математика 9 класс
рабочая программа по математике

Козорезова Ольга Николаевна

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ по матиматике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx45.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

«Рассмотрено»

Руководитель МК

_____        /______________/

ФИО

Протокол № 1 от

«» августа 2018 г.

«Согласовано»

ЗДШ  по УВР

_____        /Олейник М.В.

ФИО

«» августа        2018г.

«Утверждено»

Директор школы

_____        /Кутырёва О.С.

ФИО

«  » августа 2018г.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С  НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

педагога  первой квалификационной  категории

Козорезовой Ольги Николаевны

по   математике

9 класс

2018 - 2019  учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  учебному предмету «математика» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 9 класса составлена на основе примерной  адаптированной  основной  образовательной  программы основного общего образования обучающихся с  интеллектуальными нарушениями, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ГОС к освоению обучающимися АООП ООО. Данная программа включает все темы, предусмотренные авторской программой учебного предмета.

Основной формой реализации программы является урок.

Учебный предмет «математика» включен в обязательную предметную область «математика».

Программа составлена на основе программы учебного курса «математика»   АООП ООО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 9 года обучения  в МБОУ СОШ г. Мамоново.

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета       «Математика» (9 класс) составляют:

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года  N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
  • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  интеллектуальными нарушениями;
  • Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе ГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;  
  • Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
  • Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2018-2019 учебный год;
  • Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2018-2019 учебный год;
  • Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на  2018-

                      2019  учебный год.

Цель: совершенствование процесса социализации детей с  интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.

Задачи:

- формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач;

- формировать положительные качества личности, в частности аккуратность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, любознательность, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль;

- воспитывать стремление  применять лингвистические знания в повседневной жизни.

Основные направления коррекционно-развивающей работы.

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти;

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

- развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по  математике решаются  коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
  • коррекция и развитие зрительного и слухового  восприятия
  • коррекция и развитие тактильного восприятия
  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
  • умение выражать свои чувства.

Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для  детей с ОВЗ.

  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

- Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

- Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений

- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей. И объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьёй для принятия решения в области жизнеобеспечения.

- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

  1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям.

Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

- Представления об устройстве домашней жизни.

- Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность  в каких-либо областях домашней жизни.

Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

-Представления об устройстве школьной жизни.

- Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях.

- Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.

- Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении.

Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении

III.  Овладение навыками коммуникации

Направления специальной (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях

- Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор.

- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

- Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.

- Освоение культурных норм выражения своих чувств.

Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

  1. Дифференциация и осмысление картины мира

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей.

- Формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

- Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

- Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

- Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

- Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка.

- Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

- Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

- Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.).

- Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.)

- Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению.

- Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

- Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми  исследовательскую деятельность.

- Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

- Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.).

- Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

- Умение принимать и включать  в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

- Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

  1. Дифференциация и осмысление своего социального окружения.

Принятых ценностей и социальных ролей

Направления специальной

 (коррекционной) работы

Требования к результатам

Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.

Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.

- Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

- Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

- Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать  и ограничивать контакт.

- Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

- Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

Расширение круга освоенных социальных контактов.

 ГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с  интеллектуальными нарушениями

Общее количество обучающихся в классе 12 человек.    Данная программа предусматривает обучение  детей с интеллектуальными нарушениями. Форма получения образования обучающимися – очная. Класс  коррекционный, преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию.  

Содержание программы

Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное число (легкие случаи).

Процент. Обозначение: 1%.

Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной дробью.

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот.

Дроби конечные и бесконечные (периодические).

Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида.

Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.

Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипед, цилиндр, конус (полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.

Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда.

Площадь боковой и полной поверхности.

Объем. Обозначение: V.

Единицы измерения объема: 1 куб.мм (1 мм3), 1 куб.см (1 см3), 1 куб.дм (1 дм3), 1 куб.м (1 м3), 1 куб.км.

Соотношения: 1 куб.дм=1000 куб.см, 1 куб.м=1000 куб.дм, 1 куб.м=1000000 куб.см.

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).

Числа, получаемые при измерении и вычислении объема (рассматриваются случаи, когда крупная единица объема содержит 1000 мелких).

Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный треугольник, четырехугольник, шестиугольник).

Шар, сечения шара, радиус, диаметр.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

1

Устная нумерация чисел в пределах 1000000. Числа целые и дробные.

1

2

Таблица классов и разрядов.

1

3

Разложение числа на разрядные единицы и на сумму разрядных слагаемых.

1

4

Место десятичной дроби в нумерационной таблице.

1

5

Римская нумерация

1

6

Входной контроль

1

7

Преобразование десятичных дробей

1

8

Сравнение десятичных дробей по величине.

1

9

Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями

1

10

Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин.

1

11

Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей

1

12

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

1

13

Решение примеров и задач

1

14

Контрольная работа по теме «Десятичные дроби».

1

15

Работа над ошибками. Решение подобных примеров и задач

1

16

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 1-значное число

1

17

Умножение и деление на 10,100,1000

1

18

Умножение целых чисел и десятичных дробей на 2-значное число

1

19

Деление целых чисел и десятичных дробей на 2-значное число

1

20

Деление целых чисел и десятичных дробей на 2-значное число

1

21

Решение примеров и задач

1

22

Самостоятельная работа

1

23

 Решение примеров и задач

1

24

Умножение целых чисел и десятичных дробей на 3-значное число (легкие случаи)

1

25

Деление целых чисел на 3-значное число (легкие случаи)

1

26

Деление десятичных дробей на 3-значное число

1

27

Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 3-значное число

1

28

Понятие о проценте

1

29

Замена десятичной дроби процентами

1

30

Замена процентов десятичной дробью

1

31

Нахождение 1% от числа

1

32

Нахождение нескольких процентов числа

1

33

Решение задач на нахождение 1% и нескольких % числа

1

34

Повторение изученного материала

1

35

Контрольная работа по теме: «Процент»

1

36

Работа над ошибками. Решение подобных заданий

1

37

Замена нахождения нескольких % числа нахождением дроби числа.

1

38

Нахождение 10%, 20%,25% от числа

1

39

Нахождение 50%,75%, 2%, 5% от числа

1

40

Решение задач на нахождение числа по проценту.

1

41

Самостоятельная работа по теме «Процент»

1

42

 Работа над ошибками. Решение подобных заданий

1

43

  Нахождение числа по 1%

1

44

Контрольная работа по теме: «Процент»

45

Работа над ошибками. Запись десятичной дроби в виде обыкновенной

1

46

 Запись десятичной дроби в виде обыкновенной Замена десятичной дроби обыкновенной

1

47

Замена обыкновенной дроби десятичной. Дроби конечные и бесконечные

1

48

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот

1

49

Образование, чтение и запись обыкновенных дробей

1

50

Виды дробей. Сравнение дробей с 1.

1

51

Замена смешанного числа неправильной дробью

1

52

Замена неправильной дроби смешанным или целым числом

1

53

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями

1

54

Сравнение дробей с одинаковыми числителями

1

55

Сравнение смешанных чисел

1

56

Основное свойство дроби

1

57

Повторение пройденного материала

1

58

Самостоятельная работа по теме «Преобразование дробей»

1

59

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

1

60

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

1

61

Вычитание дроби из целого числа

1

62

Вычитание дробей вида 2 – 1 1\3  

             

1

63

Сложение и вычитание смешанных чисел

1

64

Решение сложных примеров

1

65

Решение примеров и задач

1

66

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

1

67

Работа над ошибками. Решение подобных заданий

1

68

Умножение и деление дроби на целое число

1

69

Умножение и деление смешанных чисел на целое число

1

70

Подготовка к контрольной работе

1

71

Контрольная работа по теме «Обыкновенные и десятичные дроби»

1

72

Работа над ошибками. Решение подобных заданий

1

73

Решение примеров и задач на умножение

1

74

Решение примеров и задач на деление

1

75

Арифметические действия с дробями

1

76

Решение сложных примеров и задач

1

77

Закрепление изученного материала

1

78

Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот

1

79

Сложение и вычитание обыкновенных и десятичных дробей

1

80

Решение сложных примеров

1

81

Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей

1

82

Решение сложных примеров с обыкновенными и десятичными дробями

1

83

Закрепление пройденного материала

1

84

Контрольная работа по теме «Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями»

1

85

Работа над ошибками. Решение подобных заданий

1

86

Арифметические действия с целыми числами

1

87

Решение сложных примеров на все действия с целыми числами

1

88

Арифметические действия с десятичными дробями

1

89

Решение сложных примеров с десятичными дробями

1

90

Совместные действия с целыми числами и десятичными дробями

1

91

 Совместные действия с целыми числами и десятичными дробями

1

92

Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями

1

93

 Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями

1

94

Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями

1

95

Нахождение числа по его % и нахождение % числа

1

96

Нахождение числа по его % и нахождение % числа

1

97

 Нахождение части от числа и числа по его части

1

98

Итоговый контроль

1

99

Работа над ошибками. Решение подобных заданий

1

100

Решение примеров и задач

1

101

Повторение

1

102

Повторение

1

Геометрия

103

Геометрические тела (куб, прямоугольник, параллелепипед, цилиндр, конус, пирамида)

1

104

Развертка куба

1

105

Развертка прямоугольного параллелепипеда

1

106

Площадь полной и боковой поверхности куба.

1

107

Площадь боковой поверхности параллелепипеда.

1

108

Площадь полной поверхности параллелепипеда

1

109

Тренировочные упражнения по вычислению полной и боковой поверхности куба.

1

110

Тренировочные упражнения по вычислению полной и боковой поверхности параллелепипеда

1

111

Самостоятельная работа по изученному материалу

1

112

Объем. Обозначение объема

1

113

Единицы измерения объема. Соотношение единиц.

1

114

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда

1

115

Решение простых геометрических задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

1

116

Решение простых геометрических задач на вычисление объема прямоугольного параллелепипеда, куба.

1

117

Повторение изученного

1

118

Контрольная работа  по теме «Вычисление объема»

1

119

Геометрические фигуры. Расположение геометрических фигур относительно друг друга

1

120

Симметрия. Симметричные фигуры относительно центра и

1

121

Углы. Виды углов. Построение и измерение углов.

1

122

Цилиндр. Развертка цилиндра

1

123

Конус. Развертка конуса.

1

124

Пирамида. Развертка пирамиды

1

125

Шар. Сечение шара

1

126

Вычерчивание развертки цилиндра, конуса и пирамиды

1

127

Повторение изученного

1

128

Самостоятельная работа по теме «Геометрические тела»

1

129

Геометрические фигуры и геометрические тела

1

130

Построение геометрических фигур по заданным размерам

1

131

Вычисление площади и периметра геометрических фигур

1

132

Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда и куба

1

133

Решение задач на вычисление

1

134

Развертки геометрических фигур

1

135

 Самостоятельная работа по теме «Геометрические фигуры»

1

136

Повторение «Геометрические фигуры

1






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...