Урок математики во 2 классе
план-конспект урока по математике (2 класс)

Урок математики во 2  классе на тему:"Письменные приёмы вычисления вида 52-24"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.02.16_otkr._urok.docx43.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ШКОЛА №2115  

Учитель: Болдырева Ирина Анатольевна

Урок математики во 2-м классе

Тема: "Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24"

Вид  урока: урок  изучения нового материала

Тип урока:  урок-путешествие

Цель:

предметные:

  • второклассники  познакомятся  с  приёмом  вычитанием  двузначного  числа из двузначного в столбик  с разбиением разряда десятков, где  единиц в уменьшаемом, меньше, чем  в вычитаемом.
  • закрепят  знания состава чисел, устных и  письменных приёмов вычисления примеров разного вида;
  • усовершенствуют  умения решать задачи в одно и два действия;
  • повторят  понятия  уравнения, подбор корня уравнения;
  • усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале,  в нахождении  периметра.

метапредметные:

     регулятивные - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль  и  самооценку  учебных действий; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

     познавательные - ориентироваться  в предложенном материале, находить нужную информацию, оценивать правильность решения  примеров, выбирать из предложенных  вариантов  более  рациональное;

     коммуникативные  - продолжать  развивать  у учащихся умение вести диалог с учителем, формировать умение работать в паре,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение;

    личностные:  развивать  положительное отношение учащихся к изучению математики, развивать интерес  к различным видам решения поставленной  учебной задачи и к расширению  математических  знаний.

    Время реализации занятия: 45 минут.

Оборудование:

Для учителя:

  • Учебник для второго класса. Авторы: М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
  • Компьютер, экран, мультимедийный  проектор
  • Указка, мел, доска.

Для учеников:

  • Тетрадь.
  • Учебник.
  • Ручка, карандаш, линейка

                      Ход  урока:

Этапы

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

Примечание

слайд

время

I этап.

Органи-

зацион-

ный момент

    Ребята! Сегодня у нас необычный урок! У нас на уроке много гостей, мы постараемся показать, как мы умеем с вами работать.

Мне бы очень хотелось знать, с каким настроением вы пришли на урок математики.

Слайд 1 Посмотрите на экран: Если ваше настроение соответствует первому смайлику- сделайте хлопок, если второму смайлику- хлопок.

-Раз у вас хорошее настроение, тогда вы, наверное, готовы открывать новые знания. Хочу пожелать вам  удачи.  А эпиграфом  урока будут слова «С малой удачи начинается большой успех».

Слайд 2.(Хором проговаривают эпиграф.)

Ребята, а зачем нам нужна математика? Где она пригодится в жизни?

Откройте тетради, запишите число.

10 февраля.

Классная работа.

Учащиеся  настраиваются  на работу.

Слайд

№1

Слайд

№2

1 мин.

II  этап.

Самоопределе-ние к деятель-ности. Создание мотивации.  

Тема.

Цели урока.

III этап.

Оформле-ние  тетрадей.

Минутка чистописания

- Ребята, вы смотрели мультфильм «Вовка в тридевятом царстве».

Представьте себе, Вовка снова взялся за старое, не хочет учиться, решать примеры и писать, стал опять лениться. И так как он не хотел ничего делать, он снова попал в сказку. Он очень растерялся, расстроился и просит вас помочь ему добраться до Тридевятого царства и оттуда попасть домой.

                                                                                                                                               Слайд 2

- Ну что, возьмёмся помочь   Вовке? (да

Слайд 3. И сказка наша называется «Новые приключения Вовки в тридевятом царстве»)

Тогда мы отправимся с Вовкой в путешествие. Дорога будет трудной. Как вы думаете, что нам понадобится в пути?

(В пути нам понадобятся ум и смекалка, умение наблюдать и делать выводы.)

-Но прежде, чем отправиться в путешествие, проверим домашнее задание и посчитаем.

2 уч-ся у доски: №38

                            №40

1 уч-ся решает примеры за компьютером

 (Класс находит карточки по кабинете и решает их):

сумма 9 и 7 (16)

- уменьшить 14 на 6 (8)

- число, которое стоит между 36 и 38 (37)

- разность 20 и 10 (10)

- увеличить 50 на 3 (53)

- число, следующее за числом 44 (45)

-первое слагаемое-16, второе слагаемое-4, сумма-? (20)

- число, предыдущее числу 72 (71)

- какое число нужно прибавить к 7,чтобы получилось 11 (4)

- какое число нужно вычесть из 100, чтобы получить 10 (90)

Проверка д.з и задания на компьютере.

- Вы молодцы!

И вот Вовка очутился в красивом, сказочном городе. Погуляв немного по городу, он встретил царя, царь сидел в своём троне и скучал. 
Слайд 4

Озорник Вовка решил немного развеселить царя и поиграть с ним в «Математический баскетбол», Слайд 5

 а так как Вовка в математике не силён, вы ему должны помочь забросить все мячи точно в кольцо. Но мячи не простые, а волшебные, мяч можно бросить в кольцо, только тогда, когда вы решите пример, который написан на мячике.
И так, начнём! Кто посчитал, поднимет руку и даст ответ, если он правильный, значит вы кидаете мяч в кольцо. 
9+7=16 
7+3=12 
15-6=9 
9+4=13 
13-7=6
9+9=18 
6+8=14 
11+7=18 
15-8=7 
14-9=5
-Молодцы! 
- Как рад Вова, вы и ему помогли и царя потешили. Царь в благодарность показал дорогу на Тридевятое царство. И Вова пошёл дальше.

2. Задание геометрического характера.
И вот идёт он дальше и набрёл на землянку, у которой сидит старуха. 
Слайд 6

Спросил Вовка у старушки как добраться до царства, но она не знала и отправила мальчика к Золотой рыбке. 
Слайд 7

 
Рыбка ещё сказала: «Вот решишь все мои задачки, тогда расскажу, как попасть в Тридевятое царство». Согласился Вовка, но просит ему помогать.

  1. Слайд 8
    Дайте название каждому углу (прямой, острый, тупой). Какой угол острый, тупой?

У вас на партах карточки, с помощью линейки соедините точки.

-Что получилось?? (треугольник)

- Что мы можем найти у треугольника? (периметр).

-Что для этого надо сделать? (Измерить стороны треугольника).

(Уч- ся находят периметр треугольника и записывают в тетрадь).

  1. Логическая разминка. Чистописание.
    Слайд 9


У Вовки было 4 яблока и две половинки. Сколько яблок было у Вовки? (5)

-Напишите цифру 5 столько раз, сколько яблок у Вовки.
Слайд 10 (показ написания цифры 5)

Сжалилась рыбка и рассказала, что надо найти полянку на которой проходит «Слёт юных Василис», вот они ему укажут куда идти дальше.

III. Самоопределение к деятельности.
1. Создание проблемной ситуации.
слайд 11

Вова побежал дальше и нашёл полянку, 
на которую юные Василисы прилетели из разных сказок для обмена премудростями. И Вовка прибежал туда кстати, они решали примеры в столбик. Тогда Василисы посадили Вовку за парту и стали писать и … 
.

Ох и Вовка, научим его быть прилежным учеником!
- Они предлагают и вам решить примеры в столбик,

Слайд 12

На слайде в столбик:

67-14   48-24   37-24   52-24

Подготовка  к восприятию  материала.

Дети определяют цели урока.

Хором читают девиз.

Дети отвечают.

(открытие  важных  секретов)

Дети отвечают на вопросы.

10  февраля.

Словарные слова.

Далее самостоятельно выполняют запись в тетради.

Дети пишут и проверяют  записи.

Самопроверка.

Введение элемента  занимательности  развивает мотивацию  к учению и обозначает  сюжетную  линию  урока.

Проведение  минутки чистописания мотивирует  учащихся на  аккуратное  ведение  записей в тетради,  приучает к определённому поряд-ку и настраивает на работу, кроме того, можно  по ходу повторить знания из натурального ряда чисел.

Здесь также прослеживается  связь с другими предметами (русский язык)

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5



Слайд№6

Слайд№7

 1 мин.

5 мин.

IV этап.

Диагности-ка  знаний и умений.

- Будем решать  примеры  в тетрадях с комментированием по очереди)
.
(Не можем решить пример 52-24.)

Почему это числовое выражение вызвало у вас затруднение?

 
Давайте все вместе разбираться.
- Посмотрим на выражение. - Можно ли из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого? (нет, так как из меньшего нельзя вычесть большее ).

- Можем мы сказать, какая тема сегодня нашего урока?

Дети: (Письменное вычитание вида 52-24)

Какую цель поставим на нашем уроке?
Дети: Научиться решать выражения вида 52-24.
Молодцы!

Слайд 13.

Ещё раз прочтём тему и цель урока.



IV. Работа по теме урока.
1. Знакомство с вычислительным приёмом.

Сначала выполним вычисления с помощью бус.


Запишем вычисления числами (1 уч-ся у доски)

52-24= (52-20)-4=32-4=32-2-2=30-2=28

-Как вам такое решение примера? Нравится? Нет? Почему?

- А теперь решим этот пример вместе в столбик, я на доске, а вы в тетрадях (вместе с учителем рассуждают) 
- Можно ли из единиц уменьшаемого вычесть единицы вычитаемого? (нет)
- Подумайте, как показать в этой записи, что один десяток переходит к единицам. (нужно поставить точку над десятками, чтобы не забыть) 
52-24=28 (запись в столбик)
- Сколько единиц стало? (12)
- Сейчас сможем вычесть? (да)
- Сколько единиц получилось? (8)
- Сколько десятков осталось? (5-1-2=2)
- Какой ответ получился? (28)
- Какой способ вычисления удобнее: в строчку или в столбик? 


Вова очень удивлён, что он смог разобраться с примером и ему даже понравилось. Вот это мы потрудились!
Тут Василисы попрощались с мальчиком и показали ему дорожку, идя по которой он придёт в Тридевятое царство.


Дети узнают новое  о планете.

Путешествие началось.

Поддержание интереса  к  уроку  и связь  с предметом  окружающий мир.

Слайд №8

Устный счёт

Индивиду-альное задание

Вот тут решил наш герой отдохнуть. 
Физкультминутка его-его

VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику стр. 25
- Познакомьтесь с алгоритмом вычисления (читает ученик), сравните объяснение в учебнике с нашим открытием. – Правильно рассуждали мы? (да)

Слайд 14

Устал наш Вовка, еле идёт, есть захотелось и видит, перед ним Печка. А Печка ему и говорит, чтобы съесть её пирожки надо решить примеры на стр. 29 №1.
Взялся он за дело, и вы решайте, чтобы накормить мальчугана.
- Будете решать у доски по одному, с объяснением и выполните проверку:
73-48=25
25+48=73
23-15=8
8+15=23
46-27=19
19+27=46
31-24=7
7+24=31
74+18=92
92-74=18

Доп. Задание.


Работа в группах: придумать по одному числовому выражению, изучаемого вида и найти значение.

Ура, закричал Вовка, Печка накормила Вовку. Поблагодарил он Печку и пошёл дальше.

Слайд 15

И вот вдалеке показался красивый замок, это был замок Тридевятого царства. Подбежал он к воротам, а его не пускают стражники, чтобы попасть в царство надо решить задачу на стр. 29 №2. Давайте, за дело!
- Прочитайте задачу, что вы заметили? (нет вопроса).

Назовите условие задачи.

Поставьте вопрос к задаче, чтобы она решалась в два действия. (Сколько домов построили за два года?)
- Сделайте краткую запись к задаче и решите.

 
Слайд 19

  1. 12+3= 15 (д.) – построили в этом году
    2) 12+15= 27 (д.) – построили за два года
    Ответ: 27 домов.

    Открылись ворота и впустили Вовку в царство. А оттуда сказочные жители отправили его домой.
  2. Очень рад Вова, что вы ему помогли добраться до Тридевятого царства, просил передать вам сундук
    А что в сундуке узнаем решив выражения цветика- семицветика..


(Дети решают, читают слово МОЛОДЦЫ!)


-

 Что нового вы узнали на уроке?

- Чему научились?
-Как вы считаете, наш урок  достиг цели?

Оцените свою работу.
Мне было всё понятно и интересно (зелёный кружок)

Мне было не всё понятно…(жёлтый кружок)

Мне было трудно…(красный кружок)

(Дети на доске прикрепляют разноцветные  кружки )

Ребята, а сейчас  поставьте себе оценку.
Встаньте те, кто считает, что заработал «4», те, кто «3», и те кто –«5»

Учитель выставляет оценки.

Спасибо за урок! Молодцы!

Дети  обыгрывают  разговор чисел, придумывая, о чём могли  бы разговаривать два числа между собой.

Слабоуспевающие решают  самостоятельно.

После присоединяются к работе класса.

Решение  детьми  примеров от  простого к сложному в быстром  темпе.

Дети решают задачи разного  вида.

Сами придумывают вопрос к задаче и решают её.

Устный  счёт направлен  на закрепление  вычислительных приёмов, которые являются основой для изучения новой темы урока и познавательной активности.

Индивидуальная  работа благоприятно  способствует  вовлечению  в учебную деятельность учащихся со слабым уровнем интеллектуального развития.

Подготовка  к пониманию новой темы.

При-гото-вить

кар-точки-звёз-доч-ки

При-гото-вить

кар-точки-звёз-доч-ки

Слайд

№9

Слайд

№10

Слайд

№11

Слайд

№12

Слайд

№13

Слайд

№14

Самоанализ урока.

Предмет: математика

Класс: 2 класс.

Тема: « Письменный прием вычитания вида:52-24».

  Цель: Знакомство с приемом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток.

Задачи:

Образовательная: Отработать умение записывать и решать числовые выражения в столбик.

Развивающая:  Формировать навыки устного счета, совершенствовать умение решать задачи и выражения.

Воспитательная: Воспитывать коммуникативные отношения  между учащимися, чувство коллективизма и сотрудничества.

Данный урок имеет место в программе в разделе «Письменные приемы сложения и вычитания» (12) и тесно  связан с предыдущими уроками и опирается на ранее  приобретенные знания.

 При проектировании урока учитывались индивидуальные особенности класса, темп работы.  В классе 5 учащихся. Среди них 1 -  с высокими, 3- средними, 1 – с низкими учебными возможностями.

Тип урока: урок новых знаний.

Педагогическая технология: технология разноуровневого обучения с элементами здоровьесбережения.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная деятельность.

На уроке были использованы методы обучения:

           Методы по характеру познавательной деятельности:

  • частично – поисковый, проблемный (поисковый).

Методы по  источнику знаний:

  • объяснительно –  иллюстративный, репродуктивный, словесный, практический (творческая работа в микрогруппе).

Здоровьесберегающая направленность урока.

  • коррегирующая гимнастика для глаз  способствовала снятию напряжения  при выполнении письменных работ,

использование оздоровительной физкультминутки которая соединяла структурные этапы урока в единое целое и способствовали расслаблению.

  •  в течение урока оценивалось эмоциональное, интеллектуальное состояние учащихся  (для его корректировки использовались такие приёмы, как эмоциональный настрой в начале урока в виде девиза, физминуток, игры. ).

Структура и поэтапность урока соблюдалась.

Мотивационный этап предполагал  проблемную ситуацию в решении числовых выражений.

Рефлексия была представлена «приемом  выбора предложения», Учащиеся могли высказать свое отношение к уроку.                        

   На уроке присутствовала атмосфера сотрудничества, были установлены субъект-субъектные отношения. Изучение нового материала происходило на основе технологии проблемного обучения, самостоятельного формулирования темы и цели урока.

Первичное закрепление было организовано через индивидуально – дифференцированную работу, работу в группах.

  При выполнении заданий осуществлялась проверка выполненной работы. Учащиеся поделились своими впечатлениями от урока. Урок своей цели достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...