Сложение дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока по математике (4 класс)

Коблик Наталья Романовна

технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Основные этапы организации учебной деятельности.

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты

(УУД)

1.Организационный момент

1 мин

Мотивация к учебной деятельности

-Здравствуйте ребята.

-Садитесь.

-Проверьте свою готовность к уроку.

-Здравствуйте.

Садятся.

Проверяют готовность к уроку.

КУУД

ЛУУД

2. Актуализация знаний

7 мин

Повторение изученного ранее

- Записываем в тетради число «28 сентября. Классная работа».

(На доске выписаны дроби)

- Прочитайте дроби: 5/4 и 5/8, 2/5 и 3/5.

- Как называются числа: 5, 2, 3?

- Как называется числа 4, 8, 5?

- Что показывает знаменатель?

- Что показывает числитель?

- Сравните эти дроби.

- Расположите дроби в порядке возрастания. Ребята, что значит в порядке возрастания

Прочитайте дроби: а) 3/7, 3/5, 3/4, 3/2; б) 4/5, 3/5, 8/5, 1/5.

- Проверим, так ли вы расположили дроби?

- У кого иной ответ? Почему?

- Когда вы расставляли дроби в порядке возрастания, на что вы обращали внимание в первом и во втором случае?

Читает кто-то один

- Числитель.

- Знаменатель.

- Показывает  количество частей, на которое разделили целое.

- Показывает количество взятых частей.

- 5/4 больше чем 5/8, если у дробей одинаковые числители, но разные знаменатели, то меньше та дробь, у которой знаменатель больше; 2/5 больше чем 3/5, если у дробей одинаковые знаменатели, значит меньше та дробь, у которой числитель меньше.

- От большего к меньшему.

а) 3/7, 3/5, 3/4, 3/2;

б) 1/5, 3/5, 4/5, 8/5.

Один ученик выходит выполнять задание  к доске.

- В первом случае на знаменатель, т.к. у дробей одинаковые числители, а во втором – наоборот.

ПУУД,

МУУД

3. Постановка учебных задач

4. Открытие новых знаний

3 мин

10 мин

Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий.

Знакомство с новым материалом

- Ребята, прочитайте задачу (на доске):

Миша разделил шоколадку на четыре  равные части. Если 2/4 шоколадки съел друг, а Миша съел ¼, то какая часть оказалась съеденной?

- О чём говорится в задаче?

- На сколько частей разделили шоколадку?

        

- Что нужно найти? Каким действием найдем ответ?

- Можем ли мы выполнить сложение? Почему?

- Назовите тему урока.

- Какие учебные задачи вы поставите перед собой?

- Какая часть досталась другу? А Мише?

(записываю дроби 1/4 и 2/4)

- Что можно сказать о знаменателе этих дробей?

Представьте, что полоска – это шоколадка (раздаю полоски из бумаги).

- Разделите ее на 4 равные части, путём перегибания бумаги. Покажите ту часть, которую съел Миша.

- Что означает число 1?

- Заштрихуйте эту часть.

- А теперь, покажите ту часть, которую съел друг Миши. Что означает число 2? Заштрихуйте эту часть.

- Как узнать какую часть они съели вместе? Сколько они съели таких кусочков?

Посмотрите, сколько частей они съели.

Какая это часть? Как записать решение задачи?

- Ответили ли мы на вопрос задачи? Что нужно было найти по условию задачи? Что мы для этого сделали?

- Как вы получили дробь 3/4? Значит, чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, что нужно сделать?

Читают задачу.

- О Мише и его друге, о том, как они разделили между собой шоколадку (на 4 равных части).

- Сколько часть шоколадки съели мальчики. Сложением.

- Не умеем складывать дроби.

- Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

- Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями, научиться применять правило в решении задач и примеров.

- 2/4 шоколадки, Миша съел ¼ шоколадки.

- Они одинаковые.

Показывают и объясняют.

- Миша съел 1 часть от всей шоколадки (один кусочек).

Показывают и объясняют.

-  Означает, что друг съел 2 части от всей шоколадки (два кусочка).

- Сложить части, которые съели по отдельности Миша и его друг.

- 3 части (три кусочка).

- Четвертая, 2/4+1/4=3/4 части они съели.

- Сколько часть шоколадки съели мальчики.

- Сложили числители, а знаменатели не складывали (знаменатель остается прежним).

МУУД,

РУУД

4. Первичное закрепление

10 мин

Применение правила в решении задач и примеров

- Откройте учебники на странице 36, прочитайте правило.

Давайте все вместе проговорим правило.

Прочитайте задание №2.

- О чем говорится в задаче?

- Что нужно найти?

- Что нужно для этого сделать?

- Чтобы проверить, верно, ли мы решили задачу, расчертите у себя в тетрадях отрезок. Сколько клеток нужно прочертить и почему?

- Как отметить на отрезке 3/17 и 7/17?

Сколько всего клеток получилось?

- Сходится с ответом? Значит, мы правильно решили задачу.

Физкультминутка

-Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим в припрыжку, молодцы, вы ребятишки!

- Прочитайте вторую задачу. Вы решите ее  самостоятельно.

- Ребята, о чем говорится в задаче?

- Что нужно найти?

- Какой ответ у вас получился? Как вы его нашли? У кого получился другой ответ?

- Молодцы, ребята.

- Прочитайте задание №3. Что нужно сделать?

Запишите ответы, какое слово получилось?

- Выполним следующее задание. Нужно подобрать рисунок к каждому выражению.  Объясните почему.

- Что вы заметили? Что обозначает дробь 5/5? Что особенного в записи этой дроби?

- Повторим все вместе.

Читают правило.

Читают задачу.

- Кондитер украшает торт вишенками и малиной. Малина должна занимать 7/17 торта, вишней – 3/17.

- Найти, ту часть торта, которая будет украшена ягодами.

- Сложить 3/17 и 7/17, 3/17+7/17=10/17 (ч.)

- 17 клеток, так как знаменатель дробей равен 17.

- 3 клетки и еще 7 клеток.

- 10 клеток.

Читают задачу.

- О вышивке салфетки, которую нужно украсить стебельчатым швом (1/7 салфетки) и гладью (5/7 салфетки).

- Какая часть салфетки должна быть украшена.

1/7 + 5/7 = 6/7 часть салфетки.

Читают задание. Нужно сложить дроби.

- 14/15 – Б; 50/60 – Р; 61/78 – Е; 270/300 – Т; 120/150 – А; 295/300 – Н; 132/150 – Ь.

- 1/5+1/5=2/5 – Б)

1/5+2/5=3/5 – В)

2/5+2/5=4/5 – А)

2/5+2/5+1/5=5/5 – Г)

- Дробь, числитель и знаменатель которой  равны между собой, обозначает число 1 (целое).

ПУУД,

КУУД,

ЛУУД

Самостоятельная работа

5 мин

Закрепление материала

- Бабушка разделила пирог на 6 равных частей. Если 3/6 от всего пирога съел Петя, а Катя – 2/6 пирога,  то какая часть оказалась съеденной?

- Маша купила в магазине воздушные шары.

Сестре она отдала 4/10 шаров, а брату 2/10 шаров.

Какую часть шаров Маша отдала брату и сестре?

Проверим решение задачи.

Выполняют решение:

1) 3/6+2/6=5/6(ч.) пирога съели.

Ответ: 5/6 часть.

2) 4/10+2/10=6/10(ч.) шаров отдала сестре и брату.

Ответ: 6/10 часть.

ПУУД

Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

4 мин

Формирование умений оценивать себя

- Назовите тему урока. Какие учебные задачи вы ставили перед собой в начале урока?

- Кто сможет сказать, как находят сумму дробей с одинаковыми знаменателями?

- Что вы еще сегодня узнали?

-Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы, которые вы видите на доске: «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»

«Сегодня мне удалось…»

«Теперь я могу…»

«Было трудно…»

- Ребята, запишите домашнее задание.

- Сегодня вы хорошо работали, спасибо за урок. Урок окончен.

- До свидания.

- Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

-Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями, научиться применять правило в решении задач и примеров.

- Складывая дроби, с одинаковыми знаменателями, мы складываем только их числители.

- Дробь, числитель и знаменатель которой  равны между собой, обозначает число 1 (целое).

Продолжают фразы

- До свидания.

ЛУУД,

ПУУД

Технологическая карта урока

Предмет: Математика

Класс: 4

Тема урока: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: ознакомить с алгоритмом сложения дробей с одинаковыми знаменателями; закрепить понятие дроби; продолжать  закреплять навыки счёта; решать текстовые задачи ранее изученных видов.

Познавательные УУД

1. ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

2. отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

 3. добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); 

4. перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты; 

5. делать выводы на основе обобщения умозаключений;

6. преобразовывать информацию из одной формы в другую;

Регулятивные УУД:

1. самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом

2. совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

3. работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;

4. в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД

1. доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций; 

2. доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

3. слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

4. читать про себя тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, отделять новое от известного,  выделять главное, составлять план; 

5. договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

1. придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;

2. в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: Учебник, презентация, оценочные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Урок составлен по ОС "Школа 2100" по учебнику Л.Г.Петерсон...

"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Открытый урок по математике  с использованием интерактивной доски для 4 класса по учебнику Петерсон...

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Схема- конспект урока математике в 4 классе по программе " Школа 2100"...

Открытый урок по математике 4 класс «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Систематизация теоретических знаний по изучаемой теме и проверка умения применять эти знания при решении практических заданий. Изучение правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинако...

Урок математики учителя начальных классов МОУ «СОШ № 13» Пилягиной Ирины Вячеславовны Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....