Урок математики
план-конспект урока по математике (1 класс)

Бимурзина Юлия Валерьевна

Конспект урока по математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_1_klasse_po_teme.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".

вид урока: Выявление недостающей информации

Информационно-поисковые действия младших школьников
(познавательное общение)

УУД: Поиск информации через общение, умение задавать вопросы для получения недостающей информации.

Тема: "Решение задач".

Цели

Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.

Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся.

Формирование УУД.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Планируемые результаты

Предметные:

Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.

Уметь правильно оформлять решение задачи.

Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.

Метапредметные связи: окружающий мир, экология, русский язык, чтение.

Ресурсы

Основные:

М.И. Морор, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2012.

М.И. Морор, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2012.

Дополнительные:

Алгоритм решения задачи.

Алгоритм самооценки.

Плакат с текстом задачи.

Плакат с адресом задачи в учебнике.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Дата проведения: 12 декабря.

Ход урока.

1.Организационный момент

-Вот и прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

Ребята, а с каким настроение мы его начинаем?

- Покажите смайликом.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Ребята! А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке математики?

- Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)

- С каждым днём он всё ближе и ближе. Наш любимый праздник...? (Новый год).

- Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.)

Загадка (снеговик)

Из снега соберём комок.

Поставим сверху мы горшок.

Заменит нос ему морковка.

Метлу в руках он держит ловко.

Наденем шарфик мы ему

И не замёрзнет он в пургу.

К теплу он вовсе не привык.

Ведь это чудо – (снеговик)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. (Устный счёт)

- Сегодня на уроке вам необходимы будут смекалка и воображение. Проведём разминку:

Устный счёт даёт понять,

Что мы умеем и что должны знать.

Игра «Снежный ком» (Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал ком).

  • Найди сумму чисел 5 и 3 (8);
  • Из 6 вычесть 1 (5);
  • Прибавь 3 к 7 (10);
  • Из какого числа вычли 3 и получили 2? (5);
  • К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 7? (5)
  • Уменьши 4 на 2 (2);
  • Назови число, следующее за числом 8 (9);
  • Назови число, которое стоит перед числом 3 (2).

Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).

 4 вороны на ветку сели

К ним ещё 3 прилетели.

Отвечайте, быстро, смело-

Сколько всех их прилетело? (7)


 Шесть бельчат и мама белка.

Сосчитать ты их сумей-ка. (7)


 Семь волчат пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько серых под кустами

Вечерком вернулись к маме? (5)


 У домика утром 2 зайца сидели

И дружно весёлую песенку пели.

Один убежал, а второй вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит? (1)

• Считают девочки: 5+3.

• Считают мальчики: 10-3.

- Если забыли таблицу, что делать? (Прибавлять или вычитать по частям.)

Ребята, а почему снеговик приготовил для вас именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.)

2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

-А теперь внимание. По опорным словам определите тему урока:

условие (на доске)

вопрос

решение

ответ

(Задачи)

-Так что мы будем делать? (Решать задачи.)

-И, конечно, откроем ещё что-то новое.

3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

- Напомните, как мы работаем над задачей. (На доске висит пошаговый, созданный ранее детьми, план работы над задачей.

1. Рисунок: Смайлик читает задачу - стрелка - смайлик думает. (Читаем задачу, пока не поймём и не запомним.)

2. В одной рамке слово "условие", в другой - "вопрос". (Выделяем условие и вопрос задачи.)

3. Слово "решение", схема произвольной задачи, запись решения. (Решаем задачу – составляем схему, выбираем действие, записываем решение.)

4. Слово "ответ". (Записываем ответ.)

-Итак, вот наша задача. Запись на доске:

Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?

-Работаем над задачей по эталону.

Шаг 1.Читаем.

- Подумайте, почему елей к вечеру стало меньше? (Срубили для праздника.)

- Как вы считаете, обязательно ли рубить елку для того, чтобы встретить Новый год? (Нет. Можно поставить искусственную ёлку – вот как у нас. И мы ей рады также, как и настоящей.)

- Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждый человек из нашего класса захочет на праздник живую ёлочку, сколько ёлок надо срубить? (26)

- А теперь представьте, если каждый житель России срубит ёлочку? Погибнут миллионы елей.

- Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.

- Возьмите листочки.

Шаг 3. Решение. С чего начнёте? (Со схемы.)

- А потом? (Запись решения и ответ).

- Решите задачу.

(Дети пытаются решить задачу)

4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

-Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)

- Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)

III. Выявление места и причины затруднения.

- У нас возникло затруднение.

1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение.

-Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.)

2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.

-Сколько чисел в этой задаче?(1)

- А в тех, которых решали раньше? (2)

-Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет)

- А сколько должно быть чисел? (2)

-Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Обдумывание будущих учебных действий.

-Итак, давайте внесём изменения в наш эталон.

- Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)

-Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.

V. Реализация построенного проекта.

- Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на сколько елей стало меньше.)

-Какое число можно вставить? (не больше 4)

Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?

-Работаем над задачей по эталону.

1.Читаем.

2.Выделяем условие задачи.

Сколько чисел?

Какое первое число? Второе?

Что обозначает число 4?

Число 2?

Каков вопрос задачи?

3.Решение.

-Работаем на листочках.

-К доске пойдёт Кирюша.

-С чего начнём решение задачи? (Со схемы)

-Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.)

4-2=2(ел.)

Ответ: 2 ели.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

- Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться),

- Возьмите планшеты. Там 2 задачи.

№1.

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.

Сколько подарков стало?

____________________________________________

№2.

Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.

Сколько подарков стало?

Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её.

- На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).

-1 пара работает у доски.

-Проверяем.

Какую задачу выбрали: №1 или №2?

- Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)

-Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о процессе решения задачи.)

-Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.

(Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа в тетради, с. 48.

-Читаем задачу вверху.

- Сколько чисел в задаче? Какие?

-Поднимите руки 1 вариант. Это ваша задача.

- Работайте над задачей по эталону. Советую схему не делать, а дополнить рисунок задачи.

- Второй вариант, поднимите руки. Следующая задача – ваша. Читаем.

- Сколько чисел в задаче? Какие? Работайте над задачей по эталону.

- Советую схему не делать, а использовать рисунок задачи.

- Сколько всего снеговиков? (5)

-Как нашли? (3+2=5)

- Почему выбрали сложение? (Снеговиков стало на 2 больше.)

- Сколько конфет осталось у Пети? (3)

- Как узнали ? (6-3=3)

- Почему выбрали вычитание? (Конфет стало на 3 меньше.)

III. Включение в систему знаний и повторение.

- Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения следующей задачи.

- Страницу и номер я написала на снежинке. Куда же я её повесила? Не могу найти. Покажите рукой, где она? (Дети поворачиваются в разные стороны, стараясь отыскать снежинку.)

- Откройте учебник и найдите нужную страницу и нужный номер. (с. 124, №25)

-Читаем задачу.

- Прочитайте условие задачи.

- Вопрос.

- Вернёмся к условию. Сколько чисел в задаче? (2)

- Какие? (3 и 3).

- Откуда вы взяли второе число, я вижу только одно? (Столько же – значит 3.)

- К доске Маша. (Маша решает задачу с объяснением.)

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1.-Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон?

(В задаче должно быть не менее 2 чисел)

- Оцените свою деятельность на уроке. (На доске три смайлика. Дети выбирают один и объясняют свой выбор.)

2. Закончите предложения

Мне интересно было...

Я узнал(а)...

К сожалению, не смог(ла)...

Теперь я буду…

- Покажите на смайлике с каким настроением вы заканчиваете урок.

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...