Урок математики в 4 классе "Задачи на движение. Закрепление"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок для 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_dvizhenie._zakreplenie.pptx943.4 КБ
Файл zadachi_na_dvizhenie._zakreplenie.docx330.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 4 класс Презентация подготовлена учителем начальных классов МОУ «СОШ №12» г.Воркуты Осиповой Еленой Валерьевной

Слайд 2

Порядок и хаос

Слайд 3

1/4 + 2/4 6/8 - 3/8 7/12 + 5/12 4/7 + 4/7 8/9 – 7/9 5/6 – 4/6 хаосе порядке в о математика наука 1/9 1/6 11/7 3/8 1 3/4

Слайд 4

Сказка басня задача рассказ Петь решение рисовать ходить Движение мажор минор форте

Слайд 5

Тема урока Решение задач на движение

Слайд 6

Формулы вычисления скорости, времени, расстояния Составление схем к задачам Разные способы решения задач

Слайд 7

V S t м км см мин с ч м/мин км/ч см/с

Слайд 8

5км/ч 700км/ч 100км/ч 45км/ч 60км/ч

Слайд 9

Как найти скорость? V =S : t V =S ∙ t V =t : S Как найти расстояние? S =t : V S =V·t S =V : t Как найти время? t =V : S t =S ∙ V t =S : V

Слайд 10

Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между лыжниками через 2 часа? Решите задачу

Слайд 11

Алгоритм решения задач на движение Прочитай задачу. Вспомни о связи между величинами: скорость время, расстояние Установи, что нужно найти. Запиши решение. Составь схему. 1 2 3 4 5 Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2 часа?

Слайд 14

Домашнее задание Старинная русская задача : Роскошно липа расцветала. Под ней червяк завелся малый. Да вверх пополз во всю он мочь- Четыре локтя делал в ночь. Но днем сослепу полз обратно Он на два локтя аккуратно. Трудился наш червяк отважный, И вот итог работы важной, Награда девяти ночей: Он на верхушке липы сей. Теперь, мой друг, поведай ты, Какой та липа высоты. Ответ запиши в привычных единицах длины, используя собственный локоть.

Слайд 15

На уроке я работал Своей работой на уроке я Материал урока мне был активно / пассивно доволен / не доволен понятен / не понятен полезен / бесполезен

Слайд 16

Молодцы !



Предварительный просмотр:

Тип урока: урок закрепления знаний

Класс: 4

Технология построения урока: технология деятельностного метода

Тема: Решение задач на движение. Закрепление.

Цель: Закрепить знания по теме: «Задачи на движение», отработать навыки расчёта скорости,   пройденного пути и времени, продолжить формирование самостоятельности мышления

Задачи:

образовательные: формировать умение анализировать  и решать задачи на дижение; отрабатывать вычислительные навыки при решении задач, систематизировать  знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями.

развивающие: развивать мыслительные операции, речь, пространственное воображение, самостоятельность, коммуникативные способности.

воспитывающие: воспитание уважения к себе в результате достижения целей, дружеских отношений между учащимися.

Метапредметные:

  • регулятивные: выполнять действия самоконтроля при вычислениях; планировать действия при выполнении практического задания по решению задач на движение, осуществлять самоконтроль;
  • познавательные: моделировать задачи на движение в одно действие, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом; самостоятельно планировать и осуществлять небольшую исследовательскую работу;
  • коммуникативные: задавать вопросы, участвовать в диалоге.

Личностные: понимание значения математики в повседневной жизни; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеваемости в своей учебе.

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Организационный

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные:

- принимать роль ученика

Регулятивные:

- готовить рабочее место, всё необходимое для  включения в деятельность;

- осуществлять самоконтроль

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других

Все  готовы точно в срок,                             Со звонком  начать урок?                             Очень  рада.  Начинаем!                             Всем  успеха  я  желаю!

Слайд 1

- Внимательно посмотрите на этот рисунок.

- Что вы на нём видите?

- Какой странный рисунок! Если художник хотел картину природы, то зачем здесь лицо человека? Если хотел нарисовать портрет, то зачем изобразил дерево?

- Как бы вы назвали этот рисунок?

- Автор  назвал её «Порядок и хаос». (Слайд 1а)

- Все ли слова в названии вам понятны?

- Посмотрите на карточку розового цвета. На ней несколько предположительных значений слова хаос. Прочитайте их и попробуйте определить правильное

- Ребята, вы сейчас сами того не подозревая, из хаоса сотворили порядок.

- Обратимся к русскому языку: какими по отношению друг к другу являются слова порядок и хаос (противоположным).  То есть антонимами.   

- На данном рисунке видим смешение молодости (лицо молодого человека) и старости (увядающее дерево).

Дети рассматривают рисунок

- Дерево без листьев, лицо человека

Дети высказывают свои предположения

- Нет. Что такое хаос?

-Это беспорядок, смешение, нагромождение

II. Актуализация опорных знаний

Цель:

- закрепить умение выполнять арифметические действия с дробями

Предметные:

- выполнять арифметические действия с дробями

Регулятивные:

- действовать по инструкции

Познавательные:

-

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме

- А у нас урок-то какой?

- Так как же связаны между собой хаос, порядок и математика?

- Об этом вы узнаете, прочитав высказывание на доске. (Слайд 2)

- Можете ли вы это сделать?

- Почему?

- Что нужно сделать для того, чтобы прочитать это высказывание?

- То есть необходимо навести порядок.

На экране:

1/4 + 2/4            хаосе

6/8 - 3/8         порядке

7/12 + 5/12         в

4/7 + 4/7             о

8/9–7/9

                математика

5/6– 4/6             наука

(Таблица представлена в приложении)

- Прочитайте высказывание, которое у нас получилось

самооценка

- Я не случайно предложила вам это высказывание.

- Сегодня на уроке нам предстоит навести некий порядок в знаниях.

- Математика

- Нет

- Слова стоят не по порядку

- Найти значения выражений и расположить слова в определённом порядке

Дети находят значение выражения, слова выстраиваются в таблицу

- Математика – наука о порядке в хаосе    

III. Формулирование темы и целей урока

Цель:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность;

- проговаривать последовательность действий на уроке

- В хаосе слов на экране выберите лишние:

Слайд 3

- Составьте из этого беспорядка, из этого хаоса предложение

-  Значит, как звучит тема урока?

- Знакомы ли вы с этим видом задач или будем учиться их решать?

- Зачем же тогда мы сегодня будем их решать?

На экране:

Формулы вычисления скорости, времени, расстояния

Составление схем к задачам

Разные  способы решения задач

- Вы сейчас сформулировали цели нашего урока

Дети выбирают слова: задача, решение, движение и объясняют по какому признаку они выбрали именно эти слова

- Решение задач на движение

- Решение задач на движение

- Знакомы

- Чтобы повторить, как они решаются, закрепить умение применять формулы вычисления скорости, времени, расстояния, подготовиться к решению более сложных задач на движение, повторить взаимосвязь между скоростью, расстоянием и временем, закрепить умение составлять схемы к задачам, находить разные способы решения задач

IV. Постановка учебной проблемы

Цель:

- выявить знания учащихся по теме урока

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания)

Регулятивные:

- высказывать своё предположение

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- умение работать в паре

- Как вы отличаете задачи на движение от других задач?

- Пригодятся ли записи на экране при решении задач на движение?  Слайд

- Что они обозначают?

- Всё ли здесь в порядке?

- Каким словом можно назвать то, что вы видите?

- Наведите порядок.

- Все ли предметы двигаются с одинаковой скоростью? Слайд

- Что за величина указана справа?

- Внимательно посмотрите на доску. Вас ничто не смутило?

-  Мы видим хаос.

- Математика – это точная наука, поэтому наведите порядок: соедините картинку со значением скорости.

- Зачем нам необходимо знать, с какой скоростью движется предмет?

- Что ещё необходимо знать при решении задач на движение?

- Поработайте в парах. На розовых карточках записаны формулы. Все ли они правильные? Наведите порядок – обведите нужную формулу.

- Как найти скорость? Выберите нужную формулу.

- Как найти расстояние? Как найти время?

Самооценка по слайду

- В задачах на движение присутствуют такие понятия как скорость, время, расстояние

- Да

- Единицы измерения скорости, времени, расстояния, буквенные обозначения скорости, времени, расстояния

- Нет, всё перемешано

- Хаос

Дети высказываются, как необходимо переставить записи

- Скорость

- Эти предметы не могут двигаться с такой с такой скоростью

Дети рассказывают, как переставить записи

- Формулы нахождения скорости, времени, расстояния

Дети на карточках находят правильные формулы (см. приложение)

V. Применение ранее полученных знаний

Цель:

- организовать работу по совершенствованию навыка решения задач на движение

Предметные:

- формулирование алгоритма решения задач на движение;

- решение задачи на движение;

- использование рационального способа решения

Регулятивные:

- работать по плану;

- высказывать своё предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свои мысли в устной форме

- Мы вспомнили важные понятия по теме.

- Готовы ли вы к решению задач?

- Познакомимся с текстом задачи Слайд

Два лыжника стартовали с двух разных стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему будет равно расстояние между лыжниками через 2 часа?

- Что вам помогает решать задачу?

- Что такое алгоритм?

Слайд

- Прочитайте. Является ли эта запись алгоритмом для решения задачи?

- Почему?  

- Наведите порядок. Расставьте правильно шаги алгоритма. самооценка

- Пользуясь алгоритмом, решите задачу.

- Какой ответ у вас получился?

- Как же так, почему у вас разные ответы?

- Отсутствие одной маленькой фразы привело к хаосу и в результате каждый решал задачу по-разному.

- Посмотрим, как вы составили схемы к своим задачам. Дополните схему на доске, снизу подпишите ответ к вашей задаче. Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность составления схемы у вашего товарища. Взаимооценка

- Сколько действий вы выполнили, чтобы ответить на вопрос задачи?  

- Почему у вас разное количество действий?

- Как вы можете узнать правильно ли вы решили задачу?

- Запишите второй способ решения своей задачи.

- Прошу встать тех, у кого ответы при решении первым и вторым способом совпали.  Самооценка

- Как вы считаете, какой способ решения наиболее рациональный.

- Алгоритм

- Последовательность действий

- Нет

- В этой записи нет последовательности действий

- 20 км, 80 км

- В задаче не было указано направление движения

Дети выходят к доске и дорисовывают схему к «своей» задаче

- 4, 3

- Решали разными способами

- Решить другим способом

VI. Задание творческого характера

Цель:

- применить свои знания в нестандартной ситуации

Личностные:

- определять общие для всех правила поведения

Регулятивные:

- высказывать своё предположение на основе учебного материала;

Познавательные:

- уметь извлекать информацию из предложенных источников

Коммуникативные:

- уметь работать в группе;

- слушать и понимать других, принимать чужую точку зрения

Слайд

- Движутся ли эти круги?

- На самом деле предметы не двигаются, это обман зрения или оптические иллюзии. Это явление изучает физика – наука о неживой природе. А кто знает, как называется наука о живой природе?  

 Все предметы движутся по физическим законам.

- Об оптических  и многих других интересных явлениях вы узнаете на уроках в старших классах. Но это будет через несколько лет. А прямо сейчас я предлагаю вам побыть учёными и, работая в четвёрках,  самим составить задачи из разных областей науки.

- Для этого возьмите карточку. Переверните её.

Что вы видите?

- Используя эти данные, устно составьте задачу и запишите её решение.

Проверка: озвучьте вашу задачу. Как вы её решили? Все ли в вашей четвёрке решали задачу одинаково? Есть ли у неё другой способ решения? Оценка группы

- Ребята, выполняя это задание, вы смогли самостоятельно применить свои знания.

- Если вам понравилась такая работа, вы можете составить свои задачи дома или решить ту, которую предлагаю я. Слайд

- Текст задачи есть на обороте ваших рабочих листов. У этой задачи есть несколько вариантов решения. Попробуйте их найти.

- Да

- Биология

- Изображения предметов и некоторые данные

Дети озвучивают свою задачу, рассказывают, как они её решили

VII. Рефлексия

Цель:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Регулятивные:

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности

 Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме

- В заключении нашего урока я попрошу вас закончить несколько предложений. Концовки есть у вас на партах в конвертах. Выберите нужное слово  и положите карточку перед собой.

Слайд

Формулы        знаю/не знаю

вычисления

V, t, S                                          

Составление  умею/не умею

схем к

задачам                                        

Разные            могу/не могу

Способы

решения задач                                

Применять   смогу/не смогу

свои знания                

- А теперь переверните ваши карточки. Всё ли в порядке? Получилась ли у вас картинка? Наведите порядок -  переложите карточки, составьте картинку.

- Если у вас сложилась  картинка, можно сказать, что вы навели порядок в знаниях, касаемых решения задач на движение.

- Если картинка не сложилась, значит вам ещё есть над чем поработать

Урок окончен!

Дети выбирают карточку с нужным ответом и кладут перед собой на парту

Дети переворачивают карточки. На обратной стороне – часть картинки.

Приложения

1. Таблица для составления фразы

1/9

1/6

1 1/7

3/8

1

3/4

2. Для работы в парах

3. Творческое задание:

Адмирал                                                                             Монарх 60623f4f0c3c                                                                        08209e668a5fc2a8c1f3394fd65cefbd                

3 м/с                                                                                                   4 м/с

                 28 м                                                   t - ?

   Леопард                                                                Гепард

i?id=78176491-40-72&n=21                                                i?id=206039852-44-72&n=21

            60 км/ч                                                                   100 км/ч

                   ?            t = 3ч

      Лиса                                                                                                Собака

i?id=91818465-29-72&n=21                                                                            i?id=456753162-59-72&n=21

  300 м/мин                                                                                                ?

    1500 м            

                                                                                                                            t=3 мин

   Самолёт                                                                             Вертолёт

i?id=201046519-48-72&n=21                                                                                                      i?id=60447473-09-72&n=21

700 км/ч                                                                                                        350 км/ч

50 км                 t=2 ч

4. Карточки для рефлексии

015524c4b002b4d1c0d9267f356

Знаю

Умею

Могу

Смогу

Не знаю

Не умею

Не могу

Не смогу



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Решение задач на движение"

Тема: Решения задач на движение.Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.Задачи:Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значи...

Урок математики в 4 класс" Движение в догонку"

Данна презентация выполнена к уроку математики в 4 классе по учебнику Л.Г. Петерсон...

Урок математики. Решение задач на движение. Презентация.

Тема. Решение задач на движение в противоположных направлениях.Цели: ·        познакомить учащихся с новым видом задач на движение в противоположных направлениях;·...

Разработка урока математики "Решение задач на движение"

Разработка урока с использованием технологии модульного обучения....

Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"

Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"...

Урок математики "Решение задач на движение" (технологическая карта)

На уроке закрепляется умение решать задач на движение, используется проблемная технология, работа с текстом и т.п....