Тема: "Точные и приближённые значения величин"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Тема: "Точные и приближённые значения величин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики

Класс: 4

Тема: Точные и приближенные значения величин

Цели урока:

Предметные:

  • Познакомить учащихся учащихся с понятием точных и приближённых величин;
  • повторить знания о единицах измерения;
  • совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи;
  • развивать общеучебные умения (наблюдение, сравнение, обобщения, выводы).

По формированию УУД:

ЛУУД:

- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;

- мотивационной основы учебной деятельности.

РУУД:

- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности;

- оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки

ПУУД:

- способствовать формированию проводить сравнение по нескольким основаниям, строить выводы на основе сравнения;

- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.

КУУД

- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

- аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации);

-  активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Методические примечания

I.Организационный момент

- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем, друг друга и пожелаем  всем  успеха.

Фронтальная форма работы

Мотивация на дальнейшую деятельность

II.Актуализация опорных знаний

- Ребята у вас на столах лежат зеленые листочки, возьмите их, и в течение 20 сек вам надо записать правильный ответ на вопрос задания. На одно задание 20 сек.

Задание 1. (Слайд № 2) Запишите единицы измерения в порядке возрастания: см, дм, мм, м, км. На это вам 20 сек, время начинается, как прозвенит колокольчик.

-Какую величину измеряют данными  единицами измерения? (Длину).

Задание 2. (Слайд № 3) Запишите единицы измерения в порядке убывания: кг, г, т, ц.

- Что скажете про данные единицы измерения? (Для измерения массы).

Задание 3. (Слайд № 4) Запишите единицы измерения в порядке возрастания: а, м2 , дм2, га,  см2,  мм2 ,  км 2 .          

-Что скажете про данные единицы измерения? (Для нахождения площади фигуры, комнаты  и т.п.).

- Обменяйтесь листочками с соседом по парте, начнём проверку по экрану. (Слайд № 5)

- Поднимите руку у кого: нет ошибок;  1 ошибка; 2 ошибки.

- Ребята, посмотрите на слайд (слайд 6), скажите, чему будет равна масса среднего арбуза? (9кг, 8кг200г…) А вы можете точно сказать, видя только по рисунку не измеряя вес? (Нет. Можем приблизительно назвать массу арбуза). Верно, ребята.

Фронтальная форма работы

Беседа

Объяснение

Индивидуальная форма работы

Презентация

Раздаточный материал

III.Постановка цели и задач урока

- Так чему сегодня будет наш урок снова посвящен? Какая тема? (Точные и приближенные значения величин). Верно. (Слайд 7)

- Чему мы должны научиться на уроке? (Округлять числа, находить приближенные значения величин..) Молодцы!

Фронтальная форма работы

Целеполагание

Беседа

Презентация

IV.Изучение нового материала

Найдите у себя на партах карточку №1 (Приложение 1)

Задание: в течение 30 сек выразите приближённо данные величины. Работаете в паре, обсуждаете и ваш ответ фиксируете:

29 мм ≈  …  в см

350 см ≈ …в м

17900 м ≈ …в км.

Проверим:

- Сколько у вас получилось, когда вы приблизительно выразили 29 мм в см? (3)

- Сколько у вас получилось, когда вы приблизительно выразили 350 см  в м? (4)

-  Сколько у вас получилось, когда вы приблизительно выразили 17900 м в км? (18).

- Давайте вспомним алгоритм округления (Слайд 8)

- Найдите у себя на столах карточку № 2 (Приложение 2). Данную работу выполняем самостоятельно

- Проверка по эталону (Слайд 9)

- Возьмите карточку № 3, выполните задания (Приложение 3)

- Возьмите карточку № 4 (Приложение 4) Самая высокая вершина в мире – пик Эверест. Его высота 8848 м. Округлите это число:

а) до десятков;

б) до сотен;

в) до тысяч.

Сначала округлите с избытком, а затем выполните с недостатком.

– Какие трудности у вас возникли?

– Что значит округлить с избытком?

– Что значит округлить с недостатком?

– Какие числа называют точными?

– Какие приближенными?

– Что значит округлить числа с точностью до десятков с наименьшей погрешностью?

– По какому признаку подобраны в столбцах числа (Слайд 10)? (Числа первой строки удобно заменять меньшими числами, а числа второй строки – большими данных.)

– Если при округлении данное число заменяют меньшим, то говорят, что округление выполнено с недостатком. Если число заменяют большим, округление выполнено с избытком.

- Возьмите карточку № 5 и выполните задание (Приложение 5)

Фронтальная форма работы

Беседа

Работа в парах

Раздаточный материал

Индивидуальная работа

Презентация

Физическая минутка

Видеоролик «Крош»

Фронтальная форма работы

V.Закрепление нового материала

- Возьмите карточку №6 (Приложение 6) и выполните работу в парах

- Внимание на экран. Прочитайте задачу (Слайд 11). Давайте составим краткое условие и запишем решение (1 человек у доски) (Приложение 7)

Работа в парах

Фронтальная форма работы

Презентация

Беседа

VI.Итог урока. Рефлексия

- Что нужно помнить прежде округлить число? (алгоритм округления)

- Как он звучит?

– Какие числа называют точными? приближенными?

– Что значит округлить с избытком? с недостатком?

Я буду вам зачитывать высказывания, если вы согласны, если оно вам подходит, и вы даете ответ «да», то встаете, если «нет», то сидите.

1. В конце урока у меня хорошее настроение;

2. Я знаю единицы измерения длины, массы, площади;

3. Я умею записывать приближенное значение величин;

4. Я оцениваю свою работу на 4 и 5.

Фронтальная форма работы

Беседа

Самооценка

Приложение 1

Задание: в течение 30 сек выразите приближённо данные величины. Работаете в паре, обсуждаете и ваш ответ фиксируете:

29 мм ≈  …  в см

350 см ≈ …в м

17900 м ≈ …в км.

Приложение 2

- Округлите числа каждой строки с точностью до десятков.

23 436, 5 609, 5 267, 485, 109 889

163, 5592, 1 314 , 3 244, 17 502

- Запишите, по какому принципу составлены строчки чисел?

- Округлите числа каждой строки с точностью до сотен.

Приложение 3

1. Запишите приближённые значения чисел:

9 м 3 мм  ≈  ... метров

6 кг 200 г  ≈  …кг

550 см  ≈  …метров

2. Округлите:

29 до десятков  ≈ …

350 до сотен  ≈  …

12400 до тысяч  ≈ …

Приложение 4

Самая высокая вершина в мире – пик Эверест. Его высота 8848 м. Округлите это число:

а) до десятков;

б) до сотен;

в) до тысяч.

Сначала округлите с избытком, а затем выполните с недостатком.

Приложение 5

– Округлите данные числа с точностью до сотен.

– Подчеркните те, которые округлены с недостатком.

3782 ≈ 3780

3782 ≈ 3790

16354 ≈ 16350

16354 ≈ 16360

712 ≈ 710

712 ≈ 720

256923 ≈ 256920

25923 ≈ 256930

– Подчеркните числа, которые округлены с избытком.

26541~27000    645280~64500        18301~1900        500993~501000

Приложение 6

1. Определите площадь треугольников в кв. мм.

 Полученные результаты округлите до десятков.

1. Определите площадь треугольников в кв. мм.

 Полученные результаты округлите до десятков.

Приложение 7

Из двух городов по реке одновременно выплыли навстречу друг другу две моторные лодки. Скорость первой лодки 15км/ч, второй лодки 35км/ч. Первая лодка двигалась по течению реки. Скорость течения реки 5км/ч. Через сколько часов лодки встретились, если расстояние между городами 250км?

Решение:

Пусть до встречи лодок первая проплыла x км. Тогда вторая лодка проплыла (250 - x) км.

Учитывая скорость течения реки, скорость первой лодки 15 + 5 = 20км/ч.

Соответственно, скорость второй лодки 35 - 5 = 30км/ч.

Очевидно, что время в пути до встречи одинаково, поэтому можно записать уравнение:

x/20 = (250 - x)/30;

x * 30 = 20 * (250 - x);

30x = 5000 - 20x;

50x = 5000;

x = 100км.

Первая лодка до встречи со второй прошла 100км. Рассчитаем время:

t = x/20 = 100/20 = 5ч.

Для проверки мы можем рассчитать время второй лодки:

t = x/20 = (250 - x)/30 = 150/30 = 5ч.

Ответ: лодки встретились через 5 часов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

См, дм, мм, км, м

Слайд 3

Кг, грамм, тонна, центнер

Слайд 4

м 2 , дм 2 , ар, га, см 2 , км 2 , мм 2

Слайд 5

Мм, см, дм, м, км Тонна, центнер, кг, грамм мм 2 , см 2 , дм 2 , м 2 , ар, га, км 2

Слайд 6

≈ 9 кг ≈ 8 кг 200 г ≈ 8 кг 500г …

Слайд 8

Начало Подчеркни цифру в разряде, до которого нужно округлить Число, которое стоит в разряде справа от подчёркнутого, меньше 5? Замени нулями все цифры справа от подчеркнутой Прибавь 1 к числу, которое заканчивается подчёркнутой цифрой Конец Да Нет

Слайд 9

1) 23 436 ≈ 23 440 5 609 ≈ 5 610 5 267 ≈ 5 270 485 ≈ 490 109 889 ≈ 109 890 2) 163 ≈ 160 5 592 ≈ 5 590 1 314 ≈ 1 310 3 244 ≈ 3 240 17 502 ≈ 17 500

Слайд 10

3782 ≈ 3780 93857 ≈ 39860 1635 ≈ 16350 328 ≈ 330 712 ≈ 710 6176 ≈ 6180 256923 ≈ 256920 78509 ≈ 78510

Слайд 11

Из двух городов по реке одновременно выплыли навстречу друг другу две моторные лодки. Скорость первой лодки 15км/ч, второй лодки 35км/ч. Первая лодка двигалась по течению реки. Скорость течения реки 5км/ч. Через сколько часов лодки встретились, если расстояние между городами 250км?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Понятие о точных и приближённых числах"

Конспект урока с презентацией по теме"Понятие о точных и приближенных числах". система Занкова...

Конспект урока по математике: Точные и приближенные значения величин.

Данный урок имеет элементы сингапурской методики. Был показан в 4-м классе. Программа "2000-2100"...

Конспект урока математики в 4 «А» классе по теме: «Знакомство с точными и приближенными значениями величин».

Конспект  урока математики в 4 «А» классе МОУ – СОШ № 1 г. Красный Кут по теме: «Знакомство с точными и приближенными значениями величин»....

Проект урока: «Обобщение по теме: Точные и приближённые числа. Округление чисел»

Тема урока: Обобщение по теме: Точные и приближённые числа. Округление чисел.Класс: 4Цель: создать условия для  формирования умения применять  полученные знания на уроке в практической деяте...

Занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам». Тема: «Точное использование слов с учётом их лексического оттенка».

Занятие по данной  теме является уже не первым, поэтому задания подобраны таким образом, чтобы разнообразить приёмы по отработке пройденного материала и увлечь детей....

Технологическая карта урока математики "Нахождение значения заданной величины" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления умений вычислять значения заданной величины.  Задачи урокаДидактические:Закрепить умение выполнять действия над величинами;За...