Математика 1 класс. Формирование понятия числа 6. Состав числа 6
план-конспект занятия по математике (1 класс)

Понятие натурального числа раскрывается с первых дней обучения детей математике в процессе выполнения ими операций над конечными множествами, а также в процессе измерения длины отрезков, а позднее веса, площади и др. Формирование понятия натурального числа в процессе счета и измерения обогащает содержание этого понятия; кроме того, идея меры и измерения получает при этом правильное истолкование. Поэтому уже при изучении первого и второго десятков включаются единицы измерения длины — сантиметр и дециметр, которые используются для измерения длины отрезков путем наложения, а несколько позднее применяется масштабная линейка. 

Учитель начальных классов на первых порах должен быть очень внимателен к ошибкам, которые могут возникнуть у детей в процессе счета. Пропуск или ошибочный порядок в назывании числительных (“один”, “два”, “три”, “пять”), или неумение относить числительное к предмету (ребенок называет, например, одно числительное, а указывает последовательно на два предмета), или неумение определять количественный результат (“один, два, три, четыре… всего восемь”).

В начальном курсе математики количественное натуральное число рассматривается как общее свойство класса конечных равномощных множеств. Поэтому, когда учащиеся изучают число “один”, на странице учебника приводятся изображения одного предмета: одно ведро, одна девочка, один стол и т.д. Когда изучают число “четыре”, на странице учебника приводятся изображения различных совокупностей, содержащих четыре элемента: четыре кубика, четыре дерева, четыре палочки и т.д. Так происходит при изучении всех чисел первого десятка, но число элементов во множестве определяется путем пересчета. Таким образом, количественное и порядковое натуральное число выступает в начальном обучении в тесной взаимосвязи, в единстве.

С этими сторонами числа учащиеся знакомятся при изучении первого десятка.

 

Необходимо предлагать детям считать различные предметы, показывая их в различной группировке, необходимо давать задания на сравнение количественно одинаковых, но качественно различных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема: Формирование понятия числа 6

Цели: Обучающая: создать условия для формирования понятия числа 6.

закрепить знания о месте числа 6 на числовом луче;

Развивающая: развивать умение сравнивать предметы, обсуждать, делать выводы, учить строить определения и записывать цифру 6.

Воспитывающая: учить детей договариваться между собой, учить распределять работу, осуществлять взаимоконтроль.

I Этап актуализации знаний

Матем.диктант

  1. Запишите число, которое получится, если (5-4)  от 5 отнять 4. (1)
  2. Отступите на 1 клетку вправо, поставьте точку. Запишите число, которое стоит перед числом 3. (2)
  3. Отступите на 1 клетку вправо, поставьте точку. Запишите число, которое стоит между числом 2 и 4. (3)
  4. Отступите на 1 клетку вправо. Число, следующее за числом 3. (4)
  5. Отступите на 1 клетку вправо. Первая часть 2, вторая часть – 3. Запиши целое. (5)
  6. Отступите на 1 клетку вправо. (6+1) Сколько будет, если к шести прибавить 1? (7)
  7. Отступите на 1 клетку вправо. Запишите число, следующее за числом 5. (6)

Поменяйтесь тетрадками. Проконтролируйте работу соседа.

1,2,3,4,5,7,6

II Этап разрыва

На доске «Числовой луч»

    0   1   2   3   4   5   6   7

Учащиеся сравнивают свой числовой ряд с числовым рядом соседа и сверяют правильную запись с доски. (ставят «+» и «-»)

-Внимательно посмотрите, какое число «заблудилось»? (6)

III Этап постановки вопроса

- Почему? (Число 6 должно стоять между числами 5 и 7)

-Кто догадался, с каким числом мы сегодня будем работать? (с числом 6)

-А как получить число 6?

IV Этап поиска ответа на поставленный вопрос

На парковке стояло 5 машин. Приехала ещё 1 машина. Сколько стало машин? (6)

   I       (Придвинуть и пересчитать)

Как мы получили 6? (К 5 прибавили 1)

                       Это же самое покажем на геометрических фигурах

- Положите на стол 5 больших треугольника        

- Добавьте один большой треугольник

- Сколько в этом целом предметов? (6)                                                                 I

- Стало больше? (Да)

- На сколько больше? (На один)

(Сначала было пять предметов, потом добавили еще один предмет)

                      Это же запишем с помощью знаков    5+1=6

Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1)

Какие есть другие способы получения числа 6? (От семи убрать 1)

V Работа с  числовым лучом

 «Числовой луч»                      1)Давайте найдем место числа 6 на числовом луче.

                                                   2) Предшествующее число 5, последующее 7. Между

    0   1   2   3   4   5   6   7             числом 5 и 7 (соседи)  

 3) Он стоит правее, чем число 5, значит больше. 6>5  

     И левее, чем 7, значит меньше 6<7      5<6<7

Если к числу прибавить 1, то получится последующее число, а если от числа отнять 1, то получится предыдущее число.

VI Предметный уровень (в парах)

Физ-минутка

Работа в парах

(У) один ученик кладет на парту 6 разных предмета на стол

(Уч) другой ученик рисует на листочке любые геометрические фигуры

(Уч) проверяет, если правильно записано – ставит +.   Затем дети меняются ролями

VII Моделирование

(в тетрадях)

Нарисуйте 6 квадратиков

6 кружочков

6 треугольников

- Сколько мы нарисовали       ?  (6)

- Сколько мы нарисовали       ?   (6)

- Сколько мы нарисовали      ?     (6)

- Как называется этот значок? (Цифра 6)

Показ цифры 6 на доске

- Откроем тетради (дети пишут цифру 6)

IX Подведение итогов

Чему мы учились сегодня на уроке? (Число 6)

Что такое число 6?  (Число 6 – это целое, состоящее из шести предметов)

Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1)

Оценочная шкала: 1) Умею ли я называть число, которое стоит перед  и после числа 6?

  1. Умею ли я писать цифру 6?
  2. Знаю ли я состав числа 6?

Урок математики в 1 классе

Тема: Состав числа 6

Цели: Обучающая: создать условия для формирования знания  числа 6.

закрепить знания о месте числа 6 на числовом луче;

создать условия для открытия других способов получения числа 6 с помощью числового луча.

Развивающая: развивать умение сравнивать предметы, обсуждать, делать выводы, учить строить определения.

Воспитывающая: учить детей договариваться между собой, учить распределять работу, осуществлять взаимоконтроль.

I Этап актуализации знаний

Давайте вспомним, чему учились на предыдущем уроке. (Узнали число 6)

Что такое число 6?  (Число 6 – это целое, состоящее из шести предметов)

Как образуется число 6? (Надо к 5 прибавить 1)

5+1=6

II Этап разрыва

4+1=5

4+2=?   (6) Значит, чтобы получить число 6, можно не только к 5 прибавить 1.

III Этап постановки вопроса

- Как другим способом получить число 6?

IV Этап поиска ответа на поставленный вопрос

- Положите на стол 5 больших треугольника          в первом ряду

- Положите на стол 4 маленьких треугольника         во втором ряду

- Положите 3 квадрата              в третьем  ряду

- Добавьте в I ряд один большой треугольник

- Сколько в этом целом предметов? (6)

- Стало больше? (Да)

- На сколько больше? (На один)

- Добавьте во II ряд еще два маленьких треугольника

- Сколько в этом целом предметов? (6)

- Стало больше? (Да)

- На сколько больше стало? (На два больше)

- Добавьте в III ряд еще три квадрата

- Сколько в этом целом предметов? (6)

- Стало больше? (Да)

- На сколько больше? (На три)

- Что их объединяет? (Число 6)

- О чём говорит число 6? (Это одно целое, состоящее из шести предметов)

V Работа с  числовым лучом

Это же покажем на  «Числовом луче»         1) Из каких частей состоит число 6?

                             +1                    

                                                   5+1=6                                 6-1=5      

    0   1   2   3   4   5   6   7              

                           +2            Если к 4нужно прибавить 2, то сначала 4+1+1=6 делаем 2 шага

                                                   4+2=6                  6-1-1=4

    0   1   2   3   4   5   6   7              

                          +3               Если к 3 нужно прибавить 3, то сначала 3+1+1+1=6 (3 шага)

                                                   3+3=6              6-1-1-1=3

    0   1   2   3   4   5   6   7              

                          +4           Если к 2 нужно прибавить 4, то сначала2+1+1+1+1=6 (4 шага

                                                     2+4 =6           6-1-1-1-1=2

    0   1   2   3   4   5   6   7              

                          +5                  Если к 1 прибавить 5, то сначала 1+1+1+1+1+1=6 (5 шагов)

                                                   1+5 =6      6-1-1-1-1-1=1

    0   1   2   3   4   5   6   7              

Переместительное свойство сложения

5+1=6      4+2=6

1+5=6      2+4=6

VI Моделирование

(в тетрадях)

работа в парах

На трех клумбах распустились цветы. В первой клумбе – 6 роз, во второй – 3 лилии, в третьей – 2 ландыша. Сколько должно распуститься цветов во второй и третьей клумбах, чтоб стало везде поровну?

Нарисуйте 6 квадратиков

3 кружочка

2 треугольника

- Сколько мы должны нарисовать       ?  (ни одного)

- Сколько мы должны нарисовать       ?   (3)

- Сколько мы должны нарисовать      ?     (4)

По сколько должно быть цветов во всех трёх клумбах? (во всех трёх клумбах должно быть по 6 цветов)

VII Подведение итогов

Чему мы учились сегодня на уроке? (Узнали как другими способами можно получить число 6)

Оценочная шкала

  1. Умею ли я называть число, которое стоит перед  и после числа 6?
  2. Умею ли я писать цифру 6?
  3. Знаю ли я состав числа 6?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс по теме " Изучение числа 5, состав числа 5" Урок-сказка"Муха Цокотуха

laquo;МОУ СОШ № 7»          УРОК МАТЕМАТИКИ в 1 КЛАССЕ ПО СИСТЕМЕ«ШКОЛА 2100»АВТОР Л.Г.ПЕТЕРСОНТЕМА «ИЗУЧЕНИЕ ЧИСЛА 5, С...

Урок математики в 1 классе по теме « Число 10. Состав числа 10.»

Урок разработан в системе развивающего обучения с применением ИКТ, где у учащихся формируется учебная самостоятельность, создаются такие учебные ситуации, в которых нет готовых способов действий...

Урок математики . "Число 10. Состав числа 10"

Урок разработан для учащихся 1 класса по программе "Школа 2100"...

Конспект урока математики "Число 10. Состав числа 10".

Урок предназначен для обучающихся 1 класса по программе "Школа 2100"...

Конспект урока математики в 1м классе по теме "Состав числа 7. Числа 1-7"

Урок математики составлен по программе "Школа 2100"...

Разработка урока математики в 1 классе по теме: "Вычитание из числа 10. Состав числа 10."

Предмет:  математика "Школа России" ФГОСКласс 1Тема: "Вычитание из числа 10. Состав числа 10."Технологии: ИКТ, работа в парах...

конспект урока математики в 1 классе "Число 7. Состав числа 7. Муравьи"

Тема: «Состав числа 7. Числа 1-7. Жизнь муравьёв».Данный урок математики разработан по учебнику Математика 1 класс (авторы М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова).Тип урока – комбин...