Урок математики в 4 классе "Увеличение и уменьшение числа в несколько раз"
методическая разработка по математике (4 класс)

Таратынова Галина Геннадьевна

Тема: «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз»

Цель: закрепить понятие увеличить число в несколько раз, уменьшить число в несколько раз.

Задачи:

- отрабатывать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз при решении задач и примеров, знания таблицы умножения;

- развивать математическую речь, мышление, память, внимание.

- воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: закрепление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»

Урок математики в 4 классе

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Таратынова Г.Г.

2019-2020уч.год

Тема: «Увеличение и уменьшение числа в несколько раз»

Цель: закрепить понятие увеличить число в несколько раз, уменьшить число в несколько раз.

Задачи:

- отрабатывать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз при решении задач и примеров, знания таблицы умножения;

- развивать математическую речь, мышление, память, внимание.

- воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: закрепление.

Ход урока:

  1. Орг. Момент.

Итак, ребята, сейчас у нас урок ….(математики)

Чему мы учимся на этом уроке?

На уроке математики мы…. (решаем примеры, задачи, узнаём что-то новое). Правильно, ребята, на каждом уроке мы узнаём что-то новое.

- Ребята, а как вы понимаете это выражение : «Каждый день узнаём что-то новое?»

Знания- это богатство каждого человека, которые мы складываем в сундучок, а когда необходимо, достаём и используем.

Посмотрите на доску и попробуйте определить тему нашего урока:

  УВЕЛИЧИТЬ    В     ×

 УМЕНЬШИТЬ    В      :

(Увеличение и уменьшение числа в несколько раз)

Какие задачи мы сегодня перед собой поставим? ( будем решать задачи, примеры, работать с геометрическим материалом, узнаем что-то новое).

  1. Устный счёт.

А теперь отгадайте загадку:

Снегом замела дорожки,

Разукрасила окошки.

Она?.... (Зима)

И сегодня мы отправляемся к ней в гости. ( вывешивается картинка зимушка- зима)

        -Ребята, а какая же зима без снега? Вот зима и пришла к нам не одна, а вместе со снежинками. А снежинки не простые, а с числами.

       -Давайте соберём их и составим ряд чисел.

  А ещё, ребята, каждый возьмёт только одну снежинку и запомнит цифру, которая написана на ней .

2  15  32  24  18  60  13  37  48  2  6  77  59

( снежинки вывешиваются на доску в ряд)

- Прочитайте числа, записанные на снежинках.

- Какие числа мы называем чётными? Назовите их.

- Как назовём оставшиеся числа?

- Помогите мне их убрать.

- Назовите наименьшее чётное число данного ряда?(2)

- Увеличьте его в 3 раза. Что значит увеличить в 3 раза? (умножить или по 2 взять 3 раза). Сколько получится ? (6)

- Сколько снежинок с числом 2 в нашей гирлянде? (2)

- А знаете ли вы, что в природе двух одинаковых снежинок не бывает?(поэтому уберём их)

- назовите число, в котором 2дес. и 4 ед. (24)

- Уменьшите его в 3 раза. Что значит уменьшить в 3 раза? (разделить)

- Какое число лишнее? (6)

- Почему? (оно однозначное)

А знаете ли вы, сколько лучиков у каждой снежинки? ( у снежинки 6 лучиков)

- Составьте примеры на умножение и деление с ответом 6.

(2×3  3×2  12 :2  18:3  24:4  30:5 )

- Как называются числа при умножении?

- Прочитай первое выражение по-разному.

- Используя второе выражение составь задачу по краткой записи.

 Итак, чтобы решить её мы используем действие деление. Почему?

- Измени вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия?

  1. Чистописание.

А сейчас, ребята, мы погреем наши ручки, чтобы было не холодно. Варежек то у нас нет…( пальчиковая гимнастика)

- Ребята, мы с вами пишем в чём? ( в тетрадях).

- Что мы пишем в тетради? (цифры)

- Зима нам тоже приготовила тетрадь, только свою, необычную. (Слайд 1)

- Посмотрите, что это за тетрадь? (поле)

- Кто для нас здесь написал?(звери и птицы) правильно, ребята, именно зимой мы можем увидеть следы зверей и птиц.

- Какую цифру написала для нас лиса?(написала цифру 6)( число вывешивается на доску)

- Сорока?(8) Заяц? (7)

- Ребята, а хотите пройти по следам животных?

- Возьмите карточку №1 и обведите цифры, которые написали для нас животные  ручкой.

- Какие двузначные числа можно составить, используя эти цифры?

(67  68  76  78  87  86  88  77  66 )

- Откройте ваши тетради. Какую цифру мы будем писать на минутке чистописания? (78)

- Дайте характеристику этого числа.

- Запишите число в тетради по образцу.

  1. Работа по теме урока.

-Ребята, а как вы думаете, куда нас могут привести эти следы? ( в лес)

- Посмотрите на эту картину. Кого вы здесь видите? (на картине мы видим дятла)

- А знаете ли вы, чем любит питаться дятел? ( питается личинками вредных насекомых и очень любит семена сосновых шишек).

Решение задач.

    Ребята, сейчас мы с вами решим задачу. Возьмите карточку №2.

Послушайте, я вам её прочитаю. ( чтение задачи учителем)

         В первый день дятел принёс 10 сосновых шишек. Во второй день в 2 раза больше. Сколько всего сосновых шишек принёс дятел?

- Вспомним составные части задачи.

- Прочитайте условие задачи.

- Прочитайте вопрос.

- Сколько сосновых шишек дятел принёс в первый день?

- Сколько сосновых шишек дятел принёс во второй день?

- Что значит в 2 раза больше?

- Сколько действий будет в задаче?

( Ширяев Егор)

После составления краткой записи:

 - Сколько вопросов в задаче? (2)

- Сколько будет действий? (2)

- Что узнаем первым действием?

- Что узнаем вторым действием?

(запись решения и ответа)

А теперь немного отдохнём. Представим, что сами наблюдаем за дятлом.

Дети по лесу гуляли  (шагаем)

И за дятлом наблюдали (смотрим)

Вверх на солнце посмотрели ( руки вверх, смотрим вверх)

И их лучики согрели ( обняли себя)

( вывешивается вторая краткая запись)

- Составьте задачу по краткой записи.

- Чем вторая задача отличается от первой? (первое действие деление)

- Почему?

Запишем решение второй задачи.

( Белоногова Настя)

- Сколько вопросов в задаче?

- Сколько будет действий?

- Какое первое действие?

- Второе действие?

(запись решения и ответа)

  1. Самостоятельная работа.

Ребята, а каких птиц мы можем ещё увидеть в лесу?

- Ой, ребята, что это за шум? (звуки снегиря)

-Эти звуки издаёт снегирь.

- А чем питается снегирь зимой? (ягодами калины и рябины).

- А какие из этих ягод снегири любят больше? Это мы узнаем, если правильно выполним следующее задание.

Работа по учебнику с. 95 №28

( проверка и вывешивание на доску карточек со знаками и зашифрованным словом) РЯБИНА

  1. Геометрический материал.

- Ребята, скажите, а хватает ли зимой корма для птиц? ( Нет. Им должны помочь люди.)

- Как птицам помогают люди? ( они строят кормушки для них).

А вот и наша кормушка.

- Из каких геометрических фигур она состоит?

- Что вы знаете о треугольнике? О прямоугольнике?

- Какая фигура лишняя?

- Постройте кормушку в тетради.

  1. Подведение итогов.

-Ребята, что повторили на уроке? Что нового узнали? ( не бывает одинаковых снежинок,  у снежинки 6 лучей)

- Ребята, а помните в начале урока я вас просила запомнить число на своей снежинке?

-Зима дарит вам свои снежинки, но с одним условием. Каждый из вас должен забрать снежинку только со своим числом. А на обратной стороне зима приготовила вам домашнее задание.

Урок окончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 1 классе по математике "Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц"

Данная разработка урока математики предназначена для 1 класса к учебнику Моро М.И., УМК "Школа России". Разработка содержит конспект урока и презентацию по теме....

Урок математики в 1 классе "Уменьшение Числа на несколько единиц".

Разработка урока математики, проведённого в 1-Б классе   по программе Виноградовой "Начальная Школа 21 века"...

Урок математики 1 класс Тема урока: Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Цели урока:Образовательные: Создание условий для обработки умения уменьшать и увеличивать числа  на несколько единиц. Способствовать отработке таблицы сложения (вычитания) на 2. Способствовать ра...

Технологическая карта урока математики «Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.Задачи урокаДидактические:•   отраба...