Урок математики "Деление с остатком. Закрепление"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Гуськова Лариса Викторовна

Урок математики "Деление с остатком. Закрепление". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_3klass.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 3 классе

на тему: «Деление с остатком. Закрепление».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цель: закреплять умение выполнять деление с остатком и проверку, вычислительные навыки, умение решать задачи

Задачи:

1) учить правильно и чётко называть компоненты при делении и при делении с остатком;

2) продолжить работу по совершенствованию техники устного счета; развивать умения решать примеры, находить площадь прямоугольника, квадрата;

3) коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании;

4)воспитание положительной мотивации  к обучению.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление с остатком и проверку; решать задачи изученных видов; работать в парах, группах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Оборудование: персональный компьютер, карточки для устной работы, раздаточный материал (карточки для работы в парах, группах).

Ход урока:

 I Организационный момент

- Прозвенел звонок. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь урок. (Минутка создания настроения). 

- Сегодняшний урок я начну словами – (эпиграф на доске): «Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит».

М. В. Ломоносов.

- А как вы понимаете эти слова? (ответы учащихся).

-  Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания и закреплять их. Сегодняшний урок не исключение. Мы отправляемся в путешествие по океану Математики, где постараемся расширить свои математические умения и навыки. В пути нам помогут знания, смекалка, хорошее настроение, а также, ребята, вы сами будете оценивать свою работу. А вот и наш корабль (слайд 2).

- Под каким флагом мы отправимся в путешествие? (под флагом РФ).

- Как он выглядит? Что мы знаем о нем? (Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней-белого, средней-синего и нижней-красного цвета. Белый цвет олицетворяет чистоту помыслов, благородство. Синий цвет символизирует, верность, честность, целомудрие. Красный цвет обозначает отвагу, мужество, смелость, великодушие)   (слайд3).

- Капитан (староста класса) даст наставления  нашей команде:

-Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело-

В мир загадок и сложных задач.

Не беда, что идти далеко,

Не боимся, что путь будет труден.

Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

II Актуализация знаний

- Ну что же, в добрый путь! Мы начинаем свое плавание в бухте «Считалии». (слайд 4)

Чтобы проверить, исправен ли корабль и готов ли экипаж к испытаниям, необходимо решить примеры.

- Сейчас я раздам некоторым нашим морякам индивидуальное задание, вам нужно будет их решить (карточки для детей с ОВЗ).

- А остальные члены команды приготовили карточки.

1.Устный счет 

- Найдите произведение чисел 14 и 3 (42);

- Делимое 60, делитель 4, найдите частное (15):

- Увеличьте 20 в 3 раза (75);

- Чему равна сумма чисел 28 и 17 (45);

- Первый множитель 8, произведение равно 88, найдите второй множитель (11);

- Уменьшите 45 в 3 раза (15);

- Сумму чисел 25 и 50 разделите на 5 (15).

-  Ребята, а теперь давайте вспомним:

1. Как называются числа при делении? (Делимое, делитель, частное).

2. Как найти делимое, делитель? (Чтобы найти делимое, нужно частное умножить на делитель; чтобы найти делитель, нужно делимое разделить на частное).

3. Как найти неизвестный множитель? (Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель).

4. Какие числа получатся в остатке, если делитель равен 4; 5 ? (Делитель 4, остатки: 3,2,1,0;

 делитель 5, остатки: 4,3,2,1,0.)

- Ребята, а почему именно эти числа получатся в остатке? (Потому что остаток должен быть меньше делителя).

-Молодцы, отправимся исследовать остров. Для этого надо выполнить задание в паре. 

2.Работа в парах

Задание с раздаточным материалом:

11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

- Обведите  число, которое делится без остатка на 2.

20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40

- Обведите  число, которое делится без остатка на 4.

40,41,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,58,59,60

- Обведите  число, которое делится без остатка на 6.

- А теперь проверим. (Слайд 5)

-  Внимание на слайд! Кто выполнил правильно? Оцените себя.

 3. Работа в группах

- Молодцы, остров мы исследовали и отправляемся на следующий остров - остров Геометрии. (Слайд 6)

- Итак, перед нами остров Геометрии. Необходимо высадиться на него и пополнить запасы пресной воды. Но наш корабль во время плавания получил повреждения. Его необходимо починить-поставить заплатки. Форма этих заплаток у вас на партах.

- Вычислите, какого размера заплатки надо поставить, найдите площадь геометрических фигур.

- Проверим, I группа, какая у вас геометрическая фигура и какова ее площадь? (затем проверка у II и  III групп).

- Молодцы!

(Сбор карточек у детей с ОВЗ.)

III Самоопределение к деятельности

- Мы пополнили запасы воды и плывем дальше.

- Ребята, теперь, самое время, узнать тему нашего урока. Для этого выполним письменно задания у доски.

- Но сначала откроем свои бортовые журналы (тетради), запишем дату нашего путешествия.

Каллиграфическая минутка 

- Какой праздник будет отмечать наша страна в этом году? (9 Мая - День Победы.)

- Сколько лет прошло со Дня Победы 1945 года? (75лет)

- Используя цифру 9, запишите самое большое двузначное число (99).

Образец написания цифры 9 демонстрируется на слайде  (ЦОР “Письмо цифр”), при необходимости показ можно повторить (слайд 7).

- Дайте характеристику числа 99.

(Это число двузначное, нечётное, состоит из 9 десятков, 9 единиц, соседи 98 и 100.)

- Запишите число 99 в виде суммы разрядных слагаемых.

99 = 90 + 9

Взаимопроверка и оценка.

- Над какой темой мы работали на прошлых уроках? (Деление с остатком)

-А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно решить примеры

 6 примеров (запись на доске):

72:6    16*4     88:44     90:18      29*0     52:4

(Ученики решают по 1 примеру на доске, остальные - записывают в тетрадь.)

На доске: З . К . Е . Л . Н . Е

               12   5   64   0   13   2

- Каждому ответу соответствует буква, но некоторые буквы пропущены. Посмотрите, какое слово получится. (При необходимости написать какую-либо пропущенную букву). (Закрепление). 

- Верно. Тема нашего урока: «Закрепление» (открывается тема урока).

- Ребята, а какой же мы будем закреплять материал?  Какая цель нашего урока? (Закреплять умение выполнять деление с остатком и делать проверку)

- Правильно. Молодцы!

IV Работа по теме урока

 Применение знаний

- Ребята, давайте вспомним, как можно выполнить деление с остатком?

При делении с остатком необходимо придерживаться алгоритма. Повторим его (ученик у доски записывает пример и проговаривает алгоритм решения, затем проверку)

Как разделить число с остатком (слайд 8)

1. Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.

2.Данное число делим на делитель. Это значение частного.

3.Вычисляем остаток.

4.Остаток должен быть меньше делителя.

Проверка - это один из важных этапов любой деятельности. Давайте вспомним, как нужно проверять примеры на деление с остатком:

1.Сравниваем делитель и остаток. Остаток должен быть меньше делителя.

2.Делитель умножаем на частное и к полученному результату прибавляем остаток.

3.Делаем вывод: если получили делимое - пример решен правильно.

V Физкультминутка (слайд 9)

- Внимание, надвигается шторм! (слайд 10) Экипажу корабля приготовиться к преодолению препятствия. Чтобы вывести корабль из шторма, надо высчитать курс.

Работа по учебнику

- Поработаем с учебником,  открываем страницу 33, будем решать примеры на деление с остатком. 

Решение примеров (с проговариванием, опираясь на правило):

- №1 по вариантам, 1 вариант - верхняя строка, 2 вариант – нижняя (слабые ученики с помощью учителя, несколько учеников по очереди решают у доски).

-Какой материал закрепили? (Деление с остатком)

№2 –устно, коллективное обсуждение.

- Почему при делении с остатком остаток не может быть больше делителя? (В этом случае деление можно выполнить еще раз).

-Что повторили? 

-  Мы вывели корабль из шторма, но обратный путь к дому нам преграждает опасное море (слайд10).  Многие корабли там пропали бесследно. Чтобы преодолеть и это препятствие, надо проявить смекалку, терпение и упорство. В этом нам поможет задача.

Решение задачи (№5, 1 ученик у доски)

- Можно ли сделать рисунок к задаче? (Нет, делимое очень большое). А как можно оформить задачу? (Можно в виде краткой записи).

-Решаем задачу.

- Что мы закрепляли? (Решение задач на деление с остатком).

- Все препятствия мы преодолели и теперь возвращаемся домой (слайд 11).

– Но для того, чтобы наш путь был свободным, нам нужно найти ошибки в примерах (учащиеся по цепочке решают примеры, записанные на откидной доске):

25/3=8 (ост.1), 42/8=5 (ост.2), 58/9=7 (ост.5),  (58/9=6 (ост.4).

VI Рефлексия

- Ребята, вот мы и вернулись домой.

- Наш урок подходит к концу. Понравилось вам путешествие по океану Математики?

- Я предлагаю вам самим оценить свою работу  (на слайде12 запись, учащиеся выполняют самооценку).

1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!

VII Итог урока (слайд 13)

- Какую тему мы закрепляли на уроке? (Деление с остатком)

-Расскажите, как вам удалось преодолеть все опасности плавания и выполнить задачи успешно? Какие умения вам для этого понадобились? (Умения решать примеры на деление с остатком, делать проверку.)

-Как выполнить деление с остатком? ((Вспомнить наибольшее число из таблицы умножения, которое делится на делитель, или найти частное методом подбора).

- Вы сегодня очень хорошо поработали, отлично справились со всеми заданиями. Оценка работы учащихся.

VIII Домашнее задание (дифференцированное): (слайд 14)

№16, №13 стр.34-35, для Миши и Саши: №20, 23(1) стр.35. 

-Урок окончен. Спасибо за урок! (слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Деление с остатком" (закрепление), 3 класс

Урок построен в виде "путешествия" . Программа " Школа России"...

Презентация к уроку математики по теме " Деление с остатком" (закрепление), 3 класс

Презентация помогает сделать урок.более ярким, наглядным. Работает " по щелчку"....

Учебно-методический материал.Конспект урока по теме: "Деление с остатком. Закрепление."

Конспект урока математики: "Деление с остатком. Закрепление." УМК по системе развивающего обучения л.В.Занкова.  Обобщение знаний и умений алгоритма выполнения деления числа с остатком.Разв...

Технологическая карта урока. Деление с остатком. Закрепление новых знаний и способов действий.

На уроке обучающиеся смогут повторить и скорректировать знания по теме « Деление с остатком»закрепить знания и умения учащихся  применения алгоритма деления числа с остатком и проверк...

Презентация к уроку "Деление с остатком. Закрепление новых знаний и способов действий."

Этот материал содержит 11 слайдов. Красочные слайды и иллюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию....