Конспект урока математики в 1 классе по теме: " Число и цифра 3"
план-конспект урока по математике

Минаева Татьяна Юрьевна

Конспект урока математики в 1 классе. Тема: " Число и цифра 3". 

Цели: ввести число и цифру 3; рассмотреть числовые равенства; формировать представление об отрезке, треугольнике; развивать мыслительные операции, речь, творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока математики31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 1 классе.

Провела учитель начальных классов

Минаева Татьяна Юрьевна

Тема урока: «Число и цифра 3. Состав числа 3».

Цели: ввести число и цифру 3; рассмотреть числовые равенства; формировать представление об отрезке, треугольнике; развивать мыслительные операции, речь, творческие способности.

Оборудование: отрезок, треугольник, карточки на наборном полотне для игры «Найди ошибку», картинка светофора, карточка с цифрой 3, линейка, ребусы, изображения поросят из геометрических фигур, иллюстрация задания №4. Презентация.

Ход урока

I.        Организационный момент.

Здравствуйте! Меня зовут Татьяна Юрьевна. Я очень рада встречи с вами. Сегодня я проведу у вас урок математики. Желаю вам хорошего настроения и успехов!

 Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

Руки?- НА МЕСТЕ!

Ноги?- НА МЕСТЕ!

Локти?- У КРАЯ!

Спина?- ПРЯМАЯ!

 

II. Актуализация знаний

Игра « Верите ли вы…»

Если вы верите, выкладываете синий кружок. Если нет- красный. 

1.        .  Верите ли вы, что ученику 1 класса 9 лет?   фишка.

1.        Верите ли вы, что повсюду нас окружают числа?

2.        Верите ли вы, что если число увеличить на 1, то получится следующее число?

3.        Верите ли вы, что 9 больше 10?

4.        Верите ли вы, что между 5 и 7 стоит 8?

5.        Верите ли вы, что 5 в ряду чисел стоит справа от 4?

6.        Верите ли вы, то треугольник состоит из отрезков? 

7.        Верите ли вы, что сегодня справитесь со всеми заданиями?

1 слайд.

-Числа правят миром!» - считал великий  древнегреческий ученый Пифагор.

-Как вы понимаете это высказывание?

(Числа с глубокой древности играют важную роль в жизни человека. Числа можно встретить везде: на дверях  квартир; на подъездах домов; на зданиях; на номерах машин; на документах; в магазине, на рынке, на ценниках; в трамвае, автобусах, цифры на билетиках; номер сиденья в театре;  на страницах книг, журналов, календарей; на вещах; на деньгах;

на часах; на дорожных знаках; на игрушках, например, кубиках;

в названиях праздников (8 Марта, 9 Мая, 23 февраля, 1 Мая);

в каждом дне рождения тоже есть число (1 год, 2 года, 8 лет , 30 лет);

на упаковке любой игрушки, продуктов питания, вещей, техники;

включая телевизор. ( Проверяем первую фишку. Выставляю на доске синюю фишку.)

- Сегодня  мы отправимся в сказочное путешествие. С собой нужно взять смекалку, внимание, память, воображение и, конечно же дружбу. Ведь только вместе мы с лёгкостью преодолеем любые препятствия.

1) Интеллектуальная разминка.

 Проведём разминку.

- Если стол выше стула, то стул?

Дети: Ниже стола.

- Если дорога шире тропинки, то тропинка?

Дети: Уже дороги.

- Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

Дети: Короче линейки.

-Если верёвка толще нитки, то нитка?

Дети: Тоньше верёвки.

- Если сестра старше брата, то брат?

Дети: Младше сестры.

Что лишнее?

Понедельник, сентябрь, октябрь

Зима, осень, Новый год

Треугольник, квадрат, круг

-Молодцы!

2) Отгадайте загадку, и вы узнаете, с какими сказочными героями мы сегодня встретимся.

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком,

Вместо туфелек- копытца.

Трое их- и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? ( Три поросёнка)

Слайд 2

- Почему именно эти герои пришли к нам на урок? Есть предположения?  (мы узнаем позже, верны ли они)

Слайд 3

2) Наф-Наф решил построить дом из кирпича.

Давайте поможем ему посчитать, сколько у него кирпичей в одном ряду.

 ( Счёт прямой и обратный) 

1.2.3.4.5.6.7.8.9.10…

- Какое число здесь лишнее?

- Назовите последующее число для 1, 7.

-На сколько последующее число больше предыдущего? (на 1) 2 фишка синяя

- Назовите предыдущее число для 2, 10.( 3фишка красная)

- На сколько предыдущее число меньше последующего? ( На 1)

- Какое  число стоит между 5 и 7? ( 4 фишка красная )

 Справа от 4?( 3 фишка синяя)

 Слева от 9?

- Назовите соседей числа 2.

-Какое число стоит межу 2 и 4?

3) Вставить пропущенные числа. ( « Лови ошибку» Найти ошибку в записи ряда и восстановить порядок)

-Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

-Братья очень любят наблюдать за падающими листьями. Как называется такое явление, когда листья с деревьев опадают. ( Листопад)

-А ещё поросята любят собирать листья в осенние букеты.

- Давайте им поможем. Возьмите каждый по одному листочку.

Нам надо составить 3 букета, для этого надо объединиться в группы.

Посмотрите на листочки. У кого в результате получится число 1, встаёт в 1 группу. Число2- вторая группа. Число 3 – третья группа.

Проверим. Какого цвета листочки 1 группы? (Жёлтого)

-С какого они дерева? ( С дуба) Значит они какие? (Дубовые)

С какого дерева упали листочки во 2 группе? ( С клёна)

-Какого они цвета?

С какого дерева упали листочки в 3 группе? ( С осины)

-Какого они цвета?

- Скажите по каким признакам мы разбили листочки на группы? ( Цвет, форма)

Работа в группах

Ниф-Ниф и Нуф –Нуф  довольные решили пойти в свои домики. Но вот неприятность. Злой волк подул и разрушил мостик к домику Наф-Нафа.  

- Давайте поможем поросятам добраться до своих домиков. Вставить пропущенные числа. ( Ряд чисел с прищепками) Слайд 4.

 4)Классификация предметов.

1)Ниф-Ниф очень любит цветы. Он решил их посадить на клумбах. Но никак не может решить, по какому признаку их можно разделить на группы.

Поможем ему? ( По цвету, размеру)

Сколько всего цветов? (3)

Как, пользуясь рисунком, получить число 3? (два жёлтых цветка и 1 розовый. 3- это 2 и 1; большой цветок и два маленьких: 3- это 1 и 2.) Составьте равенства на доске.

Если от 3 цветков пересадить 1 большой,  какое равенство можно составит? Если пересадить 2 маленьких?

 2)  Нуф –Нуф построил домик рядом с лесом.

-Как называются деревья?

 -Какое дерево посередине, слева от него, справа от него?  

-На какие группы их можно разбить?  (2- лиственные и 1-хвойное, 1- большое и 2- маленьких).

-Сколько всего деревьев? (3)

-Из каких частей состоит 3?

III. Постановка цели и задачи урока.  Тема урока

 -Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Какая тема урока?

-Какую цель мы перед собой поставим? Чему будем учиться?

-Теперь вы поняли почему нас на уроке сегодня 3 поросёнка?

- Вспомните, в каких сказках, рассказах или картинах встречается это число?

Слайд7-11.

« Три медведя» Лев Николаевич Толстой, « Три толстяка» Ю. Олеша,

Васнецов « Богатыри» Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.

Отгадайте загадки. Продолжите стихотворение.

1. Чашки три и три постели,

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно…. (три).

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить… (опасно).

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как…(птичка).

Убежала? Молодец!

Значит сказке всей…(конец).

Это сказка … «Три медведя»

2. Хрю-хрю-хрю – каких три братца

Больше волка не боятся,  

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный    

(Три поросенка)

У него голов немало,

Языки в них, словно жало.

(Змей Горыныч)

- Кто знает, наша планета Земля, какая по счёту от Солнца? ( Третья)

Игра « Арифмометр»

Я буду называть числа, а вы будете  откладывать эти числа на пальчиках. Число 3 волшебное, его показывать нельзя. Вместо этого нужно хлопнуть 3 раза в ладоши.

Слайд 12.

Весёлые поросята не только непоседливые, но и очень любознательные. Они и для вас придумали задание.

-Как вы думаете, о чём они хотят вас попросить? Что нужно сделать?

(Подобрать для каждого мешка подходящую запись и соединить их линиями)

-Какой цифрой можно обозначить мешочек с двумя квадратами и кружочком? (3)

Обозначение числа 3 цифрой 3.

Слайд 13- 16.

Братья поросята, кроме того, что очень любознательны, ещё и фантазёры. Они предлагают вам пофантазировать, на что похожа цифра 3? ( Ответы)

А вот это, посмотри,

Выступает цифра 3.

Тройка- третий из значков-

Состоит из двух крючков.

Игра «Камень, солнышко, заборчик»

Слайд 17. Правильная посадка при письме.

1. Сидеть надо прямо, не касаясь грудью стола.

2. Ноги должны стоять всей ступнёй на полу или подставке.

4. Ручку держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец при этом подогнуты к ладони. Пальцы от стержня располагаются на расстоянии 1 – 1,5 см.

5. Тетрадь лежит под углом к краю стола. Начало строки на странице, где идёт работа, должна приходиться на середину груди.

6. Нельзя менять наклон тетради во время письма.

Слайд18. Письмо цифры 3

Ставим ручку чуть ниже середины верхней границы клетки. Ведем закруглённую линию в верхний правый угол. Опускаемся вниз, почти до центра клетки. Ведем вторую закруглённую линию вниз, до середины нижней границы клетки.

- Сколько элементов в цифре 3? (2 элемента: верхний и  нижний правые полуовалы)

Взяли ручку, подняли перед собой. В воздухе напишем цифру 3.

Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части клетки, что и цифру 2). Начало написания первого элемента цифры 3 очень похоже на первый элемент цифры два. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего.

-Сколько клеток отступаем между цифрами?

Две цифры обводим по контуру, отступаем 1 клетку, пишем самостоятельно

Физ. минутка.

Мы считали и устали,

Дружно мы все тихо встали.

Ручками похлопали 1,2,3.

Ножками потопали 1,2,3.

Сели, встали, сели, встали.

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем,

И опять считать начнём.

Слайд19-20.

 Как из числа 1 получили число 2?

-Что нужно рассказать по этому рисунку?

-( Как из числа 2 получить число 3)  

-Кто продолжит объяснение? ( Если добавить к двум точкам ещё одну, то получится 3.

- Значит , 3, это 2 и 1.

Молодцы.

Слайд 21. Знакомство с отрезком.

Сколько геометрических фигур вы видите? Какая из них лишняя?

Слайд 22

 – Как называются фигуры? ( Отрезки)

Эти фигуры понадобятся Ниф-Нифу.

Сравнение предметов по длине. Отрезок.

Ниф –Ниф занялся строительством деревянного дома.

При строительстве без математических расчётов не обойтись. Ему нужно сравнить длину досок. Как это сделать? Как сравнить доски?

Слайд23.  

- Посмотрите, правильно он приложил отрезки, чтобы сравнить их длину?

- Покажите, как надо их сравнить?

( Дети сравнивают отрезки на парте)

Слайд 24.

Корпус дома готов. Чего не хватает? ( Крыши)

-Теперь нам надо построить крышу.

Слайд 25.

-Как называется геометрическая фигура, из которой будет крыша?

-Как эта фигура связана с числом 3? (3 угла, 3 стороны, 3 вершины)

- Являются ли стороны треугольника отрезками?

- Посмотрите, волк дунул на крышу, и она рассыпалась. Что мы видим? 3 отрезка. ( Фишка)

 Слайд 25. Задание №3

Давайте построим крышу Ниф-Нифу

Найдите в тетрадях треугольник из пунктирных линий. Обведём стороны по линейке разными цветами. Приготовьте красный синий, жёлтый и зелёный карандаши. Точки вершины закрасьте красным карандашом.

 Возьмите синий карандаш. Приложите линейку к стороне, соединяющей точки 1 и 2 так, чтобы край линейки совпал с пунктирной линией. Одной рукой держим линейку, второй проводим линию. (аналогично остальные стороны) Показ на доске.

Контроль усвоения знаний. Взаимопроверка.

Работа в парах.

Слайд 27. Задания № 4.

- Рассмотрите рисунки. Какое задание нужно выполнить? ( Сложить фигуры в двух мешках и результат нарисовать в третьем мешке; посчитать количество фигур в третьем мешке и записать цифру в окошко.)

Нарисуйте в мешочках фигуры и напишите в примерах результаты.

Обменяйтесь тетрадями. Если согласны с выполненным заданием, поставьте «+», если не согласны- «-» . Обсудите ваши решения. Ребусы

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф  предлагают вам поиграть.

тоже составили равенство: у+ра=ура. Какое выражение можно к нему подобрать? ( 1+2=3)

Рефлексия

Наше сказочное путешествие подошло к концу. Герои благодарны вам за помощь.

Чему мы учились на уроке?

Чему вы научились?

Довольны вы своей работой?

Вы молодцы, я благодарю вас за работу и вручаю смайлики.

Взаимооценивание  « Фишка за помощь»

Скажите, кого вы бы хотели поблагодарить из своих одноклассников? Кто помог получить новые знания? Кому бы вы хотели вручить смайлик? Дети комментируют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики 1 класс " Число10. Состав числа 10"

Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон " Число10. Состав числа10"...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число 4. Цифра 4"

Конспект урока математики по теме "Число 4. Цифра 4" по программе "Школа 2100"...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 4"

Конспект урока математики в 1 классе по умк "Перспективная начальная школа " Урок проводился во 2 четверти учебного года .  Тема урока "Число и цифра 4" Цели:1.Учить правильно писать цифру 4...

Планк-конспект урока математики 4 класс по теме " Деление на трехзначное число ". УМК "Начальная школа XXI века" Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема: Деление на трехзначное числоТип урока: ОНЗЦель: познакомить обучающихся  с письменным делением на трехзначное числоЗадачи:Образовательные: познакомить с алгоритмо...

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра 1" УМК Перспектива

Планируемые результаты (целевые установки)Предметные — понятия число и цифра 1, одноэлементное множество; различать понятия и правильно использовать их в речи....

Конспект урока математики 1 класс по теме "Число и цифра2" УМК Перспектива

Планируемые результаты (целевые установки)Предметные — понятия число и цифра 2, двухэлементное множество, последовательность чисел; писать цифру 2, соотносить число и цифру 2.Метапредметные:(Р) ...

Конспект урока математики 2 класс на тему: Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.

Тема урока : Умножение и деление на 5. Пятая часть числа.1 урок из 3 планируемых по теме.Форма урока: путешествие в лесТип урока: изучение нового материала.Использованы технологии: сотруднич...