Конспект урока математики "Развертка пирамиды. Изготовление модели пирамиды" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по математике (4 класс)

Волкова Александра Анатольевна

Цели деятельности учителя: формирование умения отличать плоские геометрические фигуры от объемных; обобщение умений учащихся соотносить объемную геометрическую фигуру с ее разверткой.

Планируемые результаты:

Предметные:

·        знать название геометрических тел;

·        уметь соотносить объемные фигуры с их разверткой; делать модель фигуры.

Личностные:

·        способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;

·        проводить самооценку своих действий;

·        развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:    23.04.2020 г.                                                                                                       ФИО учителя: Шабалина М.Г.

Школа: МОУ Уйско-Чебаркульская СОШ                                                                            ФИ студента: Бобровникова А.,45гр.                                                          

Класс: 4                                                                                                                                          ФИО методиста: Андреева Т.С.    

Кабинет: 4                                                                

Конспект урока по математике

Тема урока: « Развертка пирамиды. Изготовление модели пирамиды»

Цели деятельности учителя: формирование умения отличать плоские геометрические фигуры от объемных; обобщение умений учащихся соотносить объемную геометрическую фигуру с ее разверткой.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать название геометрических тел;
  • уметь соотносить объемные фигуры с их разверткой; делать модель фигуры.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь правильно. Сейчас у нас будет урок математики.

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа.

Чтоб работа закипела,

Ты берись за дело смело.

И решай всё так как нужно:

Быстро, правильно и дружно!

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Слушать учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

Словесный: диалог.

Практический: устный счет.  

3 мин.

-Сегодня на уроке мы снова побываем в сказочной стране «Геометрии»

-Посмотрите на карту страны Геометрия.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509938/img1.jpg

-Во многих местах мы уже побывали, со многими фигурами познакомились.

-С нами сегодня будет путешествовать Ученый карандаш и Веселая линейка.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509938/img2.jpg 

-Карандаш составил для вас анкету, правильно ее заполнив, мы сможем попасть в город геометрических тел.

АНКЕТА

1. Отгадайте по описанию, о каком геометрическом теле идет речь:

а)  Это объёмная фигура. У неё 6 граней, каждая – квадрат. У этой фигуры 8 вершин и 12  

     рёбер.

б)  Это объёмная фигура. У неё 6 граней. 2 грани - основания и  4 боковые грани являются прямоугольниками.

2. Найдите родственников:

    круг                                куб

    квадрат                          конус

    треугольник                  шар

3. Подумайте, какому геометрическому телу принадлежит данная развёртка:

а)                                                                         б)

4. Назовите геометрические тела, с которыми мы уже познакомились.

(У учителя развёртки к данным геом. телам собраны из деталей конструктора. При ответе ученика на поставленный вопрос учитель собирает из развёртки геом. тело. Дети убеждаются в правильности своего ответа.)

- Молодцы. Анкету заполнили правильно. Все получили пропуск в город Геометрических тел.

- Но там так много ещё неизвестного на чём бы нам остановиться?

(На карте, в городе Геометрических тел, вставлены пометки – кружочки. На оборотной стороне кружочка есть загадка. Учитель, как бы случайно, выбирает тот кружок, где загадка про пирамиду.)

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III. Постановка учебной задачи, целей урока

Словесный: диалог.

5 мин.

 -Ребята, отгадав загадку , вы поймете о чем мы продолжим говорить на сегодняшнем уроке.

Кто в Египте побывал
Сразу же ее узнал
Основание, вершины, 
Грани три или четыре
Что же это? Назовите.
На столе моем найдите.

-Правильно, сегодня на уроке мы продолжим говорить о пирамиде.

-А именно мы будем чертить развертку и собирать это геометрическое тело.

пирамида

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация.

Физминутка

12 мин.

-Но сначала давайте вспомним, из чего состоит каждое геометрическое тело.

Ученый Карандаш начинает фразу, а Вам ее надо закончить.

А) Боковые стороны многогранника это …

Б) Два соседних многоугольника имеют общую сторону. Это …

В) Концы ребер являются …

В зависимости от того, какая геометрическая фигура является основанием пирамиды, пирамиды могут быть треугольными, четырехугольными, и т.д.

(показ образцов)

Перед  вами развертка нашей пирамиды.

Вот развертка пирамиды.
Все не так уж сложно с виду.
На развертку посмотри:
Основанье, грани три.
Если их, как надо сложишь, 
Общий вид представить сможешь.

Что уже сейчас Вы можете сказать о будущем геометрическом теле.

(Это развертка треугольной пирамиды).

Именно такую пирамиду мы будем конструировать сегодня на уроке.

Потрудились - отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем. 
Руки в стороны, вперед, 
Влево, вправо поворот. 
Три наклона, прямо встать. 
Руки вниз и вверх поднять. 
Руки плавно опустили, 
Всем улыбки подарили.

Грани

Ребро

вершинами

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

Наглядный: учебник, учебная презентация.

10 мин.

-Построение начинаем с основания пирамиды – равностороннего треугольника.

а) в середине листа начертим окружность радиусом 50 мм, разделим ее на 6 равных частей с помощью циркуля;

б) соединим намеченные на окружности точки через одну – получим треугольник ABC (это основание пирамиды);

в) из углов треугольника проведем по линейке прямые через центр окружности, отложим на них отрезки длиной 150 мм от центра (точки К, D, Е);

г) соединим эти точки с углами треугольника ABC, как показано на рисунке, - получим стороны пирамиды. Откладывать отрезки при разметке удобнее с помощью циркуля: построение будет более точным;

д) для того, чтобы склеить нашу пирамиду, надо сделать клапаны на гранях по 10 мм.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509938/img3.jpg

К: умение выполнять задания согласно шаблону

VI. Этап самостоятельной работы и с проверкой по эталону

Практический: работа в тетради. 

8 мин.

- Сейчас самостоятельно склейте пирамиду, не забывайте про аккуратность.

-Сегодня на уроке математики мы сделали с вами пирамиду, а на уроке технологии ее украсим.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509938/img4.jpg

Работают самостоятельно

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

3 мин.

-А знаете ли Вы, почему пирамида имеет такую форму? Возникновение культа бога Солнца Ра повлияло на внешний вид пирамид. Равные стороны четырехугольной пирамиды представляли собой как бы застывший поток солнечных лучей, в котором фараон может подняться на небо к своему отцу Ра. Все ранние пирамиды были выстроены из камня, который не разрушается от времени.

-С каким геометрическим телом мы познакомились на уроке.

Ученый Карандаш задает вопрос:

-Как Вы думаете, у разных пирамид одинаковое количество боковых граней или нет? Отчего это зависит?

-Сколько боковых граней у треугольной пирамиды?

-Сколько боковых граней у четырехугольной пирамиды?

пирамида

От того, какая фигура лежит в основании

Три

четыре

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

VIII. Рефлексия деятельности

- Сейчас мы с вами закончим предложение: «На уроке мне ...»

- Используем такие варианты ответа как:

Было трудно ...                              

Было интересно ...

Было не понятно ...                      

Было легко …

- Молодцы. Мне урок тоже понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку?

- Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания!

Анализирует свою деятельность на уроке

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


Задания, разработанные для дистанционного обучения

  1. Для данного урока детям был отправлен мастер-класс по изготовлению пирамиды.
  2. -Построение начинаем с основания пирамиды – равностороннего треугольника. (распечатайте развертку)

а) в середине листа начертим окружность радиусом 50 мм, разделим ее на 6 равных частей с помощью циркуля;

б) соединим намеченные на окружности точки через одну – получим треугольник ABC (это основание пирамиды);

в) из углов треугольника проведем по линейке прямые через центр окружности, отложим на них отрезки длиной 150 мм от центра (точки К, D, Е);

г) соединим эти точки с углами треугольника ABC, как показано на рисунке, - получим стороны пирамиды. Откладывать отрезки при разметке удобнее с помощью циркуля: построение будет более точным;

д) для того, чтобы склеить нашу пирамиду, надо сделать клапаны на гранях по 10 мм.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/509938/img3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Полеты человека. Изготовление модели парашюта ."

Изготовление модели парашюта и парашютиста из цветной бумаги....

Русский язык (конспект урока по теме "Построение модели звукового состава слова" 1 класс)

Тема урока: "Построение модели звукового состава слова"Задачи урока: создать условия для выбора языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для успешного решения коммуникативной задач...

Конспект урока "Работа с конструктором. Модель из конструктора" (3 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по технологии на тему: "Работа с конструктором. Модель из конструктора". Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Перспективная начальна...

Конспект урока по технологии "Самолетостроение. Модель самолета из бумаги", 4 класс

Предметные:Знать: приемы работы с бумагой;Уметь: читать и выполнять чертеж, используя чертежные инструменты.     Личностные:принимать и осваивать социальную роль обучающегося;прояв...

Конспект урока по технологии на тему "Модель планера" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование навыка работы с бумагой; изготовление модели планера.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое планер, модель; технику безопасности;- уметь: изготавли...

Конспект урока по технологии. Тема: "Модели городского транспорта" (3 класс)

Планируемые результаты:- сформировать эстетические чувства, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; адекватного понимания причин успеха/ неуспеха учебной деятельности.- уметь ...