 = 6 дней.

2. 732 : 6 = 12 дней.

3. 12 + 6 = 18 табуретов.

4.72 : 18 = 4 дня.

Ответ: мастер сделает заказ за 6 дней, ученик за 12 дней, вместе за 4 дня.

Р.: внесение необходимых дополнений в способ действия с учетом оценки этого результата самим обучающимся.

7. Включение в систему знаний

10 мин.

Откройте учебник на стр.58 номер 184. Раб.в парах.

Прочитайте условие задачи. Сделайте краткую запись в виде таблицы, используя в качестве образца таблицу из задания номер 185, стр.58.

\проверяем, проецируя таблицу на доске\

При совместной работе двух контролёров они могут за 8 часов работы проверить 48 изготовленных аппаратов. Первый контролёр при той же производительности может выполнить один всю работу за 12 ч. Сколько времени потребуется второму контролёру на всю эту работу, если он будет работать один с той же производительностью, как раньше.

\анализируют таблицу, в процессе беседы начинают решение задачи\

-Решите задачу самостоятельно. Даю вам 10 минут, после чего проверяем ответ.

Участники

Произ-ть V

Время t

Объем работы A

1-й конт.

?

12 ч

48 ап.

2-й конт.

?

? ч

48 ап.

1-й и 2-й конт.вместе

?

8 ч

48 ап.

1.Для того чтобы узнать время работы второго контролера, которое ему потребуется для проверки 48 изготовленных аппаратов, надо знать его производительность, так как t2=A2:V2.

2. Производительность второго контролера можно узнать, зная совместную производительность и производительность первого контролера:

V1+2=V1+V2   V2=V1+2-V1

Мы можем найти:

- совместную производительность контролеров, так как известны объем работы (48 дн.) и время совместной работы (8 ч);

-производительность первого контролера, так как известны объем работы (48 дет.) и время работы(12 ч).

1) 48 ап.:12 ч = 4ап.ч-производительность первого контролера;

2)48 ап.:8ч=6ап.\ч-совместная производительность;

3)6 ап.\ч – 4 ап.\ч =2ап.\ч- производительность второго контролера;

4)48ап.:2 ап.\ч=24ч-время работы второго контролера.

П.: дополнять и расширять знания.

Р.: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

8. Рефлексия деятельности (по продукту)

5 мин.

Какие цели мы перед собой ставили?

Чему мы сегодня научились с вами на уроке? Что узнали нового?

Вывод: при совместной работе время ее выполнения зависит от производительности каждого участника, и оно всегда меньше, чем то, которое затратит каждый из участников отдельно.

- Оцените свою работу на уроке по плану:

Сегодня на уроке я научился …

У меня хорошо получилось …

…. задание вызвало затруднение, потому что …

Мне нужно ещё …

- Спасибо за урок! Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать! До свидания!

1.Научиться решать задачи на совместную работу;

2. Развивать личностные качества.

-научились решать задачи на совместную работу. Что такое совместная работа.

Р.: понимать      причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики Добрый день!

Слайд 3

Самопроверка а) 180:2=90 (м2\ч); б) 150:3=50 ( кг\ч ); в)180:2=90 ( п.\ч ).

Слайд 4

Лена пропалывает за 1 ч 2 грядки, а ее сестра за 1 ч 1 грядку. Лена сестра 2 грядки за 1 ч 1 грядку за 1 ч 3 грядки за 1 ч

Слайд 5

Время совместной работы 1.Научиться решать задачи на совместную работу; 2. Развивать личностные качества.

Слайд 6

Какие бригады нужно пригласить для работы, если за 1 год необходимо построить 12 зданий? 6 зд.\год+ 6 зд.\год=12 зд.\год

Слайд 7

Первая бригада: 4 зд.-12 месяцев 1 зд .-? месяцев За 12 месяцев строится 4 здания. На строительство одного здания потребуется в 4 раза меньше времени : 12 мес.: 4=3 мес.

Слайд 8

12зд.:4 зд.\год=3 года. Сколько времени потребуется первой бригаде, чтобы самостоятельно построить 12 зданий, если в год она строит 4 здания?

Слайд 9

Производительность V Участники 1-я бригада 2-я бригада 1-я и 2-я бригада Время t Объем работы А

Слайд 10

Участники Произв-ть V Время t Объем работы А 1-я бригада ? 6 дн. 48 сот. 2-я бригада ? 3дн. 48 сот. 1-я и 2-я бриг. ? ? 48 сот.

Слайд 11

Участники Произ-ть V Время t Объем работы A 1-й конт . ? 12 ч 48 ап. 2-й конт. ? ? ч 48 ап. 1-й и 2-й конт.вместе ? 8 ч 48 ап .

Слайд 12

Вывод: при совместной работе время ее выполнения зависит от производительности каждого участника, и оно всегда меньше, чем то, которое затратит каждый из участников отдельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), коллективная работа, плакат на тему «9 Мая, добро, которое нельзя забыть » в подготовительной к школе группе.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  (совместной деятельности педагога с детьми), коллективная работа, плакат   на тему «9 Мая, добро, которое нельзя забыть &r...

Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Гроздь рябины для птиц» в подготовительной группе к школе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Какого цвета доброта» в подготовительной к школе группе.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Какого цвета доброта» в подготовительной к школе группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Кленовый лист добра» в подготовительной группе.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Кленовый лист добра» в подготовительной группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Новогодняя открытка» в подготовительной группе.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  (совместной деятельности педагога с детьми), на тему «Новогодняя открытка» в подготовительной группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности (совместной деятельности педагога с детьми). Тема: «Цветы добра - ладошками» в старшей группе.

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  (совместной деятельности педагога с детьми). Тема: «Цветы добра - ладошками» в старшей группе....

Конспект занятия по физкультуре совместно с родителями в младшей группе «Магазин игрушек»

Цель: внедрение игр в повседневный быт семьи.Задачи:- Обогащать опыт детей и родителей совместными двигательными действиями.- Помочь родителям установить эмоциональный контакт с ре...