Моя методическая копилка
план-конспект урока

Котова Мария Ивановна

Предварительный просмотр:

Тема: С. Михалков «Как друзья познаются»

Цель: продолжить знакомство с биографией С. Михалкова; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.

Задачи урока: 

Образовательные: познакомить с произведением С.Михалкова «Как друзья познаются»; работать над навыком выразительного чтения;

Развивающие: развивать монологическую форму устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать читательский интерес к произведениям С. Михалкова; воспитывать уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.

Формируемые УУД: познавательные- умение раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром, умение характеризовать главных героев, работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы; регулятивные- умение планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, контролировать свои действия, быть внимательным; личностные- умение создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть вежливым, опрятным, активным на уроке; коммуникативные- умение работать в группе, паре, принимая равное участие, умение выслушать товарища, обогащение связной речи.

Оборудование: портрет  К.И.Чуковского, учебник литературное чтение 2 класс, презентация.

Ход работы

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Потрудиться в самый раз!

Эй, дружочек, не зевай,

Новые знания добывай!

II. Речевая разминка

-Прочтите скороговорку:

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

-А сейчас давайте прочтем хором, очень быстро, шепотом.

  1. Самоопределение к деятельности

-Давайте вспомним, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке?

Так же мы с вами читали рассказ «На горке». Сейчас проведем викторину по рассказу. Вам надо выбрать правильный ответ и показать карточку с нужной цифрой.

Автор рассказа «На горке»

  1. Сергей Михалков
  2. Николай Носов
  3. Корней Чуковский

Что строили ребята во дворе?

  1. Каток
  2. Лыжню
  3. Снежную горку

Как звали мальчика, который горку не строил?

  1. Котька
  2. Мишка
  3. Вовка

Чем посыпал Котька горку, чтобы взобраться на неё?

  1. Глиной
  2. Песком
  3. Землей

Как Котька починил горку?

  1. Посыпал её снегом
  2. Не стал помогать и ушел домой

Котьке так понравилось работать, что он еще проделал:

  1. Ямку
  2. Ступеньки
  3. Крылечко

- Ребята, сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, что я вам прочитала одним словом.

- Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду. (Стихотворение)

- Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе: - Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой. (Сказка)

- Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и складывали его под стенку сарая в кучу. (Рассказ).

- А сегодня мы познакомимся с новым литературным жанром – басня.

Что такое басня?

Басня – это краткий поучительный рассказ, может быть и в стихотворной форме. Главные герои басен обычно бывают животные, под которыми подразумеваются люди. В баснях высмеиваются плохие черты человека: жадность, трусость, безделье.

- Сегодня мы с вами прочитаем басню, которую написал известный детский писатель Сергей Владимирович Михалков.

Тема нашего урока: С. Михалков «Как друзья познаются». А какую цель мы можем поставить перед собой?

познакомить с произведением С.Михалкова «Как друзья познаются»; работать над навыком выразительного чтения.

  1. Работа по теме урока

Презентация « Биография С. Михалкова»

-Какие факты из жизни автора вы узнали?

-Ребята, что такое дружба?

-Бывали ли у вас случаи, когда было трудно, а друг не пришел на помощь?

-Как вести себя с таким другом? Продолжать дружить? Или прервать дружбу с ним?

-В решении этого вопроса поможет нам басня С. Михалкова «Как познаются друзья».

  1. Физкультминутка  
  2. Продолжение работы по теме урока

-Откройте учебники на странице . Читаем по цепочке. Я начинаю, а вы следите и продолжите.

- Чтение по ролям (отрывок).

Вопросы к прочитанному:

- Назови персонажей басни.

- Куда они отправились?

–С какой целью?

–Какая трудность ожидала друзей?

–Что сказал Кабан Бобру? – прочитайте.

–Это были искренние слова Кабана?

- Что же случилось?

–Хотели ли друзья спасти Бобра?

–Почему отказался прыгать Кабан?

–А как вы думаете, была ли искренней Лиса, которая просила Кабана прыгнуть за Бобром?

–Как оценил действия друзей Бобер? – Что он сказал? - прочитайте

–Как вы думаете прав ли Бобер?

- Похоже ли содержание басни на пословицу «Друзья познаются в беде»? Объясните.

-Какими качествами обладает каждый герой? Запишите самостоятельно на карточках.

Слова для справок: умный, несмышлёный, неопытный упрямый, вежливый, хвастливый, самоуверенный горделивый, воспитанный, любознательный.

Чтение по ролям.

-Найдите и прочитайте в тексте:

-Кто кому предложил 1 пройти через мостик? Каким голосом?

-Что сказала лиса?

-Кто первым увидел, что бобр попал в беду?

-Что сделал кабан?

-Откуда послышался голос бобра?

-Какой голос был у него?

-Кто предложил пойти дальше и каким голосом?

-Как ответил Бобер?

  1. Подведение итогов

-Вспомним, какому автору мы посвятили наш урок?

-Какие факты из жизни Михалкова вы узнали?

-Какое произведение мы читали?

-Чем оно вам запомнилось?

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне было трудно…

  1. Домашнее задание.

- Выразительное чтение + отвечать на вопросы



Предварительный просмотр:

Тема: К.И.Чуковский «Путаница»

Цель: продолжить знакомство с биографией К.Чуковского; повторить литературоведческую терминологию (рифма), сведения о малых жанрах фольклора; развивать образное и ассоциативное мышление, память, внимание.

Задачи урока: 

Образовательные: познакомить с произведением К.И.Чуковского «Путаница»; работать над навыком выразительного чтения;

Развивающие: развивать монологическую форму устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать читательский интерес к сказкам К.И.Чуковского; воспитывать уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.

Формируемые УУД: познавательные- умение раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром, умение характеризовать главных героев, работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы; регулятивные- умение планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, контролировать свои действия, быть внимательным; личностные- умение создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть вежливым, опрятным, активным на уроке; коммуникативные- умение работать в группе, паре, принимая равное участие, умение выслушать товарища, обогащение связной речи.

Оборудование: портрет  К.И.Чуковского, учебник литературное чтение 2 класс, презентация.

Ход работы

I. Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Потрудиться в самый раз!

Эй, дружочек, не зевай,

Новые знания добывай!

II. Речевая разминка

-Прочтите скороговорку:

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

-А сейчас давайте прочтем хором, медленно, очень быстро.

  1. Самоопределение к деятельности

-Давайте вспомним, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлом уроке? (Д.Хармс)

-С какими произведениями данного автора вы знакомы? (ответы детей)

-С каким литературным жанром мы познакомились на прошлом уроке?

-Посмотрите на слайд и прочтите отрывок:

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

-Ребята, а вы знаете, из какого произведения взят отрывок? (Путаница)

- А кто автор этого произведения? А хотите узнать еще?

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Тема нашего урока: К.И. Чуковский «Путаница». А какую цель мы можем поставить перед собой?

-Знакомо ли вам имя данного автора?

- Какие произведения, написанные Чуковским, вы знаете? (Айболит, Бармалей, Краденое солнце, Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Федорино горе )

  1. Работа по теме урока

-В сорока минутах езды от Москвы, в одном из красивых уголков Подмосковья - в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей страны.

Слайд

Вставал он очень рано, в 5 ч утра, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. А ложился спасть в 9 ч вечера. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.

Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

До 37 лет он не писал детских сказок и стихов.

Слайд

- У К.И. Чуковского было четверо детей.

Случилось так, что ему пришлось срочно ехать со своим маленьким сыном, который заболел, у которого была высокая температура, в вагоне поезда. И чтобы он не хныкал, стал рассказывать ему сказку.

Слайд

- Жил да был Крокодил.

Он по улицам ходил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил –

Крокодил, Крокодил

Крокодилович!

Сын перестал плакать, а потом оказалось, что запомнил наизусть эту сказку.

Слайд

- Однажды Корней Иванович сидел за своим письменным столом, и услышал плач своей младшей дочери, которая не хотела умываться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал…

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

- Это слова из сказки?..

Слайд

- Этим маленьким его друзьям “от двух до пяти” он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки - громадный, громогласный, не похожий ни на кого, щедрый на ласку. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем “Чукоша”.

-Какие факты из жизни автора вы узнали?

  1. Физкультминутка  
  2. Продолжение работы по теме урока

-Откройте учебники на странице 104. Читаем по цепочке. Я начинаю, а вы следите и продолжите.

- Чтение по ролям (отрывок).

Вопросы к прочитанному:

- Назови персонажей сказки. Кто из них самый серьёзный? Как его называет автор?

- Чем “Путаница” похожа на небылицу?

- Какое настроение создаёт автор?

  1. Подведение итогов

-Вспомним, какому сказочнику мы посвятили наш урок?

-Какие факты из жизни Чуковского вы узнали?

-Какие сказки автора вы любите? 

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке мне было трудно…

  1. Домашнее задание.

- Выучить отрывок из “Путаницы” наизусть.



Предварительный просмотр:

Тема: Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»

Цель: познакомить учащихся с произведением Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»

Задачи урока: 

Образовательные: познакомить с произведением Ганса-Христиана Андерсена «Дикие лебеди»; работать над навыком выразительного чтения;

Развивающие: развивать монологическую форму устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать читательский интерес к сказкам Г.-Х. Андерсена; воспитывать уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.

Формируемые УУД: познавательные- умение раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром, умение характеризовать главных героев, работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы; регулятивные- умение планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, контролировать свои действия, быть внимательным; личностные- умение создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, быть вежливым, опрятным, активным на уроке; коммуникативные- умение работать в группе, паре, принимая равное участие, умение выслушать товарища, обогащение связной речи.

Оборудование: портрет  Г.Х. Андерсена, учебник литературное чтение 4 класс, презентация.

Ход работы

I. Организационный момент

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Можно и урок начать.

II. Речевая разминка

-Прочтите скороговорку:

Король на корону копейки копил,

Да вместо короны корову купил.

А этот король на корову копил,

Да вместо коровы корону купил.

-А сейчас давайте прочтем хором, медленно, очень быстро.

  1. Самоопределение к деятельности

-Посмотрите на кроссворд, который лежит перед вами, вам необходимо разгадать его, а ключевое слово поможет нам узнать тема нашего урока.

-Какое слово получилось у вас по горизонтали?

Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Тема нашего урока: «Сказки Г.-Х. Андерсена». А какую цель мы можем поставить перед собой?

-Знакомо ли вам имя данного автора?

- Какие произведения, написанные Андерсеном, вы знаете?

  1. Работа по теме урока

-Откройте учебники на странице 35.

-О чем вам рассказывают фотографии?

-Современный ли город изображен на них?

-Кому поставлены памятники?

-А о том правильны ли ваши ответы мы узнаем из сообщений, которые вы подготовили дома. Прежде чем мы войдем в волшебный мир сказок, давайте поговорим о жизни автора. Но для начала давайте вспомним, как необходимо выступать с сообщениями или докладами.

Алгоритм выступления с сообщением

1.  Сообщение нужно рассказывать, а не читать

2. Перед началом назвать тему сообщения

        а) Тема моего сообщения….

        б) Я хочу рассказать вам о ….

3. Лучше сказать 6-7 важных фраз, чем нудно читать 12 предложений

4. Чтобы сообщение получилось грамотным и интересным необходимо заранее потренироваться выступая перед родителями или зеркалом

5. После выступления уметь отвечать на вопросы учителя и одноклассников.

  1. Физкультминутка    
  2. Продолжение работы по теме урока

-А сейчас я предлагаю вам открыть учебники на странице 36-37. Работа в парах: обсудите иллюстрации к сказкам Андерсена

-Соотнесите иллюстрации и текст.

-Как называются эти сказки?

-Кто их главные герои?

-Посмотрите на слайд. Сейчас мы с вами узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки автора, которого мы сегодня вспомнили. На слайдах представлены вопросы, за каждый правильный ответ я ставлю вам по одному баллу. Начинаем.

  1. Подведение итогов

-Давайте вспомним, какому сказочнику мы посвятили наш урок?

-Какие факты из жизни Андерсена вы узнали?

-Как называется страна в которой жил писатель?

-Какие сказки Андерсена вы любите?

-Чем они вам нравятся?

  1. Рефлексия

-У вас на столах лежат небольшие круги. Я предлагаю вам нарисовать смайлик, который отражает ваше настроение во время урока. Смайлик- это символ для передачи эмоций. Если урок вам понравился, вы получили много новых знаний, урок был интересным- нарисуйте улыбку, если возникли трудности, что то было непонятно - рисуем грустное изображение.  



Предварительный просмотр:

Тема: «Умножение чисел 7,8»

Цель: составление таблицы оставшихся случаев табличного умножения в пределах 20.

Задачи урока: 

Образовательные: способствовать запоминанию таблицы умножения на 7,8.

Развивающие: развивать познавательную активность, математическую речь, внимание, мышление, расширять кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, хорошую мотивацию, достижение прочных знаний по предмету, воспитание у учащегося чувства доброты, милосердия.

Формируемые УУД: познавательные- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; регулятивные- определять цель учебной деятельности с помощью учителя; коммуникативные- формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; личностные- понимать универсальность математических способов познания закономерностей мира, уметь строить и преобразовывать модели отдельных процессов и явлений, уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.

Ход работы

  1. Организационный момент

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Можно и урок начать.

  1. Актуализация знаний

-Устный счёт по цепочке:

1) 7+9 16-7 5+8

4+8 14-6 8+6

15 -8-3 18+0-9 9+5-7

11-5+2 17-1-5 13-4+6

-Представьте сумму одинаковых слагаемых в виде произведения, но для начала откройте тетради, запишите число и классная работа.

4+4+4+4+4

 На слайде задание. Один ученик решает на доске, остальные в тетради.

- Посмотрите на эти произведения:

1*3

6*1

1*10

- Что, ребята, вы заметили? (варианты ответов детей)Правильно, мы умножаем все числа на 1.

- Сделайте вывод, сформулируйте правило умножения числа 1.

ВЫВОД: При умножении числа 1 на любое число получается то же самое число. 

0*2

8*0

0*9

Что вы заметили ? Чем похожи данные произведения? (Мы умножаем число 0). Какой вывод мы можем сделать? ( Ребята делают вывод)

ВЫВОД: При умножении числа 0 на любое число получается 0.

  1. Самоопределение к деятельности
  2. Так что такое умножение? (Сложение одинаковых слагаемых). Давайте вспомним элементы умножения. (множитель, множитель, произведение)

Сколько будет палочек, если взять 2 раза по 7 палочек? 2 раза по 8 палочек? Давайте запишем в виде выражений (записывают самостоятельно) 2*7=14 2*8=16

-Проверяем. Кто допустил ошибку, делает хлопок руками.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

-Тема нашего урока математики: «Умножение чисел 7,8»

Работа по теме урока

-Откройте учебники на странице 61. Устно выполняем номера 1-3. Мы только что разобрали номер 1.

Прочтите задание 2. В неделе 7 дней, сколько дней в двух неделях?Ответ:14 (Проверка с объяснениями детей). Прочтите номер 3. Ответ:16.

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

-Посмотрите внимательно на №5 на стр. 61. Выполняем письменно. Записываем в тетради число. Сегодня 12 ноября. Классная работа. Читаем условие задачи. О чем говорится в задаче? Что надо узнать? Выполним схематический чертеж к задаче.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/11/16/k_5a0ce8637af85/439063_2.jpeg

Сколько было коробок? Разделим отрезок на три части.

Что известно о каждой коробке? (В первой и во второй было по 8кг, а в третьей — 3 кг.)

Прочитайте первый вопрос задачи.

Как это узнать? (Надо по 8 взять 2раза, т. е. 8 умножитьна 2.)

Какой второй вопрос задачи?

Какое действие выполним? (Сложим печенье в первой и во второй коробках с печеньем в третьей коробке.)

Составьте решение. Запишите самостоятельно. Проверяем (8+8=16 16+3=19). Кто решил верно- хлопните в ладоши.

-Молодцы!

-Откройте рабочие тетради на стр. 58. Разбор номера 1, 3. 3 номер взаимопроверка, обмен тетрадями с соседом.

Дополнительно если остается время: № 8 (с. 62). Ответ: 6 треугольников: АБВ, АБД, АБГ, ГБД, ДБВ, ГБВ

  1. Подведение итогов урока

-Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке?

-Что такое умножение?

  1. Рефлексия

-У вас на столах лежат небольшие круги. Я предлагаю вам нарисовать смайлик, который отражает ваше настроение во время урока. Смайлик- это символ для передачи эмоций. Если урок вам понравился, вы получили много новых знаний, урок был интересным- нарисуйте улыбку, если возникли трудности, что то было непонятно - рисуем грустное изображение.  

  1. Домашнее задание

-Учебник: № 6 (с. 61).

Тетрадь на печатной основе: № 7 (с. 59).



Предварительный просмотр:

Тема: «Трава у нашего дома»

Цель: формирование представления о наиболее встречающихся травянистых растениях.

Задачи урока:

Образовательные: формирование представления об изменениях в мире  растений и в мире неживой природы .

Развивающие: развивать память, мышление, внимание, коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость и речевые умения

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, хорошую мотивацию, достижение прочных знаний по предмету, воспитание у учащегося чувства доброты, милосердия.

Планируемые результаты: личностные- уметь строить речевые высказывания; предметные- формировать знания об основателях Москвы; метапредметные- формировать умение работать в парах и группах.

Оборудование: учебник, презентация

Ход работы

  1. Организационный момент

Здравствуйте друзья, меня зовут  Мария Ивановна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте свою готовность к уроку: на партах у вас лежат учебники, тетради на печатной основе. Все готовы, приступаем к уроку.

  1.  Самоопределение к деятельности

-А начать я хотела бы с повторения темы материала. Какой предмет мы изучаем? (окр.мир)

-Что понимается под понятием окр.мир? (все что нас окружает)

-На какие 2 группы можно разделить? (природа и предметы сделанные человеком)

-Природа в свою очередь бывает (живая,неживая)

-К неживой природе мы относим …

-А звезды можно отнести к этой группе?  Сейчас мы с вами выполним тестирование и проверим, кто читал дома материал учебника. (Звездное небо осенью) На слайде вопросы.

  1.  Работа по теме урока

-К живой природе относятся растения, животные, а какие растения вы знаете? деревья ( растения, имеющие один ствол), кустарники ( у них несколько стволиков), травы( не имеющие ствола).

-Сегодня на уроке мы будем разговаривать с вами о травах, которые вы часто видите во дворе или на даче, но не задумываетесь о том, чем они полезны для людей. Стр.141 методички «Почему трава желтая».

-Давайте разберемся что же такое трава.

-Посмотрите на экран и отгадайте загадку. Давайте прочтем о полыни на странице 70.

-Следующая загадка. Стр.71 прочтем о крапиве.

  1. Физкультминутка
  2.  Продолжение работы по теме урока

-Продолжаем отгадывать загадки (загадка о подорожнике и рассказ учителя о нем)

-Какое растение еще можно увидеть на развороте? (рассказ о птичьей гречишке)

-Откройте учебник на стр.72. Найдите в атласе-определителе на с.44-58 растения, изображенные на рисунках в учебнике. Прочитайте комментарии атласа к каждому растению. Вспомните, приходилось ли вам встречать эти растения в природе. Опишите устно одно из них.

  1.  Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали?

- Назовите несколько трав?

- Для чего они нужны?

- Надо ли беречь нашу природу?

  1.  Рефлексия

-Посмотрите на слайд и продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Затруднения у меня вызвало…

Я могу поставить себе оценку … потому что …

  1. Домашнее задание

Прочитать текст в учебнике на стр. 70-73, ответить на вопросы в рубрике «Проверим себя»



Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова»

Цель: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Задачи урока:

Образовательные: совершенствовать умение распознавать и проверять безударные гласные с помощью различных приемов.

Развивающие: развивать память, мышление, внимание, коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость и речевые умения

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, хорошую мотивацию, достижение прочных знаний по предмету, воспитание у учащегося чувства доброты, милосердия.

Формируемые УУД: познавательные- сопоставление имеющихся знаний с требуемыми для выполнения поставленной учебной задачи; умение находить в тексте места, где легко допустить ошибку; умение при необходимости пользоваться справочной литературой; коммуникативные- речевое отображение содержания совершаемых действий, перенос во внутренний план умственных действий и понятий; регулятивные- определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельный поиск средств ее осуществления; личностные- знание языка, культуры своего народа.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал.

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Здравствуйте ребята, напоминаю, что меня зовут Мария Ивановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Для начала проверьте всё ли у вас готово к уроку. На партах лежат  учебники, тетради, карточки с заданиями. Улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём работать.

  1. Актуализация знаний

-Откройте свои тетради, запишите число и классная работа. Давайте выполним словарную работу. Записываем слова, устно подбирая к ним проверочные. Не забывайте ставить ударение и подчеркивать орфограмму.(Записывают под диктовку слова: снеговик, нога, кольцо, зеленый, овощ).Обратите внимание на слово овощ. Как проверить написание? Совершенно верно, проверить нельзя.

  1. Самоопределение к деятельности

-Какой раздел учебника мы с вами сейчас изучаем? (Звуки, буквы)

-На какие 2 большие группы делятся звуки? (гласные, согласные)

-В каких позициях бывают гласные звуки в слове? (ударные, безударные)

-О каких безударных гласных звуках в корне слов мы говорили сначала в течении нескольких предыдущих уроков? (Проверяемых ударением)

-Чему будем учиться? (Учиться писать слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова).

-Как называются такие слова? (словарные)

-Сегодня мы продолжим работу над темой «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слов».

-Ребята, а вам сложно запоминать словарные слова? А хотите научиться запоминать их легко? Сегодня на уроке я покажу вам приемы, при помощи которых вам станет легче запоминать словарные слова.  

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

-Послушайте стихотворение.

Желтые мышки.

За окном ветерок веселится:

То попрыгает, то притаится.

И листочки бегут по дорожке,

Словно желтые мышки от кошки.

В. Орлов

- В каких словах мы можем проверить безударные гласные в корне? (окно, ветерок, веселится, притаился, листочки, бегут)

- Устно подберите к ним проверочные слова.

- Написание каких слов проверить нельзя? (дорожке, желтые)

- Почему? (нет проверочных слов)

- Что надо сделать, чтобы правильно написать эти слова? (запомнить их написание или посмотреть в словаре)

  1. Работа по теме урока

Работа по учебнику

-Прежде чем мы приступим к выполнению задания, я бы хотела рассказать вам про такой прием, как ассоциации. Вы знаете, что такое ассоциации? Посмотрите на слайд. Слова с непроизносимыми гласными легче запомнит при помощи ассоциаций. Давайте записывать слова с помощью этого приема.

-Откройте учебники на стр. 102,упражнение 156. Читаем задание. (Методичка стр.152). Давайте запишем слова, разделяя их на столбики и подбирая ассоциации.

  1. Физкультминутка
  2. Закрепление изученного материала

Следующий прием, с помощью которого мы можем легче запоминать словарные слова, называется  картинки. Внимательно посмотрите на доску. (Слово овощ, лопата, ягода, конфета показать на доске.) С помощью вот таких изображений вам всегда легче будет запоминать непроизносимые гласные.  

Следующий метод, который мы рассмотрим, называется рассказ. Посмотрите на упражнение 157. Данные слова можно разделить на 2 группы: с непроверяемой гласной о и а. Выбираем слова с непроверяемой о и составляем рассказ, например: ворона пила молоко, сорока клевала огурцы, все это находилось в посуде. С непроверяемой гласной а: мальчик зашел в комнату, снял сапоги, попросил у мамы карандаш и сказал спасибо.

Ваша задача сейчас поработать в группах и составить свой рассказ по моему примеру со словами из второго задания этого номера.

  1. Подведение итогов урока

-О каких безударных гласных звуках в корне слов мы говорили сегодня на уроке? (слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова).

-Как называются такие слова? (словарные)

-Какие приемы для запоминания словарных слов, мы разобрали сегодня на уроке? (АССОЦИАЦИИ, С ПОМОЩЬЮ КАРТИНОК, С ПОМОЩЬЮ РАССКАЗА)

-Как вы считаете, данные приемы пригодятся вам при запоминании слов?

  1. Рефлексия

Посмотрите на слайд и продолжите предложения.

Домашнее задание

Упр.91 стр.51 в рабочей тетради



Предварительный просмотр:

Тема: «Москва- преемница Владимира»

Цель: формирование представления об истории Москвы, как о русском старинном городе.

Задачи урока:

Образовательные: формирование представления об эпохе начала Московского княжества, знакомство с князьями того времени и их ролью в истории России.

Развивающие: развивать память, мышление, внимание, коммуникативные способности, познавательный интерес, орфографическую зоркость и речевые умения

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, хорошую мотивацию, достижение прочных знаний по предмету, воспитание у учащегося чувства доброты, милосердия.

Планируемые результаты: личностные- уметь строить речевые высказывания; предметные- формировать знания об основателях Москвы; метапредметные- формировать умение работать в парах и группах.

Оборудование: учебник, презентация

Ход работы

  1. Организационный момент

Здравствуйте друзья, меня зовут  Мария Ивановна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Проверьте свою готовность к уроку: на партах у вас лежат учебники, тетради на печатной основе. Все готовы, приступаем к уроку.

  1.  Самоопределение к деятельности

-А начать я хотела бы с пословицы: «Не будет добра, коль меж своими вражда»- гласит народная мудрость. Как вы думаете что это значит? Откройте учебники на стр. 28 и прочитайте о какой бее писал летописец в 1134 г. ?

-Как вы понимаете значение слова «междоусобицы»?(Княжеские войны в Древней Руси) 

-Как вы думаете, как это повлияло на историю нашего государства? (оно стало слабее, не было единства между народами)

  1.  Работа по теме урока

-В 13 в. На Русь обрушилось много тяжелых испытаний. С юга пришло монголо- татарское войско. Сначала выясним, кто такие монголо- татары.

Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.  

Монголы жили в юртах- легких домах из жердей и волока. При переезде юрты разбирались и грузились в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть ни пить по два- три дня и легко переносили холод. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

 Племена монголов были многочисленные и сильны военной организацией. Кочевая жизнь делал каждого монгола умелым наездником и искусным воином. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе. Дети с 2 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины так же хорошо ездили верхом на лошадях и не хуже мужчин управлялись с оружием, которое всегда носили с собой.

Посмотрите на монгольского воина. Можно заметить что воины имеют легкое снаряжении, хорошо вооружены.

Поздней осенью 1237 г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному государству. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимировскому и черниговскому князьям, но те откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой- пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью монголо- татары заняли Колому, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные города Руси. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4 тыс. вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались только развалины. Но и их Хан приказал стереть с лица земли.

 В 1240 г. был разграблен и разрушен Киев. О тех временах в народе осталась пословица «Пусто, словно Мамай прошел»

- Как вы понимаете ее смысл?

- Почему же Русь, прославленная подвигами русских князей, покорилась монголо- татарам? (между князьями  не было мира и согласия)

Князья соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. Двести лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет понадобилось людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли. Хан Батый основал огромное по составу государство- Золотую Орду. Русские земли находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам хана, платили огромную дань.

- Какая 3 беда пришла на нашу землю? (с Запада на нашу землю напала прибалтийские, шведские и немецкие рыцари)

В то время, когда Бытый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость в борьбе со шведами и ливонскими немцами.

В 1240 г. по приказу папы король Швеции направил огромное войско на Новгород. Единственный город, который не был разрушен татарами. Его стремились захватить немецкие рыцари. Шведский военачальник привел войско в устье реки Невы. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с военачальником Шведов и ранил его в лицо, шведы дрогнули и побежали к кораблям.  

Весть о победе на Неве разлетелась по всей Руси. Александру дали прозвище Невский. А было князю всего 20 лет. Вскоре после невской победы вновь появились немецкие крестоносцы.

Решающее сражение произошло на Чудском озере. 5 апреля 1242г. разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледовое побоище. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

  1.  Физкультминутка
  2.  Продолжение работы по теме урока

Работа с учебником

-Прочитайте на с. 29, как зовут русского князя, который начал объединение русского народа. – Под каким именем князь Даниил вошел в историю? (Даниил Московский. Это первый московский князь) Почему ему поставлен памятник? Чем он прославил своё имя? (он начал собирать вокруг москвы русские земли)

-Читаем статью на с. 29- 31.  

-Какое мудрое решение приняли русские князья? (с рыцарями сражаться а у орды просить разрешение на княжение- ярлык)

-Как зовут русского князя, который начал обьединение русского народа? (Даниил Московский первый московский князь, начал собирать вокруг москвы русские земли)

-Какую цель поставили перед собой сыновья князя Даниила?

-Какую роль сыграл сын Даниила Юрий?

-Чем прославился Иван Данилович?

-Какое прозвище и за что он получил в народе?

-Какой шаг окончательно укрепил москву как столицу русского народа?

-Какие священнослужители помогали духовному объединению Руси?

-Послушайте легенду о  Сергии Радонежском и ответьте на вопросы в учебнике.

  1.  Подведение итогов урока

Внимательно посмотрите на вопросы в конце учебника и постарайтесь ответить на каждый из них.

  1.  Рефлексия

-Посмотрите на слайд и продолжите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Затруднения у меня вызвало…

Я могу поставить себе оценку … потому что …

  1. Домашнее задание

Прочитать и  изучить параграф «Москва-преемница Владимира».



Предварительный просмотр:

Тема: «Задачи на движение в противоположных направлениях»

Цель: учиться моделировать и решать задачи на движение в противоположных направлениях.

Задачи урока: 

Образовательные: актуализировать и обобщить знания о решении задач на движение.

Развивающие: развивать познавательную активность, математическую речь, внимание, мышление, расширять кругозор учащихся.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, хорошую мотивацию, достижение прочных знаний по предмету, воспитание у учащегося чувства доброты, милосердия.

Формируемые УУД: познавательные- находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; регулятивные- определять цель учебной деятельности с помощью учителя; коммуникативные- формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свои мысли в устной и письменной речи; личностные- понимать универсальность математических способов познания закономерностей мира, уметь строить и преобразовывать модели отдельных процессов и явлений, уметь определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Оборудование: учебник, презентация

Ход работы

  1. Организационный момент

Ну, теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в         порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Можно и урок начать.

  1. Актуализация знаний

Устный счет:

40:5…*3… :6…+46=…

72:8…+11…:5…*9=

28:7…*4…+8…:10=

56:8…+13… :4…*8=

Вычисли:

1 вариант

5 ц – 3 кг 600 г =

3 кг 500 г + 14 кг 50 г =

2 вариант

4 ц  - 4 кг 400 г =

7 кг 600 г + 4 кг 20 г =

 (самостоятельное выполнение, взаимопроверка)

Вычисли, записывая примеры столбиком:

542 009 - 14 657 = 527 352

700 803 – 657 757 = 43 046

(Решают 2 человека возле доски, фронтальная проверка)

Решите задачу:

Из двух городов одновременно навстречу друг другу выехали автомобиль и автобус и встретились через 5 ч. Скорость автомобиля 80 км/ч, а автобуса – 60 км/ч. Какое расстояние между городами?((80+60)*5= 700 км/ч)

  1. Самоопределение к деятельности:

-Посмотрите на схемы. Чем они похожи и чем различаются? (похожи тем, что едут 2 автомобиля, скорость одинаковая; отличаются тем, что на первой схеме движутся навстречу друг другу, а на второй в противоположных направлениях)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Тема нашего урока «Задачи на движение в противоположных направлениях». Исходя из темы урока, давайте сформулируем цель урока. Цель: учиться моделировать и решать задачи на движение в противоположных направлениях.

  1. Работа по теме урока

Работа с электронным приложением.

-Послушайте объяснение и скажите, какое движение называют движением в противоположных направлениях? (Движение при котором объекты удаляются друг от друга)

-Как называется общая скорость при этом движении? (Скорость удаления)

-Как найти скорость удаления? (Сложить скорости двух объектов)

  1. Физкультминутка
  2. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

- Прочитайте задачу №1 на стр. 37. Назовите ее вид

-Прочитайте вопрос задачи, как это можно сказать по-другому?

-Найдите скорость удаления

-Как узнать, на сколько км они удалятся за 2 ч?

-На сколько км они удалятся за 3 часа?

-Посмотрите на №2. Составьте аналогичную задачу по рисунку.

-Выполняем №8. Необходимо сравнить числа. Выполнение самостоятельно.

-Вернемся к теме урока и рассмотрим задачу 6 на странице 38. Внимательно прочитайте ее. Назовите вид задачи. Начертите и заполните таблицу:

Скорость

Время

Расстояние

55 км/ч

9 ч

   

    13 ч

 ?

    723 км

?

?

?

 

-Что нужно знать, чтобы найти скорость?

-Как найти оставшееся время?

-Как найти оставшийся путь?

-Запишите решение задачи самостоятельно.

  1. Подведение итогов урока

-С каким видом движения мы познакомились на уроке?

-Как называется общая скорость при движении в противоположных направлениях?

  1. Рефлексия

Закончи предложение: 

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Затруднения у меня вызвало…

  1. Домашнее задание

Учебник: № 7, 8, 9 стр. 38



Предварительный просмотр:

Тема: «А. Н. ПЛЕЩЕЕВ «ДЕТИ И ПТИЧКА»

Тип урока: освоение нового материала

Цель: познакомить учащихся с произведением А.Н.Плещеева «Дети и птичка»

Задачи урока:

Образовательные: познакомить с произведением А.Н.Плещеева «Дети и птичка»; добиться понимания смысла стихотворения; работать над навыком выразительного чтения;

Развивающие: развивать монологическую форму устной речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать читательский интерес; воспитывать уважение к мнению товарищей и желание адекватно оценивать свои достижения.

Формируемые УУД: познавательные- понимание главной мысли, поиск необходимой информации в произведениях, осознанно строить речевое высказывание; регулятивные- формулировать тему и цель урока, прогнозирование, соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; коммуникативные- планировать учебное сотрудничество, определять функции участников; личностные- формирование системы нравственных ценностей.

Оборудование: портрет А.Н.Плещеева, учебник литературное чтение 4 класс, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Ивановна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте свою готовность к уроку.

Я держу в ладошах солнце,

Я дарю его друзьям,

Улыбнитесь- это просто,

Лучик солнца это вам!

Пусть в эти холодные осенние дни солнышко согревает вас своим теплом. Давайте подарим улыбки друг другу, нашим гостям и начнем урок с хорошим настроением! Девочки присаживайтесь, молодые люди помните что вы наша опора во  всем и присаживайтесь.

  1. Проверка домашнего задания

-Давайте вспомним, какой раздел мы сейчас изучаем? (поэтическая тетрадь)

-Произведения какого жанра собраны в данном разделе? (стихотворения)

-С произведениями какого автора мы познакомились на прошлом уроке? (ответы детей) Какие факты из жизни писателя вы знаете?

-Какие стихотворения вы изучали дома? (ответы детей)

-Прочтите выразительно стихотворение своему соседу по парте и оцените, но для начала давайте вспомним что значит прочитать выразительно?  (Это значит целыми словами, без ошибок, соблюдая паузы, выделяя голосом нужные слова, передать интонацией чувства и настроение). Молодцы!

Ребята! Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. Посмотрите на чемодан который стоит на столе. Сейчас мы посмотрим, что в нем находится и определим чем занимался человек, которому он принадлежал. (На столе стоит чемодан с портретом, пером, печатной машинкой, сборником стихотворений; несколько учеников помогают доставать предметы и показывать их классу.)

-Как вы думаете чем занимался человек, которому принадлежат эти вещи? (писатель)

-Предположите в каком веке он жил? (19 век)

-Совершенно верно, все эти вещи принадлежат Алексею Николаевичу Плещееву, знаменитому русскому поэту, писателю, переводчику, литературному критику. Годы его жизни 22 ноября 1825- 26 сентября 1893.

-Молодцы! А сейчас внимательно послушайте загадки, ответы на них помогут нам узнать тему стихотворения, которое мы будем читать и анализировать на уроке:

-Прочтите вслух загадку со слайда, а теперь очень быстро как скороговорку, шепотом (речевая разминка)

Непоседы маленькие,

Прыгают, как заиньки,

Конфеты сладкие едят,

Смеются громко и кричат! (Дети)

Есть два крыла и голова,

Две лапки, клюв и перья.

Это что за невеличка?

Отгадали? Это … (птичка)

-Назовите тему урока. (А.Н.Плещеев «Дети и птичка»)

-Каких целей должны достигнуть?

Исходя из темы, давайте определим цель нашего урока (ответы детей)

Цель: познакомиться с произведением А.Н.Плещеева «Дети и птичка», добиться понимания смысла стихотворения; работать над навыком выразительного чтения.

Работа по теме урока

Знакомство с биографией А.Н.Плещеева (рассказывают заранее подготовленные учащиеся)

1 ученик - Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит…

2 ученик - Это очень красивое стихотворение придумал один знаменитый русский поэт, с жизнью и творчеством которого мы сегодня познакомимся.

1 ученик -  4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.

2 ученик - Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

1 ученик - В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета.

2 ученик - В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.

1 ученик - Одно из самых видных мест Плещеев занимает в детской литературе. Детские стихотворения собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».

2 ученик - Многие стихотворения Плещеева настолько хорошо знакомы, что, кажется, мы их знали всегда. С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы. Вот какая у него весна.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою…

1 ученик - А после весны наступает лето красное с яркими цветами и тёплым солнышком.

Весёлое лето! Всем дорого ты!

В лучах ароматных пестреют цветы,

А в рощице пташек звенят голоса,

Их песни хвалою летят в небеса.

2 ученик - Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

1 ученик - И ещё много стихотворений написал А.Н.Плещеев. На основе некоторых его стихов сложили романсы.

2 ученик - Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа. 

Итог: Спасибо, ребята, за такой интересный рассказ. Что вы узнали из рассказа одноклассников об авторе?

Пробыл 10 лет в ссылке на военной службе, по возвращении продолжил литературную деятельность, пройдя через годы лишений, бедности он стал авторитетным литератором и критиком.

 2.Первичное восприятие стихотворения

-Посмотрите, в нашем чемодане лежит диск, как думаете что на нем записано? Давайте проверим ваши и внимательно послушаем.

 (аудиозапись)

-Только что мы прослушали стихотворение «Дети и птичка»

3.Проверка первичного восприятия

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение?

-Чем оно необычно? (Написано в форме диалога.)

-Назовите собеседников. (Дети и птичка.)

-Какой вы представили себе птичку?

-А детей? (Маленькие, учатся в 1 классе, т.к. птичка называет их малютками и говорит, что вернётся, когда они научатся читать.)

Итог: Молодцы! Внимательно слушали.

Физминутка

4.Словарная работа

- Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов. На листках у вас записаны слова, обсудите в парах их значение и запишите.

ПРОЧЬ – подальше от кого-либо

ПОНЕСЁМСЯ - следовать очень быстро, стремительно

СТУЖА - сильный холод, мороз

ВЕШНЕЕ – весеннее

-Ребята, зачем вы выясняли значение непонятных слов? (Чтобы был понятен смысл прочитанного.)

5.Вторичное восприятие стихотворения

-Откройте свои учебники на стр.

-А теперь прочитайте это стихотворение вполголоса. Ваша задача – научиться читать без ошибок целыми словами.  

(Дети читают стихотворение.)

-А теперь читаем вслух «по цепочке».

Итог (учитель говорит, у всех ли получилось прочитать целыми словами и без ошибок).

6.Анализ стихотворения

-В какое время года происходит разговор детей с птичкой? (Осенью)

-Докажите свой ответ.

-О чём просят дети птичку? (Не улетать от них.)

-Почему дети просят птичку не улетать? (Нам жаль твоих песенок звонких.)

-Что она им отвечает? (Гонят меня холода и дожди.)

-Какой глагол указывает на стремительность действий птиц? (Понесёмся.)

-Почему автор использовал именно этот глагол?

-Прочитайте описание юга. (Нет там ни стужи теперь, ни дождей и т.д.)

-Какой ещё вопрос задают дети птичке? (Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?)

-Как она им объяснила время прилёта назад? (Я вернусь, когда с полей сойдёт снег, зажурчит ручей, когда вся природа начнёт оживать.)

-Какое это будет время года? (Весна.)

Итог: -Молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

-Ребята! Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении? (Олицетворения, эпитеты.)

-Что такое олицетворение? (Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.)

-Что такое эпитет? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)

-Давайте найдём в стихотворении олицетворения и эпитеты.

-Ребята 1 варианта ищут олицетворения, ребята 2 варианта – эпитеты.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

ветер не срывает

солнышко не прячется

ЭПИТЕТЫ

песенки звонкие

милые крошки

новые песни

вешнее солнце

Поменяйтесь карточками и проверьте, все ли приемы выписал ваш сосед?

- С какой целью использует поэт эти приёмы? (Они лучше помогают представить картину, которую рисует поэт. Чтобы мы ярко представили себе осень, образы детей и птички.)

7.Работа над выразительным чтением стихотворения

-А теперь будем учиться читать стихотворение выразительно.

-С каким настроением будете читать 1 часть? (С грустным настроением, с болью и печалью.)

-Какой будет темп? (Быстрый)

-Прочитайте 1 часть.

-Меняется ли настроение во 2 части стихотворения? С каким чувством вы будете её читать?

( Вторую часть будем читать с чувством лёгкой грусти.)

-Какой темп? (Темп плавный, неспешный.)

-Прочитайте 2 часть.

-Почему меняется ритм стихотворения? (Чтобы показать, что время пролетит быстро, и птичка скоро вернётся.)

Если останется время

-А теперь вы будете читать стихотворение по ролям.

-Сначала отметьте слова детей и птички, потом расставьте паузы, подчеркните слова, которые нужно выделить голосом.

(Дети работают в парах на листочках с текстом стихотворения.)

-Проверьте, правильно ли вы выполнили задание по слайду.

Итог: -Кто выполнил задание правильно?

-А теперь послушаем вас. (Дети слушают и анализируют, как читают одноклассники.)

Подведение итогов урока

-Ребята, наш урок подходит к концу.

-Давайте подведём итоги.

-Вспомните, какие цели мы поставили в начале урока. Удалось ли нам их достигнуть?

-Что запомнили о Плещееве?

-Какое стихотворение читали?

-Что автор хотел показать вам своим стихотворением?

Рефлексия

-Ребята, к каждому из вас тоже прилетела птичка. (достаю птичек в коробочке из чемодана) Давайте расскажем своей птичке что вы узнали сегодня на уроке, свои ответы запишите. Как вы знаете, есть перелетные птички, и которые остаются зимовать с нами. Если ваша птичка согрелась от знаний, которые вы получили на уроке, прикрепите ее на доску рядом с солнышком. А если вашей не понравилось на нашем уроке, она замерзла, проводите ее на юг (табличка на доске юг)  

(Под музыку дети подходят к плакату и приклеивают птичек.) 

Домашнее задание

-Откройте дневники, запишите домашнее задание.

стр.145 (прочитать стихотворение выразительно)

По желанию:

А)выучить стихотворение наизусть;

Б)нарисовать иллюстрацию к стихотворению

Оценки за урок (выдаю птичек с оценками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка

Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

Методическая копилка

Развиваясь  - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...

Методическая копилка

Материалы для учителей начальной школы...