УМК «Начальная школа 21 века» технологическая карта урока: «Решение задач на движение»
методическая разработка по математике (4 класс)

Оксана Кокурина

совершенствовать умения решать простые задачи на движение, создать условия для закрепления усвоения учащимися формул нахождения скорости, времени, расстояния; умения решать, анализировать задачи по теме «Движение»; формирования навыков совместной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kokurina_o.v._reshenie_zadach_na_dvizhenie.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Структура

 Учебный предмет: математика

 УМК «Начальная школа 21 века»

 Тема урока: «Решение задач на движение»

 Тип урока: урок применения знаний и умений

 Цель урока: совершенствовать умения решать простые задачи на движение, создать условия для закрепления усвоения учащимися формул нахождения скорости, времени, расстояния; умения решать, анализировать задачи по теме «Движение»; формирования навыков совместной работы.  

Ожидаемые результаты:

  • предметные:

устанавливать, понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи; осуществлять анализ условия текстовой задачи.

  • метапредметные:

планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

выполнение учебных действий в разных формах (работа в группах, работа в парах, работа с моделями);

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказать своё мнение.

  • личностные: развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения;

                        умение анализировать, систематизировать, обобщать свои действия и применять их на практике;

                        проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения учебных и практических задач.

 Оборудование: рабочая программа; учебник «Математика», В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева 4 класс. Устные упражнения» 4 класс; карточки с заданиями для групповой работы, на доске карточки–помощницы, карточки для работы в парах, презентация

 Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: знание формул нахождения скорости, времени, расстояния; единиц измерения данных величин и умение применять знания при решении задач на движение.

  Межпредметные связи: практическое применение знаний в окружающем мире.

 

Этапы урока и хронометраж

№ п/п

Этапы урока

Хронометраж

1

Организационный момент

1 мин

2

Мотивация учебной деятельности:

  • актуализация знаний
  • постановка учебной задачи

7 мин:

6 мин

1 мин

3

Организация учебной деятельности

2 мин

4

Систематизация и применение знаний по теме урока

  • систематизация имеющихся знаний необходимых при решении задач на движение («Найди лишнюю величину», «Восстанови формулу»)

9 мин:

5 мин

4 мин

5

Электронная физминутка

1 мин

6

Работа по теме урока:

  • Самостоятельная работа
  • Работа в группах
  • Коллективная работа у доски
  • Составление задачи по схеме
  • Работа в парах

18 мин

7

Самостоятельная работа

5 мин

 

8

Итог урока

Рефлексия

2 мин

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Теоретическое обоснование

1

Оргмомент

Цель:

создание эмоционального настроя на совместную коллективную работу

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную работу

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И  урок начнем.

Учащиеся оценивают свой настрой на урок

Личностные УУД: формирование поло-жительного отноше-ния и интереса к изучению математики

2

Мотивация учебной   деятельности 

Актуализация

Цель:

формирование навыков быстрого устного счета, основанные на таблице умножения

Постановка учебной задачи

Цель:

создание условий для постановки учебной задачи

Организует устный счёт (1 слайд)

А чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна для ума тренировка!

Математическая разминка

Выполните математические действия и отгадайте зашифрованное слово.

Личностные УУД

умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться

Регулятивные УУД

способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения

Познавательные УУД

построение логической цепи рассуждения

в        е        н        д        и        ж

3        500        5        6        1500        8

24∙10:40=6                  420 + 80 = 500

510:10:17=3                480:8∙10=6

1850 - 350 = 1500      (250 + 250) ∙ 3 = 1500

160:2:10=8                 950 – 200 – 250 = 500

Сопоставьте ответ в выражениях с соответствующей буквой. (слайд 2) 

Выполняют задания устного счёта

Помогает определить учебную задачу урока (3 слайд)

- Какое слово получилось?

- Чем будем заниматься на уроке?

- Какова цель нашего урока?

- Что нам нужно знать, чтобы правильно решить эти задачи?

- Что такое движение? (слайд 4)

Определяют учебную задачу урока

Движение

Решать задачи на движение.

Ответы детей.

Знать формулы для нахождения скорости, времени, расстояния, уметь правильно применять эти формулы при решении задач на движение

Ответы учащихся

Регулятивные УУД: совершенствование целеполагания

3

Организация учебной деятельности

Цель: создание условий для выявления обучающимися новых знаний и развитие умений находить ответы на проблемные вопросы

– А как вы думаете зачем нам умения решать задачи на движение и для чего они необходимы?

- Совершенно верно! Необходимо уметь решать, продумывать, осмысливать различные жизненные ситуации.

Чтобы не опаздывать на встречи, уметь спланировать время выхода, рассчитать скорость движения, чтобы не было аварий, и т. д

Познавательные УУД

построение логической цепи рассуждения Коммуникативные УУД: умение строить простые рассуждения

4

Систематизация и применение знаний по теме урока

Цель: проверить свои знания и умения правильно применять необходимые знания при решении задач

«Найди лишнее»

- Посмотрите на величины и скажите какая величина лишняя? (слайд 5)

см/мин, дм, мм, км, ч, кг, км/ч, м, с, мин, см, м/с

– А где мы используем остальные величины?

- На какие группы их можно разделить?

- Прочитайте величины. (слайд 6)

- Ребята, какие действия можно производить с величинами?

-Что ещё нам нужно помнить при решении задач на движение?

«Восстанови формулу» (слайд 7)

-Прочитайте еще раз получившиеся формулы.

   

Учащиеся выясняют, что лишняя величина кг.

 

При решении задач на движение.

Единицы измерения расстояния (пройденного пути), скорости и времени.

Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить

Формулы

Восстанавливают формулы.

Познавательные УУД: сравнение, анализ и обобщение

Познавательные УУД

установление причинно-следственных связей.

анализ и классификация объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные УУД

согласовывать позиции и находить общее решение в рамках учебного диалога, умение правильно и точно выражать свои

5

Физкультминутка

Электронная физминутка (слайд)

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости

6

Работа по теме урока

Самостоятельная работа

Работа в группах

Коллективная работа у доски

Составление задачи по схеме

Работа в парах

Прочитайте задачу на слайде? (слайд 8)

-Решите самостоятельно следующую задачу?

На столах у вас лежат карточки для работы в группах, распределитесь на группы и выполните задание.

Гепард является чемпионом по бегу среди животных. Он пробежал 6000 м  со скоростью  300  м/с . Сколько времени он был в пути?          20 с  

Рыба – меч чемпион по скорости плавания. Она проплыла 200 км за 2 часа. Какова скорость была у рыбы?      100 км/ч

Скорость белого медведя 10  км/ч . Какое расстояние он проплывёт за 4 ч?  

с. 63 № 10

1)23 ∙2 = 46 (км) – проплыли на катере

2)55 ∙ 3 = 165 (км) – проехали на автобусе

3)46 + 165 = 211(км) –весь путь.

Ответ: 211 км

- Как можно изменить вопрос задачи, чтобы она решалась по другому?

(на сколько км…)   

-Посмотрите на слайд, какую задачу можно составить по данной схеме?

(слайд 15)

-Выполним решение задачи.

«Восстанови соответствие»

- Какие пословицы о движение вы знаете.

 «Тише едешь, дальше будешь»

- Как вы понимаете её?

- Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются предметы?

Помогите мне, распределите скорость движения. Я приготовила для вас одно интересное задание.

Соедините значения скорости с расположенными рядом рисунками предметов.

(слайд 16, 17)

- Знаете ли вы, как называется прибор, с помощью которого измеряют скорость?

Анализируют задачу, выполняют решение. (аналогично с задачей (слайд 9))

Решают и выполняют взаимопроверку

Работают в группе: анализируют условие и решение задачи

Выполняют устно решение задач, записывают ответ, показывают готовность группы.

Представляют результаты работы

Проверка

Выполняют решение по цепочке с рассуждением

характеризуют способ и письменное оформление решения задачи

Ответы детей

Объясняют смысл пословицы

если двигаться медленнее и с осторожностью, соблюдая правила, можно проехать без происшествий

конечно, нет

Коллективно с объяснением выполняют решение задачи

спидометр

Регулятивные УУД: умение осуществлять взаимный контроль

Коммуникативные УУД: умение строить простые рассуждения,

работать в сотрудничестве

Познавательные УУД

выделение необходимой информации

Коммуникативные УУД

уважительное отношение друг к другу 

Познавательные УУД: умение анализировать условие задачи

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника

Регулятивные УУД

способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества

7

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа (карточка)

 (Проверка консультантов)

Почитайте утверждение, если вы согласны, то ставите «+», если не согласны «-«

1) Если лыжник шёл 2 часа со скоростью 9 км/ч, то он прошёл за это время 16 км?

2) Если турист из города в горы прошёл 90км со скоростью 5 км/ч, то времени он затратил на этот путь 18ч?

3) Если велосипедист за 10 часов проехал 180 км, то его скорость равна 18 км/ч?

4) Если метро движется со скоростью 75 км/ч, то оно за 2ч проходит 25 м?

5) Если поезд за полчаса проходит 18 км, то за 1 час проходит 9км?

Выполняют самостоятельную работу

Познавательные УУД

извлечение необходимой информации из текста задачи

Личностные УУД

управление поведением

8

Итог урока

Рефлексия

Цель: организация выявления мест затруднений и создание условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Достигли мы поставленных целей?

-Над чем надо ещё поработать?

- Как найти скорость?

-Как найти время?

-Как найти пройденный путь?

Определи своё место на ступеньках:

(слайд 20)

Делают выводы, определяют личностный смысл изучения темы

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Личностные УУД:

формирование математической компетентности, определение личностного смысла изучения темы

Регулятивные УУД: умение оценивать собственные успехи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 4 КЛАССА (ПРОГРАММА «Школа России») ТЕМА : Решение задач на движение.

1.Закрепить  и  систематизировать  знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии;формировать  вычислительные  навыки, навыки  решения  прос...

Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения"

Урок математики "Решение задач на движение. Нахождение скорости изменения движения" для 4 класса по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока по математике 4 класс. УМК "Школа 2100". Тема: Решение задач на "движение", "работу", "куплю-продажу"

Математика 4 классУрок 56Тема урока: Решение задач на "движение", "работу", "куплю-продажу", ...Форма проведения: групповая с элементами самостоятельной работы и работы в парах На уроке дети...

Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на движение" (УМК "Школа России", 4 класс)

Учащиеся научатся моделировать с помощью таблиц и решать задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние»; дополнять вопросом условие задачи и составлять задачу по решению; устанавливать аналогии...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Повторение" 4класс ОС "Школа 2100"

Данный файл содержит конспект урока по математике для 4класса автор учебника Л.Г.Петерсон. На уроке используются листы самооценки....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...