Урок математики 2 класс ТЕМА: Формирование вычислительных навыков. Порядок действий в выражениях без скобок ( действия первой и второй ступени).
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Захарова Наталья Викторовна

 

Тема данного урока: Формирование вычислительных навыков. Порядок действий в выражениях без скобок ( действия первой и второй ступени).

Урок «открытия» нового знания

Особенность урока- многоаспектность

Концепция развивающего обучения, которая лежит в основе урока выражает необходимость формирования приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия) в процессе усвоения математического содержания.

Логика построения вопросов побуждает к поиску новой информации, тем самым, поддерживая интерес детей в процессе выполнения учебной задачи.

Доступность обеспечивается достаточным объёмом понятий, терминов, необходимых для усвоения темы, а также использованием различных моделей: предметных, словесных, символических.

Тема  вызвала интерес у учащихся. Материал  на уроке был усвоен хорошо, т.к.  26 ребят из 28 успешно справились с самостоятельной работой  по новому материалу. Дети активно решали задачи на закрепление данной темы.

Многократное обращение к алгоритму действий  способствовало его непроизвольному запоминанию.

Надо отметить, что во  всех  заданиях постоянно отрабатывались  вычислительные навыки учащихся.

 Старалась построить урок так, чтобы каждый ребёнок смог сделать открытие, искал верное решение выражений, сомневался, проявлял интерес к заданиям, чтобы в любом виде работы была преобразующая  деятельность учеников: наблюдение, сравнение, анализ.

 В начало урока включены задания   на повторение изученного  и  включено задание, являющееся переходным этапом к  изучению новой темы.  

 Дети на уроке самостоятельно  оценивают  результаты своей работы и исправляют свои ошибки.  Ребята на данном уроке учатся самостоятельно находить пути решения заданий.

В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки, загадки и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matetmatiki_2_klass.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК МАТЕМАТИКИ     2 – Г класс .

ТЕМА: Формирование вычислительных навыков. Порядок действий в выражениях без скобок ( действия первой и второй ступени).

(учебник «Математика 2 класс»  А.Л.Чекин)

Цель: Познакомить с правилами порядка действий в выражениях, содержащих действия первой  и второй ступени.

Задачи:

           - Научить выполнять арифметические действия в выражениях без скобок (действия первой и второй  ступени);

          - Выработка умений и навыков по применению полученных знаний;

          -  Развивать вычислительный навык;

          -  Развивать умение анализировать и сравнивать;

          -  Развивать навык контроля и самоконтроля;

          - Развивать логическое мышление;

          - Формировать умение планировать свою деятельность, делать выводы, давать оценку своей работы и работы одноклассников, работать в парах.

             - Воспитание  нравственных качеств внимательного отношения друг к другу.

Форма урока: Урок «открытия» нового знания

Методы:  Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

        Словесные методы обучения: беседа.

Наглядные методы обучения: схема алгоритма, рисунок  клумбы.

Приемы   управления учебной деятельностью — приемы слушания, наблюдения, рассматривания, самоконтроля;

Приемы познавательной (внутренней) деятельности — приемы внимания, запоминания; оперирования суждениями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями; объяснения, формулировки вопросов или проблем .

Ход урока:

I. Подготовительный  этап.

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята!

Давайте  продолжим  учиться считать,
Чтобы скорей математиком стать,

Звонок прозвенел. Он позвал на урок.
Пора! Тишина! К нам наука идёт…

2. Логическая минутка.

-Посмотрите  на  доску.     (на доске записаны числа    50, 42, 20, 65, 28,24,56,70, 35)

-Назовите круглые числа. Сколько будет 7 увеличить в 8 раз.  8 умножить на 3. Назовите число, в котором 5дес 6ед. Назовите  число,  у  которого есть 8 ед. Назовите число ,у  которого  6 дес. Сколько будет 6 увеличить в 7 раз. Какое число получится, если 10 умножить на 5? Назовите числа, в которых 5десятков.

-Какие  фигуры вы видите?  Сколько их?

3. Минутка чистописания. Пропишем число 24.

4.Устный счёт.

 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ  ЗАДАНИЯ:

А) на карточках:

7×8                6×4

8×4                9×5

9×5                6×8

7×4                8×3

9×5                7×4

Б) Вставьте пропущенные числа.

5 + 6 = 6 +                                     (7 + 4) + 6 = 7+ (       + 6)  

7 × 3 = 3 ×                                    ( 5 + 6) + 7=        + ( 6 + 7)

5 ×        = 4×                                  ( а + б) + с =       + (       +        )

В) Математический   диктант.

Запишите в строчку через клеточку ответы :

1) Какое число надо умножить на 6, чтобы получилось 42 ?

2) Число, которое меньше 30 на 6?

3) Из какого числа надо вычесть 21,чтобы получилось 5?

4) Значение произведения  8×6.

5)  Сумму чисел 7 и 9.

6) Сумму чисел 35 и 23.

7) Разность чисел 45 и 26.

8) Произведение чисел 4 и 7.

Проверка индивидуального задания

- Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки? Поставьте себе карандашиком «5»,вы молодцы!

- У кого 1-2 ошибки – «4», вы постарались, но  можете лучше.

-У кого ошибок больше, надеюсь, при старании и повторении таблицы умножения и сложения, покажут на следующих занятиях лучший результат!

5. Постановка проблемы, формулирование темы урока.

Запишите в тетрадь выражения (под диктовку):

12 -7+3 =           3 х 8 : 4 =

Найдите значение этих выражений.

- Объясните, как считали?  (Д: По порядку, слева направо 12 -7+3 =8        3 х 8 : 4= 6).

- Запишите пример (на доске) и решите его, фиксируя промежуточные результаты:

8 – 4 : 2 =

- Покажите, что у вас получилось. (Ответы, как правило, получаются разные).

Объясните, как считали. (Сначала выслушиваются объяснения детей, у которых получились различные неверные ответы, походу исправляются вычислительные ошибки. Затем объясняют решение дети, получившие верный результат.)

- Как вы думаете, почему у вас, ребята, получились разные ответы? ( Ученики: Сделали ошибки в решении.  Уч. : Неправильно выполняли  порядок действий)  

- Верно думают те ребята. Кто сказал о правильном  выполнении порядка действий. Мы этого правила  еще не знаем.

- Какой же порядок действий считается правильным?

- Над этой проблемой мы будем работать.

Тема: «Действия первой и второй ступени».

На доске под темой определяются задачи урока ЗНАТЬ и УМЕТЬ

                       алгоритм порядка действий в выражениях без скобок.

ЗНАТЬ

                         

УМЕТЬ    

                       применять данный алгоритм на практике.

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

II. Изучение нового материала.

1.Актуализация знаний, знакомство с новым материалом

-Давайте вернёмся к выражениям  12 -7+3 и   8 х 5 : 2

-Чем они отличаются? (Ученики: действиями)

-Какие арифметические действия в первом выражении? (Уч.:  вычитание и сложение )

-Вы знакомы с ними с первого класса. Сложение и вычитание - это действия первой ступени.

-Составьте выражение с числами  25, 15, 10,используя действия сложение  и вычитание.

Желающие записывают на доске: 25-15+10

                                                           25+15-10

                                                          25-10+15

                                                          25+10 -15

-Молодцы, а в  каком порядке выполняются эти действия? (Ученики: по порядку; слева направо)

- Верно, действия первой ступени выполняются по порядку, слева направо!

-Давайте найдём значения  данных  выражений.

Взаимопроверка в парах. Ученики называют ответы  и я  записываю их на доске

 25-15+10=20                                             25+15-10=30

                                  25-10+15=30                                             25+10 -15=20

- О чём необходимо было помнить при нахождении значений выражений в несколько действий?

(Д: о порядке действий)

- Повторение правила.

- Встаньте, пожалуйста, те, кто верно сосчитал свои выражения. Похлопаем им, вы сегодня молодцы!

- С какими действиями вы познакомились во 2 классе? (Ученики: умножение и деление)

-Умножение и деление –это действия второй ступени.

-Вычислите значение данных выражений, выполняя действия по порядку слева направо.

8 ×5 ꞉ 2 = 20                               8 ꞉ 2 × 5 = 20

- В каком порядке мы выполняли действия второй ступени в этих выражениях?

(Д: Они выполняются по порядку слева направо)

Задание учебника № 3

- Вычислите значение следующего выражения

35 + 7 × 5

- Объясните решения. (Предлагают несколько вариантов решений)

- Что вас  затруднило? (Ученики: в каком порядке выполнять действия разных ступеней)

- Как вы думаете действие  какой ступени выполняется первым?

 (Ученики: сначала выполняются действия второй ступени, потом  - первой)

- Давайте  проверим? (в учебнике)

      - Откройте учебник, прочитайте правило.

- Что теперь необходимо сделать? (закрепить правило )

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

        На доске открывается алгоритм (опора).

     1 место      2 место

-Перед вами алгоритм  решения выражений .

-Расскажите по данному алгоритму правила выполнения действий  в выражении.

- Давайте теперь попробуем решить пример, пользуясь заданным алгоритмом? (Один ученик решает на доске с комментированием, остальные записывают примеры в тетрадь.)

20 + 3× 5 = 35    

2. Применение знания на практике.

- Кто уже чувствует в себе силу самостоятельно справиться с решение примера по новому алгоритму и получить звание «умников» и «умниц»? Кому нужна помощь? (Как правило, никому)

- На доске записаны выражения  по вариантам.

- Предлагаю поработать в парах с данными выражениями. Пользуясь алгоритмом, расставьте порядок действий.

- Проверьте правильность на малой доске.

- Поднимите руки все, кто не сделал ни одной ошибки (аплодисменты).

3. Физминутка.

- Я буду называть действия. Если это умножение или деление — прыгаем. Если сложение или вычитание — приседаем, обхватывая руками колени.

4. Первичное закрепление. Решение задач.

Скоро весна и на улицах нашего города появятся красивые клумбы. Я предлагаю сделать нам возле школы клумбу вот такой формы (рис. на доске)

- Что это за фигура? (Дети: Трапеция, четырёхугольник).

- Помогите мне  найти длину бордюра, если первая сторона равна 10 дм, вторая — 8 дм, третья сторона в 2 раза меньше первой, а четвёртая в 2 раза больше второй.

Решаем задачу по действиям у доски и в тетрадях.

- Что значит найти длину бордюра? (Д. Найти периметр).

- Что такое периметр? (Ученики: Сумма длин всех сторон многоугольника).

- Давайте запишем формулу. (Дети: Р= а+b+c+d)

- Можем сразу найти периметр? (Д. Нет, мы не знаем длины 3-й и 4-й стороны).

- Можем найти их? Что сказано о 1-й стороне?  т.д.

1) 10:2=5 (дм)- длина 3 стороны.

2) 8х2=16(дм)- длина 4 стороны.

3) 10+8+5+16=39 (дм)-Р.

Ответ:39 дм  длина бордюра.

- В парах попробуйте составить выражение к задаче. Какой алгоритм поможет вычислить результат?

Покажите конечный результат: 10+8+10:2+8х2=39 (см)

Сверим ваши  результаты  с моим. (показываю решение выражения)

Молодцы, вы правильно нашли длину нашей будущей клумбы.

- Ребята, а сейчас сами составьте задачу, решением которой было бы выражение 50 – 3 × 5

Кто уже знает, как решить задачу? Кто попробует решить выражением? Кто затрудняется, решайте задачу по действиям.

(Ученики : Было – 50 кг

      Продали  - 5 ящ. по 3 кг.

      Осталось - ? кг.

Решение :

50 – 3 × 5 = 25 (кг) – осталось.

Ответ: 25 кг.

Каким правилом пользовались при решении выражения?

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе.

 - Ребята, а вы сможете найти  значение сложных выражений?

Давайте попробуем подарить себе, друг другу правильное решение выражения. Найдём их значения , используя алгоритм решения выражений. Справившись с заданием,  вас ожидает сюрприз.

-Посмотрите ,у вас на партах лежат лепестки разного цвета. У каждого свой лепесток.  

-Что записано на лепестках? (выражения)

- Укажите  порядок действий в каждом выражении и найдите их значение.

( ВЫРАЖЕНИЯ : 30 – 4 × 3 –жёлтый лепесток,    10 + 9 × 2 – голубой лепесток,   36 - 3× 8 -оранжевый  лепесток,  32 – 21 ꞉ 3 – красный лепесток ,  16 + 28 ꞉ 7 – белый лепесток.)

6. Проверка самостоятельной работы. 

-: Поднимите ладошки, у кого в значении выражения получилось 18. (жёлтый цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это первый цветок из пяти лепестков)

-Теперь те, у кого получилось 28. (голубой цвет)

Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это второй цветок)

-Затем те, у кого получилось 12. (оранжевый  цветок)

-Теперь те, у кого получилось 25. (красный цвет)

-У кого получилось в ответе 20 ( белый цветок)

- Ребята, посмотрите, а вот и сюрприз : красивые цветы расцвел и у нас  на уроке!

7. Итог урока.

- Чему научились  мы на уроке?

Д.: Мы сегодня научились решать выражения по заданному алгоритму.

- Что больше всего понравилось в уроке?

Учитель:

Дорогие ребята.

На уроке потрудились,
Многому вы научились.
Складывать и вычитать,

Делить и умножать,
Молодцы, ребята! Спасибо за урок!

Анализ урока:

Тема данного урока: Формирование вычислительных навыков. Порядок

действий в выражениях без скобок ( действия первой и второй ступени).

Урок «открытия» нового знания

Цель и задачи урока были реализованы успешно.

Особенность урока- многоаспектность

Концепция развивающего обучения, которая лежит в основе урока выражает необходимость формирования приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия) в процессе усвоения математического содержания.

Логика построения вопросов побуждает к поиску новой информации, тем самым, поддерживая интерес детей в процессе выполнения учебной задачи.

Доступность обеспечивается достаточным объёмом понятий, терминов, необходимых для усвоения темы, а также использованием различных моделей: предметных, словесных, символических.

Тема  вызвала интерес у учащихся. Материал  на уроке был усвоен хорошо, т.к.  27 ребят из 28 успешно справились с самостоятельной работой  по новому материалу. Дети активно решали задачи на закрепление данной темы.

Многократное обращение к алгоритму действий  способствовало его непроизвольному запоминанию.

Надо отметить, что во  всех  заданиях постоянно отрабатывались  вычислительные навыки учащихся.

Учитель старалась построить урок так, чтобы каждый ребёнок смог сделать открытие, искал верное решение выражений, сомневался, проявлял интерес к заданиям, чтобы в любом виде работы была преобразующая  деятельность учеников: наблюдение, сравнение, анализ.

 В начало урока включены задания   на повторение изученного  и  включено задание, являющееся переходным этапом к  изучению новой темы.  

 Дети на уроке самостоятельно  оценивают  результаты своей работы и исправляют свои ошибки.  Ребята на данном уроке учатся самостоятельно находить пути решения заданий.

В своей работе применяю эффективные формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету по-разному: использую занимательные задания, наглядные средства обучения, таблицы-подсказки, загадки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра на уроках математики как средство формирования вычислительных навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Статья посвящена проблеме формирования вычислительных навыков у детей с интеллектуальными нарушениями. В ней рассказывается о возможности применения дидактических игр на разных этапах урока математики...

Урок математики 1 класс Тема: "Формирование вычислительных навыков."

Формирование и развитие учебного интереса к совместной деятельности по овладению вычислительными навыками....

Урок математики во 2 классе на тему: "Формирование вычислительных навыков в пределах 100» УМК «Школа России»

Урок математики во 2 классе .Тема урока: Формирование вычислительных навыков в пределах 100.Цели урока: закреплять вычислительные навыки учащихся по теме...

Конспект урока математики по теме: "Совершенствование вычислительных навыков"

"Дидактическая цель: совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач; закреплять навыки применения понятий “увеличить в…”, “уменьшить в…”:...

Конспект урока математики по теме: "Формирование вычислительных умений и навыков. Решение задач.", 2 класс, УМК "Гармония"

Цель урока: совершенствование умения решать задачи и вычислять значение суммы (разности) двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд....