Урок по математике "Переменная"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Характер урока: открытие нового знания через поисковую деятельность.

Направление: начальная школа

Тема урока: «Переменная»

Программа: «Математика» Рабочая программа по курсу “Математика” составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы начального общего образования по математике, с учетом авторской программы Петерсон Л.Г. “Учусь учиться” по математике для 1-4 классов начальной школы, 2010.

Учебник: «Математика + рабочая тетрадь», 3 класс

Автор: Л.Г. Петерсон

Раздел: «Равенства и неравенства. Уравнения.»

Количество часов в неделю: 4 часа

Количество часов в год: 136 часов

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы познания: словесные (метод бесед, дискуссий), наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций), практические (исследование выражений), моделирование ситуаций, требующих упорядочения математических объектов, наблюдение.

Технологии: элементы: здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза, технология успеха в обучении); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (составление алгоритма, составление истинных высказываний); технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matem.doc313.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: математика

Тема урока: «Переменная»

Цель урока:

  1. Деятельностная цель: научить в совместной деятельности составлять выражения с переменной, находить значения выражений при данном значении переменной; отрабатывать навыки устных вычислений.
  2. Содержательная цель: создание условий для ознакомления с понятием «переменная»;  собрать информацию о переменной, выражениях с переменной и о множестве их значений; формирование умения распознавать переменную; через открытие, яркие эмоции создать атмосферу деятельностного обучения.

Планируемые результаты  урока

Личностные: Личностное самоопределение.

Предметные: Овладение навыками составления выражений с переменной, нахождение значения переменной.  

                      Овладение умениями распознавать переменную.

Метапредметные
           (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

  • Целеполагание, планирование, самоконтроль, саморегуляция
  • Моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
  • Анализ, синтез, выведение следствий, построение логической цепи рассуждений
  • Планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Оборудование

Учебник  «Математика» 3 класс (автор Л.Г. Петерсон), рабочая тетрадь «Математика»  3 класс (автор Л.Г. Петерсон), карточки на печатной основе для работы в парах, группах, карточка с алгоритмом «Как записать несколько выражений одним?», презентация, сигнальные кружки для самооценивания.

Структура урока «Переменная»

Вводная часть  

1. Мобилизующее начало

2. Ориентировочно-мотивационный этап

Основная часть

3. Операционно-исполнительный этап

4. Рефлексивно – оценочный этап

Ход урока

   

Этапы урока

Цели этапа урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель этапа:

создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Итак, начинается урок математики.

А математика любит тех, кто не боится трудностей, кто умеет найти решение поставленной задачи.

Если вы готовы к уроку, присаживайтесь.

Главные герои мультфильма «Ох и Ах» - это неунывающий Ах и ворчун Ох.

Прочитайте хором слова про Оха, если вы хотите быть похожими на него.

Прочитайте хором слова про Аха, заменяя подчеркнутые слова на местоимение МЫ, НАМ, если вы готовы действовать, решать и находить ответ на математические вопросы и задания.

Девиз урока от Оха:

Тот ничего не сделал, кто ничего не начал.  

Объясните значение!

Придумайте и прочитайте наш девиз на уроке:

Сделал тот, кто не ленился сделать.

Только тот кто берется за дело, получает результат. Результат, конечно же, зависит от старания и желания сделать дело хорошо.

Так давайте начнем наш урок, получим новые знания и научимся новому.

Ох глаза косит на Аха

На дела глядит со страхом

И, наверное, потому не везет в делах ему!

Ах работы не боится

Аху охать не годится

Улыбнется, скажет Ах,

Дело спорится в руках!

Личностные: принимать  для своей деятельности характеристики успеха на уроке: трудолюбие, четкость, слаженность.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа:

Организовать актуализацию умений, организовать учащимися пробного учебного действия, уточнить тип урока и наметить пробные шаги учебной деятельности.

(Вначале возможен вариант упражнения на повторение. Работа в парах «Карточка-справка».  Приложение №1)

- Рассмотрите. Какая запись на доске лишняя?

12 : 3                    12 : 1

x : 5                      5 + 3 = 8

12 : 12                  12 : 4

2 – b                     12 : 6        

-На какие группы можно разбить все эти выражения?

- Переставим карточки с выражениями по группам в таком соответствии:

буквенные       числовые   (Приложение №2)  

x : 5                   12 : 1

2 – b                  12 : 3

                          12 : 4

                          12 : 6

                          12 : 12                              

- Найдите значение выражения x : 5 , если x = 0, 35, 70.  

-А какие еще значения может принимать х?

- Как бы вы назвали букву, которая может принимать разные значения?

- Да, правильно, в математике ее называют переменной.

А что интересного в числовых выражениях?

- Запишите частные. (12, 4, 3, 2, 1) Что вы замечаете?

- Можно ли было найти ответ на этот вопрос, не вычисляя значения частных?

-Как?

- Верно, можно было воспользоваться свойством. А как быстрее найти ответ: решать подряд все примеры или применить общее свойство?

- Чем же полезно знание общих свойств, закономерностей?

(Работа по карточкам Дети выходят и расставляют карточки на свое место.)

5 + 3 = 8, а остальные записи – выражения

Частные и разности, числовые и буквенные выражения

Работа по карточкам Дети выходят и расставляют карточки на свое место

0, 7, 14

10, 25, 40 и т.д.

-Изменчивая, переменчивая …

Делимое одно и то же – 12, а делители увеличиваются.

-Они уменьшаются.

-Да.

-Увидеть закономерность: здесь делимое не изменяется, а делитель увеличивается, значит, частное уменьшается.

-Применить свойство

-Они помогают быстрее решать задачи и примеры

Познавательные строить высказывания с опорой на наблюдения и способности логически мыслить.

Коммуникативные поддерживать интерактивную беседу  подготовительного характера с целью ввода в тему урока.

Регулятивные корректировать знания,

осуществлять взаимоконтроль

3.Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа:

Внести элемент загадки приближающегося открытия на уроке,

учить планировать свою деятельность на уроке.

Тогда попробуйте записать все числовые выражения одним общим выражением.

- Почему не получается? Что мы не знаем?

-Но это же необычные выражения.

-В них есть что-то общее?

-А почему вы не можете записать одно выражение, раз у них одно и тоже делимое?

-То есть он, как вы говорите, изменчивый, переменчивый …

-Как в математике называются такие величины?

- Молодцы! Совершенно верно! Это и есть тема нашего урока.

-А кто догадается, чему нас сегодня научит переменная?

-Это цель нашего урока: научиться записывать несколько выражений одним.

-Для того чтобы правильно организовать нашу работу и добиться поставленной цели, давайте расставим пункты нашего плана в нужной последовательности:

1.

2.

3.

-Как вы думаете, что мы сделаем вначале?

(Пункты плана на листах:

Открываем новое правило.

Тренировочные упражнения.

Самостоятельная работа.)

Мы не знаем, как несколько выражений записать одним.

Делимое 12.

Меняется делитель.

Переменные.

Записывать несколько выражений одним.

1.Открываем новое правило.

2.Тренировочные упражнения.

3.Самостоятельная работа.

Познавательные:

Выявлять места и причины затруднения.

Развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Регулятивные:

Уметь составлять план деятельности на уроке.

4.Построение проекта выхода из затруднения 

Организовать усвоение учениками способа действий для записи  меняющейся части в выражениях с помощью переменной. 

-Начинаем работу по реализации плана.

- Итак, наша помощница сегодня переменная.

-Рассмотрите внимательно числовые выражения и попробуйте с помощью переменной записать их все одним выражением.

-Кто пойдет к доске?

(На доске открывается запись)

К доске пойдет ________.

К доске пойдет ________.

К доске пойдет ________.

(каждый записывает свой вариант ответа) 12 : n

Общий признак всех выражений  - делимое 12, а делитель – меняется.

-Поэтому все выражения могут быть записаны в виде частного числа 12 и переменной величины, которая может быть обозначена любой буквой.

-Какие значения принимает эта буква?

12 : а            а  {1, 3, 4, 6, 12}

а = 3            12 : 3 = 4

а = 6            12 : 6 = 2

-Молодцы! А теперь скажите, как предложения, которые получились у нас на доске, записать с помощью одного предложения?

-Какие значения принимает переменная b?

(на доске открываю запись)

К доске пойдет b.      b  {Даша, Андрей, Полина}

(  - знак принадлежности)

( переменная b – имеет множество значений,  Даша, Андрей, Полина – элементы множества или значения переменной  b )

-Вместе составим алгоритм: «Как составить выражение или предложение с переменной?»

Для этого добавьте недостающие слова и прочитайте алгоритм:

  1. Записать ________________ часть.
  2. Переменную обозначить ____________.
  3. Записать множество ________________ переменной.

Приложение №3

   Правило о переменной мы прочитаем на с.69

(каждый записывает свой вариант ответа)

12 : n

1, 3, 4, 6, 12.

К доске пойдет b.

-Даша, Андрей, Полина.

Сначала записать не меняющуюся часть, а переменную обозначить буквой. Затем записать множество значений переменной.

Предметные: Овладение навыками составления выражений с переменной, нахождение значения переменной.  

                      Овладение умениями распознавать переменную.

5.Реализация построенного проекта.

Следующий этап урока: тренировочные упражнения.

Приложение №4

Работа в группах.

1 и 5 группы С.69 №2

2 и 6 группы С.69 №3

3группа С.69 № 4

4нруппа С.69 № 5

Проверка: отчет групп по плану.

С.69 №2

-В моем портфеле лежит пенал, тетрадь, учебники.

Переменная – а.

Пенал, тетрадь, учебники – значения переменной а.

С.69 №3

В школьном буфете продают пирожки, булочки.

Переменная – y.

Пирожки, булочки – значения переменной y.

С.69 №4

За ответ ученик получил отметки: 3, 4, 5.

Переменная – c.

{3, 4, 5} – значения переменной  c.

{0, 6, 24} – не могут быть значениями переменной  c, т.к. таких отметок не бывает.

С.69 №5

В нашем классе сегодня или 4, или 5 уроков.

Переменная – n.

{4, 5} – значения переменной n.  

Предметные: Овладение навыками составления выражений с переменной, нахождение значения переменной.  

                      Овладение умениями распознавать переменную.

Регулятивные:

Формирование осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативные:

Слушать и понимать высказывания товарищей,

Формирование умения договариваться и приходить к общему решению.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Цель этапа:

Смена вида деятельности.

Организовать выполнение тренировочных упражнений.

Какой пункт плана мы закончили?

-И прежде чем перейти к самостоятельной работе, я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка

Р.т. с.48 №1

Выполняют вместе с учителем гимнастику для глаз, плавно переходящую в двигательную танцевальную физкультминутку.

(один ученик у доски с комментированием)

Предметные: Овладение навыками составления выражений с переменной, нахождение значения переменной.  

                      Овладение умениями распознавать переменную.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:

Организовать выполнение самостоятельной работы учащимися, организовать самопроверку по эталону, самооценку.

- А теперь с новыми силами продолжим работу.

Индивидуальная:

Самостоятельная работа. Р.т. с.48 №2,

Проверка

-Проверь себя. Ответ на слайде.

Оцените свою работу сами

Зел. – очень легко и без ошибок справился

Син. – очень легко, но с ошибками

Кр. – затруднялся и не справился.

(Выполняют самостоятельную работу в Р.т. с.48 №2)

Предметные: Овладение навыками составления выражений с переменной, нахождение значения переменной.                        Овладение умениями распознавать переменную.

Регулятивные:

Учиться работать по алгоритму, проговаривать последовательность действий при выполнении задания.

Познавательные:

Выполнять самостоятельно задания, используя информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные:

Оформлять свою мысль в устной речи.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:

формировать умение закреплять полученные знания вне урока, самостоятельно с элементами разноуровневого обучения.

Домашнее задание на выбор:

Перед вами две карточки разного цвета.

-Прочитайте задания, оцените свои возможности и выполните то задание, которое вам по силам выполнить.

Желтая карточка         

 Прочитай предложения. Что в них изменяется? Составь предложение с переменной x и запиши множество его значений, пользуясь алгоритмом.

а) «Я пишу письмо»                   б) «Зина дружит с Олей»

    «Я пишу рассказ»                         «Рита дружит с Олей»

    «Я пишу поздравление»            «Дима дружит с Олей»

     __________________                                 ____________________

     __________________                                 ____________________

Розовая карточка

Составь предложение с переменной а и запиши множество его значений, пользуясь алгоритмом.

(Получают задания на выбор для повторения дома полученных знаний и умений)

Познавательные:

Выполнять самостоятельно задания, используя информацию, полученную на уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности.

«Тот ничего не сделал, кто ничего не начал»

- Вспомните, какая цель была нашего урока?

-Мы с вами справились?

«Оцениваем себя»

Ребята, а теперь при помощи  светофорчиков я попрошу оценить свою работу на уроке и сделать выводы. (зел., желт, роз.)

  • Я справился со всеми заданиями
  • У меня иногда возникали трудности.
  • Мне нужно поработать над собой.

Благодарю за активную работу на уроке

-Научиться записывать несколько выражений одним

Самооценка

Личностные:

Оценивать результаты своей деятельности на уроке (самооценка)

Коммуникативные:

Формирование умения аргументировать свои выводы,

Умения выслушивать товарища.

Список используемой литературы

  1. Петерсон Л.Г Математика, 3 класс, - М., 2014.
  2. Петерсон Л.Г Математика, рабочая тетрадь, 3 класс, - М., 2014.
  3. Петерсон Л.Г Математика,  Методические рекомендации для учителя.3 класс, - М., 2010.
  4. Сайт образовательной системы «Перспектива»

Приложение №1 Работа в парах    

Справка

сумма

12 - 3

разность

12 + 3

произведение

12 : 3

частное

12 ∙ 3

Приложение №2        

Задание 1. Запишите выражения в нужный столбик. 

буквенные

числовые

- Найдите значение выражения x : 5, если x = 0, 35, 70. 

_______________  __________________  __________________

- Как бы вы назвали букву, которая может принимать разные значения?

___________________________________________________________________

Задание 2.

Запишите все числовые выражения одним общим выражением:  _______________

_________________________________________________________________

Приложение №3

Алгоритм: «Как составить выражение или предложение с переменной?»

Для этого добавьте недостающие слова и прочитайте алгоритм:

  1. Записать ________________ часть.
  2. Переменную обозначить ____________.
  3. Записать множество ________________ переменной.

        

Приложение №4

1группа  с.69 №2                                                     

«В моём портфеле лежит

Сделайте вывод, заполнив пропуски: 

        - переменная

_______________ , _____________, _______________, _______________, ______________ - значения переменной а.

______________________________________________________

2 группа  с.69 №3

«В школьном буфете продают у»

Сделайте вывод, заполнив пропуски: 

        - переменная

_______________ , _____________, _______________, _______________, ______________ - значения переменной у.

__________________________________________________________

3 группа  с.69 №4

«За ответ ученик получил отметку с»

Сделайте вывод, заполнив пропуски: 

Переменная          может принимать значения __, __, __

и не может принимать значения __, __, __ .

_________________________________________________________________

4 группа  с.69 №5

«В нашем классе сегодня n уроков»

Сделайте вывод, заполнив пропуски: 

В нашем классе в течение недели по расписанию        или        уроков,

переменная        может принимать значения __ и __.

5 группа  с.69 №2

«В моём портфеле лежит

Сделайте вывод, заполнив пропуски: 

        - переменная

_______________ , _____________, _______________, _______________, ______________ - значения переменной а.

______________________________________________________

6 группа  с.69 №3

«В школьном буфете продают у»

Сделайте вывод, заполнив пропуски: 

        - переменная

_______________ , _____________, _______________, _______________, ______________ - значения переменной у.

__________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...