Технологическая карта урока по математике 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)

Касаева Людмила Яковлевна

Тема "Состав  числа 12 и соответствующие случаи вычитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_2klass.docx108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики по ФГОС во 2 классе.

 Учитель Касаева Людмила Яковлевна

 Тема урока: Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания

 Тип урока:  Открытие новых знаний

 Дидактическая цель:  рассмотреть сложение однозначных чисел со значением суммы 12 и соответствующие случаи вычитания.

Задачи:

     образовательные:

     - совершенствовать знания состава чисел в пределах 20 и умение их записывать;

     развивающие:

      - развивать умение рассуждать;

      - совершенствовать умение решать задачи;

       - развивать логическое мышление;                                          

     воспитательные:

- способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, формировать коммуникативные способности.                                                                                                                                                                                    Дидактическое обоснование                                                                                                                                                                         

Учебник «Математика» 2 класс (1 часть), автор учебника Н.Б. Истомина, УМК «Гармония»                                                                                                                                                       

 Используемые технологии:                                                                                                                                                                                             - проблемное;                                                                                                                                                                                                                      - дифференцированное ( на этапе закрепления )                                                                                                                                               

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:

-ПК

Технологическая карта урока

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

2 МИН.

Включение детей в деятельность

Настрой   на работу в стихотворной форме

- Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность.

Что  ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

Эмоциональная минутка
АМО «Пожелание удачи»

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

Пожелание удачи на урок своему соседу, учителю.

Цель: создание ситуации успеха, прогнозирование успешного результата.

Необходимые материалы: -

Предварительная подготовка: запомнить четверостишие.

Технология проведения: учитель вместе с детьми проговаривает четверостишие.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Ребята развернувшись лицом к своему соседу по парте проговаривают вместе с учителем четверостишие и высказывают свои пожелания на урок друг другу и учителю.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово мы
Сильней, чем я.
Мы семья
И мы друзья.
Чтобы вы хотели пожелать сегодня на урок своему соседу по парте.
(Высказывают пожелания)

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 

(устный счёт)

5 МИН.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки

- Что изучали на предыдущем уроке?               - Легко ли вам было? Предлагаю повторить состав числа 11.

- Какое число пропущено? Объясните свой выбор.

- Верно, пропущено число 12.

- Что вы можете о нём рассказать?

- Состав числа 11.

- Да, быстро запомнил состав числа.

- Нет, состав числа учил долго.

(запись на доске, цепочкой называют ответы, неверные ответы дети исправляют)

 1.                             9     5    3    7    4      2     8    6

                                 .      .     .     .     .       .      .     .

(на доске таблица с числами)

- Пропущено число 12, потому что числа идут в порядке возрастания. В каждом столбике одно число больше другого на 4.

2.          

      1

        2

       3

      4

      5

        6

       7

      8

      9

       10

       11

      *

- Число 12 – некруглое, чётное, двузначное, состоит из одного десятка и двух единиц, для записи этого числа нам понадобилось две разные цифры – 1 и 2, его соседи – 11 и 13, по отношению к нему 11 – предыдущее, 13 – последующее.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логические-

Анализ объектов с целью выделения признаков

3.Постановка учебной задачи

1 МИН.

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

- Ребята попробуйте сформулировать тему урока.

- Правильно вы будете изучать состав числа 12.

- А где пригодятся вам эти знания?

Что же нового вы узнаете сегодня на уроке?

 АМО «Цветик-семицветик»      

Ставят цели, формулируют тему урока

- На уроке мы будем говорить о числе12.

- На прошлом уроке мы узнали состав числа 11, значит - сегодня узнаем состав числа 12.

- Будем решать примеры, считать.

- Чтобы решать примеры в пределах 20.

- В магазине посчитать сдачу.

Необходимые материалы: «лепестки» из цветной бумаги.                                                                                                          Технология проведения: учитель раздает заранее приготовленные лепестки                                                                                                   просит учащихся написать на лепестках то, что они хотят узнать на уроке.                                                                                                          доску приклеиваются лепестки с надписями, но надписи должны быть                                                                                              обратной стороне

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения 

6 МИН.

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

  АМО «Творческая мастерская»    

Цели:

1.Организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации                                                                                                          построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний.
                                                                                                         2.Развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы.

  АМО «Творческая мастерская»          

Диалог учителя и детей

№151

- Сколько голубых кружочков в первом ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод.

- Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел.

- Сколько голубых кружочков во втором ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод.

 Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел.

- Сколько голубых кружочков в третьем ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод.

 Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел.

- Сколько голубых кружочков в четвёртом  ряду? А сколько красных? Сколько всего? Сделай вывод.

 Запишите число 12 в виде суммы двух однозначных чисел.

- Примеры, которые записали, обведите рамочкой и постарайтесь запомнить состав числа 12.

 

Составляют план достижения цели и определяют средства. Работа в парах.

(дети открывают учебник, объясняют и записывают с комментированием)

10 + 2 = 12          8 + 4 = 12           6 + 6 =12

                              2        2               4        2

7 + 5 = 12                   9 + 3 = 12

 

  3      2                         1      2

Прослушать объяснение детей.

Далее продолжается работа по закреплению новых знаний.

- Голубых – 9 кружочков. А красных – 3. Всего           их – 12. Значит – 9 и 3 – это состав числа 12.

(дети записывают у доски)

 9 + 3 = 12

- Голубых – 8 кружочков. А красных – 4. Всего           их – 12. Значит – 8 и 4 – это состав числа 12.

(дети записывают у доски)

 8 + 4 = 12

- Голубых – 7 кружочков. А красных – 5. Всего           их – 12. Значит – 7 и 5 – это состав числа 12.

(дети записывают у доски)

 7 + 5 = 12

- Голубых – 6 кружочков. А красных – 6. Всего           их – 12. Значит – 6 и 6 – это состав числа 12.

(дети записывают у доски)

 6 + 6 = 12

(дети читают хором примеры)

    9 + 3 = 12        8 + 4 = 12          

    7 + 5 = 12        6 + 6 = 12

   

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физминутка 

1 МИН.

Снятие усталости с глаз

Электронная физминутка «Капитоша»

Следят глазами за двигающимися  по экрану фигурками

5. Первичное закрепление

14 МИН.

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

1. Давайте  рассмотрим рисунки №146 на странице 43.

- Расскажите, объясните друг другу по какому признаку фигуры разбили на две группы и выберите выражения, которые соответствуют рисунку и объясните, что обозначает в них каждое число.

2. Задание на развитие логического мышления. №150.

- Ребята что вы видите на картинках? Ответьте на вопрос: Какова масса собаки? А какова масса кошки?                          - Объясните почему вы так считаете.

Проговаривают способ решения в громкой  речи, выбирают рисунок и дают пояснение.

( дети работают в парах, объясняют, громко рассуждают, исправляют ошибки другого)

- На картинках мы видим весы, гири и животных – собаку и кота.

- Масса собаки 9кг, т.к. справа на весах две гири весом 10кг и 1кг – это всего 11кг. Мы видим, что вес одинаковый , возле собаки стоит гиря в 2кг, чтобы было 11кг надо добавить 9кг – это и есть вес собаки.

- На второй картинке надо узнать вес кота. Справа стоят гири – 10кг и 2кг, справа гиря 5кг и кот, а мы знаем, что 10 + 2 будет 12, значит и слева тоже 12кг, сегодня на уроке мы выучили состав числа 12 и узнали, что 12 – это 5 и 7, значит вес кота 7кг.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

2. Практическая задача.

№ 148  

- Начертите отрезок длиной 1дм 2см. Выбери пары отрезков, сумма длин которых равна длине отрезка АК.

- Опишите  устно план выполнения задания.

2. Дети выполняют №148 стр.44

(объясняют и описывают план выполнения задания)

- Мы начертили отрезок АК длиной 1дм  2см – это 12см, т.к. в 1дм – 10см. Затем берём линейку и измеряем отрезки ЕМ, ОЕ, АМ, АD, МК, АО.  Отрезок ЕМ – 10см, ОЕ – 2см, АМ –4 см , АD – 5см, МК –8 см, АО –7 см  

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

10 МИН.

Организация деятельности по применению новых знаний

Задание  №147 стр.44

- Самостоятельно выберите пары выражений, значения которых одинаковы. Запишите и решите выражения.

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, на полях карандашом поставьте оценку. Будьте очень внимательны.

Самостоятельная работа. Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Дети самостоятельно записывают и решают. Затем меняются тетрадями, проверяют и оценивают товарища.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

8.Физминутка

1 МИН.

Снятие мышечного напряжения пальчиковая игра ( Электронная физминутка «Прятки»)

Выполнение упражнений под песенку

8.Обобщение

и систематизация знаний

3 МИН.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

1. Устное решение №152.

- Прочитайте текст и объясните, что обозначает на схеме каждый отрезок.                     – Как узнать сколько тетрадей в линейку у девочки?

Игровая ситуация

                                                                                                          Учитель поддерживает активную                                                                                                                       умственную деятельность                                                                                                                                  обучающихся                  

2. Игра «Почтальон» (у одного ученика конверты с числом 11, у другого – 12, у третьего – 13.  Дети сидят за партами и показывают карточки, почтальон должен быстро найти правильный ответ и отдать ребятам конверт)  

- На рисунке мы видим отрезок. Весь отрезок обозначает количество тетрадей, которые есть у Лены. Отрезок АЕ обозначает тетради в клетку – их 7. Отрезок ЕК обозначает тетради в линейку.

- Чтобы узнать, сколько тетрадей в линейку надо из всех тетрадей (12), вычесть тетради в клетку (7), получится – 5.

6 и 5     7 и 4       9 и 2         3 и 8

8 и 4      9 и 3       7 и 5        6 и 6

9 и 4       7 и 6      5 и 8        10 и 3

(с ответом – 11 конверты получает более слабый ученик, с ответом – 12 средний и с ответом 13 -сильный)

9. Рефлексия деятельности

(итог урока)

2 МИН.

1.Организация рефлексии

- Сегодня на уроке вы познакомились

 с  …

- Что удалось на уроке, а что нет?

АМО  «Цветик-семицветик

Цель: учет ожиданий учеников.
Участники: все учащиеся.                                                                                                         Необходимые материалы: «лепестки» из цветной бумаги.                                                                                                            

Определяются задания для самоподготовки. Проверка соответствующих записей.

Стр. 44   №149

АМО «Сообщение»    

     Цель: провести рефлексию деятельность учащихся.
                                                                                                         
                                                                                                           Необходимые материалы: картинки в виде смайликов.
Проведение: из предложенного набора смайликов выбрать тот, который «отражает» настроение ученика в конце урока. При наличии времени каждый может объяснить, что означает выбранная картинка, если времени немного, можно опросить несколько учеников. Вы, наверное, часто в сообщения используете смайлики, они предают ваши эмоции и настроение. Вот и сейчас вы «расскажите» о своем настроении, используя картинки, которые есть у вас. Оцените свою работу на уроке, выбрав смайлика.

                       

 

Технология проведения: учитель открывает лепестки с записями учеников,  и обсуждаются ожидания учеников.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

- Составом числа 12.

- Составлять примеры на сложение с ответом 12. Не все случаи запомнил.

- Запомнил, что надо разложить число  и дополнить до десятка, затем добавить остаток.

Записывают домашнее задание

Участники: все учащиеся.

Смайлики дети прикрепляют магнитами на доску.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике 3 класс. Тема урока : " Площадь прямоугольника"

Технологическая карта урока математики в 3 классеУМК: «Школа России»Предмет: МатематикаУчебник: «Математика 3 класс» М.И.Моро, М.А.Бантова Тема: «Площадь прямоугольника»Тип: Урок «открытия» новог...

Технологическая карта урока по математике 1 класс.Учебник Г.В.Дорофеев.Т.Н. Миракова « Математика» 1 часть стр. 104-105;

Тип урока- изучение нового материала. Тема урока:  "Задача".План урока.1.Организационный момент.2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.3. Изучение нового материала.4. Первичное закре...

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"

Технологическая карта урока по математике на тему: "Класс миллионов и класс миллиардов"...

Технологическая карта урока по математике в 1 классе «Школа России» Тема урока: Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».

Цель урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить со знаками >, <, =; научить выполнять записи с этими знаками; закреплять знания состава чисел, развивать умение рассуждать.Планиру...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Технологическая карта урока по математике на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч"

Технологическая карта урока по математике  на тему : "Нумерация. Класс единиц и класс тысяч" 4 класс...