Методическая разработка урока по теме "Учимся выполнять деление"
методическая разработка по математике (1 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Тип урока: урок усвоения новых знаний (1 урок по данной теме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 1 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний (1 урок по данной теме)                    

УМК: «Начальная школа XXI века»

Ф.И.О. учителя: Никитенко В.Н.

Технологическая карта  урока.

Тема

Учимся  выполнять деление

Дидактическая задача

Формировать представление о делении как арифметическом действии.

Цели

Образовательные:

Учить практическим способам деления множества предметов на равные части. Совершенствовать навыки счёта.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сопоставлять результаты своей работы с образцом.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях; находить ответы на вопросы через выполнение практической деятельности; составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Иметь представление об арифметическом действии делении. Уметь выбирать нужное арифметическое действие при решении задач.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сопоставлять результаты своей работы с образцом (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы через выполнение практической деятельности; составлять ответы на вопросы.; составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

  • - Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А.  Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 102 – 103
  • - Кочурова Е.Э. Рабочая тетрадь. Математика. 1 класс. Часть 2. Стр. 44-45.
  • - фишки красного и желтого цвета;
  •  -веера;
  • - картинки смайликов ( для самооценки);
  • - интерактивная доска;
  • - электронный образовательный ресурс. Математика 1 класс Вентана-Граф

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа.

Методы

Словесный (рассказ, проблемный диалог),   деятельностный   (практическая работа).

   

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы работы на уроке

Результат

I. Мотивация к учебной деятельности

 (2 мин)

Посмотрите – как на нас!

Вот какой хороший класс!

Приготовились учиться.

Ни минутки не лениться,

Не стучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться!

- Давайте улыбнемся друг другу. -Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

 Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- К какому уроку приготовились?

- Сегодня на уроке математике нам предстоит открыть что-то новое, но сначала давайте повторим то, что уже знаем.

Приветствие, проверка уровня своей готовности к уроку.

-Мы приготовились к уроку математики;

Фронтальная  работа

Эмоциональный настрой

обучающихся на урок,

волевая саморегуляция.

(Коммуникативные УУД).

 Готовность и способность обучающихся к

саморазвитию. (Личностные УУД)

II. Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников. ( 7 мин)

Повторение изученного.

1. Работа с числами от 1 до 20. Работа с числовыми веерами. Учитель читает пример, далее команды учителя: «Подумайте! Приготовьте ответ! Покажите!» ответ!

10 + 2            16 – 6            10 + 7             13-  3              10 + 8            11 – 1

10 + 5            14 – 4              10 + 9            

 2. Послушайте задачи в стихах и ответьте на вопросы.

а)Четыре гусёнка и двое утят 

В озере плавают, громко кричат. 
А ну, посчитай поскорей - 
Сколько всего в воде малышей? 

- Какое арифметическое действие вы выполняли?

б) Семь гусей пустились в путь. 
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами. 

- Какое арифметическое действие вы выполняли?

в) Сбежала от Федоры посуда:

Три стакана, три чашки, три блюда.

Кто сосчитать готов?

Сколько всего беглецов? А действие какое?

г) Три бельчонка маму белку

Ждали около дупла.

Им на завтрак мама белка

Девять шишек принесла.

Разделила на троих.

Сколько каждому из них?

- Смогли ответить на вопрос?

-Как вы думаете, со всеми арифметическими действиями вы познакомились?

- Чем же мы займёмся сегодня на уроке? Где мы это можем посмотреть?

 -Кто может прочитать тему урока?

- Какие цели поставим перед собой?

-Правильно. Нам сегодня надо научиться делить предметы поровну.

-Узнать ещё одно арифметическое действие. Научиться записывать его специальным значком.

 

Каждый ученик показывает, как он умеет думать, приготовить ответ и показать его по команде учителя

Ответы показывают с помощью веера.

- Сложение. (4 + 2= 6)

- Вычитание. (7-2=5)

 -Умножение.(3х3=9)

- Какое арифметическое действие вы выполняли? (сложение или умножение)

-Нет.

- Наверное нет.

-В учебнике.

-Учимся выполнять деление.

-Будем учиться выполнять деление.

Фронтальная работа

Умение решать примеры на  в пределах 20.

(Познавательные УУД)

Уметь выбирать нужное арифметическое действие при решении задач.

(Познавательные УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний;

составлять ответы на вопросы.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Развивать этические чувства, прежде всего

доброжелательность и эмоционально-

нравственная отзывчивость. (Личностные УУД).

Гимнастика для глаз  по методике А.С.  Аветисова.

(4мин)

Упражнение 1.

     Не двигая головой, переведите взгляд с потолка на пол 8-12 раз. Обязательно фокусируйте взгляд в верхней и нижней точке. Упражнение 2.

 Теперь фокусировка должна стать шире. Глядите вправо, затем по диагонали поднимайте глаза вверх, и по такой же диагонали опускайте взгляд в левый угол внизу. Проделайте все в обратном направлении. Голову не перемещайте.

Упражнение 3.

  Перемещайте взгляд с правой фиксированной точки в левую сторону и обратно.

Упражнение 4.

    После этого вращайте глазами по часовой стрелке и против часовой, не упуская из виду все, что видите.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

 III.Изучение новых знаний. 

(11мин)

-Сейчас мы будем работать в парах.

-Кто напомнит, как надо работать в парах?

Разложите 10 фишек на 2 кучки .

-Как вы это выполняли?

 Сколько фишек получилось в каждой кучке?

- Что вы делали с фишками?

- Кто уже догадался, каким арифметическим действием можно назвать это раскладывание?

-Верно.

- Попробуем составить числовое выражение.

- Какое число вы делили? Сколько фишек было сначала?

- На сколько кучек вы раскладывали фишки?

- Как вы это делали?

- Сколько фишек получилось в каждой кучке?

- Мы составили с вами выражение «10 разделить на 2 получится 5»

-Как его записать с помощью математических символов?

- Каким математическим символом обозначается  действие деление?

- Откройте учебник с.44. Прочитайте задание №1. Выполните.

-Какое действие выполняли?

- Кто запишет выражение?

- Работать должны оба.

 -Один говорит, другой слушает.

- Своё несогласие высказывает  вежливо.

- Если не понял, переспроси.

- По одной  брал каждый?

5  

-Раскладывали, перемещали, делили.

-Делением.

10 фишек

-На две.

-По  одной, затем ещё по одной и т.д. пока фишки не закончились.

5 фишек

10:2=5

(:)

-Деление.

8:4=2

Работа в парах.

Фронтальная  работа.

Самостоятельная работа

Подведение под понятие.

Иметь представление о делении множества предметов на равные части.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

 (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(Познавательные УУД).

 Готовность и способность обучающихся к

саморазвитию. (Личностные УУД)

IV.Первичная проверка понимания изученного.

(3 мин)

Следующее задание, продолжаем выполнять снова в парах.

- Возьмите 3 красные фишки и 5 жёлтых. Объедините их. Сколько у вас получилось?

-А теперь разделите их на 4 кучки поровну.

- Сколько фишек в каждой кучке? -Какое действие вы сейчас выполняли?

- Как вы делили?

- Какой вывод сделаем?

8 фишек

2 фишки

-Деление.

-Брали по одной.

- Чтобы разделить предметы, надо брать  по одному  и каждого должно быть одинаковое количество.

Работа в парах.

Уметь выполнять деление и составлять  выражения.

(Познавательные  УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

V. Динамическая пауза "Мартышки"

(2 мин)

Мы весёлые мартышки (трясут кистями рук),

Мы играем громко слишком (поворачиваются прыжками вокруг себя),

Мы в ладоши хлопаем (хлопают в ладоши),

Мы ногами топаем (топают ногами),

Надуваем щечки (надувают щеки, надавливают ладошками и выпускают воздух),

Скачем на носочках (скачут на носочках ног).

Оттопырим ушки (руками тянут обе ушные раковины),

Подразним мы друг дружку (показывают языки, строят гримасы).

А потом со счетом "Три!"

Все за партою замри! (громко считают: "Раз! Два! Три!" и садятся на места)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

VI. Применение новых знаний, обобщение и систематизация.

(8 мин)

Выполним практическое задание в группах.

-Кто напомнит правила работы в группах?

- Очень часто в жизни бывают ситуации, когда нам нужно что-то поделить поровну.

- Первая  группа, вы раздадите 12 карточек  4 ученикам?

- Вторая группа, вы разделите 18 конфет на 6 человек?

-Третья группа, вы разделите 16 карандашей между 4 учениками?

- Четвертая группа, вы разложите 15 цветков на 3 букета.

- Каждая группа составляет числовое выражение?

- Давайте проверим?

- Какое математическое действие помогло нам  правильно разделить предметы?

Каждая группа получает предметы, которые им нужно разделить поровну.

-Уважай своих товарищей.

-Умей каждого выслушать.

-Не согласен – предлагай!

Группы ребят выходят к доске, отвечает один ученик из группы.

12:4=3

18:6=3

16:4=4

15:3=5

- Деление

Работа в группах.

Уметь выполнять деление и составлять  выражения.

(Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, преобразовывать практическую задачу в

познавательную.
(Регулятивные УУД).

Сопоставлять результаты своей работы с образцом

(Регулятивные УУД).

Находить ответы на вопросы в практической деятельности; составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

 Готовность и способность обучающихся к

саморазвитию. (Личностные УУД)

VII.Контроль и самоконтроль, коррекция.

(5 мин)

- Следующее задание вы выполните самостоятельно.

 Р.т. стр.44. Задание на выбор: № 1 или № 3.

 Прочитайте про себя задание, выберите то, которое вам кажется интереснее и выполните его.

-Сравните свою работу с записью на доске.

-Оцените свою.

- Получилось ли у нас выполнить задание? Все справились?

- Что мы можем посоветовать тем ребятам, у которых пока возникают затруднения при выполнении заданий?

Задания разного уровня сложности.

№1  - базового.

№2- повышенного

Если все правильно рисуют рядом с заданием кружок зеленого цвета, если  ошиблись –красного цвета.

-Учиться делить.

Самостоятельная работа.

Уметь выполнять деление и составлять выражения.

(Познавательные  УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Сопоставлять результаты своей работы с образцом

(Регулятивные УУД).

Находить ответы на вопросы через выполнение практической деятельности; составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

 Готовность и способность обучающихся к

саморазвитию. (Личностные УУД)

VIII. Подведение итогов урока, рефлексия.

(3 мин)

- Подведём итог урока.

-Чему вы учились сегодня на уроке?

-Где эти знания вам могут пригодиться?

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с делением.

- Для того, чтобы определить понравился вам сегодняшний урок или нет, выполните задание.

У вас на столах лежат смайлики им нужно дорисовать ротик.

Если вам было интересно, комфортно на уроке – дорисуйте улыбку; если что-то не получалось, переживали, волновались – нарисуйте прямую черту; если было страшно, не интересно, трудно – уголки рта опущены.

- Молодцы, спасибо за урок.

- Мы научились делить.

- В разных жизненных ситуациях.

Фронтальная  работа.

Передача информации  устным способом. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 Уметь выделять  и  формулировать  то,  что

усвоено и что нужно усвоить, определять

качество и уровень усвоения.

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-путешествия по теме:"Деление на двузначное и трёхзначное число"

Урок изучения  новых знаний. Данный урок является первым из четырёх уроков, выделенным на отработку учащимися алгоритма деления многозначных чисел на двухзначное и трёхзначное число. Он предшеств...

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление суммы на число"

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление суммы на число". УМК "Начальная школа XXI века". Составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка урока "Умножение и деление"

Методическая разработка урока"Умножение и деление". Урок математики в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"....

Методическая разработка урока математики в 4 классе по теме "Деление на двузначное число. Закрепление"

Данная разработка урока позволит закрепить письменные приемы деления   на двузначное число....

Методическая разработка урока математики на тему "Таблица умножения и деления с числом 7", 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие новых знаний. Цели: составить таблицы умножения и деления с числом 7 и работать над её запоминанием; закреплять умение решать задачи изученных видов; развивать умение работать само...