Урок математики в 3 классе по теме: "Приемы устных и письменных вычислений"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Томашенко Ольга Васильевна

Цели урока:

  1. Познакомить с приемами устных вычислений.
  2. Закреплять знания устной и письменной нумерации, умения решать задачи.
  3. Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление; способствовать развитию познавательного интереса к математике и истории.
  4. Расширить кругозор учащихся, повышение их общей культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_matematika.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Приемы устных вычислений

Цели урока:

  1. Познакомить с приемами устных вычислений.
  2. Закреплять знания устной и письменной нумерации, умения решать задачи.
  3. Развивать вычислительные навыки, внимание, логическое мышление; способствовать развитию познавательного интереса к математике и истории.
  4. Расширить кругозор учащихся, повышение их общей культуры.

Оборудование: учебник «Математика» 3 кл. М.И.Моро, М.А.Бантова …, репродукция картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет», портреты М. В. Ломоносова  и Л. Магницкого, индивидуальный раздаточный материал.

 

                                        Ход урока:

      I .       Мотивация учебной деятельности.

Давайте, ребята, учиться считать

Трехзначные числа вычитать, прибавлять.

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

 

      II.       Сообщение темы и цели урока.

Вычитать и складывать

Мы будем числа круглые.

 - На уроке  познакомимся с приемами устных вычислений в пределах 1000, закрепим  устную и письменную нумерацию, умения решать задачи. Гостем на уроке будет ещё одна наука. Разгадайте ребус: и100рия. Значит, на уроке вы узнаете интересные сведения из истории математики.

III   Устный счет.

1.- Дополните до 400 числа: 340, 370, 360.

- Дополните до 800 числа: 760, 750, 730, 790.

- Замените суммой разрядных слагаемых (1 ученик у доски)

347                456                609

-Запиши цифрами: (2 ученик у доски)

7 сотен 5 дес. 2 ед.

8 сотен 3 дес.

6 сотен 9 ед.

2. - Решите задачи.

Нам известно, дециметр

Меньше в десять раз, чем метр.

А во сколько раз 2 метра

Будут больше дециметра?  (20)

Саша выше Тани,

Таня выше Гали,

Как построить всех детей

Нам в спортивном зале?

(Кто выше всех? Ниже всех?)  Саша выше всех, Галя ниже всех.

У стола 4 ножки

А вопрос таков6

Сколько вместе будет ножек

У 17 столов?

 

3) «Поставь на место»

Вывешивается плакат

99                                                                   119

 

              149                                      159

                        129

    109                                                                   139

-Какое число лишнее?

                                 

- Запишите числа в порядке убывания.

- Если расположите числа правильно, то прочитаем высказывание немецкого математика XIX века К. Ф. Гаусса.

(На обратной стороне карточки записано слово)

Получилось

     159        149               139                129                119                109                99

Математика         – царица наук, а арифметика – царица математики.

4)  История. Правильно решив следующие примеры, вы узнаете, какие школы впервые открылись при Петре I. Примеры читаем разными способами.

699               302            72                  53          14               42                  72        22

     р                  ц            и                  ф          н                 е                   и             ы

362 – 60     12 х 6     553 – 500     18 х 4     700 – 1     56 : 4      66 :3   84 : 2

Цифирные школы открылись в Москве при Петре 1. Они получили такое название потому, что главными предметами, которые там изучали, были арифметика и геометрия. В 1716 году таких школ создано 12, а в 1722 году, то есть через 6 лет, их было уже около 50. Значение этих учебных заведений было очень велико: они стали основой для распространения образования в России. А теперь в России каждый человек имеет право на образование. И вы, ребята, который год уже учитесь?

- Третий год.

 IV.   Работа над новой темой.

Тогда вспомните, какой системой счисления мы пользуемся? Как ведется счет в десятичной системе?

- Счет ведётся десятками.

1. Заполните пропуск

1 сот. = … дес.= … ед.

1 тыс. = …сот. = … дес. = … ед.

 

2.  Самостоятельное объяснение решения примеров

400 + 300                

- Как будем решать этот пример?

400 – это 4 сот, а 300 – это 3 сот. Складываем и получим 7 сотен

- Обратите внимание, что все числа, которые мы складывали, оканчиваются нулями. Как называют их математики? (круглые числа)

120 – 50 = 70

Как будем считать десятками или сотнями?

- Десятками. 12 дес. – 5 дес. = 7 дес.

3.  № 1 с. 66  

- Открываем тетради, пишем дату и выполняем с устным объяснением №1 и записью на доске.

4.   №2  Подумайте, как записать задачу кратко и самостоятельно решите задачу.

( 1 ученик решает у доски)

Если вы правильно решите задачу, то узнаете имя математика, создателя первого печатного учебника «Арифметика», по которому обучались дети в «цифирных» школах.. Если в ответе получится число 500 – это Михаил Ломоносов, если получится 900 – это Леонтий Магницкий.

Это Л. Магницкий.

Леонтий Филиппович был выходцем из крестьянской семьи Телятиных. Однажды, беседуя с Телятиным, Петр I сказал: «Да ты, братец силен в науках, притягиваешь знания, как магнит, быть тебе посему Магницким». Так Леонтий Филиппович Телятин стал Магницким. Написанная им «Арифметика» была лучшим  учебником. А другой ученый, физик, химик, поэт М. Ломоносов, когда ему было 19 лет, отправляясь пешком в Москву « за наукой», в котомке за плечами вместо краюхи хлеба нес «Арифметику» Магницкого, которую он заработал у дьячка. Из истории известно, что он знал «Арифметику» наизусть и называл её «вратами своей учёности».

  1. Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

Шесть – за парту тихо сесть.

         VI.   Работа над пройденным материалом.

 1. Решение задач из учебника Магницкого.

- Занимаясь по учебникам Магницкого, дети решали и примеры, и задачи. Давайте и мы решим задачи из учебника Магницкого.

            а) « Некий человек продал 2 вещи. За одну взял 170 рублей. За другую же 130. Сколько стало у него рублей7»

        б) « Другой человек собрал 3 мешка денег из купечества своего. В первый мешок – 100 рублей, во второй – 120 рублей, а в третий – 80. Сколько у него получилось денег?

        в) «Купец купил в 3 местах сукно: в первом месте – 150 аршин, во втором – 50 аршин, а в третьем 200 аршин. Сколько всего аршин во всей покупке?» (Один аршин равен 71 см.).

2. Работа по репродукции картины Н. П. Богданова-Бельского «Устный счет» (слайд 31,32)

        А теперь посмотрим, как занимались дети более ста лет тому назад.

        Эта картина хранится в Третьяковской галерее в Москве, на ней изображен урок устного счета. Обратите внимание на детей: некоторые ребята в лаптях, а у одного и рубаха порвана. Ясно, что картина не из нашей школьной жизни. Это время старой, дореволюционной школы, более ста лет назад.

        Художник изобразил крестьянских детей. В то время мало кто из них мог учиться даже в начальной школе. Как вы думаете, что делают здесь ученики?

- Что-то считают.

        Посмотрите-ка, как сосредоточенно думает мальчик, изображенный на переднем плане картины. Видно не легкую задачу дал им учитель. Но, наверное, этот ученик скоро закончит свою работу, а ошибки быть не должно: уж очень серьезно относится он к устному счету. А вот тот ученик, который что-то шепчет на ухо учителю, видно, уже решил, только ответ его не совсем правильный. Смотрите, учитель слушает ученика, а на лице одобрения нет. А, может быть, учитель терпеливо ожидает, когда и другие сосчитают верно, так же как и первый, поэтому не спешит одобрить его ответ?

А теперь решим этот пример у доски. Кто смелый? (Решаем задачу Рачинского) Картинки по запросу задача рачинского

3. Цепочка примеров

Давайте и мы посчитаем устно. (Примеры)

4. Арифметическая мозаика. Работа с учебником. № 5, с 66

Письменно решаем 2 уравнения на деление, а остальные устно. Ответы уравнений, решенных делением, раскрасьте красным цветом, а остальные – зелёным.

 

14

98

2

22

29

15

50

32

80

4

44

700

18

3

1

122

99

19

70

6

В результате должна получиться 5.

5. Игра «Числовой коврик» (групповая работа)

Сейчас вам придется узнать, является ли квадрат магическим.

200

400

300

40

90

20

40

110

250

400

300

200

30

50

70

300

90

10

300

200

400

80

10

60

60

200

140

 Отвечает один ученик от группы.

VII.  Итог  урока.

- Что учили на этом уроке?

- Что нового узнали по истории?

Домашнее задание с.  66  №3, 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 3 класс "Путешествие в страну устных вычислений в пределах 1000. Закрепление."

Урок – сказка.  Учащимся предстоит на протяжении всего урока встречаться с грозным Цифрозавром, похитившим цифры из  страны Цифирии.  Оделеть его они смогут лишь тогда, когда успе...

Конспект открытого урока по математике 3 класс на тему: "Приемы устных вычислений в пределах 1000. Деление трехзначного числа на однозначное"

ёёёёёёёёёёёёёёёёёёёизучения нового материала, урок,интегрированный, т.к.в нём есть элементы различных видов уроков: беседа,лекция, практическая работа, анализ ситуации, устный опрос, письменнаяработа....

Урок математики, 3 класс. "Повторение. Нумерация чисел.Устные и письменные приемы сложения и вычитания"

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме " Повторение. Нумерация чисел. Устные и письменные приёмы сложения и вычитания". В урок включено использование интерактивные карточк...

Конспект урока по математике 3 класс на тему: "Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200» Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 470+30, 620-...

Конспект урока по математике 3 класс на тему: "Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90" (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: «Приемы устных вычислений вида 470+80, 560-90» Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о приемах устных вычислений вида 470+80, 560-9...

Конспект урока по математике 3 класс на тему "Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200"

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Тема: Приемы устных вычислений вида 450+30, 620-200Цели деятельности учителя: ознакомление с приемами устных вычислений вида 450+30, 620-200; закрепление умений выполнять дел...