Математика 2 класс "Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел", УМК "Гармония".
план-конспект урока по математике (2 класс)

Володина Анастасия Мироновна

Урок открытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект25.4 КБ
Файл презентация313.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 6.10.15

Тема: Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел.

Цель: научить сравнивать, складывать и вычитать именованные числа

Познавательные УУД:
 общеучебные – строить речевое высказывание в уст-ной и письменной форме.

Регулятивные УУД: учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников, осознавать правила взаимодействия в группе.

Тип урока: введение нового знания

Оборудование:
1)для учителя: учебник, методическое пособие, доска;
2)для учащихся: учебник, наглядность, тетради.



Литература:
1) Математика 2 класс. В 3 ч. Ч 1\ Петерсон Л.Г «Перспектива». Изд-во : Ювента,2014
2) Математика 2 класс. Петерсон Л.Г «Перспектива». Методические рекомендации для учителя. Изд-во: Ювента,2014

Этапы,
микроцели

Содержание

Деятельность учащихся

I.Самоопределение к деятельности
М.ц.:
создание комфортной среды, доброжелательного настроя.

-Здравствуйте, ребята! Будьте внимательны, прилежны и старательны!

Приветствуют учителя.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения

М.ц.: мотивация к изучению новой темы.


 

-Давайте с вами немножко разомнемся:
1.Сосчитайте сотнями:
От 100 до 500
От 900 до 600
Увеличьте 600 на 200(800)
Уменьшите 800 на 300(500)
Насколько 500 больше 400?(на 100)
Насколько надо увеличить 100,чтобы получить 500?(на 400)
-Ребята, над какой темой вы работали на предыдущем уроке?(Метр)
-
 Что же вы узнали о метре? (Что 1 м = 10 дм = 100 см, научились сравнивать единицы измерения длины и соотносить их с единицами счёта.)
-На какую счетную единицу похож метр?(на сотню)Дециметр?(десяток)Сантиметр?(единицу)

hello_html_m2ba75b11.gif
-А я сегодня получила письмо от Метра. Он передавал вам большой и привет и просил проверить, как хорошо вы знаете его младших братьев: Дециметр и Сантиметр.  Откройте тетради. Отступите четыре клетки от домашней работы и запишите число: 6 октября.
2.Записывайте в тетрадях только ответы:
 5 метров – это сколько дециметров?. (50 дм.)
Сколько это сантиметров? (500 см.)
Уменьшите последнюю величину на 200 см. (300 см)
Выразите 800 см в дециметрах. (80 дм.)
Запишите и сравните две последние величины. (300 см < 80 дм.)
Проверим.
-Кто ошибся, но молодец, что нашел ошибку? Где именно ошиблись? Почему?
У кого все задания выполнены верно, поставьте «+».
-Чем вы пользуетесь при переводе единиц измерения длины? (Правилом: 1 м = 10 дм = 100 см.)

Интересно узнать, что ещё написал вам метр?
– «А ещё у меня есть хорошие друзья. Это Сотенка, Десяточек и Единичка. Мы всегда помогаем друг другу…»
– Давайте понаблюдаем, как друзья помогают друг другу.
–На какую счетную единицу похож метр?(на сотню)А дециметр?(на десяток)Сантиметр?(на единицу)
(
на доске картинки метра, дециметра, сантиметра располагаются под картинками сотни, десятка и единицы)
– В чём же заключается помощь друзей метра? (Соотношения единиц длины такие же, как соотношения единиц счёта.
-Какие операции можно совершать над именованными числами?(складывать, сравнивать, вычитать)
-Вспомните правило сложения и вычитания именованных чисел
(сантиметры складываем с сантиметрами, дециметры – с дециметрами, метры – с метрами. Вычитаем так же.)


Считают.




Отвечают.




Сообщают сведения о метре.

Отвечают.

Слушают.


Записывают дату.


Пишут ответы в тетрадях.







Сверяют свои ответы с образцом.
Анализируют свои ошибки.

Слушают.

Отвечают.

Отвечают.






III. Выявление места и причины затруднения
М.ц.
 развивать внимание, чёткий зрительный образ, учить задавать вопросы и формулировать ответы.

-Ребята, у вас на партах лежат карточки с примерами. Необходимые правила мы повторили, поэтому на выполнение этого задания даю вам одну минуту. Приступайте.
40 дм 5 см – 25 дм 1 см=15 дм 1 см
35 дм – 2 м 3 дм=
-Как решали первый пример?(по правилу)Какой ответ получили?(15 дм 4 см)
-Кто смог решить второй пример? Что вызвало затруднение?
Давайте разберёмся. Действия, с какими числами вы выполняли? (С именованными.).Напомните мне, какие числа называются именованными?(числа, полученные при измерении какой-либо величины. Они сопровождаются единицей измерения)
– Разве вы не умеете выполнять действия с именованными числами? (Умеем.)
– Расскажите, как вы действовали, и в какой момент ваших рассуждений возникли сомнения.
– Почему же мнения разделились? Чем последний пример отличается от предыдущих? (
В этом примере в уменьшаемом и вычитаемом не совпадают единицы длины: в уменьшаемом дециметры, а в вычитаемом – метры и дециметры, а в других примерах совпадали.)
– При каком условии вы можете воспользоваться известным правилом? (
Когда в обоих компонентах действий будут одинаковые единицы измерения.)
– Что нужно сделать, чтобы они были одинаковыми? (Перевести единицы измерения так, чтобы они стали одинаковыми.)
– Почему же вы этого не сделали? (Нам не известен способ перевода метров и дециметров в дециметры и наоборот.)
-Кто может назвать тему нашего урока?

Слушают.

Выполняют задание.




Отвечают, сверяя с образцом.


Отвечают.






Высказывают предположения

Находят место затруднения, пытаются найти способ решения.










Называют тему.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
М.ц.: создание ситуации успеха для детей

– Какова же цель вашей работы на уроке? (Научиться переводить метры и дециметры в дециметры и наоборот.)
– Как вы считаете, какие знания вам могут быть необходимы для построения алгоритма перевода метров в дециметры, и наоборот. Вспомните этап повторения. (
Знание соотношений единиц длины: 1 м = 10 дм = 100 см.)
– А ещё? Вспомните настоящих друзей метра и дециметра. (Сотенка и Десяточек.)
– Как они могут помочь? (Соотношения единиц длины такие же, как соотношения единиц счёта.)

Ставят цель.


Отвечают.



V.Реализация построенного проекта.
М.ц.:

 -Итак, вам необходимо перевести 35 дм. Как вы предлагаете действовать?(35 дм соотнести с 35 десятками;35 дес.- это 3 сот. И 5 дес. Сотни похожи на метры, десятки –на дециметры.Значит,35 дм=3 м 5 дм)
У нас получается: 3м 5дм – 2м 3дм= 1м 2дм
-Верно! Давайте еще раз проговорим алгоритм действия (
Сначала посмотрели на пример и решили, какое именованное число нужно перевести в другие единицы измерения)
-Правильно, каков следующий шаг?(Затем представляем в единицах счета выбранную величину и выражаем величину в нужных единицах измерения)
-Что изменится в нашем алгоритме, если нужно будет перевести 3м 5дм в дециметры?(
ничего не изменится)
-Каким правилом пользовались при решении этого примера? (
из метров вычитали метры, из дециметров – дециметры)
-Какое условие должно быть соблюдено, чтобы можно было пользоваться этим правилом?(с помощью перевода сделать так, чтобы в обоих компонентах действий были одинаковые единицы измерения)


Высказывают предположения

Повторяют алгоритм действий.

Отвечают.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
М.ц.
 формирования навыка, освоение нового, учитывать творческий потенциал ученика, развитие логического мышления. 

Выполните в учебнике  1 на стр. 38. Прочитайте задание: «Вырази 3м 6дм в дециметрах. Вырази 36 дециметров в метрах и дециметрах. Преобразование каких счетных единиц это напоминает. Сделай вывод.»
– Выполним задание:
3м 6дм=36дм
3м похожи на 3 сот.,а 6дм –на 6дес.Получается…
36дм похожи на 36 дес.36дес.-это 3 сот. и 6дес.Значит,36дм = 3м 6дм
  2 (первая строка), стр. 38
 Прежде, чем вы сами попробуете выполнить подобное задание, давайте дочитаем письмо Метра.
– «Ребята, я уверен, что вы тоже во всём помогаете друг другу. Ведь без поддержки друзей успех невозможен. Желаю удачи. Ваш новый друг, Метр».
– Вы согласны с Метром? (Да) Тогда попробуйте свои силы, выполнив 
 2 первая строка
«Вырази в
 указанных единицах измерения»
1м 2дм= ..дм      5м 9дм= ..дм
– Расскажите друг другу в паре  ход рассуждений.
-А теперь сравните ваше решение с образцом на доске.

Выполняют задание фронтально.









VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
М.ц. сделать первичный вывод об усвоении нового материала самим ребенком.

Выполните  2(вторая строка)  на стр. 38.
Первый вариант решает : 25дм=..м ..дм      Второй вариант:   7м 2дм= ..дм
– Проверьте(
открыть образец)
– Какие трудности возникли при выполнении задания?
– Кто не допустил ошибок? Поставьте в учебнике «+».

Выполняют и проверяют по эталону.

VIII.Включение нового в систему знаний.

 3 (первый столбик), стр. 38
–  Начнём со сравнения:  3 (первый столбик) на стр. 38.
– Как предлагаете сравнить 5 м и 4 м 9 дм? (Надо выразить обе величины в одинаковых единицах измерения – в дециметрах: 5 м = 50 дм, 4 м 9 дм = 49 дм, 50 дм больше, чем 49 дм.)
– Как будете сравнивать 9 м  и 81 дм? (переведем все в дм,90 дм > 81 дм)

Решим №6(а)
Саша измерил длину и ширину своей комнаты. Длина 3м 4дм 6см,ширина  - 2м 3дм 1см.На сколько длина комнаты больше ширины?
1)Что измерял Саша?(длину и ширину своей комнаты)
-Какова длина комнаты?(3м 4дм 6см)
-А что сказано о ширине?(2м 3дм 1см)
-Какой вопрос стоит в задаче?(На сколько длина комнаты больше ее ширины)
-Чтобы узнать, насколько одно число больше другого, что мы сделаем?(из большего вычтем меньшее, из длины вычтем ширину)
-Кто выйдет к доске и запишет решение?(один ученик записывает решение на доске, остальные – в тетрадях)
№6(б) с.39 
Молодцы, давайте решим вторую задачу:
От куска ленты отрезали 4м 6дм 2см,а потом еще 5м 1дм 3см.Сколько всего отрезали ленты?
1)Сколько сначала отрезали от ленты?(4м 6дм 2см)
2)Что произошло потом?(от ленты отрезали еще 5м 1дм 3см)
3)Какой вопрос стоит в задаче?(сколько всего отрезали ленты)
4)Каким действием будем решать задачу?(сложением)Докажите(нам нужно узнать, сколько всего отрезали)
5)Как найдем общее количество отрезанной ленты?(к той ленте, что отрезали в первый раз, прибавим количество ленты, которое отрезали во второй раз)
(один ученик выходит к доске записывает решение и ответ)




Предлагают.




Отвечают.

Работают над задачей.








Решают задачу.

IX. Рефлексия учебной деятельности

Чему был посвящён сегодня урок? (Способу перевода единиц измерения длины и использованию этих знаний при сравнении, сложении и вычитании именованных чисел.)
– Что осталось непонятным?
– Над чем надо поработать?

Отвечают.

Оценивают свою работу на уроке.

X.Итог урока.

-Запишите д/з №3 (2,3) с.38;,№4 с.39
Ребята, мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок. До новых встреч.

Прощаются с учителем.

                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1м = 10 дм = 100 см 1 сот. = 10 дес. = 100

Слайд 2

500 см 300 см 80 дм 300 см < 80 дм 300 см = 30 дм 30 дм < 80 дм Проверь-ка!

Слайд 3

40 дм 5 см – 25 дм 1 см = 15 дм 4 см 35 дм – 2 м 3 дм = 1 м 2 дм

Слайд 4

Сравнение, сложение и вычитание именованных чисел 2м 6 см + 3 м 3 см = … 13дм – 1м = ? 23 дм 2 м

Слайд 5

Алгоритм: 1. Выбрать число для перевода в другие единицы измерения. 2. Представить в единицах счета эту величину. 3. Выразить величину в нужных единицах измерения.

Слайд 6

№ 1 с.38 3 м 6 дм = 3м | 3 сот. 6 дм | 6 дес. 3 сот. 6 дес. = 36 дес. 36 дес. | 36 дм 36 дм

Слайд 7

№ 1 с.38 36 дм = 3м 6 дм 36 дм | 36 дес. 36 дес. = 3 сот. 6 дес. 3 сот. | 3 м 6 дес. | 6 дм

Слайд 8

1 м 2 дм = 12 дм 1 м | 1 сот. 2дм | 2 дес. 1 сот. 2 дес. = 12 дес. 12 дес. | 12 дм 5 м 9 дм = 59 дм 5м |5 сот. 9 дм | 9 дес. 5 сот. 9 дес. = 59 дес. 59 дес. | 59 дм Вариант 1 Вариант 2

Слайд 9

№ 2 с.38 Вариант 1 25 дм = м дм Вариант 2 7 м 2 дм = дм 25 дм | 25 дес. 25 дес. = 2 сот. 5 дес. 2 сот. 5 дес. | 2 м 5 дм 25 дм = 2 м 5 дм 7 м | 7 сот. 2 дм | 2 дес. 7 сот. 2 дес. = 72 дес. 72 дес. | 72 дм 7 м 2 дм = 72 дм

Слайд 10

Д. - 3 м 4 дм 6 см Ш. - 2 м 3 дм 1 см н а ? № 6 с.38

Слайд 11

№ 6 (б) с.39

Слайд 12

Домашнее задание: № 3 с.38 (2,3 столбики) № 4 с.38


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание именованных чисел. Закрепление.

Конспект урока  по математике.  УМК "Школа России"                                       ...

Сложение и вычитание именованных чисел

Конспект урока по математике в 3 классе по программе Л.Г.Петерсон...

Сложение и вычитание именованных чисел

Перфокарта (карточка с пробелами) по теме "Сложение и вычитание именованных чисел" для учащихся 3 класса по УМК  " Начальная школа XXI века". Можно использовать как коллективную работу на уроке и...

Срезовая работа по теме "Действия с величинами: сравнение, сложение и вычитание именованных чисел, перевод единиц" 26.01.2018

Срезовая работа проводится для проверки знаний по теме "Действия с величинами"...

Математика. «Решение уравнений с неизвестным целым. Сложение и вычитание именованных чисел.»

Развитие способности правильному оформлению алгоритма решения уравнений с неизвестным целым. Развитие способности к сложению и вычитанию именованных чисел....

Карточки по математике 3-4 класс "Сложение и вычитание именованных чисел".

Карточки по математике 3-4 класс "Сложение и вычитание именованных чисел"....