Главные вкладки

    Урок математики
    план-конспект урока по математике (1 класс)

    Бимурзина Юлия Валерьевна

    Конспект урока по математики

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_matematiki_v_1_klasse_po_teme.docx25.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок математики в 1 классе по теме "Решение задач".

    вид урока: Выявление недостающей информации

    Информационно-поисковые действия младших школьников
    (познавательное общение)

    УУД: Поиск информации через общение, умение задавать вопросы для получения недостающей информации.

    Тема: "Решение задач".

    Цели

    Образовательные: уточнение представлений об алгоритме и возможностях (не менее 2 чисел в условии) решения задачи. Закрепление умения дополнять условие задачи, анализировать его и правильно оформлять решение.

    Развивающие: развитие математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

    Воспитательные: формирование культуры поведения при фронтальной и групповой работе, экологической культуры уч-ся.

    Формирование УУД.

    Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

    Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


    Планируемые результаты

    Предметные:

    Знать структуру текстовой задачи, возможности её решения.

    Уметь правильно оформлять решение задачи.

    Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

    Личностные:

    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Основные понятия: задача, условие (2 числа в условии задачи), вопрос, решение, ответ.

    Метапредметные связи: окружающий мир, экология, русский язык, чтение.

    Ресурсы

    Основные:

    М.И. Морор, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2012.

    М.И. Морор, С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. . – М. : Просвещение, 2012.

    Дополнительные:

    Алгоритм решения задачи.

    Алгоритм самооценки.

    Плакат с текстом задачи.

    Плакат с адресом задачи в учебнике.

    Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

    Дата проведения: 12 декабря.

    Ход урока.

    1.Организационный момент

    -Вот и прозвенел звонок,

    Начинаем наш урок.

    Ребята, а с каким настроение мы его начинаем?

    - Покажите смайликом.

    Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

    - Ребята! А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке математики?

    - Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)

    - С каждым днём он всё ближе и ближе. Наш любимый праздник...? (Новый год).

    - Ребята, половина первого класса уже позади. Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний? (Нет, мы ещё мало что знаем, мы должны каждый день узнавать что-то новое.)

    Загадка (снеговик)

    Из снега соберём комок.

    Поставим сверху мы горшок.

    Заменит нос ему морковка.

    Метлу в руках он держит ловко.

    Наденем шарфик мы ему

    И не замёрзнет он в пургу.

    К теплу он вовсе не привык.

    Ведь это чудо – (снеговик)

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

    1)Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. (Устный счёт)

    - Сегодня на уроке вам необходимы будут смекалка и воображение. Проведём разминку:

    Устный счёт даёт понять,

    Что мы умеем и что должны знать.

    Игра «Снежный ком» (Учитель кидает мяч и говорит вопрос или задание. Отвечает тот, кто поймал ком).

    • Найди сумму чисел 5 и 3 (8);
    • Из 6 вычесть 1 (5);
    • Прибавь 3 к 7 (10);
    • Из какого числа вычли 3 и получили 2? (5);
    • К какому числу нужно прибавить 2, чтобы получилось 7? (5)
    • Уменьши 4 на 2 (2);
    • Назови число, следующее за числом 8 (9);
    • Назови число, которое стоит перед числом 3 (2).

    Веселые задачки про своих лесных друзей от снеговика (работа с числовым веером).

     4 вороны на ветку сели

    К ним ещё 3 прилетели.

    Отвечайте, быстро, смело-

    Сколько всех их прилетело? (7)


     Шесть бельчат и мама белка.

    Сосчитать ты их сумей-ка. (7)


     Семь волчат пустились в путь,

    Два решили отдохнуть.

    Сколько серых под кустами

    Вечерком вернулись к маме? (5)


     У домика утром 2 зайца сидели

    И дружно весёлую песенку пели.

    Один убежал, а второй вслед глядит.

    Сколько у домика зайцев сидит? (1)

    • Считают девочки: 5+3.

    • Считают мальчики: 10-3.

    - Если забыли таблицу, что делать? (Прибавлять или вычитать по частям.)

    Ребята, а почему снеговик приготовил для вас именно эти задания? (Всё это пригодится для изучения нового материала.)

    2) Актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

    -А теперь внимание. По опорным словам определите тему урока:

    условие (на доске)

    вопрос

    решение

    ответ

    (Задачи)

    -Так что мы будем делать? (Решать задачи.)

    -И, конечно, откроем ещё что-то новое.

    3)Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление.

    - Напомните, как мы работаем над задачей. (На доске висит пошаговый, созданный ранее детьми, план работы над задачей.

    1. Рисунок: Смайлик читает задачу - стрелка - смайлик думает. (Читаем задачу, пока не поймём и не запомним.)

    2. В одной рамке слово "условие", в другой - "вопрос". (Выделяем условие и вопрос задачи.)

    3. Слово "решение", схема произвольной задачи, запись решения. (Решаем задачу – составляем схему, выбираем действие, записываем решение.)

    4. Слово "ответ". (Записываем ответ.)

    -Итак, вот наша задача. Запись на доске:

    Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало меньше. Сколько елей стало вечером?

    -Работаем над задачей по эталону.

    Шаг 1.Читаем.

    - Подумайте, почему елей к вечеру стало меньше? (Срубили для праздника.)

    - Как вы считаете, обязательно ли рубить елку для того, чтобы встретить Новый год? (Нет. Можно поставить искусственную ёлку – вот как у нас. И мы ей рады также, как и настоящей.)

    - Вырубка елей наносит большой вред природе. Если каждый человек из нашего класса захочет на праздник живую ёлочку, сколько ёлок надо срубить? (26)

    - А теперь представьте, если каждый житель России срубит ёлочку? Погибнут миллионы елей.

    - Шаг 2. Выделяем условие, вопрос.

    - Возьмите листочки.

    Шаг 3. Решение. С чего начнёте? (Со схемы.)

    - А потом? (Запись решения и ответ).

    - Решите задачу.

    (Дети пытаются решить задачу)

    4)Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.

    -Можете ли вы решить эту задачу? (Нет.)

    - Почему? (Неизвестно, на сколько меньше стало елей к вечеру)

    III. Выявление места и причины затруднения.

    - У нас возникло затруднение.

    1)Восстановление выполнения операции и фиксирование места (шага), где возникло затруднение.

    -Определите, где у нас возникло затруднение: в условии задачи или в вопросе? (В условии.)

    2)Соотнесение своего действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.). Выявление фиксация во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, которых недостаёт для решения исходной задачи и задач такого класса вообще.

    -Сколько чисел в этой задаче?(1)

    - А в тех, которых решали раньше? (2)

    -Сделайте вывод: можно ли решить задачу, если в условии только одно число? (Нет)

    - А сколько должно быть чисел? (2)

    -Итак, задачу можно решить, если в условии есть хотя бы 2 числа.

    IV. Построение проекта выхода из затруднения.

    Обдумывание будущих учебных действий.

    -Итак, давайте внесём изменения в наш эталон.

    - Сколько чисел должно быть в задаче? (Хотя бы 2 числа.)

    -Я в эталон, в условие, помещу 2 кружочка, чтобы вы помнили, что решить задачу можно, если в условии есть хотя бы 2 числа.

    V. Реализация построенного проекта.

    - Что нам надо изменить в задаче, чтобы она соответствовала эталону? (Добавить число, обозначающее на сколько елей стало меньше.)

    -Какое число можно вставить? (не больше 4)

    Утром на поляне было 4 ели. Вечером их стало на 2 меньше. Сколько елей стало?

    -Работаем над задачей по эталону.

    1.Читаем.

    2.Выделяем условие задачи.

    Сколько чисел?

    Какое первое число? Второе?

    Что обозначает число 4?

    Число 2?

    Каков вопрос задачи?

    3.Решение.

    -Работаем на листочках.

    -К доске пойдёт Кирюша.

    -С чего начнём решение задачи? (Со схемы)

    -Какое действие выберем: сложение или вычитание? Почему? (Вычитание, потому что елей стало меньше.)

    4-2=2(ел.)

    Ответ: 2 ели.

    VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Работа в парах – решение типового задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    - Напомните правила работы в парах и группах. (Нужно уметь договариваться, не ссориться),

    - Возьмите планшеты. Там 2 задачи.

    №1.

    Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало больше.

    Сколько подарков стало?

    ____________________________________________

    №2.

    Было 6 подарков. Пришёл Дед Мороз, и подарков стало на 3 больше.

    Сколько подарков стало?

    Вам надо выбрать только одну задачу, которая соответствует эталону и решить её.

    - На что обратите особое внимание? (В условии должны быть 2 числа).

    -1 пара работает у доски.

    -Проверяем.

    Какую задачу выбрали: №1 или №2?

    - Почему не выбрали №1? (Одно число в задаче.)

    -Рассказывайте. (Ребята, работавшие у доски, подробно рассказывают о процессе решения задачи.)

    -Проверьте сами, правильно ли выполнили работу. Переверните карточку.

    (Около №1 - грустный смайлик, около №2 - весёлый.)

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Работа в тетради, с. 48.

    -Читаем задачу вверху.

    - Сколько чисел в задаче? Какие?

    -Поднимите руки 1 вариант. Это ваша задача.

    - Работайте над задачей по эталону. Советую схему не делать, а дополнить рисунок задачи.

    - Второй вариант, поднимите руки. Следующая задача – ваша. Читаем.

    - Сколько чисел в задаче? Какие? Работайте над задачей по эталону.

    - Советую схему не делать, а использовать рисунок задачи.

    - Сколько всего снеговиков? (5)

    -Как нашли? (3+2=5)

    - Почему выбрали сложение? (Снеговиков стало на 2 больше.)

    - Сколько конфет осталось у Пети? (3)

    - Как узнали ? (6-3=3)

    - Почему выбрали вычитание? (Конфет стало на 3 меньше.)

    III. Включение в систему знаний и повторение.

    - Давайте посмотрим, сумеем мы применить наши знания для решения следующей задачи.

    - Страницу и номер я написала на снежинке. Куда же я её повесила? Не могу найти. Покажите рукой, где она? (Дети поворачиваются в разные стороны, стараясь отыскать снежинку.)

    - Откройте учебник и найдите нужную страницу и нужный номер. (с. 124, №25)

    -Читаем задачу.

    - Прочитайте условие задачи.

    - Вопрос.

    - Вернёмся к условию. Сколько чисел в задаче? (2)

    - Какие? (3 и 3).

    - Откуда вы взяли второе число, я вижу только одно? (Столько же – значит 3.)

    - К доске Маша. (Маша решает задачу с объяснением.)

    IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    1.-Какие новые знания мы сегодня добавили в наш эталон?

    (В задаче должно быть не менее 2 чисел)

    - Оцените свою деятельность на уроке. (На доске три смайлика. Дети выбирают один и объясняют свой выбор.)

    2. Закончите предложения

    Мне интересно было...

    Я узнал(а)...

    К сожалению, не смог(ла)...

    Теперь я буду…

    - Покажите на смайлике с каким настроением вы заканчиваете урок.

    - Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

    Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

    урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

    интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

    Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

    Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

    Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

    Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...