Тренинг «Внутренний мир приемного ребенка»
тест

Трофимова Светлана Александровна

Осознание внутреннего мира ребенка, его чувств и эмоций в отношении с эмоционально близким человеком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл treningi_soprovozhdenie.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Внутренний мир приемного ребенка»

Цель: осознание внутреннего мира ребенка, его чувств и эмоций в отношении с эмоционально близким человеком.

Длительность: 40 минут.

Содержание: ведущий зачитывает истории развития двух детей: Вадима и Андрея. Участники делятся на 2 группы, слушают историю ребенка, если, по их мнению, ребенок испытывает положительные эмоции, участники должны сыпать в стакан белую фасоль, если негативные – черную. Должны ответить на следующие вопросы: каков мир, какие взрослые, какой я.

Мы будем заниматься тем, что называется «управляемое фантазирование». Это поможет нам поразмышлять об аспектах развития человека и некоторых факторах, влияющих на то, как ребенок развивается из младенца в малыша, умеющего ходить и начинающего говорить.

В процессе управляемого фантазирования вы можете представить себя в иной ситуации и прикоснуться к тем чувствам и переживаниям, которые являются результатом этой ситуации. В различных местах вашего управляемого фантазирования я буду останавливать вас, чтобы задать вопросы о том, как вы ощущаете вашу жизнь.

Если в любой момент создания фантазии вы почувствуете беспокойство или раздражение от интенсивности нахлынувших чувств, вы можете тихо выйти из комнаты.

Чудесный весенний день. В больнице родились два малыша в один и тот же час. Роды прошли хорошо, и малыш Андрей, и малыш Борис появились на свет крепкими новорожденными, известив громким криком мир о своем прибытии.

Вы родились, и о вас заботится медицинский персонал больницы, который называет вас чудесными малышами. Вы входите в мир с похожими генетическими данными, и, по мнению педиатра, нет никаких признаков того, что вы не сможете стать взрослыми с нормальным уровнем интеллектуального развития.

Тем не менее, вы оказываетесь в различных семьях. Андрей, ты первый ребенок молодой супружеской пары, которая очень хотела малыша. У них немного денег, но они согласны пойти на определенные жертвы, чтобы мама смогла оставаться дома и заботиться о тебе. В твоей детской комнате стоит подержанная кроватка, но твои родители убедились, что она безопасная и крепкая. Множество родственников с нетерпением ожидали твоего рождения и прислали тебе мягкие игрушки и машинки.

Борис, ты родился у двадцатилетней одинокой женщины, которая уже порвала все отношения с твоим отцом. Ее семья не поддерживает ее. Она будет стараться содержать тебя на то небольшое количество денег, которые она получает от твоего отца, а также на то, что она зарабатывает на фабрике. Но твоя мать также с нетерпением ожидала твоего рождения, несмотря на то, что ее беспокоило финансовое положение, и то, что ей придется одной заботиться о тебе. Она приобрела подержанную кроватку, купила столько одежды и пеленок, сколько могла себе позволить.

Как и все новорожденные, вы оба полностью зависите от тех, кто заботиться об удовлетворении ваших физических потребностей. Из-за вашей зависимости вы, естественно, привязываетесь к тем, кто ухаживает за вами, даже если ваши потребности удовлетворяются лишь на минимальном уровне.

Андрей, ты голоден, и, как и все дети, когда ты голоден, ты начинаешь ощущать напряжение и дискомфорт. Ты выражаешь свои чувства криком. Твои мама и папа немного нервничают из-за их новых обязанностей, и они кружат вокруг тебя, уделяя тебе много внимания. Когда ты плачешь, они стараются понять, что не так, и как они могут удовлетворить твои потребности. Они быстро учатся распознавать, когда тебя нужно кормить, и когда тебе нужно поменять подгузник. Ты кричишь сейчас, потому что ты голоден, и твоя мама приходит и кормит тебя. Ты чувствуешь, как напряжение и дискомфорт уходят, в то же время ты также ощущаешь близость и тепло ее тела. Ты смотришь в ее глаза и видишь, как она улыбается тебе. В другой раз ты плачешь, потому что твои пеленки мокрые, и твой папа меняет их тебе. Ты чувствуешь себя сухо и комфортно, при этом ты устанавливаешь зрительный контакт с твоим отцом, который улыбается и разговаривает с тобой.  

Спросите следующее у малыша Андрея.

Малыш Андрей, что ты узнаешь о мире сейчас? Что ты  узнаешь о взрослых? Что ты  узнаешь о самом себе?

Ответ должен быть следующим:

Потребности Андрея находят удовлетворение. Мир кажется ему/ей добрым. Взрослые – это люди, которые делают так, чтобы ты мог снова себя хорошо чувствовать. Чувство привязанности к взрослым растет, потому что они непрерывно удовлетворяют его/ее потребности. У Андрея развивается чувство доверия к взрослым и доброе отношение к самому себе.

Продолжайте фантазировать.

Борис, ты также голоден, но твоя мама начала уставать, чувствовать депрессию и опустошенность из-за того, что ей приходится заботиться о тебе одной. Она начала курить «травку», которая помогла ей однажды расслабиться. Ты готов есть и чувствуешь напряжение и дискомфорт, связанный с ощущением голода. Как все дети, ты плачешь, чтобы выразить свою потребность. Твоя мама замедленно реагирует только через пять минут после того, как ты начал кричать. Ты чувствуешь все большее напряжение и дискомфорт, поэтому плачешь громче и сильнее. Проходит еще пять минут, и твоя мама, наконец, подходит. Она кормит тебя, но, как кажется, не уделяет тебе много внимания. Ты плачешь, тебе трудно есть, но ты съедаешь все приготовленное питание. Она кладет тебя назад в кроватку немного резко, и ты снова начинаешь кричать. На этот раз она закрывает дверь и оставляет тебя одного. Ты плачешь до тех пор, пока не устанешь и не уснешь.

Спросите следующее у Бориса.

Борис, что ты узнаешь о мире сейчас? Что ты узнаешь о взрослых? Чувствуешь ли ты развитие эмоциональной привязанности к твоей маме? Что ты  узнаешь о самом себе?

Ответ должен быть следующим:

Малыш Борис узнает, что он/она не может зависеть от взрослых в отношении заботы о нем/ней, его/ее не всегда ценят, о нем/ней не всегда заботятся. Он/она все еще знает, что существует кто-то рядом для удовлетворения его/ее потребностей, и привязывается к этой общей зависимости.

Продолжайте фантазировать.

Проходит время, оба малыша учатся ползать.

Андрей, один из твоих родителей все время наблюдает за тобой. Ты, естественно, любопытен и ползаешь по всему дому и двору. Когда ты ощущаешь легкую тревогу, ты всегда можешь найти родителей и отползти назад. Иногда они спасают тебя прежде, чем ты даже начинаешь понимать, что рискуешь упасть или удариться.

Спросите следующее у Андрея.

Что ты узнаешь о мире сейчас? Что ты узнаешь о взрослых? Что ты узнаешь о самом себе? Как твой опыт влияет на твое развитие?

Ответ должен быть следующим:

Малыш Андрей узнает, что мир – это безопасное место. Большие люди присматривают за детьми и создают им безопасную обстановку. Они всегда рядом, куда можно отползти. Дети могут доверять миру и безопасно исследовать его.

Продолжайте фантазировать.

Борис, твоя мама оставляет тебя с юной соседкой, у которой есть два собственных малыша. Она часто оставляет тебя играть в одиночестве в манеже перед телевизором. Твоя мама продолжает курить «травку» и начала пить. Дома ты начинаешь передвигаться повсюду, но твоя мама не всегда смотрит за тобой. Ты стягиваешь вещи со стола, и однажды уронил чашку с горячим кофе, который серьезно обжег тебе руку, в результате пришлось срочно вызвать врача. Социальный работник в больнице понял, что твоя мама находилась под действием наркотика, и обратилась в службу по защите детства. Поскольку данный случай был признан случайным, дело не было заведено, но твоя мать теперь находится на учете.

Спросите следующее у Бориса.

Что ты узнаешь о мире сейчас? Что ты узнаешь о взрослых? Что ты узнаешь о самом себе? Как твой опыт повлияет на твое развитие?

Ответ должен быть следующим:

Малыш Борис узнает, что мир не безопасен. Дети могут пораниться, когда двигаются. Большие люди могут не смотреть за детьми или не быть в состоянии помочь им. Это заставляет детей отказаться от желания исследовать окружающие предметы, и развитие детей может задержаться.

Продолжайте фантазировать.

Андрей, твоим родителям нравится играть и разговаривать с тобой с тех пор, как ты прибыл в их дом из больницы. Они поют, имитируют звуки, которые ты издаешь, читают тебе детские книжки до того, как ты сможешь по-настоящему понимать их. У тебя красочные игрушки разных форм, которые ты можешь брать и передвигать. Твои родители показывают тебе, что ты можешь с ними  делать, они радуются, когда ты сам учишься чему-нибудь. Твои родители очень счастливы, когда ты начинаешь говорить звуки, похожие на слова  «мама» и «папа». Они повторяют эти звуки, затем ты повторяешь их к их заметному удовольствию. Очень скоро ты начинаешь понимать, что «мама» – это звуки, ассоциирующиеся с твоей мамой, что произнесение их приводит к тому, что она оказывается рядом.

Спросите следующее у Андрея.

Что ты узнаешь о мире сейчас? Что ты узнаешь о взрослых? Что ты узнаешь о самом себе? Как твой опыт повлияет на твое развитие?

Ответ должен быть следующим:

Малыш Андрей узнает, что жить в мире приятно, и что у него/нее есть право на веселье и радость. Большие люди учат его/ее и поощряют его/ее желание учиться. Улыбки больших людей подталкивают его\ее к исследованию мира и к тому, чтобы пробовать все новое. Этот опыт помогает малышу Андрею учиться и развивать свои когнитивные, речевые, социальные и физические навыки.

Продолжайте фантазировать.

Борис, у твоей мамы новый приятель, который переехал в вашу квартиру и присматривает за тобой днем, потому что у него нет работы. Он также пьет, и его не интересуют дети. Днем он сажает тебя в манеж в другой комнате. Когда ты плачешь, он кричит и обзывает тебя. Пару раз он заталкивал тебя в манеж. Твою маму беспокоит характер ее приятеля, и, чтобы защитить тебя, она хочет, чтобы ты вел себя как можно тише. Теперь она редко бывает с тобой, и, когда ты начинаешь произносить различные звуки, их никто не слушает. У тебя есть игрушки, которые она купила тебе, но часто ты играешь один, и никого не интересует, что ты с ними делаешь.

Спросите следующее у Бориса.

Что ты узнаешь о мире сейчас? Что ты узнаешь о взрослых? Что ты узнаешь о самом себе? Как твой опыт повлияет на твое развитие?

Ответ должен быть следующим:

Опыт, который приобретает малыш Борис, заставляет его все больше не доверять взрослым и всему миру. Реакции взрослых непредсказуемы. Трудно осмысливать собственное «Я», когда никто не общается с тобой и не отвечает тебе. Все это не может стимулировать попытки учиться, исследовать и говорить.

Продолжайте фантазировать.

Андрей, теперь тебе два года. Ты ходишь и начал проявлять независимость. Ты грубо обращаешься с домашним котом, и твоя мама показывает тебе, как нужно гладить киску. Ты гладишь кота, и мама обнимает тебя. Твой брат приходит к вам поиграть с тобой, и вы начинаете драться из-за игрушки. Твоя мама вмешивается и говорит тебе, чтобы ты поделился игрушкой, затем дает каждому по игрушке. Кажется, твои мама и папа всегда наблюдают за тобой. Ты слышишь, как они говорят «нет», когда ты хочешь дотронуться до утюга, или бежишь на улицу. Тебе не нравится слышать «нет», и ты сердишься и раздражаешься. Твои родители мягко, но строго берут тебя на руки и уносят. Постепенно ты слышишь «нет» и сам меняешь свое поведение. Когда ты реагируешь, твои родители заметно довольны и говорят тебе «молодец».

Спросите следующее у Андрея.

Что ты узнаешь о мире сейчас? Что ты узнаешь о взрослых? Что ты узнаешь о самом себе?

Ответ должен быть следующим:

Малыш Андрей узнает, что и у других людей есть чувства. Родители учат его, как ладить с людьми и контролировать агрессивные импульсы. Андрей также узнает, что может сам/сама контролировать свое поведение и импульсы. Андрей  узнает, что другие ценят его/ее, и находят его/ее замечательным.

Продолжайте фантазировать.

Борис, когда ты со своей мамой, она часто оказывается занята. По мере того, как ты становишься более независимым, ты не знаешь чего ожидать. Когда приходит ее приятель, он колотит тебя, затем запирает в твоей комнате, если ты ломаешь игрушки или трогаешь его вещи. В основном твоя мама снисходительна к тебе, и игнорирует многое из того, что ты делаешь. Когда ты начинаешь драться с другим ребенком, она не останавливает тебя, пока тебе не станет по-настоящему больно. Иногда твоя мама оставляет тебя одного в квартире на час или два, когда ей нужно уйти. Однажды, когда твоя мама уснула днем, ты вышел на улицу, и тебя нашли одного на соседней улице. Снова вызвали работников службы по защите детства, и они начали расследование.

Спросите следующее у Бориса.

Что ты узнаешь о мире сейчас? Что ты  узнаешь о взрослых? Что ты  узнаешь о самом себе?

Ответ должен быть следующим:

Малыш Борис узнает, что невозможно зависеть от взрослых в определении направления в жизни. Мир – это опасное место, и может причинить боль. Детей наказывают за то, что они следуют за своими импульсами, но мало шансов получить доброжелательные указания о том, как контролировать свое поведение.                                                                                                     Борис  узнают, что другие считают его/ее плохим.

Продолжайте фантазировать.

Андрей, у твоих родителей есть хорошие друзья, которые знают тебя с самого рождения. Когда ты проходил через фазу боязни незнакомых людей, ты плакал, когда они брали тебя на руки. Но они часто появлялись в доме, и постепенно ты мог оставаться с ними, не начиная плакать, когда родители уходили. Они заинтересованы в том, чтобы стать приемными родителями. Пока они ожидают возможности того, чтобы первый ребенок был помещен в их семью, они с удовольствием заботятся о тебе. Они хотят узнать, что значит забота о ребенке.

Спросите следующее у Андрея.

Андрей, что ты узнаешь о мире и взрослых, руководствуясь своим опытом?

Ответ должен быть следующим:

Малыш Андрей развивается на основе установленного доверия к миру. Он/она учится доверять людям, не являющимся членам его/ее семьи, и узнавать, что другие люди, вне семьи, также ценят его/ее.

Продолжайте фантазировать.

Тем временем, Борис, жизнь твоей семьи рушится. Твоя мама потеряла работу, ее проблемы с наркотиками становятся все серьезнее. Став старше, ты становишься чрезвычайно агрессивным и активным. У тебя замечают частые вспышки гнева. Наконец, приятель матери хватает тебя за руку и выворачивает тебе плечо, затем ударяет тебя по лицу, после чего у тебя идет кровь из носа и изо рта. Твоя мама снова отвозит тебя в больницу, служба по защите детства принимает срочные меры относительно опеки и планирует поместить тебя в приемную семью. Они вызывают семью, которая присматривает за Андреем, и которым недавно разрешили создать приемную семью. Эта семья не может дождаться, когда ты окажешься у них дома. Когда тебя привозят к ним, они говорят, что теперь ты в безопасности.

Спросите следующее у Бориса.

Борис, поможет ли тебе все то, что ты узнал о мире и взрослых, поверить твоим новым приемным родителям?

Ответы должны быть следующими:

Борис узнал, что взрослые непредсказуемы, и им нельзя доверять.

Согласно жизненному опыту  Бориса, нет причины для того, чтобы верить новым приемным родителям, или чувствовать, что приемные родители смогут удовлетворить его/ее потребности.

Борис, помогло ли то, что узнали твои приемные родители, заботясь об Андрее, подготовиться им к тому, чтобы позаботиться о тебе?

Ответ должен быть следующим:

Тот опыт, который приобрели приемные родители, заботясь об Андрее, не поможет им подготовиться к тому, что их ждет с Борисом. Жизненный опыт Бориса в значительной мере отличается. Физические и когнитивные навыки малыша Бориса не получили возможность полноценного развития. Возможна задержка речевого развития, и поэтому не будет места для аналогичных ожиданий от общения с ним. Борис не чувствует уверенности и мотивации к приобретению новых умений и навыков. Если Андрей реагирует на похвалу и ласку, то Борис – нет. Следовательно, трудно приучить Бориса к дисциплине.

Закончите работу по управляемому фантазированию.

Наша фантазия на этом заканчивается. Теперь вы снова становитесь сами собой. Расположитесь поудобнее. Я дам вам несколько секунд, чтобы прийти в себя.  

Спросите у участников, представлявших Андрея, какие чувства вызвала у них эта фантазия

Спросите у участников, представлявших Бориса, какие чувства вызвала у них эта фантазия

Подведите итог данного вида работы.

Эта работа дала вам возможность увидеть, как на развитие ребенка влияет его жизненный опыт. Это поможет вам понять, как различаются потребности детей. Это также позволило вам изнутри взглянуть на то, как тенденция к небрежному и  жестокому обращению с ребенком может отразиться на его развитии. Все это важно, когда дело касается путей удовлетворения потребностей ребенка и преодоления задержек в развитии.

Тренинг «Плохие – хорошие родители»

Цель: понимание участниками своего отношения к биологическим родителям приемного ребенка, термина «конфликт лояльности» у детей.

Длительность: 20 минут.

Содержание: участники делятся на 3 группы, первая группа биологические родители, вторая приемные родители, третья – дети. Между ними садятся дети, которые придумывают себе «легенду», как их зовут, сколько им лет, что случилось, как они оказались в интернатном учреждении. Задача родителей установить между собой контакт, детям проанализировать чувства в данной ситуации.

Тренинг «Гонки»

Цель: определение важности командной работы для оказания помощи детям в том, чтобы им справляться со своими чувствами, явившимися естественным результатом расставания с близкими.

Длительность: 5 минут.

Содержание: ведущий раздает карточки с написанными функциями, выбирает одного участника. Каждому участнику необходимо выполнить свою функцию, в итоге должна получится слаженная командная работа за короткое время (7 сек).

Комментарии: после упражнение ведущий подчеркивает важность командной работы в процессе воспитания приемного ребенка.

Функции

СМЕНИТЬ БЕНЗИН

ПРОВЕРИТЬ УРОВЕНЬ МАСЛА

ЗАЛИТЬ МАСЛО

СНЯТЬ ЛЕВОЕ ЗАДНЕЕ КОЛЕСО

СНЯТЬ ЛЕВОЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО

СНЯТЬ ПРАВОЕ ЗАДНЕЕ КОЛЕСО

СНЯТЬ ПРАВОЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО

НАДЕТЬ ЛЕВОЕ ЗАДНЕЕ КОЛЕСО

НАДЕТЬ ЛЕВОЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО

НАДЕТЬ ПРАВОЕ ЗАДНЕЕ КОЛЕСО

НАДЕТЬ ПРАВОЕ ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО

ДАТЬ СИГНАЛ К СТАРТУ

ПРОТЕРЕТЬ ПОД ВОДИТЕЛЕМ СТУЛ

МОРАЛЬНО ПОДДЕРЖАТЬ ВОДИТЕЛЯ

НАПОИТЬ ВОДИТЕЛЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа занятий с элементами социально-психологического тренинга по формированию внутренней позиции педагога в условиях реализации ФГОС

Качество обучения и здоровье учащихся напрямую зависит от личности учителя, и прежде всего, его профессионально-педагогической направленности, ценностных ориентаций,   нравственных...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...

ШЗР «Что способствует возникновению привязанности ребенка к приемным родителям»

Большинство людей сочувствуют детям, которые растут в детских домах и интернатах. Испытывают спектр различных чувств: от ощущения несправедливости, несовершенства мира, возмущения безрассудством их ро...

Буклет: "Приемный ребенок: трудные вопросы "

Ваш ребёнок – это главное, что есть в вашей жизни. Относитесь к нему, как к своему самому большому сокровищу, и он ответит вам тем же....

Методическая разработка занятия-тренинга "Элементы внутренней техники актёра" для 1-4 классов

Знакомство с основными элементами внутренней техники актёра через театральные тренинги....

Тренинг для педагогов «Внутренняя сила»

В рамках реализации мероприятий Недели психологии 20.04 педагог - психолог Лукашова О.В. провела для педагогов тренинг "Внутренняя сила" направленный на коммуникацию, дружеское отношение, вз...