Урок математики в 3 «В» классе (система Л.В.Занкова)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Бабинцева Галина Сергеевна

Тема:  Круг. Окружность. Центр окружности.

 

Цели урока:

Образовательная:

формировать у учащихся понятие об окружности и круге, как геометрических фигурах;

 познакомить с историей возникновения этих фигур, историей создания циркуля;

Развивающая:

развивать логическое мышление, наглядно-образное представление о математических понятиях;

Воспитательная:

продолжать формировать эстетическое отношение к предмету, графическую культуру.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока52 КБ
Office presentation icon презентация к уроку519 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 «В» классе (система Л.В.Занкова)

Тема:  Круг. Окружность. Центр окружности.

Цели урока:

Образовательная:

формировать у учащихся понятие об окружности и круге, как геометрических фигурах;

 познакомить с историей возникновения этих фигур, историей создания циркуля;

Развивающая:

развивать логическое мышление, наглядно-образное представление о математических понятиях;

Воспитательная:

продолжать формировать эстетическое отношение к предмету, графическую культуру.

Ход урока.

Орг.момент.

Сегодня мы будем работать в разделе геометрия. Что изучает геометрия?

Верно. Молодцы! Все знаете, и поэтому на уроке вам будет не сложно, а интересно!

Устный счёт.

А пока давайте вспомним арифметику. Посчитаем. Найдите значения выражений, запишите их в порядке возрастания и получите слово, так как каждое число соответствует определенной букве.

Ь  24 + 45 = 69                       4     8   21   27  42  48   69

Л  6 * 8 = 48                           ц    и    р    к    у    л    ь

Р  93 – 72 = 21

И  16 :2 =  8

У  6 * 7 =  42

Ц  6 * 6 : 9 = 4

К  21 : 3 + 20 = 27

Постановка темы.

         Какое слово получилось? (циркуль)  Вы видели этот инструмент? Выберите из предложенных (угольник, циркуль, линейка, транспортир) инструментов циркуль. Посмотрите какой интересный этот инструмент. Циркуль состоит из двух стержней, которые соединены между собой специальным шарниром. Один стержень имеет на конце иглу, а второй грифель.

  - А как вы думаете для чего в  геометрии нужен циркуль? (чтобы чертить круги)

  - Все  согласны?

  - Нарисуйте в воздухе круг.  Вы уверены, что начертили круг? Ни у кого нет другого мнения?  А я знаю, что в геометрии то, что вы показали называется по другому.  Или нет? Давайте в течении урока выясним это. И в конце урока вы должны доказать свою правоту или исправить свою ошибку.

   - Готовы доказывать? Тогда вперед к новым знаниям.

Основная часть: формирование понятия окружность.

 - Итак, посмотрите на экран.(слайд № 1)  Разделите все геометрические фигуры на две группы. Запишите в тетрадь.

  - Проверяем. На какие группы вы разделили?  (1 5 4 6 8 - овалы; 2 3 7 - круги)

  - Хорошо, молодцы! Может кто-нибудь разделил по другому? (1 3 7 8 – часть плоскости, можно найти площадь; 2 4 5 6 – просто контур)

  -Верно. Молодцы!  Посмотрите на следующий слайд.(слайд № 2) Какую из этих фигур можно назвать кругом? (1 или 2)

  -Опять наши мнения разошлись. Чтобы узнать какая из этих фигур круг, и как называется другая фигура, я предлагаю вам выполнить следующее задание. Возьмите заготовку на столе, положите в тетрадь и простым карандашом обведите её.

  - Как вы думаете как можно назвать ту кривую линию, которая у вас получилась? Подсказка: около чего  мы вели эту кривую линию? (около круга)  Верно. Значит, как ее можно назвать? (окружность). Молодцы!

  - Давайте вернемся к нашим фигурам на слайде. Итак, как называется 1 фигура? (круг) Вторая фигура? (окружность)

  - Глядя на эти фигуры скажите что такое круг, а что такое окружность. (Круг – это часть плоскости, у него можно найти площадь, а окружность – это граница круга)

  - Всем известно, что у круга есть одна подруга.      (слайд № 3)

    Знакома всем ее наружность.

    Идёт она по краю круга

    И называется (окружность)

  - Вы с детства знакомы с кругом и окружностью. Где мы можем встретить их в жизни? (циферблат часов, колесо, обруч и т.д.)

  - Верно. Я на урок тоже принесла такой предмет из жизни. (показываю крышку для консервирования) Крышка это какая фигура (круг) Правильно. В каждой крышке для более прочного закрытия по внутреннему краю прокладывают вот такую резинку. (вынимаю резинку из крышки) А эта какая фигура? (окружность) Молодцы!

  - Итак, что такое окружность? (это граница круга)

Физ.минутка

  - А сейчас мы начертим окружности при помощи наших частей тела:

А) круговые движения головой

Б) вращение руками

В) вращение туловищем

Г) нарисовать окружность глазами, носом, указательным пальцем, локтем и т.д.

Практическая часть

  - Вы знаете, ребята, самая простая и в тоже время самая величественная из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Не знаете почему? (нет)

  - Мы сейчас должны научиться чертить окружность. Узнаем о ней во время работы новое. И тогда, как великие греки, откроем в чем же величественность этой геометрической фигуры.

  -А для этого нам понадобиться циркуль. Тот прибор  который мы рассматривали вначале урока. Кто запомнил его устройство? (2 стержня, соединенных шарниром. На конце одного шарнира – игла, другого - грифель) Верно. Молодцы!

  - Чтоб окружность начертить

     Надо с циркулем дружить.

     Закружит одной ногой

     Циркуль твой – циркач лихой.

     А другой проткнул бумагу

     Уцепился и ни шагу.

  - Так как у циркуля имеется игла, то необходимо знать правила работы с ним. (слайд № 4)

   - Итак, ставим циркуль иглой в тетрадь. Раскрываем второй стержень. Держа только за шарнир циркуля крутим его и получаем окружность. Начертите окружность в тетради. (слайд № 5)

 Основная часть: формирование понятия центр окружности.

  - Что осталось от иглы циркуля? (дырочка) Обведите эту дырочку карандашом. Где находится эта точка? (в центре) Значит, как ее можно назвать? (центром окружности) Верно. Молодцы! (слайд № 6)

  - Измерьте расстояние от центра окружности до любой точки окружности. Что заметили? (расстояние одинаковое)  

  - Правильно. Все точки окружности находятся на одинаковом расстоянии от ее центра. Именно это свойство окружности привело к возникновению в Древней Греции колеса. Кто его изобрел неизвестно. Но колесо – это чудо! В чем его особенность подумаете вы? А вы представьте, что случилось бы на Земле, если бы вдруг исчезли все колеса! (многое исчезло бы)

  - Круг – колесо – прогресс. Движение вперед. Если остановиться колесо, то остановиться колесо истории, то остановиться жизнь. Именно поэтому круг и окружность стали венцом совершенства в геометрических фигурах.

  -Итак, подведем итог. Как называется точка О. (центром окружности) На каком расстоянии находятся все точки окружности от ее центра? (на одинаковом расстоянии)

  - Какие вы молодцы. Вы настоящие ученые, потому что сами открыли много знаний об окружности. Но надо проверить наши выводы с научным обоснованием.

Откройте учебник на стр.67 прочитаем  правило.

  - Выполним № 128 задание 6: начерти две окружности.

  - Я немного усложню вам это задание. Начертите две окружности так, чтобы они пресекали друг друга. Если вам сложно выполнить это задание, то выполняйте задание, которое дано в учебнике.

  - А сейчас начертите третью окружность так, чтобы она пресекала  1 и 2. Молодцы!

  - Посмотрите у нас получился какой-то узор. А вы знаете в Древней Руси очень любили выполнять узоры из мелких окружностей. И дома я вам предлагаю придумать свои узоры, рисунки которые  бы состояли только из окружностей.

Если видишь  солнце в небе, или чашку с молоком,              (слайд № 7)

Видишь бублик или обруч, слышишь сказку с колобком,

В круглом зеркале увидел ты сейчас свою наружность.

И вдруг понял, что фигура называется окружность.

Итог

  - А что же такое окружность?

  - Что такое круг?

  - Как называется точка, от  которой равноудалены все точки окружности?

  - Каким инструментом можно начертить окружность?

  - Как им пользоваться? Расскажите правила безопасной работы с циркулем.

   - А сейчас сделаем тест по нашей теме, за который я уверена вы все получите только пятерки.

Тест по математике по теме: круг, окружность, центр окружности.

1.Что такое окружность?

 а) часть плоскости, которая лежит внутри окружности

 б) замкнутая кривая линия

 в) граница круга

2.  Что такое круг?

 а) часть плоскости, которая лежит внутри окружности

 б) замкнутая кривая линия

 в) граница круга

3. Как называется инструмент для выполнения окружности?

а) транспортир

б) циркуль

в) линейка

4. Точка центра  окружности это…

а) точка О

б) точка на линии окружности

в) точка, от которой расстояние до любой точки окружности равное.

5. Сколько на рисунке окружностей?

    а) 5                  б) 6                         в) 7

Рефлексия.

  - Итак, в начале урока вы все утверждали что ваше изображение в воздухе называется круг. Теперь вы согласны с этим? (нет)

  - А как же называется то, что вы изобразили?  (окружность)

  - Теперь вы не  спутаете круг и окружность? (нет) Отлично!

  - Что вы еще запомнили с урока?

  - Вам понравился урок? Мне тоже очень понравилось как вы работали. У нас получилась очень плодотворная деятельность. И в конце урока я предлагаю вам сделать аппликацию.

  - Я вам задала домашним заданием придумать рисунки состоящие из окружностей. Я один такой рисунок придумала. Это цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами. Но пока их у него нет. Вы сами сейчас ему подарите мячики. У вас на  столе три вида кругов выберите один из них  и приклейте на рисунок:

Оранжевый -  вам очень понравился урок, вы многое узнали, все поняли.

Зеленый -  не очень понравилось на уроке, не все поняли.

Синий – вам  не понравилось вообще на уроке, вы ничего не поняли.

  -Посмотрите, ребята, как много оранжевых мячей. Я очень этому рада, ведь это значит, что урок прошел отлично. Спасибо вам за урок!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 3 классе (система Занкова)

урок математики в 3 классе по теме "Умножение многозначного числа на однозначное"...

Урок математики в 3 классе (система Л.В.Занкова)

Открытый урок-презентация  по теме: "Дробные числа. Числитель и знаменатель дроби" ...

"Нахождение дроби от числа. Закрепление" - урок математики в 4 классе (система Л.В.Занкова)

Урок закрепление умения сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, их сложение и вычитание, вычитание из единицы, нахождение дроби о тчисла в том числе и от  именнованного, решение задач разны...

Конспект урока математики в 1 классе (система Л.В.Занкова) «Значение суммы. Чтение и запись сумм, определение их значений».

Конспект урока математики в 1 классе (система Л.В.Занкова) «Значение суммы. Чтение и запись сумм, определение их значений»....

конспект урока математики в 1 классе (система Занкова)

Тема урока: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток разными способами. Состав числа 12. Образование столбика таблицы сложения со значениями сумм, равными числу 12Класс: 1 класс...

Урок математики в 1 классе система Л.В.Занкова

Технологическая карта к уроку математике . 1 класс . Система Л.В. Занкова. Тема: "Выражения, содержащие несколько действий. Нахождение значения суммы трех и более слагаемых"....