Методическая разработка урока математики по теме "Литр" 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс)

Учебный  предмет:  математика

Класс:  1 
Тема урока: Литр
Тип урока:  открытия нового знания
Цели урока: познакомить с новой величиной - вместимостью и еди­ницей ее измерения - литром; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов.

 Планируемые результаты:

-  учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;

-  закрепят понятия «килограмм», «сантиметр»;

- отработают вычислительный навык в пределах 10.

Методическое обеспечение: учебник «Математика» 1 класс, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука
Техническое обеспечение: презентация, CD диск электронное приложение к учебнику,  фрагмента мультфильма “Трое из простаквашино ”, веер цифр, сигнальные круги «светофор», карточки для индивидуальной работы, карточки (ведро,таз,умывальник),пакет молока 1 литр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный  предмет:  математика

Класс:  1 
Тема урока: Литр
Тип урока:  открытия нового знания
Цели урока: познакомить с новой величиной - вместимостью и единицей ее измерения - литром; развивать умение решать задачи и примеры изученных видов.

 Планируемые результаты: 

-  учащиеся познакомятся с новой величиной – ёмкостью и единицей её измерения – литром;

-  закрепят понятия «килограмм», «сантиметр»;

- отработают вычислительный навык в пределах 10.

Методическое обеспечение: учебник «Математика» 1 класс, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука
Техническое обеспечение: презентация, CD диск электронное приложение к учебнику,  фрагмента мультфильма “Трое из простаквашино ”, веер цифр, сигнальные круги «светофор», карточки для индивидуальной работы, карточки (ведро,таз,умывальник),пакет молока 1 литр.

Этап урока, 
цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап  1
МОТИВАЦИИ

 

Цель: мотивация (самоопределения) к учебной деятельности, выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1.Концентрация внимания (выборочная посадка учащихся за рабочие места)

Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с такой интересной наукой как математика.

Давайте на уроке трудиться под девизом (хором):

Мы – умные! Мы – смелые!

Мы – старательные!

Мы – внимательные!

Мы в первом классе учимся!

Всё у нас получится!

Учащиеся садятся за парты

Формулируют девиз, произносят хором.

Личностные:
- сформированность позитивной самооценки

Коммуникативные:
- умение слушать,
- интегрироваться в группу сверстников и строить

Познавательные: 
- умение  строить речевое высказывание.

Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Этап  2
АКТУАЛИЗАЦИИ И  ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Цель:  подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Сегодня к нам на урок пришли герои Э.Успенского из произведения «Трое из Простоквашино». Они проведут устный счет.

1.УСТНЫЙ СЧЕТ

1)Кот Матроскин проверит ваши знания.

На доске модель числового отрезка. Приготовьтесь дать ответы.

- 5 увеличить на 3? (8)

- 10 уменьшить на 6? (4)

- это число является предыдущим для числа 2 (1)

- это число является последующим для числа 6 (7)

- чьи это соседи: 4 и 6? (5)

Учитель в случае неправильных ответов учеников, корректирует их, возвращаясь к алгоритму работы с числовым лучом.

2)Игра «Молчанка» 

Почтальон Печкин очень не разговорчив, он проведет игру молчанку. Приготовьте веер цифр.

Учитель показывает карточку с числом выражением (4+1, 7+1, 3+2, 6+2,  5-2, 3-1)

-Найдите сумму чисел 3 и 6.

-Найдите разность 7 и 4

Учитель в случае неправильных ответов разбирает допущенную ошибку с устным комментированием данного вычисления.

3)ЗАДАЧА

Пес Шарик приготовил задачу.

Дядя Федор нашёл в лесу 5 грибов, а Шарик 7 грибов.

На сколько грибов больше нашёл Шарик?

-Ее не только надо решить но и подобрать правильную схему.

Учитель в случае затруднения комментирует и объясняет выбор данной схемы.

4) Галчонок любит порядок и предлагает распределить слова на 2 группы.

Разбей слова на 2 группы:

весы,  длина,  сантиметр,   линейка, масса,  килограмм

Решение:

1.Весы-масса- килограмм

2.Линейка –длина- сантиметр

- Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения –килограмм.

 

 

Устные ответы учащихся

Работают со слайдами презентации

Учащиеся работают с веером

Выбирают правильную схему, комментируют ответ.

Распределяют слова на группы.

Комментируют и обосновывают выбор классификации.

 Личностные:
- сформированность потребности в  самореализации, позитивной моральной самооценки

Коммуникативные:
- умение задавать вопросы, 
- формулирование собственного мнения,

Познавательные:
- поиск и выделение информации,
- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков,
- синтез,

-классификация объектов,
- подведение под понятие,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
- сравнение, сериация, классификация, синтез.

Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий,
- внесение необходимых корректив в действие.

Этап  3
ВЫЯВЛЕНИЯ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

Цель:

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

2. Просмотр видео-фрагмента

-Герои прислали нам видео-письмо. Нужно быть внимательным при просмотре.

В чем хранилось молоко у Матроскина?(ведро, таз, умывальник)

-Что хотел шарик пить вместо молока? (воду газированную, квас)

-Как одним словом можно назвать газированную воду,молоко, квас?(жидкости)

-Чтобы они не растекались, в чем их хранят?(емкости)

Проблемная ситуация

-Как узнать в какой емкости у Матроскина молока было больше?

-Можно ли количество молока измерить линейкой, весами? Почему? (оно жидкое, растекается) А как же сравнить и измерить?

Смотрят видео-фрагмент

Отвечают на вопросы учителя

Дают определение слова «умывальник».

Предполагают и выдвигают гипотезу.

Ищут выход с проблемной ситуации.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

Этап 4
ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

CD диск .Просмотр фрагмента «Сравнение Емкостей» (1 блок)

Почему?(чашка маленькая, стакан большой)Мерки разные. Нужна одинаковая мерка.

Итак, что же мы сегодня будем делать?

-Изучать меру измерения жидкостей.

Составим план.

1)В чем измеряют?

2)Как записывать?

3)Сравнивать

-Откроем тетради запишем число 12 марта. Классная работа.

Просмотр видео-фрагмента

Формулируют тему урока

Работают в тетрадях

 

Этап 5
РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

1)-Вернемся к 1 пункту плана «В чем измеряют жидкости?».

CD диск .Просмотр фрагмента «Сравнение Емкостей» (2 блок)

-Где мы можем найти на наших столах информацию о литре?

Учебник стр.44

-Прочитаем правило в синей рамочке. Его надо выучить.

2)Как записывать?

-Запишем обозначение литра в тетрадь.

3)Сравнивать

Запишем в тетрадь

Итог:

-Как можно измерять вместимость сосудов?(в литрах)

-Как записывают? (буквой л)

 

 Просмотр видео-фрагмента

 

 

Работа с учебником, читают правило

Работают в тетрадях.

 

 

 

 Формулируют вывод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов , учебных мотивов, формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи, 
- структурирование знания.

Физкультминутка

Этап 6
ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ 
С ПРОГОВАРИВАНИЕМ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ

Цель: Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

1.Работа с учебником

Откроем учебники на стр.44 Найдем задачу №2

-Прочитайте условия задачи. Запишем в тетрадях слова задача.

2.Работа над задачей.

-О чем говорится в задаче?(О кастрюлях.)

  -Что известно про первую кастрюлю?( В оранжевой кастрюле было 5 литров воды.)

   -Что говорится в задаче о второй кастрюле?(Известно, что в синей кастрюле было на 3 литра больше воды).

- На какой вопрос надо дать ответ?(Сколько литров воды налили в синюю кастрюлю.)

- Можем ли мы ответить на вопрос задачи?(Да, потому что на 3 литра больше это столько же, сколько и в оранжевой, да еще 3. Задача решается сложением. К 5 прибавить 3 получится 8. Ответ 8 литров воды в синей кастрюле.

ответы детей: «Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа. Условие – это то, что нам известно из задачи; вопрос – что нужно узнать; решение – действие, с помощью которого находим результат – ответ.»)

Работают с учебником

Работают в тетради

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Формирование границ «знания» и «незнания».

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения,
- различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- установление причинно-следственных связей,
- доказательство.

Этап 7
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

Цель:Применение нового знания в типовых заданиях.

 

1.Самостоятельная работа

№3 стр 44 учебник (1 и 2 столбик)

2.Самопроверка и самооценивание работы по эталону

3.Коррекция ошибок

Физкультминутка для глаз.

Работают в тетрадях самостоятельно

Производят самопроверку и самооценивание по эталону при помощи сигнальных кругов светофор в тетради.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование адекватной позитивной самооценки,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».

Регулятивные:
- учёт правил в контроле способа решения,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

 

Этап 8
ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Цель: включение нового способа действий в систему знаний.

 

 1.Работа по карточкам

-Ребята вы выполняете работу самостоятельно. Выберите любые 2 задания, решите их, оцените с помощью сигнального кружка.

Я проверю работы после урока.

Задача №1

В ведро входит 7 л воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нем 5 литров.

Задача №2

Одна бутылка вмещает в себя 1 л молока, а вторая на 1 л больше. Сколько литров молока вмещается во второй бутылке?

Задача №3

Вставьте пропущенные числа.

9л -...= Зл           ...л +2л = 8л                      ..л - 4л = 4л    

Задача №4*

Составить слова, а из слов – предложение.

  Жизнь – знь + д + кость =

  Извоз – воз + мера – а + ить =

  Лил – л + тр =

 Если останется время - интересная информация:

  • Тело человека на две трети состоит из жидкости;
  • Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
  • А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
  • Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.

 Работают по карточкам

Оценивают свою работу на против каждого задания сигнальным кружком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.

Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

Этап 9
РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

 - Какое новое знание вы открыли на уроке?

Продолжите фразу

Я узнал….

Я научился….

Я могу….

Оцените свою работу при помощи сигнальных кругов «Светофор»

В случае оценивания учащимися желтыми и красными кругами, персонально уточнить и задать вопросы. Выслушать комментарии.

Учащиеся формулируют высказывания

Поднимают круги выбранного цвета

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».

Описание методической разработки.Название – методическая разработка урока математики в 3 классе по теме: «Умножение на однозначное число».Этот урок первый по счёту при изучении данной темы, по т...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Числа 1-10"

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Числа 1-10"...

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Перестановка слагаемых"

Методическая разработка урока математики в 1 классе по теме "Перестановка слагаемых" выполнена с учетом требований ФГОС и использованием ЭОР. Будет полезна учителям начальных классов при изучении этой...

Методическая разработка урока математики в 3 классе по теме "Доли". УМК "Школа России"

Методическая разработка содержит подробный ход урока по теме "Доли"....

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"

В уроке используются современные подходы, соответствие ФГОСам второго поколения. а главное - приемы обучения в вальдорфской школе: ритмическая часть в начале урока, художественные образы числа 7, рисо...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Однозначные числа"

Урок математики в 1 классе (УМК "Гармония").Разработка включает в себя конспект урока + презентация, в которой учитель найдет для себя интересные задания, которые он может использовать и на других уро...

методическая разработка урока математики для 1 класса по программе "Школа 21 века" по теме "Прибавление числа 7" по ФГОС

конспект урока и презентация для 1 класса по теме "Прибавление числа 7" по программе " Школа 21 века" по фгос в виде технологической карты....