Рабочая программа 1 класс математика
рабочая программа по математике (1 класс)

Масловская Елена Александровна

Адаптированная рабочая программа за 1 класс по математике по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_matematika_2016-2017.docx89.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009года№373, на основе авторских программ М.И. Моро, Ю.М.Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 – 4 классы» (учебно – методический комплект «Школа России»).

В авторскую программу изменения не внесены.

Учебно-методический комплект

по предмету «Математика»

п/п

Название

Краткое описание

Печатные издания

1.

Моро М. И. и др. Математика. Рабочие программы. 1—4 классы.

Проверочные работы, контрольно-измерительные материалы

1.Волкова С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс.

2.В.Н.Рудницкая.Математика. 2 класс.

3.Т.Н.Ситникова. Математика. 3 класс.

4.Т.Н.Ситникова. Математика. 4 класс.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Разрезной счётный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса).

1. Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы. 1-4 класс.

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы по математике

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • У учащегося будут сформированы:
  •     начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
  •     начальные представления о математических способах познания мира;
  •     начальные представления о целостности окружающего мира;
  •     понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
  •     проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
  •     освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
  •     ** понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
  •     * начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  •     * приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
  • Учащийся получит возможность для формирования:
  •     основ внутренней позиции школьника с положительным отношением к школе, к учебной деятельности (проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
  •     учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
  •     способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.

  • У учащегося будут сформированы:
  •     понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;
  •     элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (поурочно и по результатам изучения темы);
  •     элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
  •     элементарные правила общения (знание правил общения и их применение);
  •     начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
  •     *уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
  • Учащийся получит возможность для формирования:
  •     интереса к отражению математическими способами отношений между различными объектами окружающего мира;
  •     первичного (на практическом уровне) понимания значения математических знаний в жизни человека и первоначальных умений решать практические задачи с использованием математических знаний;

    потребности в проведении самоконтроля и в оценке результатов учебной деятельности.

  • У учащегося будут сформированы:
  •     навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
  •     основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
  •     положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
  •     понимание значения математических знаний в собственной жизни;
  •     **понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
  •     восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
  •     умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ (деятельности), понимая личную ответственность за результат;
  •     **знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  •     *начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
  •     *уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
  • Учащийся получит возможность для формирования:
  •     начальных представлений об универсальности математических способов познания окружающего мира;
  •     понимания важности математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин;
  •     навыков проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности;

    интереса к изучению учебного предмета математика: количественных и пространственных отношений, зависимостей между объектами, процессами и явлениями окружающего мира и способами их описания на языке математики, к освоению математических способов решения познавательных задач.

  • У учащегося будут сформированы:
  •     основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
  •     *уважительное отношение к иному мнению и культуре;
  •     навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
  •     **навыки определения наиболее эффективных способов достижения результата, осваивание начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  •     положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
  •     мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
  •     интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
  •     умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
  •     **навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  •     *начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
  •     *уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
  • Учащийся получит возможность для формирования:
  •     понимания универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира, умения строить и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;
  •     адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
  •     устойчивого интереса к продолжению математического образования, к расширению возможностей использования математических способов познания и описания зависимостей в явлениях и процессах окружающего мира, к решению прикладных задач.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Учащийся научится:
  •     понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
  •     составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
  •     выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  •     в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  •     принимать учебную задачу, предлагать возможные способы её решения, воспринимать и оценивать предложения других учеников по её решению;
  •     оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить необходимые исправления;
  •     выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  •     **контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднений.
  • принимать и сохранять учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  •  планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкции учителя;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
  • осуществлять необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
  • выполнять учебные действия в устной, письменной речи;
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять  пошаговый контроль по результату под руководством учителя в доступных видах учебно- познавательной деятельности

  • Учащийся научится:
  •     понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
  •     находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
  •     планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
  •     проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
  •     выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  •     самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи;
  •     адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;
  •     самостоятельно делать несложные выводы о математических объектах и их свойствах;
  •     ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе.
  • Учащийся научится:
  •     принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
  •     **определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  •     планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  •     воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  •     ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
  •     находить несколько способов действий при решении учебной задачи, оценивать их и выбирать наиболее рациональный

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

Учащийся научится:

    понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;

    понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);

    проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;

    определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;

    выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;

    осуществлять синтез как составление целого из частей;

    иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;

    находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);

    выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

    находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.

Учащийся получит возможность научиться:

    понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;

    устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость) и на построенных моделях;

    применять полученные знания в измененных условиях;

    объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);

    выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;

  •     систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме.

Учащийся научится:

    строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;

    описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;

    понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между различными объектами;

    иметь общее представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;

    применять полученные знания в изменённых условиях;

    осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;

    выделять из предложенного текста информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;

    осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках (книги, аудио- и видеоносители, а также Интернет с помощью взрослых);

    представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме (пересказ, текст, таблицы);

    устанавливать правило, по которому составлена последовательность объектов, продолжать её или восстанавливать в ней пропущенные объекты;

    проводить классификацию объектов по заданному или самостоятельно найденному признаку;

    обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.

Учащийся получит возможность научиться:

    фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

    осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках, использовать её для решения задач, математических сообщений, изготовления объектов с использованием свойств геометрических фигур;

  •     анализировать и систематизировать собранную информацию и представлять её в предложенной форме (пересказ, текст, таблицы).

Учащийся научится:

    устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;

    проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

    устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;

    выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

    делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

    проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

    понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

    фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме (на моделях);

    стремление полнее использовать свои творческие возможности;

    общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

    самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в учебнике, в справочнике и в других источниках;

    осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в предложенной форме.

Учащийся получит возможность научиться:

    самостоятельно находить необходимую информацию и использовать знаково-символические средства для ее представления, для построения моделей изучаемых объектов и процессов;

  •     осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий.

Учащийся научится:

    использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;

    владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

    владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

    работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика», используя абстрактный язык математики;

    использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;

    владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами;

    осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий; применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;

    использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета «Математика»; представлять информацию в виде таблицы, столбчатой диаграммы, видео- и графических изображений, моделей геометрических фигур; готовить своё выступление и выступать с аудио- и видеосопровождением.

Учащийся получит возможность научиться:

    понимать универсальность математических способов познания закономерностей окружающего мира, выстраивать и преобразовывать модели его отдельных процессов и явлений;

    выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;

    устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;

    осуществлять расширенный поиск информации в различных источниках;

    составлять, записывать и выполнять инструкции (простой алгоритм), план поиска информации;

    распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

    планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

  •     интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • Учащийся научится:
  •     задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
  •     воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
  •     уважительно вести диалог с товарищами;
  •     принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
  •     ** понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
  •     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  •     применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
  •     включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться;
  •     слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
  •     аргументировано выражать свое мнение;
  •     совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
  •     оказывать помощь товарищу в случаях затруднений;
  •     признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

    употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.

  • Учащийся научится:
  •     строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  •     оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
  •     уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
  •     принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
  •     вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнёра по обсуждаемому вопросу;
  •     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  •     самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать своё мнение, аргументированно его обосновывать;
  •     **контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;

    конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

  • Учащийся научится:
  •     строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  •     понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
  •     принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог, речевые коммуникативные средства;
  •     принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры, высказывать свою позицию;
  •     ** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
  •     контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для общего дела.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  •     использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе в ходе решения учебно-познавательных задач, во время участия в проектной деятельности;
  •     согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре, признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
  •     ** контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе;
  •     конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
  • Учащийся научится:
  •     строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
  •     признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументированно, с использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
  •     принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
  •     принимать участие в определении общей цели и путей её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  •     **навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  •     конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
  • Учащийся получит возможность научиться:
  •     обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе;
  •     обосновывать свою позицию и соотносить её с позицией одноклассников, работающих в одной группе.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

Учащийся научится:

    считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;

    читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «>», « <», « =», термины «равенство» и «неравенство») и упорядочивать числа в пределах 20;

    объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;

    выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;

    распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;

    выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;

    читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.

Учащийся получит возможность научиться:

 вести счет десятками;

    обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие двадцати.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Учащийся научится:

    понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;

    выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;

    выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);

    объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.

Учащийся получит возможность научиться:

    выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;

    называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;

    проверять и исправлять выполненные действия.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

    решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;

    составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;

    отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;

    устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;

    составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;

Учащийся получит возможность научиться:

    составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;

    находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;

    отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или ее условия и отмечать изменения в задаче при изменении ее решения;

    решать задачи в 2 действия;

    проверять и исправлять неверное решение задачи.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

    понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;

    описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – ниже), перед, за, между и др.;

    находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);

    распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);

    находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).

Учащийся получит возможность научиться:

    выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

    измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;

    чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;

    выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.

Учащийся получит возможность научиться:

    соотносить и сравнивать величины (например, расположить в порядке убывания (возрастания) длины: 1 д, 8 см, 13 см).

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

    образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 100;

    сравнивать числа и записывать результат сравнения;

    упорядочивать заданные числа;

    заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых;

    выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35–5, 35–30;

    устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

    группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

    читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр, метр) и соотношения между ними: 1м = 100 см; 1 м = 10 дм; 1 дм = 10 см;

    читать и записывать значение величины время, используя изученные единицы измерения этой величины (час, минута) и соотношение между ними: 1 ч = 60 мин; определять по часам время с точностью до минуты;

    записывать и использовать соотношение между рублём и копейкой: 1 р. = 100 к.

Учащийся получит возможность научиться:

группировать объекты по разным признакам;

    самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как длина, время, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;

    выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных — письменно (столбиком);

    выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;

    называть и обозначать действия умножения и деления;

    использовать термины: уравнение, буквенное выражение;

    заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых;

    умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;

    читать и записывать числовые выражения в 2 действия;

    находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без скобок);

    применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

Учащийся получит возможность научиться:

    вычислять значение буквенного выражения, содержащего одну букву при заданном её значении;

    решать простые уравнения подбором неизвестного числа;

    моделировать действия «умножение» и «деление» с использованием предметов, схематических рисунков и схематических чертежей;

    раскрывать конкретный смысл действий «умножение» и «деление»;

    применять переместительное свойство умножения при вычислениях;

    называть компоненты и результаты действий умножения и деления;

    устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом умножения;

    выполнять умножение и деление с числами 2 и 3.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

    решать задачи в 1–2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;

    выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;

    составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по числовому выражению, по решению задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

    решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

    распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;

    распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник и др., выделять среди четырёхугольников прямоугольник (квадрат);

    выполнять построение прямоугольника (квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;

    соотносить реальные объекты с моделями и чертежами треугольника, прямоугольника (квадрата).

Учащийся получит возможность научиться:

    изображать прямоугольник (квадрат) на нелинованной бумаге с использованием линейки и угольника.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

    читать и записывать значение величины длина, используя изученные единицы длины и соотношения между ними (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);

    вычислять длину ломаной, состоящей из 3–4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёхугольника, пятиугольника).

Учащийся получит возможность научиться:

    выбирать наиболее подходящие единицы длины в конкретной ситуации;

    вычислять периметр прямоугольника (квадрата).

Учащийся научится:

    образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;

    сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;

    устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать пропущенные в ней числа;

    группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

    читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2; переводить одни единицы площади в другие;

    читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1 кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и упорядочивать объекты по массе.

Учащийся получит возможность научиться:

    классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

    самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин как площадь, масса в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

    выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0, выполнять деление вида: а : а, 0 : а;

    выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком; выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;

    выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число в пределах 1 000;

    вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

    использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

    вычислять значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв;

    решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

    анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;

    составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при записи решения задачи;

    преобразовывать задачу в новую, изменяя ее условие или вопрос;

    составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;

    решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.

Учащийся получит возможность научиться:

    сравнивать задачи по сходству и различию отношений между объектами, рассматриваемых в задачах;

    дополнять задачу с недостающими данными возможными числами;

    находить разные способы решения одной и той же задачи, сравнивать их и выбирать наиболее рациональный;

    решать задачи на нахождение доли числа и числа по его доле;

    решать задачи практического содержания, в том числе задачи-расчеты.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

    обозначать геометрические фигуры буквами;

    различать круг и окружность;

    чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.

Учащийся получит возможность научиться:

    различать треугольники по соотношению длин сторон; по видам углов;

    изображать геометрические фигуры (отрезок, прямоугольник) в заданном масштабе;

    читать план участка (комнаты, сада и др.).

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

    измерять длину отрезка;

    вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;

    выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр. квадратный метр), используя соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

    выбирать наиболее подходящие единицы площади для конкретной ситуации;

    вычислять площадь прямоугольного треугольника, достраивая его до прямоугольника.

ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

    образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;

    заменять мелкие единицы счёта крупными и наоборот;

    устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/ уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;

    группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или нескольким признакам;

    читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.

Учащийся получит возможность научиться:

    классифицировать числа по нескольким основаниям (в более сложных случаях) и объяснять свои действия;

    самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.

АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

Учащийся научится:

    выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

    выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);

    выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

    вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).

Учащийся получит возможность научиться:

    выполнять действия с величинами;

    выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);

    использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

    решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;

    находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.

РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ

Учащийся научится:

    устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

    решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;

    оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

    составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;

    решать задачи на нахождение: доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть); начала, продолжительности и конца события; задачи, отражающие процесс одновременного встречного движения двух объектов и движения в противоположных направлениях; задачи с величинами, связанными пропорциональной зависимостью (цена, количество, стоимость); масса одного предмета, количество предметов, масса всех заданных предметов и др.;

    решать задачи в 3—4 действия;

    находить разные способы решения задачи.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ

Учащийся научится:

    описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;

    распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);

    выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

    использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

    распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

    соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

Учащийся научится:

    измерять длину отрезка;

    вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

    оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Учащийся получит возможность научиться:

    распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;

    вычислять периметр многоугольника;

    находить площадь прямоугольного треугольника;

    находить площади фигур путём их разбиения на прямоугольники (квадраты) и прямоугольные треугольники.

РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ

Учащийся научится:

    читать несложные готовые таблицы;

    заполнять несложные готовые таблицы;

    читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Учащийся получит возможность научиться:

    достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

    сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

    понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова (… и …, если…, то…; верно/неверно, что…; каждый; все; некоторые; не).

Особенности класса, в котором будет реализован учебный курс:

1 группа: дети с лёгким дефицитом познавательных и социальных способностей, трудности обучения которых обусловлены в первую очередь недостаточностью произвольной регуляции деятельности и поведения. Степень компенсируемости указанных особенностей зависит:

-от наличия достаточно типичных дисфункций:

- нарушения произносительной стороны речи,

-дисграфия (трудности формирования или нарушения письменной речи),

- дислексия (трудности формирования или нарушения чтения),

- моторная недостаточность,

-истощаемость психических процессов, др. нарушения нейродинамики,

- недостатки памяти, внимания и т.д.,

-от состояния эмоциональной сферы (недостаточность эмоциональной регуляции, различные эмоциональные расстройства) (Биккужин Даниил, Гуменный Денис, Ибрагимов Ренат, Томилова Ярослава, Черняев Лев, Заворина Софья)

2 группа: дети с преимущественным (умеренным или выраженным) дефицитом социальных способностей, проявляющихся:

-отсутствием или низким уровнем мотивации к учёбе,

-недостаточностью навыков произвольной регуляции поведения и деятельности, оппозиционными и демонстративными тенденциями.

-значительные трудности в овладении чтением и письмом.

-нарушения внимания, памяти, работоспособности, моторики (Загидуллин Станислав, Клецков Максим, Костров Олег, Павлов Кирилл, Цыпляков Максим)

3 группа: школьники, обнаруживающие на 1-м плане умеренный дефицит познавательных способностей (лёгкое психическое недоразвитие, касающееся всех сфер психики).

-уровень несформированности их познавательной деятельности требует особого подхода (практические пробы, многократное закрепление изученного материала ит.п.) (Костров Олег, Джафаров Дэвид, Решетникова Александра)

4 группа: дети, обнаруживающие совмещённый дефицит познавательных и социальных способностей, т. е. сочетают в себе признаки, типичные для двух последних групп (хотя степень познавательной дефицитарности у них несколько меньше, чем в 3-й группе).

Отнесение к этой группе во многом провоцируется социальными условиями (Клецков Максим)

Задачи коррекционно-развивающего  обучения детей младшего школьного возраста:

  • Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
  • Обогащение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребёнку осознанно воспринимать учебный материал.
  • Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения)
  • Формирование учебной мотивации: последовательное замещение отношений «взрослый-ребёнок», преобладающих на начальном этапе обучения в классах КРО, на отношения «учитель-ученик», которые служат основой для формирования познавательных интересов.
  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности(познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
  • Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений).
  • Повышение уровня общего развития школьников и коррекции индивидуальных отклонений.
  • Охрана и укрепление соматического и психического здоровья школьников.
  • Организация благоприятной социальной среды.

Содержание учебного предмета

1-й класс

(4 часа в неделю, всего – 132 ч)

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8 часов)

Признаки предметов. Сравнение предметов по размеру (больше -меньше, выше -ниже, длиннее -короче) и по форме (круглый, квадратный, треугольный и т.д.)

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева –справа, за –перед, между, вверху –внизу и др.)

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, на сколько больше (меньше).

Числа от 1 до 10.  Число 0. Нумерация (27 часов)

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счёт реальных предметов и их изображений, движений и др.

Получение числа путем прибавления единицы к предыдущему, вычитания единицы из числа, следующего за данным при счете.

Число о. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел.

Равенство, неравенство. Знаки <,>, =.

Состав чисел в пределах первого десятка.

Точка. Линии (кривая, прямая). Отрезок. Ломаная. Многоугольник. Углы, вершины и стороны многоугольника.

Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

Практическая работа: сравнение длин отрезков, измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (54 часа)

Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки «=», «-», «+».

Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в одно- два действия без скобок.

Переместительное свойство сложения

Приемы вычислений: прибавление числа по частям, перестановка чисел; вычитание

числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание с числом 0.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)

Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20.

Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.

Сложение и вычитание чисел вида 10+8, 18-8, 18-10.

Сравнение чисел с помощью вычитания.

Единица времени: час. Определение времени по часам с точностью до часа.

Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины.

Единицы массы: килограмм.

Единицы объема: литр.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание (22 часа)

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше 10, с использованием изученных приемов вычислений.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Решение задач в одно-два действия на сложение и вычитание.

Итоговое повторение (6 часов)

Числа от 1 до 20. Нумерация.

Табличное сложение и вычитание.

Геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник). Изменение и построение отрезков.

Решение задач изученных видов.

2-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 ч)

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 100.

Десяток. Счёт десятками. Образование и название двузначных чисел. Модели двузначных чисел. Чтение и запись чисел. Сравнение двузначных чисел, их последовательность. Представление двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания

Изменение результатов сложения и вычитания в зависимости от изменения компонент. Свойства сложения и вычитания. Приёмы рациональных вычислений.

Сложение и вычитание двузначных чисел, оканчивающихся нулями.

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Алгоритмы сложения и вычитания.

Умножение и деление чисел.

Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Операция умножения. Переместительное свойство умножения.

Операция деления. Взаимосвязь операций умножения и деления. Таблица умножения и деления однозначных чисел.

Величины и их измерение.

Длина. Единица измерения длины – метр. Соотношения между единицами измерения длины.

Перевод именованных чисел в заданные единицы (раздробление и превращение).

Периметр многоугольника. Формулы периметра квадрата и прямоугольника.

Цена, количество и стоимость товара.

Время. Единица времени – час.

Текстовые задачи.

Простые и составные текстовые задачи, при решении которых используется:

а) смысл действий сложения, вычитания, умножения и деления;

в) разностное сравнение;

Элементы геометрии.

Обозначение геометрических фигур буквами.

Острые и тупые углы.

Составление плоских фигур из частей. Деление плоских фигур на части.

Элементы алгебры.

Переменная. Выражения с переменной. Нахождение значений выражений вида а ± 5; 4 – а; при заданных числовых значениях переменной.

Использование скобок для обозначения последовательности действий. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них.

Решение уравнений вида а ± х = b; х – а = b; а – х = b;

Занимательные и нестандартные задачи.

Логические задачи. Арифметические лабиринты, магические фигуры, математические фокусы.

Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение.

3-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 ч)

Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 1 000.

Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел.

Дробные числа.

Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Умножение и деление чисел в пределах 100.

Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком».

Величины и их измерение.

Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь.

Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины.

Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы.

Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние.

Текстовые задачи.

Решение простых и составных текстовых задач.

Элементы алгебры.

Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а – х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а – х = с : b; х : а = с±b;а ∙ х = с±b;а : х = с ∙ b  и т.д.

Занимательные и нестандартные задачи.

Логические задачи.

Итоговое повторение.

4-й класс

(4 часа в неделю, всего – 136 ч)

Числа и операции над ними.

Дробные числа.

Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Числа от 1 до 1 000 000.

Числа от 1 до 1 000 000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1 000 000 000.

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1 000.

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение.

Оценка площади. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм2, км2.  

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость;  Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

. Встречное движение и движение в противоположном направлении.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий.

Занимательные и нестандартные задачи.

Математические игры.

Итоговое повторение.

Тематическое планирование

1 класс  (4 ч в неделю, всего 132 ч)

Раздел программы

Кол-во ча-сов

Тема урока

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (повышение уровня общего развития школьников и коррекции индивидуальных отклонений)

1

Счет предметов. Называние чисел в порядке их следования при счёте. Отсчитывание из множества предметов заданного количества.

1

Пространственные представления.Моделирование способов расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию.

1

Временные представления. Упорядочивание событий, расположение их в порядке следования

1

Столько же. Больше. Меньше. Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов

2

На сколько больше (меньше)? Сравнение двух групп предметов. Рисование взаимно соответствующих по количеству групп предметов

1

Странички для любознательных. Выполнение задания творческого и поискового характера

1

Проверочная работа. Сравнение групп предметов, разбиение множества геометрических фигур на группы

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация

27

Много. Один. Письмо цифры 1. Числа 1,2. Письмо цифры 2. Знаки +, - =. «Прибавить», «вычесть», «получится». Число 4. Письмо цифры 4. Длиннее. Короче. Одинаковые по длине. Число 5. Письмо цифры 5. Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись. Состав числа из двух слагаемых. Точка. Линия: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная линия. Знаки «<,>,=». Равенство. Неравенство. Числа 6,7. Числа 8,9. Число 10. Числа от 1 до 10. Сантиметр. Измерение отрезков. Число и цифра 0. Свойства 0.

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание

54

Арифметические действия  в пределах 10.+1, -1. Знаки +,-,=.

-1-1, +1+1. +2,-2. Сложение чисел. Вычитание чисел. Слагаемые. Сумма. Задача.Увеличение и уменьшение числа на 1. Увеличение и уменьшение числа на 2. Подготовка к введению умножения. Подготовка к введению деления. Умножение. Деление на равные части. Сложение и вычитание чисел. Умножение и деление чисел. Перестановка

чисел при сложении. Закрепление темы «Свойства арифметических действий» Закрепление «Сложение и вычитание чисел». Сложение с числом 0. Свойства вычитания. Деление на группы по несколько предметов. Сложение с числом 10. Закрепление по теме «Сложение и вычитание числа 0,10» Прибавление и вычитание числа 1. Прибавление и вычитание числа 2. Прибавление и вычитание числа 3. Прибавление и вычитание числа 4. Прибавление и вычитание числа 5. Прибавление и вычитание числа 6. Обобщение темы «Сложение и вычитание чисел от 1 до 6». Прибавление числа 7. Прибавление числа 8. Прибавление числа 9. Таблица сложения. Вычитание числа 7 Вычитание числа 8. Вычитание числа 9. Сложение и вычитание. Скобки. Числовые выражения со скобками, вида: (а+в)+с.  Числовые выражения со скобками, вида:с++в).

Числа от 1 до 20. Нумерация

12

Числа от 1 до 20. Название и запись чисел от 1 до 20.

Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Десятичный состав чисел от 11 до 20.

Отношения «равно», больше», «меньше» для чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с опорой на порядок следования чисел при счёте, с помощью действий вычитания).

Группировка чисел. Упорядочение чисел.

Составление числовых последовательностей.

Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание

22

Сложение и вычитание

Сложение. Слагаемое, сумма. Знак сложения. Таблица сложения. Сложение с нулём. Перестановка слагаемых в сумме двух чисел.

Перестановка и группировка слагаемых в сумме нескольких чисел.

Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания. Вычитание нуля.

Взаимосвязь сложения и вычитания.

Приёмы вычислений:

а) при сложении – прибавление числа по частям, перестановка чисел;

б) при вычитании – вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

Таблица сложения и вычитания в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0.

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем 10. С использованием изученных приёмов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Отношения «больше на…», «меньше на…». Нахождение числа, которое на несколько единиц (единица разряда) больше или меньше данного.

Итоговое повторение

6

Итоговое повторение. Отработка знаний и умений, приобретённых на предыдущих уроках. Решение текстовых задач изученных видов. Выполнение заданий на установление правила, по которому составлена числовая последовательность. Решение текстовых задач. Использование математической терминологии при составлении и чтении математических равенств. Итоговый контроль и проверка знаний

Тематическое планирование

2 класс, 136 часов

Раздел программы

Кол-во часов

Тема урока

Числа от 1 до 100. Нумерация

1

Числа от 1 до20.

2

Приёмы сложения и вычитания в пределах 20.

3

 Десяток. Счёт десятками до 100.

4

Числа от 11до 100. Образование и запись чисел.

5

Числа от 11до 100.Поместное значение чисел.

6

Однозначные и двузначные числа.

7

Миллиметр. Соотношение между мм и см.

8

Миллиметр .Закрепление.

9

Наименьшее трёхзначное число. Сотня.

10

Метр. Таблица единиц длины.

11

Контрольная работа по теме «Табличное сложение и вычитание»

12

Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание вида 35+5,35-5,35-30

13

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

14

Единицы стоимости: рубль, копейка.

15

Закрепление по теме « Нумерация чисел от 1до 100».

16

Страничка для любознательных.Что узнали . Чему научились.

17

Задачи  обратные данной.

18

 Сумма и разность отрезков.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

19

Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.

20

Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого.

21

Решение задач изученных видов. Закрепление.

22

 Единицы времени.Час. Минута.

23

Длина ломаной.

24

Контрольная работа по теме «Числовые выражения , содержащие действие сложение и вычитание»

25

Анализ контрольной работы. Решение задач.

26

Закрепление решения задач. Страничка для любознательных.

27

Порядок действий. Скобки.

28

Числовые выражения.

29

Сравнения числовых выражений.

30

Периметр многоугольника.

31

Свойства сложения.

32

Закрепление сочетательного и переместительного свойства сложения

33

Решение задач на сложение и вычитание.

34

Контрольная работа по теме «Порядок действий. Скобки»

35

 Анализ контрольной работы. Математика вокруг нас. Наши проекты. Узоры и орнаменты на посуде.

36

Что узнали. Чему научились Страничка для любознательных.

37

Подготовка  к изучению устных приёмов сложения и вычитания.

38

Приёмы вычислений для случаев вида 36+2,36+20

39

Приёмы вычислений для случаев вида

 36-2,36-20.

40

Приемы вычислений для случаев вида 26+4

41

Приемы вычислений для случаев вида 30-7.

42

Приемы вычислений для случаев вида 60-24.

43

Решение задач на нахождение суммы.

44

Решение задач на нахождение неизвестного слагаемого, суммы.

45

Решение задач с графической иллюстрацией.

46

 Приёмы  сложения  для   случаев  26+7.

47

Приёмы вычислений для случаев вида 35-7.

48

Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания с переходом через десяток.

49

Закрепление изученных приёмов сложения и вычитания  без перехода через десяток.

50

Закрепление изученных приёмов вычислений.

51

Контрольная работа по теме «Устные приёмы сложения и вычитания с переходом через десяток».

52

 Анализ контрольной работы.Что узнали. Чему научились. Страничка для любознательных

53

Буквенные выражения.

54

Выражения с переменной.

55

Уравнения.

56

Решение уравнений способом подбора.

57

Проверка сложения.

58

Проверка вычитания.

59

Решение уравнений. Закрепление.

Математический  диктант.

60

Решение уравнений и буквенных выражений

61

Закрепление устных приёмов сложения и вычитания.

62

Контрольная работа по теме «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100

63

Анализ контрольной работы. Что узнали . Чему научились.

64

Проверим себя и свои достижения. Закрепление сложения и вычитания.

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100 (письменные вычисления)

65

Письменный приём сложения вида 37+42,

45+23.

66

Письменный приём вычитания  вида 57-26

67

Проверка сложения и вычитания.

68

Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания.

69

Закрепление письменных приёмов сложения и вычитания. Угол. Виды углов                                  

70

 Письменный приём сложения вида 37+48.

71

Письменный приём сложения вида 37+53.

72

Прямоугольник. Математический  диктант.

73

Сложение вида 87+13.

74

Закрепление приёмов сложения.

75

Письменный приём вычитания вида 40-8.

76

Письменный приём вычитания вида 50-24.

77

Закрепление приёмов вычитания.

Страничка для любознательных.

78

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание  в пределах 100»

79

 Анализ контрольной работы. Решение примеров со скобками.

80

Вычитание вида 52-24.

81

Закрепление приёмов вида 75+16,82-65.

82

Закрепление приёмов вида 60-18,29+16.

83

Прямоугольник. Свойства сторон прямоугольника.

84

Квадрат. Свойства сторон квадрата.

85

Наши проекты. Оригами. Что узнали. Чему научились.

86

Контрольная  работа по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания»

Умножение и деление

87

 Анализ контрольной работы. Конкретный смысл действия умножения.

88

Приём умножения с помощью сложения

89

Задачи на умножение.

90

Периметр прямоугольника.

91

Приёмы умножения единицы и нуля.

92

Название компонентов и результата умножения.

93

Переместительное свойство умножения.

94

Контрольная работа по теме «Умножение»

95

Закрепление. Решение задач.

96

Конкретный смысл действия деления.

97

Деление. Закрепление.

98

Решение задач на деление на равные части.

99

Решение задач на деление.

100

Название компонентов и результата действия деления.

101

Что узнали. Чему научились.

Страничка для любознательных.

102

Контрольная работа по теме «Деление»

103

Решение задач на деление и умножение. Закрепление. Анализ контрольной работы.

104

Закрепление  умножения и деления. Помогаем  друг другу сделать шаг к успеху.

105

Связь между компонентами и результатом действия умножения.

106

Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.

107

Приёмы умножения и деления на10.

108

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

109

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

110

Равенства и неравенства. Свойства умножения.

111

Закрепление по теме «Умножение и  деление»

Табличное умножение и деление

112

Умножение числа 2 и на 2.

113

Составление таблицы умножения на 2.

114

Деление на 2.

115

Деление на 2. Закрепление.

116

Закрепление знания таблицы умножения и деления на 2.

117

Табличные случаи умножения на 2.

Что узнали. Чему научились. Страничка для любознательных.

118

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление на 2»

119

Умножение числа 3 и на 3.Анализ контрольной работы.

120

Таблица умножения на 3.

121

Деление на 3.

122

Таблица умножения и деления на 3. Закрепление.

123

Решение задач на умножение и деление.

124

Страничка для любознательных. Решение задач изученных  видов

125

Что узнали. Чему научились. Табличные случаи умножения и деления на 2, на 3.

126

Нумерация. Числа от 1 до 100.

127

Числовые  и буквенные  выражения.

128

Равенства. Неравенства. Уравнения.

129

Сложение и вычитание.

130

Свойства сложения.

131

Итоговая контрольная работа

132

Анализ контрольной работы. Решение задач.

133

Сложение и вычитание в пределах 100.

134

Единицы длины.

135

Геометрические фигуры.

136

Что узнали. Чему научились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...