Порядок действий в выражениях.
план-конспект урока по математике (2 класс)

Садыкова Резеда Радиковна

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Л. Г. Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poryadok_deystviy_v_vyrazheniyah.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Математика.

Класс: 2г

Дата: 05.12.2016г.

Урок № 51

Раздел: Числа и арифметические действия с ними

Тема: Порядок действий в выражениях.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока:

1) сформировать представления о порядке действий в выражениях, умение использовать скобки для обозначения порядка действий;

2) тренировать вычислительный навык, умение анализировать и решать текстовые задачи.

3)воспитывать любовь к математике.

Планируемые результаты: Находить рациональные способы вычислений, используя изученные свойства сложения и вычитания.  

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

    Этапы урока

                                    Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Организационный момент.

 Мотивация к учебной деятельности.

  • Сегодня к вам на урок пришёл гость.
  • Кто это? (Муравей.)
  • Действительно, это муравей, да он не один, а с другом! Правильно – вместе веселее. А не приходили они до сих пор потому, что к зиме готовились: запасались едой на зиму. Надо было собрать в особые «кладовые» кусочки грибов, семена растений, погибших насекомых и ещё много других припасов. А потом – тщательно закрыть все входы в муравейник кусочками земли и травы, чтобы зимой в муравейнике было тепло.
  • А теперь, когда все работы закончены, муравьи (они ведь у нас сказочные) попросили лесную фею перенести одного из них в нашу школу. Он знает, что мы живём и трудимся, а заодно, у нас поучиться учиться.
  • Как вы учитесь? (Мы сами понимаем, что еще не знаем, сами стараемся «открыть» новое знание.)
  • Чему был посвящен прошлый урок? (Мы изучали выражения.)
  • Сегодня на уроке вы продолжите работать с выражениями.
  • С чего начнем наш урок? (С повторения необходимых знаний.

Познавательные УУД

Развиваем умения          

 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

1) Программа действий.

  • Мы начнем наш урок с проверки домашнего задания. На дом вам был задан  13 на странице 21. Проверьте свой ответ по образцу.

Учитель открывает на доске образец Д-2.

  • Какие операции являются перестановочными? (Одеть халат и расстелить бумагу.)
  • Зачем нужна программа действий? (Чтобы знать последовательность выполнение действий.)

2) Актуализировать понятие «выражение», виды выражений.

Учитель открывает на доске задание 2 (Д-3):

  • На какие группы можно разбить записи? (На выражения и не выражения.)
  • Что называют выражением? (Запись, составленная из чисел и знаков арифметических действий.)
  • Разбейте на эти группы.

Один из учащихся разбивает записи на группы у доски.

  • На какие группы можно разбить выражения? (На числовые и буквенные.)
  • Разбейте на эти группы.

Один из учащихся разбивает выражения на группы.

3) Составление выражений по программе действий.

Учитель открывает на доске задание 3 (Д-4):

  • Что вы видите перед собой? (Программу действий.)
  • Составьте по данной программе выражение.
  • Какое выражение вы составили? (8 – 3 + 4.)
  • Найдите значение этого выражения. (9.)

4) Задание для пробного действия.

  • Что вы повторили? (Проверили домашнее задание, где нужно было составить программу действий, вспомнили, что называется выражением, какие бывают выражения, потренировались в составлении выражений по программе действий.)
  • Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
  • Что будет дальше на вашем пути? (Задание, в котором будет что-то новое.)
  • Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает на доске программу действий (Д-5):

  • Нужно по данной программе действий составить выражение и найти его значение.
  • Что нового в этом задании? (Мы пока не знаем, …)
  • Попробуйте выполнить это задание.
  • Давайте посмотрим, что у вас получилось. Кто не выполнил это задание?

Учащиеся поднимают руки.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли составить по данной программе действий выражение.)
  • Кто смог составить выражение и найти его значение?

Учащиеся поднимают руки. Некоторые варианты учитель записывает на доску. Вероятнее всего, учащиеся составят выражение 8 – 3 + 4 и верно найдут значение 1. В данном случае затруднение фиксируется следующим образом:

  • Ребята, вы правильно нашли результат, но не правильно составили выражение. Сделайте вывод? (Мы не смогли правильно составить выражение по программе действий.)

Если кто-нибудь из учащихся составил выражение с использованием скобок, затруднение фиксируется так:

  • Кто может обосновать свое мнение, что это за знак «скобки»?

Учащиеся в замешательстве, так как нет соответствующего эталона.

  • Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать свое мнение.)

Коммуникативные

Развиваем умения

1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление.

Выявление места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Какое задание выполняли? (Мы должны были составить выражение по программе действий.)
  • На что похоже это задание? (На предыдущее задание.)
  • Чем это задание отличается от предыдущего? (В первой программе действия выполняются по порядку, а в нашем случае не по порядку.)
  • Расставьте порядок действий в полученном выражении.

Один из учащихся расставляет порядок действий в выражении, остальные на индивидуальных планшетках:

  • В чем же затруднение? (В обозначении действий, которые нужно выполнять сначала, если действия не по порядку.)
  • Почему же возникло затруднение? (Мы не знаем, как выделить действия, которые нужно выполнять сначала.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Какую цель поставите перед собой на уроке? (Узнать, как выделить действия, которые должны выполняться первыми.)
  • Что вам может помочь. Куда нам нужно обратиться? (К учебнику.)
  • Как же вы будете «открывать» новое знание? (Мы посмотрим в учебнике, сделаем вывод.)

5. Реализация построенного проекта.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Я предлагаю поработать вам в парах. Вспомните основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.)
  • Подумайте сначала, как вы бы выделили первое действие?

Учащиеся в парах придумывают свои способы обозначения первого действия. В случае возникновения затруднений, учащиеся фронтально предлагают свои варианты. Возможные варианты:

В случае организации работы в парах, все варианты обозначения первого действия фиксируются на доске.

  • Как же принято в математике? Попробуйте в парах выполнить план.

Учащиеся в парах выполняют план, в случае возникновения затруднений организуется подводящий диалог:

  • Откройте учебники на странице 22. Прочитайте правило.

Учащиеся читают текст учебника про себя.

  • Как же выделяется первое действие? (Первое действие выделяется скобками.)
  • Поставьте скобки в выражении.

Если учащиеся работали в парах, учитель организует защиту результатов. Одна из пар озвучивает свои рассуждения, остальные учащиеся дополняют сказанное. Вариант рассуждений:

  • Мы прочитали правило в учебнике. Сделали вывод, что первое действие берется в скобки. Поэтому выражение должно выглядеть так:

  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Давайте составим эталон. Как же вы будете искать значение выражения, если в нем есть скобки? (Сначала делаем действие в скобках.)
  • А потом? (Действия по порядку слева направо.)
  • Что теперь вы можете? (Записывать выражения, где действия выполняются не по порядку, а так же находить значение таких выражений.)
  • Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить наши знания.)

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) Фронтальная работа.

3 (а, б, д, ж), стр. 23

  • Найдите 3 на странице 23. Выполните задания а), б), д), ж).
  • Первое действие делаем в скобках. Поэтому цифрой 1 обозначаем действие 32 – 16. Затем действия по порядку слева направо.

Остальные выражения комментируются аналогично.

4 (а), стр. 23

  • Выполните в 4 (а) на странице 23. Расставьте скобки.

Учитель заранее выносит выражение на доску. Один из учащихся выполняет задание у доски с комментированием. Варианты комментирования:

  • Первое действие делаем в скобках. Выражение 8 – 2 берем в скобки.

2) Работа в группах.

3 (в, з), 4 (б, в), стр. 23

  • Выполните в 3 задание в) и з), а в  4 б) и в) в группах.

Учащиеся выполняют данное задание в парах с комментированием. Проверки организуется по образцу Д-7.

  • Кто ошибся?
  • В чем ошибка?
  • Исправьте свою ошибку.
  • Какой следующий шаг на уроке? (Проверить, сумеем ли мы выполнить данные задания самостоятельно.)

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; 

ТОУУ

4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;

7. - ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

ТОУУ

8. – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

 9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе. 

Регулятивные 

Развиваем умения

1. – принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания; 

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий); 

3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 

4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата; Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Какую цель вы ставили пред собой на уроке? (Открыть способ выделения первых действий.)
  • Нам удалось достичь цели? (Да.)
  • Кому удалось «открыть» новое самому?
  • Кому не удалось? Почему?
  • Кто приходил к вам на урок? (Муравьишка.)
  • Чему мог научиться Муравьишка?
  • Кто работал на уроке как Муравей, докажите.
  • Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.

Учащиеся показывают свои результаты на «лестнице успеха» (Р-4). Учитель анализирует результаты оценивания.

  • Какие вопросы остались на конец урока?
  • Как и где их можно развеять?

Далее учитель комментирует домашнее задание:

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • В конце урока я предлагаю потренироваться в решении задач.

7, стр. 23

  • Найдите 7 на странице 23. Прочитайте задачу.
  • Заполните схему.

Учитель выносит схему на доску. Один из учащихся заполняет схему на доске с комментированием.

  • Решите данную задачу.

Один из учащихся решает у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. Вариант комментирования:

  • Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно количества ромашек в каждом букете сложить. Это сделать не могу, так как неизвестно количество ромашек во втором и третьем букетах. Поэтому первым действием узнаю количество ромашек во втором букете, вторым действием узнаю количество ромашек в третьем букете. А третьим действием отвечу на вопрос задачи.

Составьте выражение к данной задаче. (38 + (38 – 12) + (38 + 4).)

  • Почему в выражении вы использовали скобки? (Действия выполняются не по порядку.)
  • Расставьте порядок действий.

Один из учащихся расставляет порядок действий в выражении у доски.

  • Где вам может пригодиться умение расставлять скобки? (В составлении выражений к задачам.)

2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

V. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и вариант).

Домашнее задание:

5, № 6, стр. 23.

8 любые 2 уравнения, стр. 23.

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Порядок действий в выражении» (2 класс)

Ознакомление со знаком «скобки» и порядком действий в выражении со скобками. Учимся читать и записывать такие выражения. Формирование представлений о рационализации вычислений....

Конспект урока математики "Порядок действий в выражениях без скобок" (2 класс)

Конспект урока математики "Порядок действий в выражениях без скобок" (2 класс) Образовательная система  "Школа 2100"...

Урок математики во 2 классе "Порядок действий в выражениях"

Урок математики во 2 классе по программе "Школа 2100"....

Урок математики для 2 класса по теме "Порядок действий в выражениях без скобок"

Урок математики для 2 класса "Порядок действий в выражениях без скобок" разработан с учетом требований ФГОС-II. Цель урока: формирование вычислительных навыков, развитие основных видов УУД. Урок постр...

Урок – исследования. Математика 2класс. "Порядок действий в выражениях. Скобки"

Данный урок проходит по теме "Порядок действий в выражениях. Скобки". На уроке учащиеся самостоятельно находят пути решения выражений. В конспекте представлены...

урок математики в 3 классе "Порядок действий в выражениях"

Открытый урок был дан в рамках школьного семинара "Дифференцированный подход к обучению"...

Урок математики 2 класс ТЕМА: Формирование вычислительных навыков. Порядок действий в выражениях без скобок ( действия первой и второй ступени).

Тема данного урока: Формирование вычислительных навыков. Порядок действий в выражениях без скобок ( действия первой и второй ступени).Урок «открытия» нового знанияОсобенность урока- многоас...