Конспект урока математики "Задачи с недостающими данными"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Карпова Анастасия Вячеславовна

Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными и преобразовывать их условие.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать таблицу умножения;

    -уметь составлять краткую запись задачи в виде таблицы;

     -уметь решать текстовые задачи.

Личностные:

 -проявлять учебно-познавательный интерес к способам решения учебных и практических задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_s_nedostayushchimi_dannymi.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 7.04.2020 г.                                                                                    Учитель: Рощупкина С.В.

Школа: МАОУ СОШ №91                                                                                                                           Методист: Иванова Н.В.

Класс: 3 «В»                                                                                                                                                      Студентка: Карпова А. В., 42 гр.

Технологическая карта урока по математике

Тема: «Задачи с недостающими данными».

Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными и преобразовывать их условие.

Планируемые результаты

Предметные:

-знать таблицу умножения;

    -уметь составлять краткую запись задачи в виде таблицы;

     -уметь решать текстовые задачи.

Личностные:

 -проявлять учебно-познавательный интерес к способам решения учебных и практических задач.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник математики «ПНШ» 3кл., 2 часть/Чекин А.Л.; презентация, жетоны.

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

Этап самоопределения к деятельности

Метод:

Психологический настрой, организация урока.

3мин

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

-Посмотрите на это число (число 896 на слайде)

-Расскажите мне всё, что вы знаете об этом числе. (является четным трёхзначным числом; натуральное число, расположенное между числами 895 и 897)

-Запишите это число у себя в тетради и пропишите до конца строки.

Приветствовать друг друга и учителя.

Дать характеристику числа

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

Актуализация знаний

5мин

- Начнём мы наш урок с устного счета.

1.Соедините выражения, значения которых одинаковы:

5*4+2*4                8*(9+2)

8*9+2*8               (5+2)*4

6*4+4*8                4*(6+8)                                      

2.Устный арифметический диктант:

   (ответы по руке)

а) Увеличьте 8 в 6 раз (48)

б) Уменьшите число 56 на 4 раза (52)

в) Найдите сумму чисел 42 и 9 (51)

г) В подставке для дисков 37 дисков рок-музыки, а дисков с классической музыкой на 9 меньше. Сколько дисков с классической музыкой. (28)

3.Задача:

В палатку привезли 8 коробок яблок, по 9 кг в каждой, и столько же коробок груш по 7 кг в каждой.

- На какие вопросы вы ответите, выполнив действия:

9*8; 7*8; 9+7; (9+7)*8; 9*8+7*8; 9*3+7*3; (9+7)*3; (9+7)*5 ?

-Теперь подведем итог. Что мы с вами повторили решив устный счет? (умножение числа на сумму; умножение суммы на число; задачу на нахождение неизвестного)

Выполнять задания на повторение.

(П.)

-строить предложения в устной форме.

(Р.)

-учитывать выделенные учителем ориентиры.

Постановка учебной задачи

Методы: словесный, учебный диалог. 

5мин

-Ребята, прочитайте внимательно задачу: Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой коробке. Сколько конфет лежало во второй коробке?

-Я предлагаю составить краткую запись задачи в виде таблицы. (таблица изображена на доске)

- Прочитайте еще раз условие задачи («Во второй коробке лежало в 2 раза больше конфет, чем в первой»), а теперь ее требование («Сколько конфет лежало во второй коробке?»).

-Можем ли мы сразу решить эту задачу? (Нет)

-Почему? (Потому что мы столкнулись с недостающими данными)

-Так какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Задачи с недостающими данными)

-Откройте учебник на странице 75. Тема которую мы сформулировали, совпадает с названием темы, которая написана в учебнике? (Да)

-Совершенно верно! Какие цели мы можем поставить на этот урок урок? (научиться определять задачи с недостающими данными; научиться решать задачи с недостающими данными)

Анализировать задачу

Определять тему и цели урока

(Л.)

-умения самостоятельно давать ответ.

(К.)

-умение устанавливать рабочие отношения;

-осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Открытие нового знания

Методы и приемы:

Словесный, учебный диалог, наглядный, практический.

10мин

-Давайте вернемся к задаче и попробуем её решить исходя из данных. Но сначала повторим условие и требование задачи.

-Теперь, зарисуйте эту таблицу у себя. Каких данных недостает в условии этой задачи? (сколько лежало в первой коробке и сколько конфет лежало во второй коробке)

- Дополните условие задачи так, чтобы задачу можно было решить. Решите задачу самостоятельно.

-Давайте проверим как вы решили задачу (спросить 2-х учеников)

-Теперь, давайте подведем итог.

-От чего будет зависеть ответ задачи? (ответ задачи будет зависеть от того числа, которое мы зададим, но решение будет одним и тем же) 

-Итак, с какой задачей мы познакомились? (с задачей с недостающими данными) 

Почему она так называется? (потому что невозможно выполнить требование такой задачи из-за отсутствия необходимых данных)

-Как решить задачу с недостающими данными?

-А сейчас, откройте учебник на странице 75 и прочитайте задание из упр.№218 (задача, в которой недостоёт данных под номером 2)

-Докажите свой ответ. (невозможно выполнить требование этой задачи, так как неизвестно, на сколько или во сколько раз больше поймал карасей Костя)

- Можно ли дополнить условие задачи недостающим данным? (Да)

- Костя мог поймать на 5 карасей больше, чем Миша, или в 2 раза больше, чем Миша.

-Выполним краткую запись в виде таблицы (1-ый ученик у доски, остальные в тетради)

-Теперь решим задачу (2-ой ученик решает у доски)

- Проверяем решение задачи с пояснением:

1) 15 + 5 = 20 (к.) — поймал Костя

2) 15 + 20 = 35 (к.) — всего карасей

Ответ: 35 карасей.

 Выполнять упражнение в тетради

Решать задачу

Проверять решение задачи

Подводить итог

Решать задачу

Анализировать задачу

Выполнять упражнение.

(П.)

-понимать информацию, представленную на слайде.

-строить предложения в устной форме.

(Р.)

-учитывать выделенные учителем ориентиры.

(Л.)

-умения самостоятельно давать ответ

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

(Л.)

-умения самостоятельно давать ответ.

Физминутка

1мин.

(физминутка на слайде)

Выполнять физ.упражнеия

Первичное закрепление

Методы: практический, упражнение.

7 мин

- Откройте стр.76 и самостоятельно прочитайте задание по номером 220.

- Почему данная задача относится к задачам с недостающими данными?

- Дополните условие задачи недостающими данными и решите полученную задачу самостоятельно.

- Теперь послушаем ваши ответы . Какие данные вы взяли и что получили? (по 1-му человеку с каждого ряда)

-Подведем итог. Какие числа нельзя использовать в этой задаче в качестве дополнительного данного? (нельзя использовать те числа, которые невозможно разделить на 2, так как число учащихся студии бального танца в 2 раза меньше, чем в хоровой студии. Кроме того, нельзя брать «нереальные» числа, то есть числа, которые не будут соответствовать действительности)

Подумать над заданием.

(Р.)

-принимать и сохранять учебную задачу.

(Р.)

-учитывать выделенные учителем ориентиры.

(К.)

-умение устанавливать рабочие отношения;

Самостоятельная работа с самопроверкой

Методы и приемы:

Словесный, беседа.

5мин

-Откройте раб.тетради на стр.50 и самостоятельно прочитайте задачу под №117.

-Каким числом может являться недостающее данное в это задаче? (четным числом)

-Теперь самостоятельно дополните условие задачи недостающими данными. (например, число 8)

-Сформулируйте задачу. (на прогулку вывели 8 собак. Из них половина — овчарки. Остальные — пудели. Сколько было пуделей?)

-Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? (Да)

-Каким действием? (делением)

-Что нужно поделить? (нужно 8 разделить на 2)

-Каким будет ответ задачи? (Ответ: 4 пуделя)

Выполнять упражнение из рабочей тетради

Анализировать задачу

Включение в систему знаний

Методы: практический, упражнение.

4 мин

- Теперь, обратите внимание на номер 219. Это задание вы выполните в группах. Но для начала, повторим правила работы в группах (на слайде)

-Давайте проверим, правильно ли вы сформулировали и решили задачу. (отвечает один ученик с каждой подгруппы)

-А сейчас, прочитайте внимательно на стр.77 номер 222 и выполните его самостоятельно.

Выполнять задание в группе.

Самостоятельно выполнять упражнение

Рефлексия деятельности

Методы и приемы:

Словесный,

самооценивание

3 мин

- Ребята, теперь подведем итог урока. Какие цели мы себе поставили в начале урока?

-Задачи с недостающими данными, это какие задачи? (это задачи, требование которых невозможно выполнить из-за отсутствия необходимых данных)

-У вас на партах лежат грустные и веселые смайлики. Если вы считаете, что на уроке вам все было понятно, поднимите веселый смайлик, а если вам что-то было не понятно, поднимите грустный смайлик.
-Спасибо за урок! Мне было приятно с Вами работать.

Отвечать на вопросы.

(К).

Формулировать собственное мнение и позицию.

Задание дистанта- это видео решения задачи с недостающими данными https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fm.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DtyzDknPAMuQ&cc_key=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование "Недостающие данные" Математика 3 класс ПНШ "Недостающие данные"

Формирование исследовательских способностей ребенка можно рассматривать как важнейший образовательный ресурс здоровьесбережения. Главные задачи исследовательского обучения: активизировать учебную рабо...

Конспект урока на тему"Задачи с недостающими данными" (УМК"ПНШ"3 класс)

Цели урока: формирование умений распознавать задачи с недостающими данными, преобразовывать их условие.Планируемые результаты:Личностные:- формировать интерес к изучению данной темы;- развивать умение...

Конспект урока по литературе "Жизнь дана на добрые дела" 2 класс , УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Жизнь дана на добрые дела»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с новым разделом; введение нравственных понятий раздела; создание усло...

Конспект урока математики "Как получить недостающие данные"

Цель деятельности учителя: формирование умения находить недостающие данные; формирование абстрактного мышления и умение делать логические выводы.Планируемые результаты...

Конспект урока по математике «Изображение данных с помощью диаграмм» 3 класс (УМК «ПНШ»)

Тема урока: «Изображение данных с помощью диаграмм»Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся термином «диаграмма», формирование умения изображать данные с помощью диагра...