Урок математики
план-конспект урока по математике (3 класс)

Гладийчук Ярослава Николаевна

Урок помогает учащимся учиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа «Центр образования» г.Волгодонска

Урок математики по теме:

«Решение задач экологического характера»

УМК «Планета знаний»

3 класс

Учитель начальных классов: Гладийчук Я.Н.

Волгодонск

2017г.

Тема: Решение задач экологического характера. Внетабличное умножение и деление.

Цель: Закрепление знаний, умений и навыков учащихся по теме «Внетабличное умножение и деление»

Задачи.

1. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь.

2. Расширить представления учащихся о необходимости охраны окружающей среды.

3.Помочь учащимся научиться строить своё поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Оборудование:  плакаты с изображением сосны, ели, можжевельника, лиственных и хвойных деревьев, карточки для словарной работы (фитонциды, фильтровать), карточки  для индивидуальной работы учащихся.

Ход урока.

1.Орг. момент.

- Сегодня на уроке математики мы с вами будем не только решать примеры и задачи, закрепляя полученные знания, но и узнаем новое из окружающей нас жизни.

2.Сообщение темы и цели урока

Сейчас очень важно стало беречь и охранять нашу природу?

И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, т.е. в мир природы.

Звучит запись “Звуки леса”

Дети с закрытыми глазами слушают

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём!

– Итак, в путь! Прежде чем отправиться в путь, выполним упражнения для разминки:

3.Устный счет

- Решив все примеры, вы сможете расшифровать то, что здесь зашифровано.

- Взаимопроверка   «Посадил дерево – помог планете».

40·5:100=

О

15 : 15=

П

49:7+9·8=

В

28 · 3=

Е

80 : 16=

А

3·11-30=

С

75 : 5=

Т

48 : 3=

М

63:9+25=

Г

34 · 2=

Д

(12+6):3 =

И

55:5+4·8=

Р

68 : 2=

Л

77 : 7=

Н

4·15+12=

!

3

13

52

5

68

64

34

 

68

84

43

84

79

13

3

13

1

13

32

3

34

5

11

84

15

84

72

- А зачем люди сажают деревья?

4. Решение задач. Беседа о значении леса в жизни человека и природы.

– На следующем этапе нашей работы нам надо установить значение леса в жизни человека и природы. Помогут нам в этом задачи.

- На семью из 3 человек в сутки требуется 51 кг чистого воздуха. Сколько килограммов чистого воздуха потребуется на семью из 5 человек?

- Деревья являются легкими нашей планеты и обеспечивают нас кислородом, но оказывается, кроме этого деревья еще отфильтровывают наш воздух. Как вы понимаете значение слова отфильтровывают? »?

Словарная работа.

(ФИЛЬТРОВАТЬ —пропускать вещество через фильтр, который очищает его. Чистить, выбирать)

Давайте решим следующую задачу:

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный – на 35 т больше. Сколько тонн пыли отфильтровывает лиственный лес? Лиственный и хвойный вместе?

- Решение задачи. (35+35)+35 =105 (т)-отфильтровывают лиственный и хвойный лес вместе.

5.Физ минутка.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем – крылья сложили назад.

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.

6. Решение задачи

-А сейчас мы с вами узнаем об еще одном удивительном свойстве деревьев, которое так же приносит пользу человеку.

Один гектар хвойного леса выделяет за сутки – 5 кг фитонцидов, лиственного – на 2 кг меньше, а можжевелового – на 23 кг больше, чем один гектар хвойного и лиственного вместе. Сколько килограммов фитонцидов выделяют один гектар лиственного, гектар хвойного и гектар можжевелового леса?

    - Что такое фитонциды?

Словарная работа.

ФИТОНЦИДЫ – вещества, убивающие бактерии.

- О чем говориться в задаче?

- Что нам известно?

- Какой главный вопрос задачи?

Хвойный лес – 5кг

Лиственный лес - ?, на 2 кг меньше ?

Можжевеловый лес - ?, на 23 кг больше

(Один ученик решает задачу на доске с комментированием)

5+2= 7 (кг) – выделяет лиственный лес.

5+7 = 12(кг) –  выделяют хвойный и лиственный леса вместе.

12+23 = 35 (кг) – выделяет можжевеловый лес.

5+7+35= 47(кг) – всего.

Ответ: 47 кг.

ВЫВОД: Лес это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле.

7.Правила поведения в лесу.

– Хотели бы вы видеть наш лес таким? Почему же становятся редкими, исчезают многие растения и животные? Кто в этом виноват? В жизни человеку отведена очень важная роль, потому что он может многое изменить на Земле. Но вмешательство в природу часто бывает опасным. Особенно когда люди не понимают, какими могут быть последствия их действий.

Представим, что животные могли бы заговорить. Вот о каких правилах поведения в лесу они бы нам рассказали.

Лягушка:        Хорошо гулять в лесу

        Видеть всю его красу.

        Подышать, поиграть

        Землянику собрать.

        

(увидела теремок)

- Ой, что это за теремок?

- Терем, теремок, кто в тереме живёт?

        (никто не отвечает)

- Буду в нём теперь я жить

  Лес от браконьеров и туристов сторожить

- (вывешивает на домик табличку "Лесник" )

        - Становлюсь на стражу леса

                         И красот его чудес,

                         Пусть здоровье, вдохновенье

          Дарит нам красавец- лес!

Рассказчик:

        Серый зайчонок

        Пошёл погулять.

        Маме -зайчихе

        Цветочков нарвать.

(зайчик идёт по лесу , останавливается у цветов)

Зайчик:           Вот нашёл в лесу фиалку,

        А срывать её мне жалко.

        Пусть останется в лесу -

        Лучше ландыш принесу.

        И на ландыш поглядел

        Его тоже пожалел

        Пусть останется в лесу -

        Одуванчик принесу.

        - Нет, не буду их я рвать

           Буду л лучше охранять.

        ( увидел теремок)

- Ой, что это за теремок?

- Терем, теремок, кто в тереме живёт?

(выскакивает лягушка)

- Я лягушка-лесник.

-А, ты , кто?

- А я зайка всем цветочкам - охраняйка.

-   Давай вместе жить,  

    Лес от браконьеров и туристов сторожить.

Рассказчик:

                       Вот красавица лиса

        Лес проведывать пришла.

(важно вышагивает лиса)

Лиса:               Мой лес – здоровье, красота и наслажденье,

        И для художников он вдохновенье.

        Вот по лесу идёшь

        И дышишь, наслаждаешься,

        Не зря, мой лес,

        Ты лёгкими планеты называешься.

        ( вдруг видит теремок)

- Ой, что это за теремок?

- Терем, теремок, кто в тереме живёт?

        ( выскакивают лягушка и зайка)

- Я лягушка-лесник.

-  Я зайка всем цветочкам - охраняйка.

-А, ты , кто?

- А я лиса всему лесу  - краса.

-   Давай вместе жить,  

    Лес от браконьеров и туристов сторожить.

Рассказчик:

                       Ёжик тоже прибежал,

        Лесу он привет сказал.

        Муравейник большой

        Обошёл он стороной.

Ёжик:        Хлопотливы, муравьишки,        

                   Эти славные детишки

         Их санитарами зовут

         И кислоту они дают.

         В общем, лечат от болезней,

         Насекомых нет полезней.

        ( увидел теремок)

- Ой, что это за теремок?

- Терем, теремок, кто в тереме живёт?

( выскакивают лягушка, зайка и лиса)

- Я лягушка-лесник.

-  Я зайка всем цветочкам - охраняйка.

 - Я лиса всему лесу  - краса.

- А, ты , кто?

 - А я ёжик – защитник муравьёв и разных мошек.

-   Давай вместе жить,  

    Лес от браконьеров и туристов сторожить.

Рассказчик:

                      Волк по лесу бежит,

        Во все стороны глядит.

Волк:        - Чую где-то в лесу дым.

( хватается за голову)

                   -  Фу, можно сделаться седым.

( обращается к зрителям)

        - В лесу лучше не шумите.

           Гнёзд вы птичьих не губите.

          Лес не засоряйте

          И костров не разжигайте .

( поворачивается и видит теремок)

- Ой, что это за теремок?

- Терем, теремок, кто в тереме живёт?

( выскакивают лягушка, зайка, лиса и ёжик)

- Я лягушка-лесник.

-  Я зайка всем цветочкам - охраняйка.

 - Я лиса всему лесу  - краса.

-   Я ёжик – защитник муравьёв и разных мошек.

- А, ты , кто?

- А я волк- знаю я в природе толк.

-   Давай вместе жить,  

    Лес от браконьеров и туристов сторожить.

(Все идут в теремок и поют песенку)

        

                                Хорошо нам вместе жить,

        Хорошо нам всем дружить.

Рассказчик:

                     Мишка- увалень пришёл.

        Весь лесок он обошёл,

        Только мёду не нашёл.

        ( от злости всё  на своём пути пинает)  

Медведь:

          Распроклятые вы, пчёлы,

          Ёлы –палы, палы – ёлы.

           Всех сейчас я разорву,

           Если мёда  не найду.

        ( увидел теремок)

 - А это, что за дом?  ( радостно потирает лапы)

 - Может, может пчёлы в нём?

(выскакивают все звери и по очереди говорят)

Лягушка:        Много бед ты натворил

        Муравейник разорил.

Зайчик:           Поломал в лесу кусты.

 

Лиса:            Сбил ты лапами грибы.

Ёжик            А ведь ты уже не мал.

Волк:              Мы не пустим   тебя в лес,

        Уходи из этих мест.

( все надвигаются на медведя)

Медведь:

                 - Ой, простите, простите, меня.

        Я не буду природу губить,

        Буду беречь её и любить.

( все звери выстраиваются)

        

Лягушка:        Мы хотим, чтоб птицы пели,

        Чтоб вокруг леса шумели,

        Чтобы были голубыми небеса.

Зайчик:           Чтобы бабочка резвилась

        И была на ягодах роса.

Лиса:              Мы хотим, чтоб солнце грело,

        И берёза зеленела,

        И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Ёжик:             Чтобы белочка скакала,

        Чтобы радуга сверкала,

        Чтобы лил весёлый дождь.

Волк:              Лесная тень, лесная тишь

        Полным-полно чудес.

        Ты перед сказкою стоишь,

        А сказка эта – лес.

Медведь:       Ты эту сказку сохрани,

        Люби, жалей и береги!

( все хором)

        Лес – наше богатство.

        Его – береги!

Вывод:

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  3. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

– Молодцы, ребята, теперь вы знаете, как правильно вести себя в лесу и никогда не причините вред природе

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

8 .Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак. Вот и подошел к концу наш урок.

- Что нового для себя вы узнали на уроке?

- Как же мы с вами можем помочь легким нашей планеты?

- Какие задания на уроке вызвали у вас затруднения? С чем вы легко справились?

9.Дом.задание. Выставление оценок

Задачи для домашнего задания:

1.Каждый житель Земли расходует в год такое количество бумаги, которое получают из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на вашу семью? На наш класс?

2.Карликовая туя за три года вырастает на 60 см. На сколько сантиметров она отрастает за 5 лет?

3.По боковым побегам ели можно узнать ее возраст. В год вырастает один побег. Только первые три года ель не дает побеги. Сколько лет ели, у которой 12 боковых побегов?

Скажем на прощанье лесу: «До свиданья,

Ты расти на радость людям,

Мы любить тебя ведь будем,

Темный лес, чудный лес,

Полный сказок и чудес!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...